Аргументы президента Ельцина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аргументы президента Ельцина



В своём телевизионном обращении к гражданам России 21 сентября 1993 года Борис Ельцин так аргументировал подписание указа № 1400:

Уже более года предпринимаются попытки найти компромисс с депутатским корпусом, с Верховным Советом. Россияне хорошо знают, сколько шагов навстречу делалось с моей стороны на последних съездах и между ними. (…) Последние дни окончательно разрушили надежды на восстановление какого-либо конструктивного сотрудничества. Большинство Верховного Совета идёт на прямое попрание воли российского народа. Проводится курс на ослабление и в конечном счёте устранение Президента, дезорганизацию работы нынешнего правительства, за последние месяцы подготовлены и приняты десятки новых антинародных решений. (…) Многие из них целенаправленно спланированы на ухудшение ситуации в России. Наиболее вопиющей является так называемая экономическая политика Верховного Совета, его решения по бюджету, приватизации, многие другие усугубляют кризис, наносят огромный вред стране. Все усилия правительства хоть как-то облегчить экономическую ситуацию наталкиваются на глухую стену непонимания. Не наберётся и нескольких дней, когда Совет Министров не дёргали, не выкручивали руки. И это в условиях острейшего экономического кризиса. Верховный Совет перестал считаться с указами президента, с его поправками к законопроектам, даже с конституционным правом вето.

Конституционная реформа практически свёрнута… Процесс создания правового государства в России, по сути дела, дезорганизован. Наоборот, идёт сознательное размывание и без того слабой правовой базы молодого российского государства. Законотворческая работа стала орудием политической борьбы. Законы, в которых остро нуждается Россия, не принимаются годами. (…)

Уже давно большинство заседаний Верховного Совета проходит с нарушением элементарных процедур и регламента… Идут чистки комитетов и комиссий. Из Верховного Совета, его Президиума беспощадно изгоняются все, кто не проявляет личной преданности своему руководителю. (…) Всё это горькие свидетельства того, что Верховный Совет как государственный институт находится сейчас в состоянии политического разложения. (…) Власть в российском Верховном Совете захвачена группой лиц, которые превратили его в штаб непримиримой оппозиции.

(…) Единственным способом преодоления паралича государственной власти в Российской Федерации является её коренное обновление на основе принципов народовластия и конституционности. Действующая Конституция не позволяет это сделать. Действующая Конституция не предусматривает также процедуры принятия новой конституции, в которой был бы предусмотрен достойный выход из кризиса государственности. Будучи гарантом безопасности нашего государства, я обязан предложить выход из этого тупика, обязан разорвать этот губительный порочный круг. /*Наглец! - Где народовластие и где президентство?/

Предыстория конфликта

Введение поста президента при сохранении неограниченных полномочий Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации породило в России проблему двоевластия, а точнее, признания или не признания этими двумя конституционными институтами правила установления системы сдержек и противовесов со стороны парламента России над президентом РФ и президента РФ над парламентом России. Эту систему должны были бы принять для себя и парламент, и президент РФ. Проблема дополнялась наличием в обществе сторонников немедленного проведения радикальных экономических реформ («шоковая терапия»), которые объединились вокруг президента Б.Н. Ельцина, и их противников, объединившихся вокруг Верховного Совета, председателем которого после избрания Ельцина президентом стал Р.И. Хасбулатов.

Одной из причин конфликта стал вопрос об изменении действовавшей Конституции. Ельцин настаивал на изменении формы правления в России, передаче полномочий Съезда народных депутатов президенту. Сторонники Верховного Совета настаивали на сохранении верховной власти за представительными органами, хотя Съезд время от времени принимал поправки, расширявшие полномочия президента. Более того, в августе 1993 года Верховный Совет разработал проект закона о поправках в конституцию, который должен был исключить пункты о полновластии Съезда и парламента (часть 2 статьи 104 и пункт 26 статьи 109).

