Глава 13. Йога ночных сновидений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 13. Йога ночных сновидений



 

Как гласит предание, в день своего просветления Будда сидел под деревом бодхи, твердо решив, что не тронется с места, пока не достигнет духовного пробуждения. Всю ночь его одолевали искушения, принимавшие различные формы, всю ночь его терзали и отвлекали психические недуги и страсти, но к рассвету Будда добился поставленной задачи. Я недаром начал главу о йоге ночных сновидений с истории просветления Будды; на мой взгляд, между ними есть определенная смысловая перекличка. Ведь сама суть йоги сновидений состоит в том, чтобы пробудиться посреди сна. В современной научной терминологии это называется «парадоксальным сном», поскольку вы одновременно и спите и бодрствуете. Если вы освоите искусство видеть сны осознанно, то есть станете мастером йоги сновидений, вы сможете полностью осознавать тот факт, что видите сон непосредственно в тот момент, когда вы его видите.

Что происходит, когда мы засыпаем? В начале человек обычно впадает в сон без сновидений, лишенный формы, содержания и сюжета. Он подобен «бесформенному царству», в буддизме — измерению существования, в котором существа присутствуют и наделены сознанием, однако у их осознания нет конкретного содержания и пребывающие в этом царстве существа развоплощены. Так и сон без сновидений подобен умиранию в человеческом царстве и перерождению в бесформенном состоянии. Один тип сна, при котором не присутствуют БДГ, то есть быстрые движения глаз, характеризуется наличием сновидений. Другой тип сна, без БДГ, — это сон без сновидений, хотя сознание в нем продолжает работать и не лишено содержания. При втором типе сна перед спящим просто возникают образы, не связанные конкретным сюжетом и лишенные эмоционального заряда. Это похоже на реинкарнацию в царстве форм — эти формы могут быть отвлеченными (абстрактными) или архетипическими (наделенными символическим смыслом), но в любом случае это просто формы. Согласно буддийской космологии, пребывающие в этом измерении существа воплощены в тонком эфирном теле и испытывают различного рода видения, однако их ум остается настолько утонченным, что они не вовлекаются в какие-либо нездоровые формы поведения. Ни. в бесформенном царстве, ни в царстве форм не накапливается «негативная карма».

Спустя примерно полтора часа после засыпания вы, скорее всего, увидите первый сон. Вы войдете в БДГ-фазу сна, и в вашем мозге начнется особого рода активность, регистрируемая электроэнцефалограммой. Существуют и другие реакции, позволяющие ученым на базе научных объективных показателей судить о том, что спящий видит сны. Характерным признаком сновидения служит наличие сюжета. Как правило, в сновидении спящий получает какую-то «физическую» форму в том смысле, что способен видеть, слышать и телесно ощущать свое физическое присутствие во сне. Однако эта форма не «материальна». В одних снах присутствие спящего скорее напоминает абстрактное осознание в пространстве, а в других, как всем нам хорошо известно, мы как бы играем роль определенного персонажа и тогда совершаем во сне те или иные действия.

Согласно буддийским.представлениям, это похоже на перерождение в «царстве желаний»; как известно, сны часто служат выражением желаний. В основе многих сновидений лежат чувственные желания, которые и управляют сюжетом сна. Другим характерным признаком сновидений служит замешательство, притупленность чувств, состояние смятения. Например, я выяснил, что в неосознанных сновидениях часто теряюсь, где-то брожу, блуждаю, ищу и не могу отыскать дорогу и т. д. Помнится, в одном таком сне я очутился в большом отеле, бродил по лабиринту коридоров и спрашивал себя: «Где моя комната?» Буддийская философия, как, кстати, и фрейдистская, считает неосознанные сновидения иллюзиями: спящему кажется, будто он имеет дело с объективной реальностью, не зависящей от его сознания, хотя на самом деле все наоборот.

Итак, сон подходит к концу и мы «умираем» в царстве желаний, после чего можем провести некоторое время между сновидениями в бесформенном царстве. Затем начинается другой сон. Последние два часа полноценного ночного сна отличаются самой большой плотностью сновидений. Один-единствен- ный сон с самостоятельным непрерывным сюжетом может длиться до 45 минут. Кстати, исследователи выяснили, что время в сновидении примерно совпадает с тем, как мы ощущаем время наяву. Иными словами, если мы чувствуем, что во сне прошло 45 минут, то и наяву это соответствует примерно 45 минутам. Таков типичный режим сна со сновидениями.

