О Прослушивание сказки «Три подружки». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О Прослушивание сказки «Три подружки».



ВВЕДЕНИЕ

Всем приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, не­решительность, робость, испытывают сложности при обще­нии со сверстниками и взрослыми. Застенчивость — слож­ное состояние, и оно может оказывать самые разнообразные воздействия - от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов.

Застенчивость свойственна многим детям и взрослым. Наверное, ее можно назвать наиболее распространенной при­чиной, осложняющей общение.

Последствия застенчивости могут быть удручающими:

- отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга дру­зей и знакомых;

- невозможность выразить свое мнение и отстоять свои пра­ва;

- боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мне­нию ребенка (или взрослого), какая-то эмоциональная угроза, и т.д.

На сегодняшний день в психологии распространена точ­ка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определенный момент при взаимодействии малыша с другими людьми и впослед­ствии закрепляется.

Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформи­ровать у него желание общаться — задача и психолога, и педагогов, и родителей. Она вполне разрешима, если на­чать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недо­статок». Осознание своей застенчивости не только не по­могает, а, наоборот, мешает ее преодолеть. Фиксация вни­мания на особенностях своего характера и поведения вы­зывает еще большую скованность, усиливает неуверен­ность и страх перед общением.

 

 

Как же помочь застенчивым, нерешительным детям?

В первую очередь надо выработать определенный стиль поведения с ними. Это касается и педагогов, и родителей.

Необходимо:

^ постоянно подкреплять в ребенке уверенность в себе и сво­их силах;

^ привлекать ребенка к выполнению различных поруче­ний, связанных с общением;

^ расширять круг знакомств, чаще приглашать к себе до­мой друзей, брать ребенка в гости к знакомым людям, раз­нообразить маршруты прогулок — предоставить ребенку определенную меру свободы и открытых действий, сдер­живая свое беспокойство и желание все сделать за него.

Общение с застенчивыми детьми требует осторожности и деликатности, так как их реакция на вмешательство взрос­лого может быть совершенно неожиданной.

Особая тактичность ожидается от воспитателя: в груп­пе, перед другими детьми, неуверенность ребенка возраста­ет, и он острее реагирует на все обращенные к нему слова и действия.

Чем же в такой ситуации может помочь психолог?

1. Выявить причину данного состояния в каждом отдель­ном случае.

2. Направить ребенка к соответствующим специалистам при обнаружении явной патологии.

3. Создать благоприятную для ребенка среду (прибли­зить условия детского сада к  домашним, разрешить детям свободно передвигаться по всему учреждению, обеспечить
доброжелательное отношение воспитателей и специалистов к своим подопечным, постоянно внушая им уверенность в своих силах, давать детям различные поручения, требую­щие вступления в контакт со взрослыми).

4. Проводить коррекционные занятия, предваритель­но разделив детей на подгруппы по сходству причин возник­новения застенчивости, закомплексованности.

Коррекционная работа проводится 1-2 раза в неделю. На каждого из детей заводится дневник наблюдений, в кото­ром фиксируются особенности настроения и поведение ре­бенка. Предлагаемая система занятий апробировалась в те­чение нескольких лет и показала высокую результатив­ность. Обычно те дети, которые проходят весь цикл заня­тий, начинают адекватно оценивать себя и не испытывают робости в общении со взрослыми и сверстниками.

Материалом занятий служат игры и упражнения, спо­собствующие развитию коммуникативных способностей. Во время их проведения психологи и воспитатели помогают де­тям:

^ преодолеть застенчивость, замкнутость, скованность, не­решительность, двигательно раскрепоститься;

^ развить язык жестов, мимики и пантомимики, понять, что, кроме речевых, существуют и другие средства обще­ния;

^ познакомиться с эмоциями человека, осознать собствен­ные эмоции, научиться распознавать эмоциональные ре­акции других людей и развить умение адекватно выражать свои эмоции;

•^ развить навыки совместной деятельности, воспитать доб­рожелательное отношение друг к другу.

Продолжительность каждого занятия составляет 25-30 минут.

Цикл занятий рассчитан на семь месяцев, если они про­водятся один раз в неделю, или на три с половиной месяца -если два раза в неделю.

