Тема 9. Своеобразие процессов внимания, восприятия, памяти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Своеобразие процессов внимания, восприятия, памяти.



Задержка в формировании ощущений и восприятий. Замедленный темп и узость объема восприятия. Выраженнаянедифференцированность ощущений и восприятий. Слабая активность восприятия. Трудности формирования целостности, константности, структурности восприятия. Особенности зрительного и слухового восприятия, осязания, проприоцептивных ощущений. Плохие ощущения и восприятия как «ядерные» симптомы, тормозящие развитие высших психических функций.

Размытые, фрагментарные представления как следствие недоразвития ощущений и восприятий. Наличие галлюцинаций у лиц с текущими заболеваниями головного мозга.

Медленный темп запоминания как следствие слабости замыкательной функции коры. Непрочность сохранения и необходимость большого числа повторений материала. Неточность воспроизведения. Эпизодическая забывчивость в состоянии охранительного торможения. Явления эйдетической памяти. Сложности целенаправленного заучивания и припоминания материала. Небольшие различия в произвольном и непроизвольном запоминании. Трудности формирования приемов опосредованного запоминания, плохая переработка материала в процессе запоминания. Связь со слабым мышлением.

Низкий объем внимания и его слабая устойчивость. Колебания внимания как следствие состояния охранительного торможения. Замедленная переключаемость, трудности распределения внимания. Слабость непроизвольного и недоразвитие произвольного внимания. Особенности внимания у детей с умственной отсталостью с разной структурой дефекта.

 

Тема 10. Особенности развития мыслительной деятельности и речи.

Единые закономерности развития мышления у здоровых и умственно отсталых детей. Развитие мышление как становление видов и операций мышления. Недостаточное знакомство с предметными действиями, скудный игровой опыт и опыт выполнения поручений по дому как фактор недоразвития наглядно-действенного мышления. Роль дефектов восприятий и представлений в недоразвитии наглядно-образного мышления. Связь недоразвития речи и словесно-логического мышления. Слабость обобщений и конкретность мышления (реализация мышления на основе и под сильным влиянием единичных, наглядных образов, не умение выделять существенное). Проявления конкретности мышления в различных мыслительных операциях (анализ, синтез, сравнение, классификация). Разные точки зрения на возможность формирования обобщений у умственно отсталых детей.

       Нарушение целенаправленности мышления на этапе принятия задачи: слабая ориентировка в задании, импульсивные, хаотичные действия, трудности представления хода решения задачи и результата. Нарушение целенаправленности на этапе контроля: непоследовательное мышление, перескакивание с одной мысли на другую, вязкость мышления, тенденция к решению по аналогии. Нарушения критичности мышления: слабые осознание своих ошибок и желание их исправлять. Ярко выраженная некритичность мышления у детей с недоразвитием лобных отделов мозга.

Связь недоразвития речи с выраженностью интеллектуального дефекта. Трудности формирования фонематического слуха, позднее выделение отдельных слов, фонем и при сохранном слухе. Позднее появление первых слов и фраз. Медленное формирование артикуляции. Бедный словарный запас, односложность фраз ребенка при поступлении в школу. Нарушения грамматики. Недостаточное использование прилагательных, глаголов, наречий, союзов. Трудности перехода от «слов-кличек» к словам-понятиям, освоения переносного значения слов, метафор. Замедленный темп формирования контекстной и внутренней речи. Особенности речи у детей-не-олигофренов (при шизофрении, гидроцефалии, эпилепсии).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.005 с.)