Используя буддийскую аналогию со смертью и перерождением, каждую ночь вы «умираете», а затем метафорически перерождаетесь в различных царствах. Вы умираете и перерождаетесь, умираете и снова перерождаетесь, и так продолжается из раза в раз, но что толкает вас к этому? Обычный современный человек ответил бы: «Подсознание», и, основываясь на этой предпосылке, мы' анализируем сны, пытаясь пролить свет на свое бессознательное. Однако буддизм утверждает, что сновидения возникают из субстрата сознания, или основы смерти и перерождения, составляющих цикл жизни.

Таким образом, каждую ночь мы переживаем квинтэссенцию сансары, то есть цепочки смертей и перерождений*. Вспоминая свое сновидение сразу после пробуждения, вы, возможно, думаете: «И зачем только я цеплялся за этот персонаж своего сна? Ведь на самом деле я им не был. Зачем было убегать, прятаться, расстраиваться, добиваться цели во сне,

По канонам буддизма, противоположностью сапсары считается нирвана, то есть невозвращение к земному существованию со всеми муками смертей и перерождений. — Прим. ред.

если все это было ненастоящим? Как я мог так заблуждаться?» Причина проста: вы забыли, кто вы, и отождествились с тем, чем не являетесь. Разумеется, это происходит потому, что, засыпая, вы полностью теряете память; более того, во сне человек крайне редко помнит, кем был в предыдущих сновидениях. Действительно, очень трудно запомнить даже последнее сновидение за ночь, не говоря уже о предыдущих. Когда мы пробуждаемся, сновидения так быстро ускользают от нас, что пытаться запомнить их — все равно что пытаться схватить рукой воду. Разумеется, согласно буддийскому взгляду на мир, такая амнезия пронизывает весь опыт санса- ры: в новом воплощении мы практически никогда не помним, какова была предыдущая реинкарнация.

Итак, с одной стороны, во сне мы забываем, кто мы. С другой стороны, при этом происходит нечто большее, нежели забывание, поскольку, забудь мы о своей личности и сущности, нам бы не давал покоя вопрос: «Кто я?» Задавая подобный вопрос, мы бы сделали шагом к мудрости, к осознанию того, что нам неведомо, кто мы, а также продвинулись бы к осознанию следующей истины: «Я не знаю, кто я, и даже не уверен, реально все происходящее вокруг или нет». Таким образом, задавшись подобным вопросом, мы уже на полпути к осознанным сновидениям.

Будда утверждал, что, обретя просветление, он пробудился. С точки зрения достигнутого им состояния все мы спим и все наши состояния, включая бодрствование и сон, всего лишь сновидения. Мы тоже в силах пробудиться, но живем так, будто забыли свою истинную природу — природу Будды, потенциал к полному просветлению. Пребывая в подобном неведении, мы принимаем то, что не является «я» или «моим», за «я» и «мое». Мы цепляемся за свое тело, пол, способности, навыки и изъяны. Слишком много думая о собственных желаниях, надеждах и страхах, мы еще больше укрепляемся в иллюзии собственной идентичности. И, отождествляясь с мириадами вещей, не представляющих собой ни «я» ни «мое», мы тем самым пренебрегаем своей истинной природой. Мы даже не задаемся вопросом о том, какова она на самом деле.

Обратите внимание на поразительную параллель между пробуждением во сне и пробуждением Будды к реальности во всей ее полноте. Когда наши сновидения становятся полностью осознанными, мы постигаем природу своей подлинной сущности и окружающего нас мира сновидений, и это постижение приносит нам великую радость и свободу. То же самое, только в неизмеримо больших масштабах, произошло и с Буддой в момент просветления.

Мастера буддийской медитации отмечают знаменательные параллели между отдельными категориями и проводят соответствующий знак равенства:

• засыпание = умирание;

• сон со сновидениями = бардо*;

• пробуждение от сна = реинкарнация.