Желательно, чтобы группа состояла из четырех-шес­ти детей в возрасте 4-6 лет.

 

 

ЗАНЯТИЕ 1

Задачи:

- преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительнос­ти;

- развитие эмоционально-выразительных движений; развитие коммуникативных способностей; снижение психоэмоционального напряжения.

 

Ход занятия

О Приветствие.

ЗАНЯТИЕ 2

Задачи:

- преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительно­сти;

- развитие способности понимать эмоциональное состояние партнеров по общению; снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию: игрушка «Чебурашка»;

магнитофон, кассета с записью «Песни Чебурашки» (сло­ва Э. Успенского, музыка В. Шаинского).

 

Ход занятия

О Приветствие.

О Этюд «Робкий Чебурашка».

Психолог показывает детям Чебурашку, сажает его на стульчик и говорит: «В детский сад пришел Чебурашка. Он очень стесняется, не хочет ни с кем разговаривать и иг рать. Я прочитаю ему стихотворение А. Бродского «Нови­чок». Может быть, это поможет ему стать более смелым.

В детский сад пришел Молчок очень робкий новичок.

 Он сначала был не смел, с нами песенок не пел.

А потом, глядим, привык: словно зайка скок да прыг,

До чего же осмелел: даже песенку запел!»

О Этюд «Смелый Чебурашка».

«Чебурашка» встает со стула, подпрыгивает и поет пе­сенку из мультфильма «Чебурашка» («Я был когда-то стран­ ной игрушкой безымянной...»).

О Психолог предлагает кому-нибудь из детей взять Чебураш­ку и разыграть оба этюда. (& Разыгрывание этюдов повторяется 2—3 раза.

ЗАНЯТИЕ 3

Задачи:

- преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие эмоционально-выразительных движений;

- развитие умения входить в контакт, воспитание добро­желательного отношения к окружающим;

- снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию: мяч («волшебная палочка», сердечко, сшитое из ткани).

Ход занятия

О Приветствие.

Упражнение «Ласковое имя».

Дети встают в круг и, передавая мяч («волшебную па­ лочку», сердечко, сшитое из ткани), называют друг друга ласковым именем, например: Сереженька, Танюша и т.д.

О Игра «Кто это?».

Педагог предлагает детям показать, как двигаются кош­ ка, медведь, лиса, заяц, лев.

Дети выполняют задание.

Затем каждый из детей, не называя животное, изобра­ жает его с помощью выразительных движений. Остальные участники игры угадывают, кого изобразил водящий.

О Упражнение «Лифт».

Психолог говорит:

«Положите ладонь на живот. Представьте, что жи­вот это первый этаж дома. Немного выше находится желудок это второй этаж дома. Подержите там ладонь. Теперь положите ладонь на грудь и представьте, что это третий этаж дома.

Приготовьтесь, мы начинаем «поездку на лифте»:

Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел до первого этажа до живота. Задержите дыхание. Выдохните ртом.

Вдохните так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше — до желудка. Задержите дыхание. Выдохните ртом.

Вдохните — и «поднимите лифт» еще на один этаж -до груди. Задержите дыхание. Выдохните ртом.

Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение и вол­нение выходят из тела, словно из дверей лифта».

1& Упражнение выполняется стоя. Время выполнения 2 — 3 минуты. Дыхание задерживается на 2 — 3 секунды.

 

ЗАНЯТИЕ 4

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительнос­ти;

формирование эффективных способов общения; развитие межличностного доверия; снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию:

магнитофон, кассета с записью спокойной расслабляющей музыки; коврики (по количеству детей).

Ход занятия

О Приветствие.

О Беседа о речи.

Психолог предлагает детям поговорить о речи. В ходе беседы обсуждаются следующие вопросы:

1. Зачем нужна речь?

2. Почему нужно говорить правильно и красиво?

3. Зачем нужны волшебные слова «пожалуйста» и «спасибо»?

4. С кем приятно общаться?

5. Важно ли уметь выслушать другого?

6. Почему говорят, что словом можно ранить?

7. Как сделать речь более выразительной? (О роли мимики и жестов.)

