Рабочая тетрадь «Педагогика и  психология». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочая тетрадь «Педагогика и  психология».



Рабочая тетрадь «Педагогика и  психология».

 

 

                                                         Выполнила студентка гр.250291:

                                                                       Коновалова Дарья

                                  

                                               Проверила: Богданова Н.А.

 

Тула - 2010

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Формы самостоятельной работы Примерные нормы времени
Доработка конспекта лекции с применением учебника, методической литературы, дополнительной литературы 0,5 часа на лекцию (17 х 0,5)
Подготовка к семинарскому занятию  1,5 часа на занятие (8 х 1,5)
Выполнение домашних заданий в течение семестра 10 часов
Самостоятельное изучение отдельных тем, параграфов (самостоятельно изучаются темы: к семинарскому занятию №1,5,8) 10 часов
Подготовка к аттестационному тестированию в середине семестра 8 часов
Подготовка к зачету  10 часов на каждый зачет
Выполнение ККР  10 часов

 

 

Каждое задание предполагает отчетность студента по материалам двух лекций

 

Тема 1.Общая характеристика психологии как науки.

Тема 2. Понятие о психике. Происхождение и эволюция психики.

 

Задание 1. Составить схему «Взаимосвязь психологии с другими науками» и указать в чем именно проявляется эта связь.

 

 

наука социология В решении задач социальной психологии, изучения роли психологии в социальном прогрессе

 

наука КИБЕРНЕТИКА В изучении процессов психической саморегуляции человеческой личности


                                                                                                                               П С И Х О Л О Г И Я

Цикл наук ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: БИОЛОГИЯ, ФИЗИО- логия, химия, ФИЗИКА И ДР. В изучении структуры физиологических и биологических процессов мозга, лежащих в основе психики

    

 

Цикл наук ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ В разработке технических средств для исследования психики, а также оптимальных условии деятельности человека в условиях технического прогресса

 

 

наука ПЕДАГОГИКА В решении задач обучения и воспитания, формирования личности человека

 

Задание 2. Продолжите схему «Методы исследования в психологии»

 

Наблюдение            Беседа                Тест            Эксперимент

         
 
Способностей
 
Естественный
 
Достижения
 
Лабораторный

 


опрос
Профпригодности и др.
вопросник  

 


Задание 3. Исходя из определения психологической науки попытайтесь определить специфичность психологического знания.

 

Психология — это область научного знания,  исследующая особенности и закономерности возникновения,  формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных. Исходя из этого психологическое знание специфично.

 

 

Задание 4. Решите предложенные психологические задачи:

 

Задача 1

Можно ли утверждать, что медведь, выступающий в цирке способен обучаться?

Обоснуйте свой ответ.

Нет т.к обучаться способен только человек.

 

Задача 2

Верно ли утверждение, что инстинкт – это сознание животных. Могут ли животные обладать сознанием?

Ответ:

Инстинкт — форма генетически обусловленного поведения.

Сознание — высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторической деятельностью людей.

Не верно, сознанием обладает только человек.

 

 

Задача 3

Из предложенных понятий постройте логический ряд, так чтобы каждое предыдущие было общим по отношению к последующему:

Психика, рефлекс, отражение, инстинкт, поведение.

Обоснуйте свой выбор.

Психика,отражение,поведение,инстинкт,рефлекс.

Пси́хика. - Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой. Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.)

Отражение — это простейшая форма копирования кого-либо как способ общения с ним. В человеческом поведении обычно наблюдают виды отражения: перенимание позы, жестикулирование и выделение тоном голоса.

 

Инсти́нкт — совокупность врождённых тенденций и стремлений, играющих мотивационную роль в формировании поведения.

 

Поведе́ние — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды. Даже простейшие проявляют способность перемещаться в ответ на раздражители среды. У многоклеточных организмов поведение находится под контролем нервной системы.

 

Рефлекс (от лат. reflexus — отражённый) — стереотипная реакция живого организма на определенное воздействие, проходящая с участием нервной системы.

 

 

Задание 5. Самостоятельно выполните таблицу «Сравнительная характеристика психики животных и человека»

 

характеристика психики животных характеристика психики человека
Инстинктивно-биологическая Направляется познавательной потребностью, потребностью в общении
Не существует общества, нет совместной Деятельности Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности.
Руководствуются наглядными впечатлениями Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
Типичны наследственно закрепленные программы поведения Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков)
зачатки орудийной деятельности не создают никаких новых операций Изготовление орудий труда

 

 

Тема 3.Феномен человека в психологии. 

