Из воспоминаний о школе Дорофеева Петра Осиповича (с 1886 г. рождения). Записано в 1961 году. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из воспоминаний о школе Дорофеева Петра Осиповича (с 1886 г. рождения). Записано в 1961 году.



Из воспоминаний о школе Дорофеева Петра Осиповича (с 1886 г. рождения). Записано в 1961 году.

    В школе я учился в царское время. Окончил 3 класса с 1898 по 1898 год. Школа была церковно – приходская. Преподавателям разрешалось бить учеников и ставить на колени. Нас учил Александр Михайлович Агапитов. С первого класса основным предметом был Закон божий, по которому занимался батюшка Вознесенский. В школе он был не гостем, а хозяином. Схватит, бывало, ученика за ухо, нагнёт его до полу и поставит на колени или заставит бить поклоны, иногда по 30-40 раз. Каждую неделю ходили молиться в церковь. Занимались по учебникам «Наше родное» (по чтению), грамматика, арифметика, евангелие, священная история. Были уроки чистописания и рисования. В третьем классе учились разбирать и читать рукописи, написанные разным почерком. Много уделялось внимания выработке умения считать на счетах.

    До революции человек, окончивший трёхклассное училище, считался очень грамотным, мог работать писарем в волости, т.е. как бы секретарём в сельсовете, приказчиком (продавцом), счетоводом, заведовать почтовым отделением ит. д.

В школе учились не все дети. Большинство оставалось безграмотными даже в тех поселках, где были школы. Чаще всего кончали только один класс. Родители рано приучали детей к труду. Считали, что научился читать, писать и хватит. Учёбу в школе считали роскошью. Девочек вообще редко отдавали в школу. Нужно было нянчиться с детьми, прясть и ткать холст на одежду, портянки, мешки, полога.

 

После октября

    После того, как в 1920 году сгорело школьное здание, стоявшее на том же месте, где современное здание школы, 2 года занятия не велись. В 1922 году приехала заведующая школой – Шустова Клавдия Тимофеевна.

    Школьного здания не было. Заведующая начала настойчиво хлопотать, чтобы отдали для школы здание Райисполкома (Мокино тогда было районным центром). Ходатайство было удовлетворено. 15 сентября 1922 года начались занятия. Из–за 2-х годичного перерыва и новых взглядов на образование при Советской власти, в 1-й класс пришло 90 учеников, среди них было много переростков.

Шустова К.Т. с учащимися

Урок развития речи в 4 классе проводит Кошкина Н.С. (1936 г.) Урок развития речи во 2 классе проводит Ковязин А.М.

В 1923 году в школе было 3 класса. Третья учительница была дочь попа – Воскресенская Александра Алексеевна.

    В трёх классах училось 120 учащихся. Часть детей не посещала школу, пока не был принят закон о всеобуче по начальным школам.

    В 1927 году школа имела уже 4 класса.

    В 1930 году в школу приехали учителя Ковязин Алексей Михайлович и Ковязина Анна Михайловна.

Ковязина Анна Ивановна Урок развития речи в 3 классе проводит Ковязина А.И.

 

Мокинская школа славилась высоким уровнем преподавания и качеством знаний по русскому языку и математике. Опыт работы Шустовой К.Т. обобщался инспекторами Облоно и работниками ИУУ. По этим материалам были статьи в журнале «Начальная школа», выпущена отдельная брошюра «Мокинская школа» в Кировском областном издательстве в 1938 году.

    Успеваемость по русскому языку в классе Шустовой К.Т. была только на «4-5», троек совсем не было. В целом по всей школе была полная успеваемость. Тетради учащихся приятно удивляли не только высокой грамотностью, но и красивой каллиграфией, их взяли на выставку в Москву. Их воспоминаний ученицы Лутошкиной Мани: «В Мокинскую школу я поступила в 1936 году. В Товылдырской школе из-за болезни мамы я почти не училась в 3 классе и в первой четверти в 4 классе. Прибыла в Мокинскую школу во второй четверти. Сначала ничего не понимала на уроках русского языка и математики, но благодаря внимательности педагога-мастера Шустовой К.Т. все экзамены в 4 классе сдала на «4», а в последующих классах училась только на отлично. В 1668 году мне присвоено звание Заслуженной учительницы школ РСФСР.