Ещё одной причиной конфликта считается неоднократный отказ Съезда народных депутатов ратифицировать Беловежское соглашение о прекращении существования СССР и исключить из текста Конституции Российской Федерации - России (РСФСР) упоминания о Конституции и законах СССР. Группа народных депутатов России во главе с Сергеем Бабуриным даже обратилась в Конституционный суд в связи с незаконной ратификацией Беловежского соглашения Верховным Советом в декабре 1991 года. Это обращение так и не было рассмотрено из-за событий сентября-октября 1993 года (накануне этих событий суд готовился к рассмотрению этого ходатайства).

В начале 1993 года на Съезде народных депутатов России и в Верховном Совете сложилось твёрдое антиельцинское и антиреформаторское большинство, составившее парламентский блок «Российское единство» (КПРФ, АПР, бабуринская «Россия» и фракция «Отчизна», состоявшая из радикальных коммунистов и отставных военных).

20 марта 1993 года II пленум ЦИК КПРФ принял решение голосовать на апрельском референдуме против доверия президенту Ельцину, против социально-экономической политики правительства, за досрочные выборы президента и против досрочных выборов народных депутатов (НЕТ—НЕТ—ДА—НЕТ). КПРФ взяла на себя руководство парламентской фракцией «Коммунисты России». В то же время сторонники президента и большинство эфирных СМИ предлагали голосовать на референдуме по схеме «ДА—ДА—НЕТ—ДА».

20 марта 1993 года Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу, в котором объявил, что только что подписал указ о введении «особого порядка управления». Конституционный суд Российской Федерации, ещё не имея подписанного указа президента, признал его действия, связанные с телеобращением, неконституционными и усмотрел наличие оснований для отрешения президента от должности. Однако, как выяснилось чуть позже, в действительности указ не был подписан. Созванный IX (внеочередной) Съезд народных депутатов предпринял попытку отрешить президента от должности (одновременно проводилось голосование по вопросу об освобождении от должности председателя ВС Р.И. Хасбулатова), но для отрешения не хватило 72 голосов.

22 марта 1993 года, по воспоминаниям бывшего начальника службы безопасности президента Российской Федерации А.В. Коржакова, президент вызвал руководителя главного управления охраны, коменданта Кремля М.И. Барсукова и предложил ему разработать план действий на случай, если съезд примет решение об отрешении.По словам Коржакова, план Барсукова президенту понравился и он его немедленно утвердил:

Суть его сводилась к выдворению депутатов сначала из зала заседаний, а затем уже из Кремля. По плану Указ о роспуске съезда в случае импичмента должен был находиться в запечатанном конверте. После окончания работы счётной комиссии (если бы импичмент всё-таки состоялся) по громкой связи, из кабины переводчиков офицеру с поставленным и решительным голосом предстояло зачитать текст Указа. С кабиной постоянную связь должен был поддерживать Барсуков, которому раньше всех стало бы известно о подсчёте голосов.

Если бы депутаты после оглашения текста отказались выполнить волю президента, им бы тут же отключили свет, воду, тепло, канализацию… Словом, всё то, что только можно отключить. На случай сидячих забастовок в темноте и холоде было предусмотрено «выкуривание» народных избранников из помещения.

На балконах решили расставить канистры с хлорпикрином — химическим веществом раздражающего действия. Это средство обычно применяют для проверки противогазов в камере окуривания. Окажись в противогазе хоть малюсенькая дырочка, испытатель выскакивает из помещения быстрее, чем пробка из бутылки с шампанским. Офицеры, занявшие места на балконах, готовы были по команде разлить раздражающее вещество, и, естественно, ни один избранник ни о какой забастовке уже бы не помышлял.

Президенту «процедура окуривания» после возможной процедуры импичмента показалась вдвойне привлекательной: способ гарантировал стопроцентную надёжность, ведь противогазов у парламентариев не было.

Каждый офицер, принимавший участие в операции, знал заранее, с какого места и какого депутата он возьмёт под руки и вынесёт из зала. На улице их поджидали бы комфортабельные автобусы.