Тема 4. Индивидуально-психологические особенности личности.

 

Задание 1.Сравните понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.

Личность — человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.

Индивид — отдельное живое существо, представитель биологического вида.

Индивидуальность — личность в ее своеобразии.

Факт принадлежности живого существа к человеческому роду отражается в понятии «индивид». В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Главным в характеристике личности является ее общественная сущность. О человеке как о личности можно говорить лишь с некоторого этапа его жизнедеятельности. Личность представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития, которое происходит в тесной взаимосязи с развитием общества. Процесс становления личности осуществляется в многообразных социальных отношениях, в которые он включается своей духовностью.

В результате накопления знаний и опыта у личности складывается определенный взгляд на окружающее, формируется способность к самостоятельному, сознательному отражению Действительности, носящему индивидуальный характер.

Индивидуальность каждой личности проявляется в специфических особенностях интеллекта, чувств, воли и Других свойств личности.

 

Задание 2. Дайте характеристику основным этапам становления личности.

 

1. этап 0-6 лет.

          В 3 года – самосознание.

           5-6 лет – иерархия мотивов, следует правилам.

      5-6 лет – развивается воображение.

      5-6 лет – воспитывается сила воли.

      12-18 лет- стабилизируется то что приобрелось на 1-ом этапе,выстраивается перспектива.

 

 

Задание 3. В чем проявляются приведенные структурные компоненты личности.

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ТЕМПЕРАМЕНТЕ, ХАРАКТЕРЕ, СПОСОБНОСТЯХ


 

НАПРАВЛЕННОСТ Ь ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПОТРЕБНОСТЯХ, ИНТЕРЕСАХ, ИДЕАЛАХ, УБЕЖДЕНИЯХ, ДОМИНИРУЮЩИХ МОТИВАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ, И МИРОВОЗЗРЕНИИ.


 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ПРИОБРЕТАЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ЖИЗНИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Задание 4.

Перечислите и раскройте смысл основных характеристик темперамента.

По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом:

· сангвинический,

· флегматичный,

· холерический,

· меланхолический.

Сангвинический темперамент

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.

У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Флегматический темперамент

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

Холерический темперамент

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Меланхолический темперамент

У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

 

 

Задание 5. Опишите структуру характера.

 

«В системе отношении личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы. Снмптомокомилексы — системы взаимосвязанных психических свойств.
1. Черты, характеризующие отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу (общительность чуткость отзывчивость, уважение к другим людям и противоположные им черты - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям).
2. Черты, показывающие отношение человека к своему дену (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственность, пассивность).
3. Черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, гордость, самокритичность скромность и противоположные им — самомнение, наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоизм, эгоцентризм).
4. Черты, характеризующие отношение человека к вещам
(аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами)».
«В зависимости от того или другого строения характера человек проявляет те или другие черты поведения. Количество этих черт велико. Но можно определить основные группы или виды черт характера. К ним относятся:
а) моральные (чуткость, внимательность, деликатность);
б) волевые (вспыльчивость, страстность, нежность);
в) эмоциональные (решительность, настойчивость, твердость).»

 

 

Задание 6. Составьте схему «Общая структура способностей»

 

С П О С О Б Н О С Т И

 

                 
 
задатки
 
Общие способности
 
Специальные способности

 


Тема 5. Психологический анализ деятельности.

Тема 6. Эмоционально-волевая сфера личности.

 

Задание 1. Начертите структуру деятельности.

 

 

Задание 2. Дайте характеристику основным видам потребностей.

 

 

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЛЕЖАТ В ОСНОВЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


 

ДУХОВНЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ


СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫРАЖАЮТ ОБЩЕСТВЕННУЮ ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВ ИГРАЮТ ТАКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, КАК ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ И В ТРУДЕ

 


Задание 3. Опишите этапы формирования навыка.

В формировании навыка выделяют три основных этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Навыки образуются в результате упражнений, т. е. целенаправленных и систематических повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы.

Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера.

 

Задание 4. Составьте самостоятельно схему «Факторы, определяющие продуктивность деятельности»

 

 

 

Задание 5. Дайте характеристику основным эмоциональным состояниям.

 

Аффект-

Сильные и кратковременные эмоциональные переживания, наступившие в результате воздействия определенных раздражителей,

Настроение- достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов

Стресс- состояние, при котором в норме действующие механизмы интрапсихической защиты оказываются настолько загруженными, что не могут эффективно функционировать

 

Задание 6. Объясните, в чем состоит отличие эмоций от чувств.