ЗАНЯТИЕ 1

Задачи:

- преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

- развитие паралингвистических (внеязыковых) средств общения;

- воспитание интереса и внимания к партнерам по общению; снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию:

магнитофон, кассета с записью произведения «Времена года» (музыка А. Вивальди).

Ход занятия

О Приветствие.

О Упражнение «Водопад».

Психолог включает музыку и говорит:

«Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло-голубое. Воздух свеж. Вода чистая и прохладная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает свой бег дальше. Постойте не­много под водопадом, позволяя воде омывать вас и уносить­ся прочь».

(& Упражнение выполняется стоя.

ЗАНЯТИЕ 2

Задачи:

o преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительнос­ти;

o развитие вербальных и невербальных средств общения;

o формирование способности осознавать и выражать свое эмоциональное состояние;

o развитие умения оказывать положительные знаки внима­ния сверстникам;

o формирование адекватной самооценки, повышение уве­ренности в себе;

o снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию: клубок ниток.

 

Ход занятия

О Приветствие.

О Упражнение «Жираф».

Психолог говорит:

«Сделайте вдохвыдох и расслабьтесь.

Положите подбородок на грудь. Поверните голову на­право, затем налево. (Повторить три раза.)

Откиньте голову назад, опустите вперед. (Повторить три раза.)

Приподнимите плечи, опустите их. (Повторить три раза.)

Приподнимите правое плечо. (Повторить три раза.)

Приподнимите левое плечо. (Повторить три раза.)

Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслаби­лась шея. Представьте себя с длинной, как у жирафа, шеей».

<& Упражнение выполняется сидя на стульчиках.

ЗАНЯТИЕ 3

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие паралингвистических средств общения; сплочение группы, воспитание способности к согласован­ному взаимодействию; снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию:

О Приветствие.

Тащит петушок проса мешок.

Всем подаркам кошка рада,

С одного не сводит взгляда.

Догадайтесь поскорей:

Чей подарок всех милей?»

Инсценировка стихотворения «Ждет гостей сегодня кошка...».

Психолог распределяет роли между детьми. Под повтор­ное чтение текста дети разыгрывают сюжет.

О Упражнение «Цветок».

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

«Сядьте на корточки, опустите голову и руки.

Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы.

Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней се­мечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок.

Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.

Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солн­цем.

Приподнимите подбородок, представьте, что вы смот­рите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, мед­ленно поворачивайте голову вправовлево.

А теперь расскажите о том, что вы чувствовали, ког­да были цветами».

ЗАНЯТИЕ 4

Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

развитие самосознания, формирование адекватной само­оценки;

снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию:

два листа бумаги, простой карандаш, ластик и набор цвет­ных карандашей (для каждого ребенка);

магнитофон, кассета с записью спокойной расслабляющей музыки;

коврики (по количеству детей).

Ход занятия О Приветствие.

О Упражнение «Рисуем себя».

Психолог раздает детям листы бумаги, карандаши и предлагает нарисовать два рисунка: «Каким я был, когда начал заниматься в группе», «Каким я представляю себя сейчас».

<& После выполнения задания с каждым из детей прово­дится индивидуальная беседа по рисункам.

О Упражнение «Необычная радуга».

Психолог включает спокойную расслабляющую музы­ку и говорит: «Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед ваши­ ми глазами необычная радуга.

Первый цветголубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно

ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озе­ре. Ощутите эту свежесть.

Следующийжелтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

О Приветствие.

О Игра «Незнайка».

Психолог говорит:

«.Представьте, что каждый из васНезнайка. Я буду задавать вопросы, а вы только пожимайте плечами и раз­водите руками».

Примерные вопросы:

- Вы сегодня завтракали в детском саду?

- На улице холодно (тепло)?

У вас есть теплая одежда?

- Какого цвета небо?

- Вам нравятся рыбки в аквариуме?

Вы сегодня пойдете гулять? И т.д.

 

Игра «Змейка».

Выбирается ведущий. Дети встают за ним в колонну, кладут руки на плечи впереди стоящих. В таком положении им нужно преодолевать различные препятствия:

подняться на пуфик и сойти с него;

проползти под столом;

Игра повторяется.

о ^ Каждый из детей должен побывать в роли ведущего.

О Приветствие.

О Этюд «Два клоуна».