(Бусыгина М.И. с.Кичма)

 

Летом

Солнце светит ярко С голубых небес. Что-то тихо шепчет Темный лес.   Мы бежим на речку Брызгаться водой. Нам ромашка белая Кивает головой.   Незабудка нежная Смотрит из травы. Ландыш серебристый Спрятался в кусты.  

(Лутошкина Маня. 4 кл. – Теперь Заслуженный учитель Бусыгина М.И.)

 

Осень

Леса опустели, Птиц не слыхать, Они улетели На юг зимовать. Листья пожелтелые По воздуху летят И ковром узорчатым На земле лежат.

(Валя Олюнина. 4 кл. 1936 г.)

Зима

Пришла зима-волшебница, Кругом светло, бело Пришел мороз трескучий, А птицам голодно. Нам мороз не страшен, Метели нипочем, А птицам мы поможем, Им корму принесём. Окутанные ели Заснули крепким сном, И маленькая речка Покрылась толстым льдом. Мы дружные ребята Катаемся на льду И горячо приветствуем Проказницу-зиму.

(Валя Мамаева. 4 кл. 1936 г.)

Весна

Пришла весна желанная, Кругом ручьи журчат, И птицы перелётные С юга к нам летят. Стали дни длиннее, Верба расцвела. Солнце светит ярче. Прощай теперь, зима!

(Дорофеев Ваня. 3 кл. 1936 г.)

 

Школа стала средней

    С 1-го сентября 1939 года в школе впервые был набран 8-й класс – школа становится средней. Сделано только 2 выпуска девятиклассников – в 1942 году и в 1943 году. В связи с Великой Отечественной войной школа становится средней. Директором средней школы был эвакуированный Петров Александр Фёдорович, завучем – Петрова Татьяна Евгеньевна. С 1943 года после увольнения супругов Петровых директором была Светлакова Валентина Алексеевна, а завучем назначена после окончания педагогического института Деньгина Валентина Александровна, которая и работала на этой должности до выхода на пенсию в 1972 году – 29 лет.

Годы войны

    В годы войны работа в школе не была ослаблена. Ещё серьёзнее стали относиться к каждому уроку учителя и ученики. Общая беда сплотила всех ещё теснее в единый коллектив. Учащиеся 9-10 классов в 1941 – 1943 годах рвались на фронт. Все напряжённо следили за сводками Совинформбюро. Отмечали на карте продвижение войск. После уроков все работали на колхозных полях, заменяли ушедших на фронт отцов и братьев. Жили по призыву партии: «Всё для фронта!».

    Организатором жизни детского коллектива были Комсомольская и Пионерская организации. Силами комсомольцев и пионеров было собрано в помощь фронту 3575 рублей. На постройку танковой колонны и самолётов собрали в деревнях школьного микрорайона 2400 рублей. Собрали тёплые вещи для бойцов. На денежно – вещевую лотерею подписались на 450 рублей. Для посадки на колхозных полях и на учебном хозяйстве собирали верхушки клубней картофеля. В полях не погибал ни один колосок, все умели дорожить хлебом.

    Летом младшие школьники собирали лекарственные травы для аптек и госпиталей. В конце войны отправляли в освобождённые районы посылки школьникам: учебники, перья, художественную литературу.

    Замечательным организатором и идейным наставником была старшая пионервожатая, эвакуированная ленинградская комсомолка – Митропольская Маргарита Борисовна. В ней горел неугасимый огонь ненависти к фашистам, она обладала кипучей энергией и творческим талантом воспитателя. Авторитет её был неизмеримо велик не только у детей и учителей, но и у всего населения микрорайона школы.