 

В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство. В связи с этим эмоции, в отличие от чувств, не могут быть амбивалентными: как только отношение к чему-то становится одновременно и плохим и хорошим, это что-то можно назвать объектом, а эмоциональные процессы по отношению к нему — чувствами.

 

Задание 7. Начертите схемы произвольного и волевого поведения, объясните, в чем заключается отличие этих видов поведения.

 

Волевое действие отличается от произвольного наличием решимости выполнить действие. «Да будет так!»

Произвольное действие – реализует сознательно поставленную цель, связанную с внутренним побуждением, есть желание его совершить.

Волевое действие отличается сущностной характеристикой: наличием решимости выполнить действие. Это состояние возникает при условии мотивационного конфликта – ситуации, когда в сознании находятся две противоположные идеи действия, препятствующие друг другу. Но и мотивационный конфликт - недостаточное условие. Его разрешение может происходить без участия воли. Джемс выделяет 4 типа конфликтов, которые разрешаются без участия воли:

1. Размышление – человек оценивает ситуацию привлекая дополнительные доводы, взвешивает все «за» и «против», находит дополнительные основания для совершения одного из действий.

2. Саморазрешение – столкнувшись с ситуацией человек откладывает ее решение на некоторое время в надежде на возникновение дополнительных обстоятельств, которые подтолкнут его к какому-либо решению.

3. Импульсивное - решение принимается наугад, без обдумывания.

4. Личностные изменения – на решение конфликта влияют новые изменения, произошедшие в личности: новый опыт, изменение ведущих мотивов. Здесь решение происходит посредством устранения самой конфликтной ситуации.

Функция волевого усилия состоит в том, чтобы направить внимание на определенную идею и удержать идею в фокусе внимания. Тогда идея приобретает господствующее положение в сознании, осознается яснее и отчетливее, что способствует ее реализации. Субъективное ощущение при этом - чувство усилия.

Воля – особая психическая функция, предназначенная для разрешения ситуаций неразрешимого мотивационного конфликта, содержанием которой является усилие, направляющее и удерживающее фокус внимания на одной из находящихся в конфликте идей действия.

 

Вышесказанное можно свести в таблицу:

 

 


Волевые качества:

 

 

Тема 7. Психология познавательной деятельности.

Тема 8. Человек в системе общественных отношений.

Задание 1. Дайте характеристику основным мыслительным операциям.

 

 

АНАЛИЗ мы разделяем целое на части, выделяем отдельные признаки, стороны объекта.

 

СИНТЕЗ служит средством объединения отдельных элементов в новое целое по признакам, выделенным во время анализа. Следующая пара мыслительных операций представляет собой «абстракцию – конкретизацию».

 

СРАВНЕНИЕ позволяет проводить разделение с последующим объединением объектов по какому-либо основанию.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ позволяет проводить разделение с последующим объединением объектов по какому-либо основанию.

 

 

 

 

АБСТРАГИРОВАНИЕ мы выделяем, исходя из мыслительной задачи, одни признаки объекта и временно отвлекаемся от всех других признаков, присущих данному объекту

 

Задание 2. Дайте характеристику основным видам мышления.

 

Наглядно-действенное-

вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

 

Наглядно-образное-

вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств.

 

Абстрактно-логическое-

вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

 

 

Задание 3. Заполните таблицу «Виды воображения», давая краткую характеристику каждому из них.

 

АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ПАССИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
Воссоздающее воображение такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр. Его образы относительно новые и обычно цель такого вида воображения создать образ максимально приближенный к реальному. Этот вид воображения играет ведущую роль в обучении, позволяя через создаваемые обучающимся образы изучаемого явления уяснить его суть. пассивное преднамеренное воображение (или грезы) представляют собой создание образов воображения, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, неосуществимые, призрачные, сноподобные. Однако пассивное преднамеренное воображение осознается человеком как его собственное и формируется при его осознанном воздействии. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания, чаще в полудремотном состоянии
Творческое воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность. Основным в процессе творческого воображения выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций. Творческому воображению придают направленность осознанные потребности практики и познания, а также возможность образного предвидения результатов собственных действий. Пассивное непреднамеренное воображение создает образы при особых состояниях личности или его организма, когда человек не управляет процессом создания этих образов. Разновидностями пассивного непреднамеренного воображения являются сновидения и галлюцинации. Под сновидением многие ученые понимают образы воображения, которые возникают у человека во время быстрого сна, и представляют собой создание новых образов в результате сочетания образов, извлеченных из долговременной памяти, и образов восприятия, полученных в течение предшествующего дня. Галлюцинации это психологический феномен, при котором кажущийся образ возникает при отсутствии реального внешнего раздражителя вне помрачения сознания. Этот образ оценивается человеком без критики, как действительно истинно существующий объект.