Психолог делит детей на пары и предлагает каждой паре разыграть следующий этюд:

«Два веселых клоуна, не замечая друг друга, жонглиру­ют воображаемыми цветными кольцами. Вдруг они стал­киваются спинами и падают, им смешно. Они сидят и гром­ко хохочут. Затем клоуны встают и бросают кольца друг другу».

Пары поочередно выполняют задание.

О Упражнение «Марионетка».

Психолог говорит:

«Представьте, что вы превратились в кукол, которые выполняют те движения, которые нужны кукловодам -так называют актеров кукольного театра.

О Приветствие.

Мяч.

23

О Приветствие.

О Игра «Веселый мячик».

О Этюд «Встреча с другом».

Психолог делит детей на пары и предлагает каждой паре с помощью выразительных движений разыграть следую­ щий этюд: «Друзья встретились после разлуки. Как же они обрадовались друг другу!»

Пары поочередно выполняют задание.

ЗАНЯТИЕ 1

Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

развитие способности определять эмоциональное состо­яние по схематическим изображениям;

развитие самосознания и индивидуальности; снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию:

наборы карточек со схематическим изображением лиц в разных эмоциональных состояниях (радость, грусть, злость, удивление, обида, спокойствие);

листы бумаги, наборы цветных карандашей или краски и кисточки (по количеству детей).

Ход занятия

О Приветствие.

О Упражнение «Угадай эмоцию».

Психолог дает каждому ребенку набор карточек со схе­матическим изображением лиц в разных эмоциональных состояниях (радость, грусть, злость, удивление, обида, спо­койствие) и говорит:

«Попробуйте определить, какое настроение у каждого из нарисованных человечков».

После того как задание будет выполнено, психолог пред­лагает каждому из детей выбрать то изображение, которое соответствует его настроению.

Беседа «Способы повышения настроения».

Психолог предлагает детям обсудить, как можно улуч­шить свое настроение.

о^ При возникновении затруднений психолог подсказыва­ет способы повышения настроения (подумать о чем-ни­будь приятном, послушать любимую сказку, потанце­вать под музыку и т.д.).

О Упражнение «Рисуем свое настроение».

Психолог раздает детям листы бумаги, цветные каран­даши (краски) и предлагает нарисовать свое настроение.

(Й^ После выполнения задания с каждым из детей прово­дится индивидуальная беседа по рисунку.

ЗАНЯТИЕ 2

Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

развитие самосознания, формирование адекватной само­оценки;

развитие социальных эмоций, коммуникативных способ­ностей; снижение психоэмоционального напряжения.

Ход занятия О Приветствие.

О Упражнение «Незаконченные предложения».

Психолог предлагает детям закончить следующие пред­ложения:

- Я люблю, когда... — Меня беспокоит...

- Мне плохо, когда...

- Я не могу...

- Я хорошо умею...

После выполнения задания детей просят дать пояснения к ответу. Дети составляют мини-рассказ.

Психолог обсуждает с детьми способы разрешения про­блемных ситуаций.

(& Некоторые ситуации рекомендуется инсценировать.

О Упражнение «Воздушный шарик».

Дети сидят на стульчиках.

Психолог говорит: «Откиньтесь на спинку стула, спи­ на прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились.

Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш животэто воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух уле­тел из шарика.

Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика.

Сделайте паузу, сосчитайте до пяти.

Снова вдохните и наполните легкие воздухом.

Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот.

Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением».

ЗАНЯТИЕ 3

Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

развитие самосознания, формирование адекватной само­оценки;

развитие социальных эмоций, коммуникативных способ­ностей;

снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию: магнитофон, кассета с записью бодрой энергичной музыки.

Ход занятия

О Приветствие.

О Упражнение «Расскажи о том, что тебе нравится в себе».

Психолог предлагает детям поочередно рассказать о том, что они любят, ценят и принимают в себе, о том, что дает им чувство уверенности.

(& При возникновении затруднений психолог сам отме­чает положительные качества, присущие ребенку.

О Этюд «Встреча с другом» (см. с. 24). О Упражнение «Веселая зарядка».

Дети сидят с закрытыми глазами на ковре или на стуль­чиках.