Термин «бардо» происходит от названия знаменитого тибетского трактата об искусстве умирания и реинкарнации — «Тибетской книги мертвых», «Бардо Тхёдол». Бардо - это посмертное состояние, промежуток между перерождениями. — Прим. ред.

Кроме того, определенное соотношение есть между достижением осознанности в сновидениях и осознанием иллюзорной природы явлений, сопровождающих нас в состоянии бодрствования. В обоих случаях вы «просыпаетесь» посреди реальности, похожей на сон, и видите вещи такими, как они есть.

Другое распространенное переживание, которое изучают исследователи осознанных сновидений, — так называемое «ложное пробуждение». По этому поводу исследователь сновидений С. Лабер- же пишет: «Иногда ложное пробуждение повторяется многократно, и тогда спящему, который видит осознанное сновидение, кажется, будто он пробуждается снова и снова, но каждый раз выясняется, что он все еще спит. Известны случаи, когда спящие, прежде чем наконец проснуться “по-настоящему”, переживали чуть ли не десятки ложных пробуждений. В исключительно редких случаях сновидец способен счесть ложное пробуждение за сон. Однако осознать это трудно, поскольку спящий уже считает себя проснувшимся, и ему не приходит в голову усомниться в своем предположении».

Того, кто окончательно постиг природу реальности во всей ее полноте, называют Буддой, Пробужденным или Просветленным. Но случаются и ложные просветления, которые, с точки зрения буддизма, похожи на «ложные пробуждения» во сне. Иными словами, человеку может померещиться, будто он достиг просветления, хотя на самом деле он все еще пребывает в неведении. Как правило, такое происходит на определенной ступени духовного пути: если удалось добиться какой-то серьезной подвижки в сознании, некоторым людям свойственно обманываться и, образно говоря, принимать очередную ступеньку за самую вершину лестницы. Обычно те, кто возомнил себя просветленным, спешат тотчас объявить об этом миру. Однако в большинстве случаев переживаемое мистическое состояние оказывается мимолетным, своего рода иллюзией, и затем тот, кто испытал ложное просветление, вновь «впадает в сон» привычных установок и поведения. Как следует поступить, если вам показалось, будто вы достигли просветления? Прежде всего, не торопитесь оглашать эту новость. Имейте мужество признать, что это всего лишь ложное пробуждение, не делайте поспешных выводов. Понятно, что в связи с этим возникает резонный вопрос: как отличить ложное пробуждение от подлинного? Для этого нужно иметь четкое представление о том, что такое истинное духовное пробуждение, или просветление.

Термин «просветление» в разных духовных учениях понимается и толкуется по-своему; в буддизме это понятие подразумевает, что человек навсегда освобождается от всех психических недугов (страстей) — например, от эгоизма, жажды обладания, враждебности, зависти, гордыни, а также от симптомов этих недугов, включая тревожность, депрессию и фрустрацию. При просветлении сердце и разум окончательно и необратимо очищаются от нездоровых тенденций, а это сразу же отражается

в поведении просветленного. Тем не менее упоминания о ложных пробуждениях встречаются даже в традиционной буддийской литературе. Как вы, наверное, уже поняли, один из критериев подлинности пробуждения лежит на поверхности: истинно просветленному человеку и в голову не придет хвалиться своим достижением, в то время как испытавший ложное пробуждение наверняка поддастся соблазну рассказать о своей «победе» окружающим.

В качестве примера приведу поучительную историю о некоем пожилом монахе и его новом ученике. Пока учитель ошибочно полагал, будто уже достиг просветления, его молодой ученик действительно пережил это освобождение, но продолжал обучение, чтобы совершенствовать свои познания и добродетели. Интуитивно почувствовав, что его учитель неверно оценивает собственный уровень духовного созревания, ученик разработал стратегию, которая открыла бы монаху глаза. Создав в своем воображении образ разъяренного слона, он напустил эту иллюзию на учителя, который принял ее за настоящего слона и в панике бросился наутек. Догнав перепуганного учителя, ученик рассеял видение и скромно спросил: «Учитель, возможно ли просветленному существу поддаваться такой панике перед лицом иллюзии?» Это и был тот «будильник», в котором нуждался наставник. В результате учитель вернулся к собственной духовной практике с ясным пониманием того, что ему еще только предстоит достичь.