«Борис Николаевич утвердил план без колебаний». — Коржаков А.В. Борис Ельцин: от рассвета до заката.

29 марта 1993 года, после провала попытки отрешения, Съезд назначил на 25 апреля референдум с четырьмя вопросами, результаты которого удовлетворили ожидания сторонников президента Ельцина:

На вопрос «Доверяете ли вы президенту Российской Федерации Борису Ельцину» 58,7 % проголосовавших ответили «да»

На вопрос «Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом Российской Федерации и правительством Российской Федерации с 1992 года» 53 % проголосовавших ответили «да»

На вопрос «Считаете ли Вы необходимыми досрочные выборы президента Российской Федерации» «да» ответили 41,2 %

На вопрос «Считаете ли Вы необходимыми досрочные выборы народных депутатов Российской Федерации» ответили «да» 49,5 %.

1 мая 1993 года в Москве во время уличной манифестации коммунистов и сторонников Верховного Совета впервые произошли массовые беспорядки. Участники акции отклонились от согласованного с властями маршрута - вместо разрешённого шествия по Садовому кольцу двинулись многотысячной колонной по Ленинскому проспекту в сторону Ленинских гор. В районе дома 37 проспект был перегорожен грузовиками и автобусами ОМОН, где произошло столкновение с сотрудниками правоохранительных органов, в результате которого погиб сотрудник милиции - сержант милиции Владимир Толокнеев, он был раздавлен грузовым автомобилем, за рулём которого, по свидетельствам очевидцев, находился один из демонстрантов в камуфляжной форме. Десятки манифестантов получили травмы. В связи с этими событиями Верховный Совет предложил президенту России освободить от должности министра внутренних дел В.Ф. Ерина, однако, президент Ельцин не подписал соответствующий указ.

Как вспоминает народный депутат России, член Верховного Совета Илья Константинов, в июне 1993 года глава администрации Нижегородской области Борис Немцов предупредил его о предстоящем разгоне Съезда и парламента, заявив, что депутатов «раздавят танками» и советовал ему перейти на сторону президента Ельцина.

1 сентября 1993 года Ельцин временно, «в связи с проводимым расследованием, а также в связи с отсутствием поручений», отстранил от исполнения обязанностей вице-президента А. В. Руцкого, который в последнее время неоднократно выступал с жёсткой критикой президента и правительства. Действовавшая Конституция и законодательство нормы о возможности отстранения вице-президента президентом не содержали. Обвинения Руцкого в коррупции, в связи с которыми проводилось расследование, в конце 1993 года подтверждены не были. Хасбулатов расценил этот указ как «очевидное и грубое нарушение Конституции Российской Федерации». Он указал, что «устранить Президента и вице-президента, согласно Конституции, может только Верховный Совет и Съезд народных депутатов Российской Федерации при наличии в их действиях соответствующих нарушений, предусмотренных статьями Конституции».

3 сентября Верховный Совет принял решение направить в Конституционный суд ходатайство с просьбой проверить соответствие Основному закону положений указа президента Российской Федерации от 1 сентября в части, касающейся временного отстранения от исполнения обязанностей вице-президента Руцкого. По мнению парламентариев, издав этот указ, Ельцин вторгся в сферу полномочий судебных органов государственной власти. До разрешения дела в Конституционном суде действие указа было приостановлено Верховным Советом.