Психолог говорит:

«Тело устает за день, и ему нужен отдыхсон. Спя­щий человек похож на выключенную машину. Но впереди новый день, очень много интересных дел и приключений. Надо подготовить себя к ним. Для того чтобы машина за-

29

работала, нужно завести мотор. (Психолог включает аудиозапись бодрой, энергичной музыки.) Давайте дружно попрыгаем! Теперь представьте, что вы -- проснувшиеся кошечки. Неторопливо вытяните передние лапки, а те­перьзадние лапки.

Мощи?

Вздохнем поглубже и превратимся в воздушные шари­ки. Мы стали такими легкими, что кажется, еще чуть-чуть — и полетим.

Из стороны в сторону.

Сил.

Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие вербальных и невербальных средств общения; воспитание интереса и внимания к партнерам по общению; снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию:

шарф;

магнитофон, кассета с записью спокойной расслабляю­щей музыки; коврики (по количеству детей).

30

Ход занятия

О Приветствие.

О Игра «Жмурки».

С помощью считалки выбирается водящий. Психолог завязывает ему глаза шарфом. Задача водящего — поймать кого-нибудь из игроков. Пойманный ребенок становится но­вым водящим, игра продолжается.

с & В роли водящего должен побывать каждый ребенок. Если игрок «попался» во второй раз, ему предлагают сесть на стульчик, а нового водящего выбирает психо­ лог.

ЗАНЯТИЕ 1

Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

сплочение группы, воспитание способности к согласован­ному взаимодействию;

снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию: «билеты» (по количеству детей); наборы для конструирования;

магнитофон, кассета с записью спокойной расслабляющей музыки.

Ход занятия

О Приветствие.

О Игра «Путешествие».

Психолог говорит:

«Давайте представим, что мы сели в поезд и отправи­лись путешествовать. В пути поезд будет делать останов­ки на станциях «Лесная», «Театральная», «Конструктор­ская», «Игровая». Название станции подскажет, чем мы будем заниматься во время остановки. Например, на стан­ции «Лесная» мы прогуляемся по воображаемому лесу, послу­шаем пение птиц, полюбуемся цветами и деревьями, посо­бираем грибы и ягоды, посмотрим на лесных обитателей».

Психолог раздает подготовленные заранее «билеты».

Дети садятся на стоящие в ряд стульчики — «поезд от­правляется в путь».

33

и^ На станции «Театральная» детям предлается рассказать стихи, спеть песни, потанцевать; на станции «Конструк­торская» даются любые задания по конструированию; на станции «Игровая» проводится совместная подвиж­ная игра. Название станций и соответственно вид дея­тельности детей можно менять пожеланию педагога.

О Упражнение «Тихое озеро».

Педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

«Внимание! Мы прибыли на станцию, которая называ­ется «Тихое озеро».Выйдите из поезда, лягте на ковер. Зак­ ройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находи­ тесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставля­ет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы. чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаж­дается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете...

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не.покинут нас в течение всего дня».

34

ЗАНЯТИЕ 2

Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

развитие самосознания, формирование адекватной само­оценки;

развитие социальных эмоций, коммуникативных способ­ностей;

снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию: лепестки разного цвета (по количеству детей); коробка; магнитофон, кассета с записью веселой музыки.

Ход занятия

О Приветствие.

О Игра «Лети, лети, лепесток».

Психолог дает каждому ребенку бумажный лепесток.

Детям предлагается загадать желание, запомнить цвет своего лепестка и опустить его в коробку. После того как со­браны все лепестки, психолог начинает доставать их по од­ному из коробки. Тот, кому принадлежит лепесток, подки­дывает его и произносит слова:

«Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по-моему вели!»

Рассказав рифмовку ребенок называет свое желание.

35

1& В конце упражнения рекомендуется обсудить, какие желания понравились большинству детей и почему.

О Игра «Ах, какой я молодец!».

Игра продолжается.

(& Можно использовать музыкальное сопровождение.

О Упражнение «Насос и мяч».

Материалы к занятию: мяч.

Ход занятия

О Приветствие.

О Упражнение «Комплименты».

Дети встают в круг. Психолог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласко­вые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спаси­бо» и передает его следующему ребенку.

