Грановский Тимофей Николаевич 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Грановский Тимофей Николаевич



(1813-1855) Педагог, профессор Московского университета, представитель западников в российском образовании

Был сторонником заботы о сугубо индивидуальном развитии неповторимой личности сообразно идеалу человечества. Отрицал идею приоритетной ценности «святоотеческих» идеалов и путей воспитания, полагая, что народ в России находится вовне историческом состоянии, а роль воспитателя и учителя должно исполнять европеизированное дворянство, образованное меньшинство. Отстаивал научность образования при сохранении в нем классического начала.

Добролюбов Николай Александрович

(1836-1861) Литературный критик, публицист, просветитель

Педагогические идеи изложил в ряде статей и литературно-критических работ («О воспитании авторитета в воспитании», «Основные законы воспитания» и др.) Цель воспитания определял как формирование активной личности, способной применить «высшие человеческие убеждения» в реальной жизни. Сформулировал основные направления нового типа воспитания, которое было призвано противостоять официальной педагогике, нивелирующей своеобразие личности. В центре воспитания помещал заботу о личности ребенка, его всестороннем развитии. Исходил из принципа антропологизма, полагая, что человек - это «нераздельное целое существо», и потому нельзя обособлять умственное, физическое и нравственное воспитание.

Статьи "О значении авторитета в воспитании", "Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами", "От дождя да в воду".

Считал невозможной подлинную реформу образовательной системы без коренной перестройки всей общественной жизни в России, полагая, что в новом обществе появится и новый учитель, бережно охраняющий в воспитаннике достоинства человеческой природы, обладающий высокими нравственными убеждениями, всесторонне развитый.

Безусловное подчинение воспитанника воле воспитателя абсурдно, по мнению Д., так как убивает в ребенке самостоятельность ума.

Хомяков Алексей Степанович

(1804-1860) Русский религиозный философ, публицист, поэт, один из основоположников славянофильства

В православии видел единственный источник просвещения на Руси. Понимание сущности воспитания изложил в статье «Об общественном воспитании в России». Выступил с учением о «соборности» - союзе индивидов, собранных во имя идеи Бога и любви в свободное и органичное единство.

Водовозов Василий Иванович (1825-1886) \

Педагог, методист по русской словесности и начальному обучению

Сторонник «реального» метода преподавания гуманитарных дисциплин. Настаивал на соблюдении в начальной школе наглядности и последовательности в обучении. Отвергал любые физические наказания детей. Разработал систему упражнений и аналитических бесед, охватывающих все этапы начального обучения. Выступал против чрезмерного однообразия образовательных учреждений и централизации управления образования. Школа, по его мнению, должна быть ориентирована на местные потребности.

Стоюнин Владимир Яковлевич (1826-1888)

Педагог, деятель народного просвещения, публицист, теоретик-методист

Связывал недостатки современной ему школы с ее космополитизмом, с отсутствием у нее национальных черт. Развивал идеи гуманизма в образовании и воспитании, демократизма в школе, воспитания человека-гражданина. Методические идеи базировались на принципе воспитывающего обучения. Существенное влияние на развитие педагогической мысли в России оказали его труды по истории педагогики и народного образования. Наиболее серьезными пороками русской жизни считал низкий культурный уровень, недостаточное развитие чувства законности, общественной нравственности. Противостоять бескультурью, по мнению Стоюнина, должно, прежде всего, воспитание. Школа должна стать, основой воспитания нравственности, развивая у учащихся чувство неразрывной духовной связи с народом.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889)

Писатель, философ, публицист, общественный деятель, постоянно обращающийся в своем творчестве к проблемам воспитания личности   

Руководствовался антропологическим подходом к воспитанию, считая человека высшим созданием природы, формируемого под воздействием общественных, экономических, семейных факторов. Мысль о социальной обусловленности воспитания легла в основу педагогического идеала Чернышевского: новый человек должен быть всесторонне развитым преобразователем мира, исполненным высоких стремлений, готовым на жертву во имя общественного блага. Считал одним из ведущих свойств человека активность, а важным источником активности — потребность в ней. Отсюда он выводил необходимость воспитания разнообразных познавательных, эстетических, умственных, трудовых и иных потребностей.

Задача воспитания: воспитание "нового человека" - борца за воплощение революционной идеи. Как и для Добролюбова, для Ч. важнейшим принципом воспитания было единство слова и дела. Особое значение придавал умственному образованию, в котором видел средство борьбы против социальной несправедливости. Рассматривал проблемы необходимости всестороннего и гармоничного развития личности, роли наследственности и среды в формировании человека, тесной связи образования и политики.

Образование "нового человека" призвано вооружить его разносторонними знаниями о природе и об обществе. Реализовать такой тип образования может только единая общеобразовательная школа, где бы преподавали родной язык, литературу, историю, современные иностранные языки, математику, географию, естествознание, физику. В единой общеобразовательной школе должно быть установлено равноправие ученика и учителя. Новый учитель должен использовать такие методы обучения, которые стимулируют развитие самостоятельности и самодеятельности. Речь учителя д.б. простой и понятной детям.

 

Добролюбов и Чернышевский много внимания уделяли проблеме детской книги, полагая, что любая книга, предназначенная для чтения детьми, должна оказывать положительное воспитывающее воздействие.

Важное место в социально-педагогических идеях Ч. и Д. занимала проблема женского воспитания и образования.

Поливанов Лев Иванович

(1838-1899) Русский педагог и литературовед общественный деятель

Лев Иванович Поливанов родился в 1838 году в селе Загарино Нижегородской губернии.

С 1844 года жил в Москве, учился в 1-й и 4-й гимназиях.