12 сентября проект указа № 1400 впервые обсуждали в Ново-Огарёве, куда Ельцин пригласил министра иностранных дел А.В. Козырева, министра обороны П.С. Грачёва, министра внутренних дел Ерина, председателя Совета министров В.С. Черномырдина, и.о. министра безопасности Н.М. Голушко, начальника своей службы безопасности Коржакова и начальника главного управления охраны Барсукова. По словам Коржакова, указ одобрили все участники совещания. Спор вызвала лишь дата предполагаемого роспуска Съезда и Верховного совета. Первоначально предлагалась дата 19 сентября. Но затем решили сделать это 18 сентября - это воскресенье и в Доме Советов никого не должно было быть. Планировалось перекрыть входы в здание и не пускать депутатов внутрь:

Указ никому не показался ни антиконституционным, ни экстремистским. Верховный Совет сам сделал столько антиконституционных шагов, что противостояние с президентом достигло апогея. Конфликт затягивался, иного выхода из него не видели. Жизнь граждан не улучшалась, а законодательная власть только и делала, что конфликтовала с исполнительной. К тому же Конституция явно устарела и не соответствовала изменившимся отношениям в обществе.

16 сентября Ельцин снова пригласил к себе Коржакова, Барсукова и Грачёва, на этот раз в Завидово, для обсуждения деталей будущего роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Президент сообщил о своём решении отложить подписание указа о роспуске Съезда и парламента на несколько дней. Выяснилось, что против подписания указа выступает глава администрации президента С.А. Филатов, а силовые структуры до сих пор не согласовали свои будущие действия. Также не поддержал роспуск Съезда и парламента директор Службы внешней разведки Евгений Примаков

18 сентября Филатов поставил в известность о намерениях Ельцина Е.Т. Гайдара, назначенного накануне первым заместителем председателя Совета министров. Гайдар выразил поддержку этим намерениям. В тот же день президент Ельцин без согласия Верховного Совета, в нарушение конституции и закона «О Совете Министров-Правительстве Российской Федерации» назначил Голушко министром безопасности.

Хронология событий

Сентября

Руководство Верховного совета получило информацию из своих источников о том, что в 18 часов планируется выступление Бориса Ельцина по телевидению, в котором он заявит о роспуске Верховного совета. Для обсуждения этого вопроса в 14:00 в Доме Советов состоялось чрезвычайное заседание руководства Верховного совета. На 17:30 было назначено заседание президиума ВС России, а сотрудникам буфетов отдано распоряжение продолжать работу сегодня «до упора», в Белый дом доставлены диваны и постельное бельё.

В 17:30 на экстренном заседании президиума ВС России, председатель ВС России Руслан Хасбулатов заявил, что в стране сложилась критическая ситуация и предупредил народных депутатов и избирателей о том, что «возможны любые события». Он призвал всех парламентариев быть в ближайшее время начеку, связаться со своими избирателями и в случае необходимости «встать на пути антиконституционного переворота».

Народные депутаты - сторонники президента («коалиции реформ») провели пресс-конференцию, на которой сообщили о намерении в ближайшее время поставить на голосование вопрос об отставке Руслана Хасбулатова с поста председателя Верховного совета.

Примерно в 19:30 первый заместитель Председателя Совета Министров Егор Гайдар провёл совещание с членами Правительства на котором был разработан план первоочередных действий по реализации Указа № 1400. План был в целом одобрен Председателем Совета Министров В.С. Черномырдиным.

В 19:55 председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов получил запечатанный конверт со шрифтом «Президент Российской Федерации». В нём он уведомлялся в том, что с 21 сентября «прекращается деятельность Верховного Совета и Съезда народных депутатов, что Президент подписал Указ о поэтапной конституционной реформе».

В 20:00 президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин выступил по телевидению с обращением, сообщив, что издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым предписывал Съезду народных депутатов и Верховному совету Российской Федерации прекратить свою деятельность. Одновременно в Доме Советов были отключены связь, электричество, водоснабжение и канализация, силы МВД начали оцепление Дома Советов России.

Верховный совет и его сторонники объявили о совершении Ельциным государственного переворота. В стране образовалось фактическое двоевластие.

В 20:15 Президиум Верховного совета Российской Федерации принял постановление № 5779-I «О немедленном прекращении полномочий Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина», в котором на основании статей 121.6 и 121.11 конституции было констатировано прекращение полномочий президента Ельцина с момента подписания Указа № 1400 и переход их к вице-президенту Руцкому. Также Президиум назначил на 22 сентября созыв экстренной сессии Верховного совета с повесткой дня «О государственном перевороте в Российской Федерации».