 

Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

 

Сеанс медитации следует начинать традиционно: сначала дать клятву о своих благих намерениях, затем принять удобную сидячую позу, позволяющую свободно дышать, раскрепоститься и не поддаваться сонливости, а затем отсчитать 21 вдох-выдох. Далее переходите к основному этапу медитации.

Позвольте своему осознанию погрузиться в тело, в поле физиологических ощущений, охватывающее ступни икры, бедра, ягодицы, туловище, шею и голову. Почувствуйте ритм, прилив и отлив, вдох и выдох. Отмечайте эти телесные ощущения и наблюдайте за тем, что происходит с ними в процессе дыхания.

Позвольте сознанию раскрепоститься, дайте отдых разуму, который вечно мечется от одного стимула к другому в поисках источников возбуждения. Откажитесь от возбуждения, устремитесь к безмятежности. В силу привычки у вас в сознании неизбежно будут возникать логические цепочки мыслей и образов. Представьте, что при каждом выдохе они уносятся из вашего сознания прочь, как осенние листья под порывами ветра, а сознание остается пустым и чистым.

С каждым вдохом и выдохом все глубже и полнее погружайтесь и сознанием, и телом в состояние покоя. Сознание должно очиститься от любых забот и тревог как прошлого, так и настоящего и будущего. Расслабьте тело и сознание настолько, чтобы почувствовать, как будто вы осознанно засыпаете.

Постарайтесь при этом отключить все физические органы чувств, чтобы бодрствовало лишь сознание. Отключите все физические ощущения. Засните и продолжайте поддерживать осознание. По мере того как ваше осознание отключается от внешнего мира зрительных образов, звуков и физиологических ощущений, а также от внутреннего мира идей, воспоминаний, желаний, надежд и страхов, погрузитесь в глубокий бесформенный покой бдительного бодрствования.

Методику, которую вы сейчас освоили, можно с равным успехом применять и днем, когда вы бодры и полны сил, и ночью, перед отходом ко сну. Медитация на осознанное засыпание очень полезна: это, по сути, целенаправленное наблюдение за этапами, через которые проходит сознание на пути от бодрствования к сну без сновидений.

Следующий этап. Перенаправьте фокус своего внимания на область переживаний сознания, в которой возникают образы, мысли, эмоции и сновидения. Не вовлекайтесь в эти события, не оценивайте их, будьте отстраненным наблюдателем, следите за ними осознанно, чтобы все мысли и образы были отчетливыми. Отмечайте даже мельчайшие импульсы, мимолетные образы. У вас должно возникнуть ощущение, будто вы осознанно видите сон. Сознавайте, что все эти явления, мысли, образы — не более чем проявления сознания, бесформенного по самой своей природе. Помните и повторяйте себе, что ни одна из мыслей, идей и т. д., которые перед вами проходят, не есть ваша сущность, но в то же время их существование обусловлено зависимостью от сознания.

Напомню, на первом шаге вы переключили внимание с внешнего мира на свое тело, на втором — на поле физиологических ощущений, на третьем — на еще более глубокую сферу сознания. А теперь четвертый этап: переключите внимание на самый центр, который не имеет периферии, не имеет границ. Позвольте своему осознанию погрузиться в сферу вашего знания о себе осознающем. Погрузитесь в предельную простоту — в осознание себя осознающим, без объекта. И тогда вы войдете в само сияние, в ясную и всезнающую природу осознания.

Что вы видите? Различаете ли покой среди многочисленных стимулов сознания, в гуще событий, происходящих в уме и теле? Если да, то вы вошли в состояние врожденного состоянием медитативного покоя: его невозможно достигнуть, поскольку оно изначально скрыто в каждом из нас, но его можно пробудить в себе. Погрузившись в осознание, видите ли вы, что в нем нет объекта, который был бы осознанием? Это не некая реальная сущность. Оно лишено собственной идентичности. Это само пустое и открытое пространство. Но помимо этого пространственного качества, различаете ли вы врожденное сияние, яркость изначального осознания, которое присутствует всегда? Именно его и называют природой осознания. Это означает вернуться домой в осознание.

Выразите свою благодарность и завершите медитацию.

