Тема 6. Методы изучения психики лиц с умственной отсталостью. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Методы изучения психики лиц с умственной отсталостью.



Задачи и содержание психологического изучения лиц с умственной отсталостью. Задачи дифференциальной диагностики: отграничение умственной отсталости и ЗПР, раннего детского аутизма, сенсорной и моторной алалии. Использование «Обучающего эксперимента» по А.Я.Ивановой. Цикл методик С.Д.Забрамной для исследования познавательных процессов детей с умственной отсталостью. Возможности методик «Четвертый лишний», «Свободная классификация» (А.Д.Виноградова, С.Д.Забрамная, С.Я.Рубинштейн), «Простые аналогии» для определения уровня развития операции обобщения, выделения признака обобщения (существенный, функциональный, случайный). Использование методики «Противоположности» (И.Т.Власенко) для выявления разницы между детьми с умственной отсталостью и первичным нарушением речи. Использование карт наблюдений для диагностики поведенческих и эмоциональных нарушений у детей, уровня развития игровой, учебной и коммуникативной деятельности. Возможности методик Дембо-Рубинштейн и Де-Греефе для изучения самооценки, уровня притязаний, наличия конфликтности в отношении к себе, псевдокомпенсаторного завышения самооценки. Информативность методики «Цветовой тест отношений» (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд) для описания системы отношений умственно отсталого школьника. Использование патохарактерологического диагностического опросника (А.И. Личко) в целях выявления нарушений поведения у подростков с умственной отсталостью.

 

Тема 7. Закономерности формирования личности лиц с умственной отсталостью.

Характеристика личностного развития лиц с умственной отсталостью. Разные точки зрения на возможности формирования личности при умственной отсталости. Неправомерность понятия «моральной дефективности». Особая роль социума в недоразвитии воли, мотивации и характера по Л.С. Выготскому. Усиление силы органических потребностей с возрастом в связи с недоразвитием высших (познавательной, в уважении и самоуважении, в успехе). Проявления расторможенности влечений (в еде, сексе, физическом комфорте и др.). Трудности формирования нравственных мотивов в связи с дисгармоничным развитием потребностей, со сложностями понимания нравственного смысла литературного произведения, объяснений взрослых. Необходимость специального формирования высших потребностей. Особенности социальной перцепции

       Эксперимент Де-Греефе. Связь завышенной самооценки, некритичности к себе с интеллектуальным дефектом. Динамика самооценки ребенка на протяжении школьного возраста. Завышенная самооценка младшего школьника с умственной отсталостью как признак его эмоциональной и личностной незрелости. Некоторое снижение самооценки у подростков с легкой степенью умственной отсталости, факт осознания своих недостатков в учебе, общении, личности и уме. Завышенная самооценка старшеклассников с умственной отсталостью как проявление псевдокомпенсации. Уровень притязаний.

 

Тема 8. Особенности деятельности лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии

Своеобразие целей, мотивов и средств деятельности у умственно отсталых детей. Нарушение целенаправленности деятельности: нарушение мотивации к деятельности, слабый ориентировочный этап, фрагментарное выполнение задания, некритичность к ошибкам. Феномен «соскальзывания». Кратковременность мотивов деятельности. Низкая работоспособность. Запаздывание в формировании основных ведущих видов деятельности: непосредственного эмоционального общения со взрослыми в младенчестве, передметно-манипулятивной деятельности в раннем возрасте, игры в дошкольном возрасте, учения в младшем школьном возрасте, интимно-личностного общения со сверстниками в подростковом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.005 с.)