Было принято решение об организации обороны Дома Советов и создании Штаба обороны, а также Обращение Президиума Верховного совета Российской Федерации к народным депутатам, военнослужащим Российской Армии, сотрудникам Министерства безопасности и Министерства внутренних дел, всем гражданам России с призывом пресечь государственный переворот.

В 20:45 к зданию Верховного совета - Белому дому - начали приходить граждане. Вокруг стихийно образовался бессрочный митинг. Среди участников митинга было много лиц из различных организаций и общественных объединений.

Около 21 часа Административный совет ВГТРК по инициативе генерального директора компании Анатолия Лысенко принял заявление о безоговорочной поддержке действий Бориса Ельцина.

Около 22 часов сотрудниками милиции было оцеплено здание мэрии Москвы, развёрнута радиостанция и заблокирован гараж Верховного Совета Российской Федерации. В Парламентском центре на Цветном бульваре были отключены телефоны, а само здание блокировано снаружи сотрудниками ОМОНа.

Собравшиеся у здания Верховного Совета России граждане, по примеру событий 19-21 августа 1991 года, начали возводить вокруг здания баррикады.

Конституционный суд Российской Федерации, собравшийся в это же время, объявил действия Ельцина неконституционными, а указ № 1400 — основанием для немедленного прекращения полномочий президента согласно ст. 121-6 Конституции Российской Федерации — России (РСФСР).

Сентября

В 00 часов открылась VII (экстренная) сессия Верховного совета, продолжавшаяся с перерывами до 19 часов.

В 00:17 Верховный Совет, на основании заключения Конституционного суда, принял постановления о прекращении полномочий президента Ельцина с 20 часов 00 минут 21 сентября 1993 года после подписания указа № 1400, и о переходе их к вице-президенту Руцкому.

В 00:25 Руцкой приступил к исполнению обязанностей президента России и отменил антиконституционный указ отрешённого президента Ельцина.

По представлению и.о. президента Александра Руцкого Верховный Совет принял постановление «О министре безопасности Российской Федерации» в котором дал согласие на освобождение первого заместителя министра безопасности Николая Голушко от временного исполнения обязанностей министра и на назначение министром безопасности Виктора Баранникова, а также постановление «О министре обороны Российской Федерации», в котором согласился с освобождением от этой должности Павла Грачева и назначением на неё Владислава Ачалова. Руцкой издал указ об освобождении от должности министра внутренних дел Виктора Ерина и назначении и.о. министра Андрея Дунаева, предшественника Ерина на посту главы МВД в 1991—1992 годах.

Верховным Советом был принят и сразу подписан Руцким закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс РСФСР», предусматривавший уголовную ответственность за действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, а также на воспрепятствование деятельности законных органов государственной власти.

На 10 часов утра у Дома Советов Российской Федерации находилось до 1500 человек, число которых к концу дня увеличилось до нескольких тысяч. В это же время состоялось экстренное заседание правительства Москвы под председательством мэра Москвы Юрия Лужкова, на котором было принято заявление о поддержке действий Бориса Ельцина.

В 10 часов началось экстренное заседание XVII сессии Моссовета. Действия Бориса Ельцина были расценены как антиконституционные, а Указ № 1400 — как не имеющий юридической силы и не подлежащий исполнению.

Собранная Булгаком коллегия Министерства связи приняла решение об отключении автоматической телефонной связи АТС-205 города Москвы, обслуживающей Дом Советов. Отключены были в здании парламента и другие виды связи.

После отключения связи уполномоченными народными депутатами Российской Федерации неоднократно предпринимались попытки добиться её восстановления путём переговоров с руководством Министерства связи. /* их надо было с семьями арестовывать, а не разговоры разговаривать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.025 с.)