Педагогический коллектив школы вёл большую пропагандистскую и культурно – массовую работу среди населения. Активно участвовали в подписке на заём и проводили подписку в окружающих деревнях, умели убедить женщин и стариков, несмотря на большие трудности, оказывать помощь стране в тяжёлые годы войны. Учителя не только в учебные дни выходили на колхозные работы, но не использовали отпусков, работали на сенокосах и уборке урожая, а в немногие свободные часы готовили концерты, ставили пьесы. Некоторые пьесы, как драма А.Островского – «Гроза», пьеса «Под дикой яблоней», «С тёплым ветром» и др. зрители просили ставить по два раза. К учителям женщины и старики шли со свом горем и с радостью. Ждали учителей на полях и в колхозных конторах с последней сводкой с фронтов. Учителя и учащиеся стремились окружить вниманием те семьи, в которых погибли отцы, сыновья, и многодетные семьи.

    С 1943 года по 1950 год школа была семилетней, т.е. 7 учебных годов

 

 

Снова открыта средняя школа

    В 1950 году Мокинская школа снова становится средней. Немало славных страниц было в жизни детского коллектива за многолетнюю историю школы, которые достойны записи.

 

Радиотехнический кружок

В 1952 году в школе организовали из учащихся старших классов радиотехнический кружок. Руководителями кружка были учителя физики Домрачеев Александр Сергеевич, а позднее – Пономарев Владимир Иванович.

Члены кружка создали свой радиоузел, два простейших телефона, две радиостанции для связи в радиусе 1 км, три модели электромоторчиков, электрический звонок, трансформатор, выпрямительный щит для зарядки аккумуляторов, генератор сигналов звуковой частоты, двухламповый приёмник прямого усиления, одноламповый рефлекторный приёмник, усилитель низкой частоты для детекторного приёмника, два детекторных приёмника, смонтировали звуковой генератор Морзе, во всех классах школы сделали электропроводку, радиофицировали. Ежегодно электрофицировали  Новогоднюю ёлку. Члены кружка сделали электрофицированную карту СССР, пространственную решетку кристалла.

       Щепин Вениамин Кошкин Владимир
Ведерников Юрий Окончил Кировский авиатехникум по специальности электроприборостроения Казаков Виктор

 

Чезганов Александр Меланин Леонид

 

Щепин Виктор Петрович (инженер) Члены кружка 6-7 кл. «Юный радиотехник»

Пионерская работа

Первый пионерский отряд возник в школе в 1936 году. В нем было 39 пионеров. Всем нравилось собираться на сборы под звуки горна. Было принято здороваться друг с другом салютом. Бережно хранили сатиновые пионерские галстуки, любили ходить в походы с песнями и красным знаменем – всё это нравилось не только пионерам, но и другим ребятам. В 1938 году был уже 121 пионер. Пионеры затевали весёлые игры. Зимой залили каток и сделали ледяную карусель. Коньки делали самодельные, но это не мешало весело отдыхать. Дружно катались на санках и лыжах. Весной около школы сделали клумбы, посадили цветы. Любили выступать с концертами в школе и перед населением. В те годы звенья соревновались на лучшую успеваемость. В 1936 году победило звено им. Сталина. Из 10 пионеров этого звена 4-го класса 5 человек учились только на отлично, остальные были ударниками. Победителей наградили за труд и активную общественную работу путевкой в Москву.