Дети, говоря комплименты и слова благодарности, пе­редают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

О Упражнение «Самолет».

Психолог говорит:

«Самолеты готовятся к взлету. Займите позицию го­товности, встаньте прямо и разведите руки в стороны.

Теперь каждый из вас представит, что его самолет раз­гоняется и, взлетев, набирает высоту.

Крылья рассекают воздух. Мотор гудит ровно и мощ­но. Самолет уверенно летит над облаками. Запомните ощу­щение полета.

О Приветствие.

О Игра «Строители».

Психолог предлагает каждому ребенку построить себе дом, используя предметы, находящиеся в игровой комнате. После выполнения задания задаются вопросы:

- Удобно ли тебе будет жить в этом доме?

Где ты разместишь приехавших к тебе гостей?

- Кто будет жить в этом доме кроме тебя? И т.д.

38

По окончании беседы детям предлагается построить об­ щий дом.

О Упражнение «Робот».

Психолог предлагает детям разделиться на пары. Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль изобрета­ теля, другой — робота.

«Робот», ища спрятанный предмет, движется по указа­ нию «изобретателя» прямо, влево и т.д.

Потом дети меняются ролями. Упражнение повторяется. (& После того как каждый ребенок побывает в разных ро­лях, психолог спрашивает: «Кем больше понравилось бытьизобретателем или роботом? Почему?»

О Приветствие.

О Упражнение «Зеркало».

Психолог предлагает детям разделиться на пары. Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль зеркала. Зада­ча «зеркала» — повторять все движения и жесты, которые будет показывать ребенок. Потом дети меняются ролями.

с & После того как каждый ребенок побывает в разных ролях, психолог спрашивает: «Кем больше понрави­ лось бытьребенком или зеркалом? Почему?»

О Игра «Путешествие».

Психолог приглашает детей отправиться в воображае­мое путешествие. Дети по инструкции психолога имитиру-

40

ют различные движения и разыгрывают мини-ситуации: изображают деревья в лесу, зайчиков, убегающих от лисы, путешественников, плывущих на лодке, взбирающихся на вершину горы, переходящих горный ручей по узкому мос­тику, и т.п.

Ход занятия О Приветствие.

О Игра «Смелые мышки».

С помощью считалки или по желанию выбирается водя­щий -- «кот», который сидит и наблюдает за остальными детьми — «мышками».

«Мышки» начинают подходить к «коту» с началом сти­хотворного текста:

41

 

«Вышли мыши как-то раз

Поглядеть, который час.

Раз-два-три-четыре,

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон!

Убежали мышки вон».

Услышав последнее слово стихотворения, «мышки» раз­ бегаются, а «кот» их ловит. Пойманный ребенок становится водящим, игра продолжается.

А В роли водящего должен побывать каждый ребенок. Если игрок «попался» во второй раз, ему предлагают сесть на стульчик, а нового водящего выбирает пси­холог.

Материалы к занятию: шарф.

Ход занятия

О Приветствие.

О Игра «Улиточка».

С помощью считалки или по желанию выбирается водя­ щий— «улиточка».

Дети встают в круг, водящий — в центр круга, ему завя­ зывают глаза.

Игрок, на которого указал психолог, изменяя голос, про­ износит:

«Улиточка, улиточка, Высунь-ка рога. Дам. тебе я сахару, Кусочек пирога. Угадай, кто я?»

О Беседа «Наши имена».

Психолог предлагает детям поговорить об именах. В ходе беседы обсуждаются следующие вопросы: 1. Нравятся ли вам свои имена? Почему?

О Приветствие.

ЗАНЯТИЕ 1

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительнос­ти;

сплочение группы, воспитание способности к согласован­ному взаимодействию;

формирование адекватной самооценки, повышение уве­ренности в себе;

снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию: наборы конструкторов (строительного материала).

Ход занятия

О Приветствие.

О Игра «Паровозик».

С помощью считалки или по желанию выбирается водя­щий -- «паровозик». Остальным детям отводится роль ва­гончиков. «Паровозик» поочередно «подъезжает» к каждо­му из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании име­ни необходимо добавить к нему «хорошее» слово, например:

- Я смелый паровозик Саша, а ты кто?