 

 

Задание 4. Составьте схему «Виды памяти» с краткой характеристикой каждого из них.

 

ПАМЯТЬ

                     
Сенсорная память — форма кратковременной памяти, которая имеет большой объем хранящейся в ней информации. Время хранения — не более 2 с. Отображает физические характеристики стимулов. Имеет периферический и модальностно–специфический характер.
 
Кратковременная память характеризуется относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из–за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов.
 
Буферная память— форма кратковременной памяти, в которой хранение информации обеспечивается за счет цикличности процесса обработки информации (повторение запоминаемой информации, сканирование).
   
Эхоическая память (греч. echo – отражение звука) — блок когнитивной обработки информации, в котором сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю на слух на короткое время (около 1 с). Обеспечивает интеграцию в образ последовательно поступающей акустической информации. В силу эффекта модальности отличаемся от аналогичной ей иконической памяти большей длительностью хранения.
Иконическая память — форма сенсорной памяти, в которой сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.), которая имеет большую емкость. Содержание иконической памяти быстро угасает во времени (около 0,25 с.). Здесь происходит работа с сенсорным кодом. Этот процесс сознательно не контролируется; зависит от физических характеристик стимула. Обеспечивает перевод информации в кратковременную память.
Долговременная память — блок обработки информации, характеризующийся практически неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации.

 


Задание 5. Заполните предложенную ниже таблицу.

Виды внимания Условия возникновения Основные характеристики Механизмы
Непроизвольное Действие сильного, контрастного или зна- чимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя Непроизвольность, легкость возникновения и переключения Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая бо- лее или менее устойчи- вый интерес личности
Произвольное Постановка (принятие) задачи Направленность в соот- ветствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет Ведущая роль 2-й сигнальной системы
Послепроизволъ - ное Вхождение в деятель- ность и возникающий в связи с этим интерес Сохраняется целена- правленность, снимается напряжение Доминанта, характе- ризующая возникший в процессе данной деятельности интерес

 

Задание 6. Дайте характеристику ощущений и восприятия по следующим параметрам: 1- физиологическая основа, 2 – схема возникновения, 3 – основные свойства.

 

Ощущения -— простейшая форма психического отражения, свойственная и животному и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений.

 

КАЧЕСТВО   Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные — цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.
ИНТЕНСИВНОСТЬ   Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ   Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ   Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощ.), а иногда они более разлиты L (болевые ощ.).

 

 

Восприятие- — форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Задание 7. Составьте схему «Классификация групп».

 

 

Задание 8. Охарактеризуйте основные виды социальных ролей.

Приписанные К приписанным относятся, например, роли, обу­словленные дифференциацией людей в обществе по полу.. Такие роли называются гендерными. Гендерные роли предписывают также определенные манеры и жесты, речевые обороты, соответствующую одежду. В странах Востока различие между гендерными ролями еще более заметно.
Специфические В ролях специфи­ческих взаимоотношения строятся на основе особых четко огра­ниченных целей. Например, кассир, продающий билеты в кино­театре, гардеробщик, принимающий верхнюю одежду, парик­махер, подстригающий своих клиентов.
Диффузные Активность лиц, выполняющих диффузные роли, наоборот, не имеет подобной специальной направленности. Такова роль матери, которую ин­тересует буквально все, что касается ее ребенка: его здоровье, настроение, стремления, желания, вкусы, привычки и т.д. Этот интерес очевидным образом проявляется в отношении матери к ребенку.
Достигнутые К достигнутым ролям относят те, которые выполняются в той или иной профессиональной области.

 

 

                         

                                  

 

                               ПЕДАГОГИКА

 

1. Кратко опишите этапы развития педагогической науки

 

I Педагогика в недрах философии

 

 Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии.

 

II 16-17 века

 

Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского.

 

III с середины 18 века

 

В середине XVIII века сложилась сословная система образования и воспитания: каждое учебное заведение предназначалось для определенного сословия и имело различную образовательную программу.
Мыслителями XVIII века высказан ряд идей о воспитании и обучении человека - гражданина своего Отечества, ставших питательной средой для развития русского общественно-педагогического движения первой половины XIX века.

 

IV современное состояние науки

 

 К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками

 

2. Раскройте суть основных категорий педагогики

 

 

 


Образование процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.
Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.174 с.)