    В 1962-63 году впервые объявлено единое соревнование пионерских отрядов «Чей отряд лучше?» Все пять отрядов школы включились в соревнование. Микрорайон школы распределили на зоны пионерского действия, вели тимуровскую работу, работали с дошкольниками и октябрятами в клубах «Малышок», которые были в каждой зоне. Ежегодно помогали лесхозу в посадке саженцев от 6 до 12 га в год. Собирали сосновые шишки для семян. Колхозу помогали в уборке урожая картофеля. Ставили концерты в клубе и в бригадах. Итоги соревнования подводили каждую четверть. Принимались во внимание главным образом отношение к учёбе, поведение и общественная работа. В первый год соревнования победителем оказался отряд имени Ю.А. Гагарина (6а кл.), классный руководитель – Ведерникова Августа Николаевна. Отряд получил путёвку в г. Казань. За 2-е место отряд имени Фиделя Кастро получил путёвку в г. Киров. Деньги на поездку заработали сами пионеры. Пионерка из отряда имени Ю.А. Гагарина, будучи ученицей кооперативного техникума в г. Котельниче (1969г.), вспоминает экскурсию в Казань: «Надолго запомнилась нам экскурсия в г. Казань. Мы были в доме-музее В.И. Ленина, с большим волнением смотрели на вещи, принадлежавшие великому человеку. Побывали в просторных аудиториях Казанского университета, где начинал свою революционную деятельность молодой Владимир Ульянов. Мы не уставали восхищаться памятными местами и красотой этого чудесного старинного города. Большинство из нас до этого не бывали ни в одном городе. Наш класс с 5-го по 7-й учился без второгодников и вёл большую общественную работу».

 

О работе КИДа, общественно-полезной работе отрядов в школе ведётся особый альбом «История пионерской организации Мокинской школы».

В год 50-летия Советской власти объявлен смотр пионерских дружин с 1964 по 1967 год. Девиз смотра «Сияйте, Ленинские звёзды!» Смотр шёл по 7-ми направлениям:

1. Ленинская вахта труда.

2. Поход боевой славы.

3. Пионерский марш дружбы.

4. Эстафета искусств.

5. Экспедиция «по Ленинским заветам»

6. Олимпиада пяти колец.

7. Пионеры октябрятам.

 

Этот вид соревнования ещё больше развил общественную активность пионеров. Осенью 1965 года пионеры посадили около школы 400 кустов акации, в день рождения В.И. Ленина учащиеся вышли на субботник и посадили около клуба молодые саженцы. Активно работали в совхозе каждые каникулы и даже в выходные дни. Оформили в школе комнату боевой славы, где собран материал об участниках Великой Отечественной войны и героях-земляках. Оформили комнату С.М. Кирова, в которой собирается краеведческий материал, в т.ч. о лучших людях нашего совхоза, о знаменитом певце – Ведерникове Александре Филипповиче и о выпускниках нашей школы. Проводились встречи с местными фронтовиками – А.С. Боровиковым, П.Ф. Мирошиным, Н.И. Патрушевым, И.Д. Ведерниковым и другими. В школе открыта Ленинская комната, где оформлены стенды: «Детские и юношеские годы В. Ульянова», «Революционная деятельность Ленина», «Образ В.И. Ленина в живописи и скульптуре» и др. сбор продолжается, лучшие пионерские отряды поощряются. Побывали в Уржуме, в г. Кирове. В 1965-66 уч. году дружина школы была в числе лучших в районе и нам разрешили зажечь над школой звёзды по всем направлениям Ленинского смотра дружин.

Славными делами отмечен 1974 год. Наша пионерская дружина была признана одной из лучших в районе. Нам было предоставлено право рапортовать о делах пионерских XYII съезду комсомола.

 

 

Они учились в нашей школе

Боровиков - генерал

 

Бусыгина М. И. –заслуженный учитель школ РСФСР.

 

Васенёв Николай Фёдорович – писатель.

 

Вылегжанин Николай Иванович – профессор Казанского института усовершенствования врачей.

 

Вылегжанин Иван Иванович – профессор

 

Деньгина Фаина – детский врач

 

Домрачеев В. П. – заместитель председателя Госплана РСФСР.

 

Кошкин Михаил Михайлович – заслуженный деятель искусств РСФСР.

