Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей



Шкальная оценка Кк К 0
1 0,10-0,45 0,20-0,55
2 0,45-0,55 0,56-0,65
3 0,56-0,65 0,66-0,70
4 0,66-0,75 0,71-0,80
5 0,75-1,00 0,81-1,00

 

При АНАЛИЗЕ полученных результатов необходимо учитывать следующие параметры:

1.Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низ­ким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

2.Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и, выступая перед аудитори­ей, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициати­вы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных ре­шений.

3.Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склон­ностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.

4.Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с вы­соким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро нахо­дят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием при­нимают участие в организации общественных мероприятий, спо­собны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним уст­ремлениям.

5.Испытуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организатор­ских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникатив­ной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ве­дут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важ­ном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, ме­роприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потреб­ность в коммуникации и организаторской деятельности.

4 методика.

Тест «Смысложизненные ориентации».

Инструкция.

Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое, по вашему мнению, больше соответствует действительности, и от­метить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того, насколько вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на ваш взгляд, одинаково верны).

 

Ф.И.О.________________________________

Пол _____________________________________

Возраст_______________________________

Образование___________________________

 

1. Обычно мне очень скучно. 2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей. 3. В жизни я не имею опреде­ленных целей и намерений. 4. Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной. 5. Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие. 6. Когда я уйду на пенсию, я зай­мусь интересными вещами, ко­торыми всегда мечтал заняться. 7. Моя жизнь сложилась имен­но так, как я мечтал. 8. Я не добился успехов в осу­ществлении своих жизненных планов. 9. Моя жизнь пуста и неинтересна. 10. Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной. 11. Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе. 12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство. 13. Я человек очень обязательный. 14. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию. 15. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком. 16. В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей. 17. Мои жизненные взгляды еще не определились. 18. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни. 19. Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею. 20. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение. 3 2 1 0 1 2 3   3 2 1 0 1 2 3     3 2 1 0 1 2 3     3 2 1 0 1 2 3   3 2 1 0 1 2 3     3 2 1 0 1 2 3     3 2 1 0 1 2 3   3 2 1 0 1 2 3     3 2 1 0 1 2 3   3 2 1 0 1 2 3     3 2 1 0 1 2 3   3 2 1 0 1 2 3     3 2 1 0 1 2 3   3 2 1 0 1 2 3     3 2 1 0 1 2 3   3 2 1 0 1 2 3     3 2 1 0 1 2 3     3 2 1 0 1 2 3   3 2 1 0 1 2 3     3 2 1 0 1 2 3 Обычно я полон энер­гии.   Жизнь кажется мне со­вершенно спокойной и рутинной. В жизни я имею очень ясные цели и намерения.   Моя жизнь представля­ется мне вполне осмысленной и целеустремленной.   Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие. Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.     Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал. Я осуществил многое из того, что было мною запланиро­вано. Моя жизнь наполнена интересными делами. Если бы мне пришлось водить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.   Если бы я мог выбирать, я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.   Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности. Я человек совсем не обязательный. Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать - из-за влияния природных способностей и обстоятельств. Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.   В жизни я нашел свое призвание и цели.   Мои жизненные взгляды вполне определились.   Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.   Моя жизнь не подвластна мне, и она управляется вне­шними событиями. Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.  

 

Несмотря на малый объем опросника (20 пунктов), при фак­торном анализе выделились шесть факторов, пять из которых (за исключением второго) хорошо интерпретируются, включают с ве­сом не менее 0,40 от 4 до 6 пунктов каждый, и значимо (р<0,01) коррелируют с общим показателем осмысленности жизни. Результаты, полученные при факторизации, позволяют утверждать, что осмысленность жизни личности не является внутренне однород­ной структурой. Полученные факторы (за исключением второго) можно рассматривать как составляющие смысла жизни личнос­ти. При этом они разбиваются на две группы. В первую входят собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни, насы­щенность жизни и удовлетворенность самореализацией. Нетруд­но увидеть, что эти три категории соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым). Как явствует из приведенных данных, человек может черпать смысл своей жиз­ни либо в одном, либо в другом, либо в третьем (или во всех трех составляющих жизни). Два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус контроля, с которым, согласно приведенным выше данным, осмысленность жизни тесно связана, причем один из них характеризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, а второй отражает веру в собственную способность осуществлять такой контроль (образ «Я»).

На основании этих результатов тест осмысленности жизни был преобразован в тест смысложизненных ориентации, включающий наряду с общим показателем осмысленности жизни также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориен­тации и два аспекта локуса контроля.

Обработка результатов.

Ключ к опроснику.

Для подсчета баллов следует перевести помеченные обсле­дуемым позиции на симметричной шкале (3 2 1 0 1 2 3) в оценке по восходящей (1 2 3 4 5 6 7) или нисходящей (7 6 5 4 3 2 1) на асимметричной шкале.

В восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводят следующие пункты 1,3, 4,8,9, 11, 12, 16, 17. В низсходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 – сле­дующие пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Ключ к тесту.

Субшкала 1 (цели жизни) – 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (процесс) – 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала 3 (результат) – 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 (локус контроля -«Я») – 1,15, 16, 19.

Субшкала 5 (локус контроля -жизнь) – 7, 10, 11, 14, 18, 19.

Общий показатель осмысленности жизни – сумма по 20 пун­ктам.

Интерпретация субшкал.

1. Цели в жизни.

Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низ­кие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характе­ризовать не только целеустремленного человека, но и человека, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни.

Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам про­цесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегод­няшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлет­воренности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией.

Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы – неудовлетворенность про­житой частью жизни.

4. Локус контроля«Я» («Я»хозяин жизни).

Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля-жизни, или управляемость жизни.

При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано кон­тролировать свою жизнь, свободно принимать решения и вопло­щать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.016 с.)