 

Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

 

Существует множество методик, позволяющих распознать состояние сна со сновидениями и тем самым открывающих двери к практике йоги сновидений. Некоторые из техник, практикуемых в тибетской традиции, включают визуализацию. Итак, 1-й метод. Суть в том, чтобы в процессе засыпания представить себе некий образ, который при этом визуализируется в районе сердечной или горловой чакры. Насколько мне известно, есть люди, способные заснуть, поддерживая эту визуализацию. В случае успеха они переходят непосредственно из бодрствующего состояния в состояния сна со сновидениями, сохраняя визуализацию в течение всего этого периода. Это требует такого покоя сознания, что для создания и поддержания визуализации не требуется практически никаких усилий. Если вам удалось добиться такого спокойствия сознания, данная техника, возможно, вам пригодится и придется по душе. Однако мой собственный опыт и опыт моих наставников свидетельствует, что для большинства людей подобные техники визуализации слишком сложны. Усилия, которых они требуют, мешают заснуть. Я лично не могу заснуть, пока рисую перед собой мысленный образ и стараюсь переместить его в область определенной чакры.

Позвольте предложить вам несколько других, более простых и доступных методик, которые помогут вам войти в осознанное сновидение. Примите к сведению, что все они даются гораздо легче, если засыпать в так называемой «позе спящего льва»: по легенде, именно в ней покинул этот мир Будда.

2-  й метод. Чтобы принять позу спящего льва, лягте на правый бок, подперев правую щеку правой рукой, а левую руку вытяните вдоль левой ноги. Мастера буддийской медитации рекомендуют эту позу не только для практики йоги сновидений, но и для засыпания как такового. Она позволяет засыпающему погрузиться в покой своего тела, отключиться от забот, эмоций, мыслей, воспоминаний, а это, в свою очередь, позволяет заснуть с ясным осознанием. Советую вам постоянно применять этот метод при засыпании.

3-  й метод. Еще одна тибетская техника, которой учил лама Намкхай Норбу, позволяет медитирующему погрузить свое осознание в сферу ума. Ее суть в том, чтобы сосредоточивать внимание не на поле физиологических ощущений, а на самом сознании. При этом ваша цель — достичь ясного покоя и не позволять мыслям, образам и т. д. заполонить ваше сознание; в ходе этой медитации вы успокаиваетесь, настроившись на сознание как таковое, не теряя непрерывности осознания. Это великолепная подготовка к практике осознанных сновидений. Те, кому случилось испытать осознанные сновидения, знают, что зачастую, едва осознав, что спите, вы Tepflefeэто осознание — возможно, спустя всего несколько секунд, а затем либо впадаете в неосознанное сновидение, либо настолько возбуждаетесь, что просыпаетесь. Поэтому очень важно научиться поддерживать осознание во сне.

4-  й метод. Один из способов достичь этого — развить невозмутимость пребывающего в покое осознания. Научитесь погружаться в осознание, не увлекаясь тем, что происходит «на сцене» сознания. Помните метафору: оставайтесь любезным хозяином в доме, полном шумных гостей, — в нашем случае этими буйными гостями становится все образы, воспоминания и идеи, которые приходят на ум, возникая и исчезая в сознании. Развейте в себе способность поддерживать непрерывность даже тогда, когда в содержании ума, в ходе мыслей, нет никакой непрерывности или связности.

Развив такую способность и научившись сохранять осознанность по несколько минут подряд, вы заложите фундамент сохранения осознанности и во сне. Как отмечал наставник Лераб Лингпа, умение приводить сознание в естественное состояние — основа для всех более сложных состояний самадхи (обуздания сознания).

5-  й метод. Другой вариант состоит в отключении осознании и от тела, и от ума. В этом случае вас не должно заботить даже содержание ума, ваша цель — просто позволить осознанию погрузиться в собственное пространство, без отнесения к какому-либо объекту. Здесь нет субъектно-объектных отношений, а есть лишь изначальное знание, знание, предшествующее знанию о чем-либо, простое знание о себе как осознающем.