 

Холкин Анатолий – глазной врач в г. Липецке

 

Щепин Вениамин Петрович – инженер – строитель

 

Гужавин Александр Иванович – инженер-строитель Ведерникова Ангелина Дмитриевна – учитель Ильинской средней школы

 

Ковязина Ия Алексеевна – учитель математики Кирчанова Валентина

 

Ведерникова Надежда Александровна – медицинская сестра Ковязина Рита окончила фармацевтический институт

 

Щепин Виктор Петрович -  инженер, окончил Радио-технический институт Ведерникова Лидия – осталась работать в совхозе «Мокинский»

 

 

Ведерников Александр Александрович – майор. Работал в Советском Райвоенкомате, участник Великой Отечестеннной войны Холкин Анатолий – глазной врач в г. Липецке

 

Директора школы

Шустова Клавдия Тимофеевна………………………………… с 1922 г.
Ковязин Алексей Михайлович…………………………………… с 1936 г.
Крылатых Афанасий Андреевич………………………………..  
Светлакова Валентина Алексеевна…………………………… с 1943 г.
Петров Александр Фёдорович…………………………………..  
Щепин Петр Степановия……………………………………….. с 1945 г.
Ведерников Иван Дмитриевич…………………………………..  
Прозовов Иван Васильевич……………………………………… с 1951 г.
Запольских Вадим Дмитриевич………………………………… с 1959 г.
Санников Афанасий Семёнович………………………………... с 1963 г.
Кондаков Анатолий Евгеньевич………………………………... с 1966 г.
Ведерникова Августа Николаевна…………………………….. с 1969 г.
Одегов Александр Иванович…………………………………….. с 1973 г.
Урванцева Лидия Дмитриевна…………………………………. с 1975 г.

 

Ковязин А.М. Щепин П.С.

 

 

Прозоров И.В. Запольских В.Д.

 

Деньгина В.А., завуч с 1943 по1972 г. Урванцева Л.Д.

 

Учителя – ветераны – гордость школы –

 работали в Мокино более 25 лет!

 

Шустова Клавдия Тимофеевна – заслуженный учитель школ РСФСР, награждена Орденом Трудового Красного Знамени,   работала 43 года

 

Кошкина Нина Семеновна награждена Орденом Ленина

 

Пантюхин Николай Иосифович работал 40 лет

 

  Ковязина Анна Ивановна – 34 года

 

Ковязин Алексей Иванович - 34 года

 

Деньгина Валентина Александровна – награждена медалью «За доблестный труд», работала 29 лет

 

Кошкина Зинаида Павловна работала 28 лет

 

Ведерников Иван Дмитриевич работал 33 года

 

 

Из воспоминаний о школе Дорофеева Петра Осиповича (с 1886 г. рождения). Записано в 1961 году.

    В школе я учился в царское время. Окончил 3 класса с 1898 по 1898 год. Школа была церковно – приходская. Преподавателям разрешалось бить учеников и ставить на колени. Нас учил Александр Михайлович Агапитов. С первого класса основным предметом был Закон божий, по которому занимался батюшка Вознесенский. В школе он был не гостем, а хозяином. Схватит, бывало, ученика за ухо, нагнёт его до полу и поставит на колени или заставит бить поклоны, иногда по 30-40 раз. Каждую неделю ходили молиться в церковь. Занимались по учебникам «Наше родное» (по чтению), грамматика, арифметика, евангелие, священная история. Были уроки чистописания и рисования. В третьем классе учились разбирать и читать рукописи, написанные разным почерком. Много уделялось внимания выработке умения считать на счетах.

    До революции человек, окончивший трёхклассное училище, считался очень грамотным, мог работать писарем в волости, т.е. как бы секретарём в сельсовете, приказчиком (продавцом), счетоводом, заведовать почтовым отделением ит. д.

В школе учились не все дети. Большинство оставалось безграмотными даже в тех поселках, где были школы. Чаще всего кончали только один класс. Родители рано приучали детей к труду. Считали, что научился читать, писать и хватит. Учёбу в школе считали роскошью. Девочек вообще редко отдавали в школу. Нужно было нянчиться с детьми, прясть и ткать холст на одежду, портянки, мешки, полога.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.237 (0.069 с.)