В 1861 году окончил историко-филологический факультет Московского университета.

С 1864 по 1875 год работал учителем русского языка и словесности в 4-й мужской гимназии, где ранее учился сам.

Поливанов пытался развить у своих воспитанников логическое мышление и литературную речь, выступал за исторический принцип в преподавании русского языка.

Вот что писал один из учащихся 4-й гимназии о Поливанове: «Надо было слышать его уроки, полные жизни, производившие впечатление чего-то необыкновенного, казавшиеся иногда какими-то вдохновенными импровизациями, заражавшие любовью к предмету и учителю. Надо было чувствовать это неотразимое нравственное влияние, при котором всякое слово его было законом, всякое мнение — высшим авторитетом».

 

В 1868 году Л.И. Поливанов открыл и свыше 30 лет возглавлял частную гимназию, ставшую известной как «Поливановская». Она была одним из лучших частных учебных заведений Москвы.

В Поливановской гимназии царил культ литературы и искусства, действовал «Шекспировский кружок», составленный в основном из бывших выпускников. Там изучались и ставились произведения великого английского драматурга, некоторые — впервые в России.

В «Поливановской» гимназии работал сильный преподавательский коллектив.

Сам Поливанов, преподававший латынь, логику и словесность, был душою гимназии.

По словам его коллеги Л. П. Бельского, это был «педагог-художник и педагог-мыслитель», который «нашел в себе идеал педагога-человека, живого, увлекающегося, не ставящего узких рамок своей деятельности».

Многие выпускники Поливановской гимназии, в частности В. Брюсов и А. Белый, оставили самые тёплые воспоминания о своём наставнике.

Выпускники гимназии с 1875 году получили статус окончивших государственные учебные заведения.

На педагогическую систему того времени большое влияние оказали составленные Л.И. Поливановым и многократно переиздававшиеся школьные хрестоматии и учебники русского языка. Подлинную известность принесли ему учебники по русской грамматике и этимологии, книги для чтения в народных училищах и особенно три части его «Русской хрестоматии», адресованные учащимся I-II классов (1870 год), III-IV классов (1875 год) и V-VIII классов средних учебных заведений (1878 год), которые выдержали много изданий.

В предисловиях к хрестоматиям, в статье «Урок объяснительного чтения и логического разбора в связи с изустным и письменным воспроизведением мыслей» (1868 год) излагаются взгляды Поливанова на цели и методику объяснительного чтения в младших и средних классах гимназий.

Основной задачей преподавателя-словесника, по его мнению, является, прежде всего, развитие у учащихся логического мышления и правильной литературной речи. С этой целью он помещает в свои хрестоматии тексты, образцовые в художественном отношении и интересные с точки зрения их языка и стиля.

Тексты, несущие только новые знания, Поливанову не интересны, ему важнее научить юных читателей разбираться в логике соединения слов, предложений, периодов в единое художественное целое.

В основе методики анализа текста у Поливанова лежит изучение композиции, плана произведения и анализ его языковых особенностей. Он предпочитает разборы небольших произведений или цельных фрагментов, связывая изучение содержания произведения с его грамматическим строем, приучая воспитанников получать «вкус к стилю фразы» (А. Белый).

В предисловии ко второй части хрестоматии Л.И. Поливанов помещает интересные образцы логико-стилистического разбора, в частности стихотворений «Кавказа» и «Бесов» Пушкина, «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова.

Третья часть хрестоматии Поливанова, адресованная учащимся старших классов, является практическим пособием при изучении стилистики, теории прозы и поэзии.

Третье её издание, вышедшее под названием «Методическая русская хрестоматия» (1883 год), получило самую высокую оценку критиков и было удостоено премии Петра Великого.

Задачами практического обучения языку объясняется тот факт, что раздел «Для изучения стилистики и теории прозы» здесь втрое превышает по объему раздел «Для изучения теории поэзии».

Кроме того, Поливанов считает, что в старших классах «хрестоматия должна принять на себя заботу о прозаиках, уже уступая поэтов отдельным изданиям».

Оба раздела хрестоматии дополнены краткими руководствами по теории прозы и поэзии, а также образцами разборов отдельных произведений, например «Слова» Филарета, баллад Шиллера.

Л.И. Поливанову принадлежат также несколько историко-литературных работ, а также комментарии к пятитомному собранию сочинений Пушкина (1887—1888). Он был прекрасным переводчиком произведений Мольера, Расина, Корнеля и других авторов.

Его перу принадлежат литературоведческие работы о Жуковском, Пушкине, Л.Н. Толстом.

Поливанов подготовил комментированные издания для школьного и семейного чтения сочинений Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина.

Л.И. Поливанов был членом Московского комитета грамотности.

Общественное признание педагога как деятеля русской культуры связано с фактом работы Л.И. Поливанова в качестве главного организатора Первых Всероссийских Пушкинских торжеств в Москве в 1880 году.

Скончался Лев Иванович Поливанов в 1899 году в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Надгробие на его могиле сооружено на средства выпускников и педагогов Поливановской гимназии.

Владимир Соловьев в некрологе, опубликованном в «Вестнике Европы», высоко оценил научную и преподавательскую деятельность Поливанова, подчеркнул большое воспитательное влияние личности учителя-гуманиста: «Поливанов был воплощённое душевное движение, безостановочная вибрация ума и сердца....В мире учащихся по всей России имя Л.И. Поливанова всем хорошо известно. Он оставил немало ценных трудов, педагогических и литературных... А его живой ум выказывал иногда большую проницательность и далеко за пределами педагогики и литературы».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.012 с.)