Если вы решили исследовать мир осознанных снов и измерений сознания, в которые позволяет проникнуть йога сновидений, то помните: быстрее всего сновидения сменяют друг друга в последние два часа перед пробуждением. Как правило, в этот период сны бывают самыми ясными и продолжительными..Поэтому вы должны запланировать свое пробуждение примерно на два с половиной часа раньше, чем обычно. Поставьте будильник, проснитесь утром и продолжайте бодрствовать в течение 30-45 минут. Займите себя на это время теорией и практикой осознанных сновидений. Читайте и размышляйте над лучшими книгами, посвященными осознанным снам или йоге сновидений: пусть это станет реальностью, на которую вы настраиваетесь. Затем отложите книгу и вернитесь прямо в сон с твердым решением: «Сейчас, в это наилучшее время для сновидений, я постараюсь осознать, что нахожусь во сне». Стивен Лаберже обнаружил, что в этом случае шансы испытать осознанное сновидение возрастают в 20(!) раз. Согласитесь, это более чем достойная компенсация за небольшую жертву — раннее пробуждение, которое, кстати, многим дается легко, особенно когда входит в привычку.

К тому, чтобы учиться и практиковать осознанный сон и йогу сновидений, адептов буддизма и просто заинтересованных людей толкают самые разные побуждения. Кто-то обращается к этой практике, стремясь прежде всего удовлетворить свои самые заветные желания и фантазии; для подобных людей йога сновидений становится своего рода временным убежищем от повседневной реальности, отдушиной. Однако подлинно буддийская практика йоги сновидений — нечто гораздо большее, чем умение осознавать во сне, что спишь. Буддийская подготовка к йоге сновидений делится на несколько стадий:

• распознавание состояния сна со сновидениями;

• преобразование сновидений;

• восприятие сквозь сновидение.

 

Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

 

Первый шаг к распознаванию состояния сна — достичь осознанности во время сновидения. Наряду с другими упомянутыми техниками, эту стадию можно освоить, научившись распознавать отличительные признаки и характеристики сновидений. Как только вы научитесь идентифицировать их в состоянии бодрствования, то сможете перенести эту способность на состояние сновидения. И это позволит вам определить во сне, что вы спите. Кроме того, заметив нечто странное во время сновидения, задайтесь вопросом: «Может ли такое произойти наяву?» Чтобы выяснить, не сон ли это, в любое время дня и ночи, когда происходит нечто невероятное или необычное, проведите описанную Стивеном Ла- берже проверку состояния. То, что события кажутся вам совершенно реальными, еще не означает, что вы бодрствуете, а не спите.

Научившись достигать осознанности в сновидении, вам затем нужнр научиться сохранять эту осознанность. Иногда, когда вы настолько возбуждаетесь, что начинаете просыпаться, сновидение становится слишком расплывчатым, блекнет, и вы теряете его. Если сон начинает как бы выцветать, заполните свое осознание стимулами. Сделайте над собой усилие — начните ворочаться, потирать руки, растирать отдельные части тела и т. д. — это отвлечет ваше осознание, и сновидение восстановится. Задача в том, чтобы оставаться поглощенным сновидением, и тогда окружающий вас во сне ландшафт станет вашей реальностью.

 

Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

 

Если вы научились поддерживать осознанность сновидения в течение какого-то времени, от 5 до 20 минут, можете смело переходить к следующему этапу. Попробуйте намеренно совершать во сне нечто новое — например летать. Вы достигли ступени, когда готовы пуститься в самостоятельное путешествие и исследовать границы своего сознания. Правда, следует иметь в виду, что на данной стадии обстановка сновидения все еще кажется вам плотной и реальной, независимой от сознания. Вторая стадия традиционной йоги сновидений, практика — умение преобразовывать сон. Это искусство можно совершенствовать до бесконечности. Итак, приложите свою волю и воображение к содержанию сновидения, происходящим в нем событиям, даже к облику, который вы принимаете во сне. Устройте себе «сеанс магии», попробуйте творить чудеса и фокусы: измените пол, возраст, рост, внешность. Если вас окружает целая толпа, превратите ее в одного или двух людей, если же рядом с вами всего двое, превратите их в толпу. Преобразуйте маленькое в большое, а большое в маленькое. Фантазия подскажет вам, что делать. Главное — ни в чем себе не отказывать.