- Я красивый вагончик Ира.

О' Игра «Строители».

Психолог предлагает детям, используя наборы конст­рукторов, коллективно построить «Волшебный город».

Упражнение «Скала».

Психолог говорит:

«Встаньте прямо, поставьте ступни ног параллельно, на небольшом расстоянии друг от друга. Голова, шея, пле­ чивыпрямлены, но не напряжены. Покачайтесь с носка на пятку, плавно прижимая пятки к полу.

Напрягите мышцы ног, живота и груди. Ощутите себя плотными и неподвижными, как скала.

Я подойду к каждому из вас и попытаюсь слегка толк­ нуть в плечо. Напрягись, сопротивляясь толчку.

Расслабьтесь и пройдитесь. Вы чувствуете уверен­ ность в своих силах, большую устойчивость».

ЗАНЯТИЕ 2

Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

развитие умения оказывать положительные знаки вни­мания сверстникам;

формирование адекватной самооценки, развитие уверен­ности в себе;

развитие вербальных и невербальных средств общения; снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию: мяч; магнитофон, кассета с записью веселой музыки.

Ход занятия

О Приветствие.

 

О Игра «Ладошки».

Психолог предлагает детям разделиться на пары. Дети, входящие в пару, поворачиваются друг к другу лицом, со­единяют ладошки и движутся под музыку, преодолевая раз­ные препятствия -- огибают пуфики, стулья, пролезают сквозь обруч, идут по узкому «мостику» и т.д.

О Упражнение «Я знаю».

Дети встают в круг и передают друг другу мяч со слова­ми одобрения:

«Я знаю, ты можешь... (хорошо дружить, быстро бе­ гать и т.п.)»

«& При возникновении затруднений, психолог предлагает свою помощь.

О Ролевая гимнастика.

Психолог предлагает детям:

а) улыбнуться, как ласковое солнышко;

б) изобразить кота, греющегося под солнечными лучами;

в) нахмуриться, как осенняя туча;

г) изобразить разъяренного льва, готового к прыжку;

д) попрыгать, как кузнечик, как кенгуру;

е) изобразить походку уверенного в себе человека.

О Упражнение «Глубокое дыхание» (см. с. 7).

ЗАНЯТИЕ 3

Задачи:

преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительнос­ти;

сплочение группы, воспитание способности к согласован­ному взаимодействию;

снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию: большой лист плотной бумаги;

наборы цветных карандашей или мелков (по количеству детей);

магнитофон, кассета с записью спокойной расслабляющей музыки.

Ход занятия

О Приветствие.

О Колдективный рисунок «Волшебная страна».

Психолог предлагает детям придумать волшебную стра­ну, дать ей название и изобразить ее на большом листе плот­ной бумаги.

После обсуждения каждый ребенок рисует на своей час­ти картины то, что хочет.

По окончании рисования дети поочередно показывают свои работы и рассказывают о них.

О Упражнение «Придуманная страна».

Психолог включает спокойную расслабляющую музы­ку и говорит:

«Сядьте (лягте) удобно, закроите глаза. Представь­те, что вы находитесь в той стране, которую только что

49

Ход занятия О Приветствие.

О Игра «На кого я похож».

Все садятся в круг. С помощью считалки или по жела­нию выбирается водящий, который выходит в центр круга, а остальные игроки отвечают на вопросы психолога:

На какое животное он похож?

- На какую птицу?

- На какое дерево?

- На какой цветок? И т.д.

(& Водящий тоже дает свои варианты ответов. В роли во­ дящего должен побывать каждый ребенок.

ВВЕДЕНИЕ

Всем приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, не­решительность, робость, испытывают сложности при обще­нии со сверстниками и взрослыми. Застенчивость — слож­ное состояние, и оно может оказывать самые разнообразные воздействия - от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов.

Застенчивость свойственна многим детям и взрослым. Наверное, ее можно назвать наиболее распространенной при­чиной, осложняющей общение.

Последствия застенчивости могут быть удручающими:

- отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга дру­зей и знакомых;

- невозможность выразить свое мнение и отстоять свои пра­ва;

- боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мне­нию ребенка (или взрослого), какая-то эмоциональная угроза, и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.388 с.)