А теперь выясните, есть ли в этих снах нечто, объективно существующее «вне вас» или субъективно существующее «внутри вас», то есть нечто, что составляло бы ваше воплощение во сне, настолько реальное и осязаемое, что не поддается изменениям. Есть ли в сновидении нечто, способное противостоять силе вашего воображения? Если да, сосредоточьтесь на этом объекте, исследуйте его до тех пор, пока не осознаете его иллюзорную природу. Такое прилежное постижение разрушит барьеры объективизации, управляющей нашими неосознанными сновидениями.

 

Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

 

Поскольку, исследуя сны, превращения и преобразования их составляющих, вы погружаетесь в самые глубины сознания, то этот процесс наверняка активизирует отдельные элементы субстрата сознания. Поэтому весьма вероятно, что в ходе обучения йоге снов вам рано или поздно начнут сниться кошмары. Почему это происходит? Исследуя сны и тренируя умение управлять ими, вы неизбежно затронете часть самых негативных предрасположенностей субстрата сознания, а это, скорее всего, приведет к тревожным или страшным снам, причем они могут настойчиво повторяться. Если у вас начнутся кошмары, то по мере овладения искусством преобразования снов вы сможете предпринять самый очевидный шаг — заставить кошмары исчезнуть. Если вам угрожает некое страшное чудовище, в ваших силах превратить его в щенка, мороженое или букет цветов. Вспомните, что, согласно легенде, в тот самый миг, когда Будда испытал просветление, его обступили несметные полчища вооруженных демонов, но Пробужденный превратил их в цветы.

Есть и другой способ справиться с кошмаром, очень действенный, который одновременно позволяет перейти на третью фазу йоги сновидений. Вы знаете, что ваше воплощение во сне неуязвимо, никакие бедствия или чудовища не способны причинить ему реальный вред, поэтому расслабьтесь и позвольте им атаковать ваш образ. Предположим, вам снится, что на вас надвигается крокодил, который уже разинул пасть и готовится вас проглотить. Спокойно и учтиво поприветствуйте его: «Кушать подано, приятного аппетита!» Расслабьтесь и освободитесь от отождествления с персонажем сна, то есть телом сновидения: вы же знаете, что никто не в силах причинить персонажу вред, в том числе и зубастый крокодил, который вам сейчас снится. Пусть себе жует, а когда он проглотит вас полностью, просто заново воссоздайте свое тело. Если же вы пребываете в особо благодушном настроении, спросите крокодила, не желает ли он добавки. При этом вы не будете испытывать ни страха, ни потребности превратиться во что бы то ни было. Это третья фаза; если вы достигли ее, значит, вы сильно продвинулись в понимании истинной природы сновидений и осознаете их иллюзорность.

На определенном этапе практики йоги сновидений вас, вероятно, заинтересует, можно ли пережить осознанное сновидение, полностью лишенное содержания, — состояние осознанного сна без сновидений. В этом случае вам не придется беспокоиться о ноющих коленях, о сохранении позы или о зуде в тех или иных частях тела, как и о любых других моментах, отвлекающих от медитации. Вы находитесь во сне, и ваше сознание естественным образом отключено от физических ощущений и от тела. Вы и так находитесь в пространстве медитации, и все, что вам нужно, — начать медитировать. Поэтому, после того как крокодил полакомился вами, можете решить: «довольно» — и растворить его, а затем погрузить свое осознание в само осознание.

Пробудившись после йоги ночных сновидений, последуйте совету мудреца Падмасамбхавы: «Утром после пробуждения примите твердое и ясное решение, что ни от одного-единственного сна, который посетил вас ночью, не должно остаться и

следа. Сходным образом, пообещайте себе, что ни одно из дневных сновидений, которые вы переживете сегодня в течение дня, не появится ночью в ваших снах».

По своей природе дневные сновидения не более реальны, чем ночные. И те и другие в равной степени иллюзорны. С точки зрения Пробужденного (Будды), сейчас мы тоже спим. С буддийской точки зрения материальный мир, переживаемый нами в бодрствующем состоянии, не более реален, чем мир сновидений. Только представьте, каково же тогда сохранять осознанность наяву, во время бодрствования? Какую свободу, какой душевный подъем вы испытаете, какое безграничное море возможностей откроется перед вами, если вы постигнете природу бодрствующего сознания? Есть ли на свете что-то более захватывающее, чем подобные перспективы? Лично я не могу представить себе более великого свершения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.131 (0.049 с.)