Толкование блаженного Феофилакта Болгарского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского



Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

На Послание к евреям святого апостола Павла.

Глава 6

Евр.6:1. Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству;

И не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,

Евр.6:2. учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.

Евр.6:3. И это сделаем, если Бог позволит.

Евр.6:4. Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного,

И соделавшихся причастниками Духа Святаго,

Евр.6:5. и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,

Евр.6:6. и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия

и ругаются Ему.

Евр.6:7. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный

Тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;

Евр.6:8. а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение.

Евр.6:9. Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так.

Евр.6:10. Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше

И труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.

Евр.6:11. Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца,

Евр.6:12. дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.

Евр.6:13. Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,

Евр.6:14. говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. (Ср. Быт.22:16–17)

Евр.6:15. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.

Евр.6:16. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.

Евр.6:17. Посему (ἐν ᾧ) и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,

Евр.6:18. дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать,

твердое утешение имели мы, прибегшие взяться (κρατήσοα) за предлежащую надежду,

Евр.6:19. которая для души есть как бы якорь (ἄγκυραν) безопасный и крепкий.

И входит во внутреннейшее за завесу,

Евр.6:20. куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

И не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,

То есть вновь не делая с самого начала того, что вы делали в то время, когда вы намеревались креститься, как например, "обращения от мертвых дел», то есть отречения от дел сатаны. Кто приходит ко Христу, очевидно приходит таким образом, именно раскаиваясь в прежнем, как в учении, так и в жизни: ведь если не отвергнуть прежнего, то как можно достигнуть второго? Поэтому присоединяет: «и вере в Бога». Тогда и вера, именно после покаяния в мертвых делах. Таким образом, говорит: не должно вам поучаться относительно веры, как начинающим, ибо вы уже уверовали. Но этим намекает, что они и колебались, и потому нуждались в основании.

Евр.6:2. учению о крещениях,

Павел сказал об этом во множественном числе не потому, что существует много крещений: ибо крещение едино (Еф.4:5), но потому, что это как бы выходило из следующего. Раз он снова оглашал, то снова и крестил бы; и в случае отступления снова крестил бы: по необходимости было бы много новых крещений, но это нелепо. Посему вы не должны повторять крещение, но пребывать при первом крещении. Быть может, они, как крепко придерживавшиеся закона, и под благодатью признавали по-иудейски много крещений. Заметь, что за покаянием следует крещение. Так как покаяние само по себе не может явить нас чистыми, поэтому мы крестимся, чтобы все было делом благодати Христа.

О возложении рук,

Чрез это они получали Святого Духа, чтобы пророчествовать и творить чудеса. Когда, сказано, Павел возложил на них руки, они получили Духа Святого (Деян.19:6).

О воскресении мертвых

Это происходит при крещении под образом погружения в воду и восстания из нее, и утверждается в исповедании веры, ибо мы исповедуем, что веруем в воскресение мертвых.

И о суде вечном.

То есть суде, дающем или вечные блага, или наказания. Кажется, говорит это потому, что они, вероятно, колебались, хотя уже уверовали, или жили худо и беспечно, говоря при этом: бодрствуйте. Невозможно говорить, что, если мы жили нерадиво, или отпали от веры, то снова окрестимся, снова получим возможность омыться от грехов и удостоиться того же самого, чего удостоились и прежде. Прельщаетесь, говорит он, рассуждая таким образом.

И вкусивших дара небесного,

То есть отпущения грехов. Ибо этого никто не в состоянии дать, кроме одного Бога.

И сил будущего века,

Так он называет или силы творить чудеса, или жить подобно ангелам, в том смысле, чтобы не нуждаться ни в чем здешнем, но взирать на будущее, и уже здесь получить невещественный и духовный залог будущей жизни.

Которого конец – сожжение.

И это, чтобы мы не отчаивались. Ибо не сказал: земля будет сожжена, но «которого конец – сожжение», то есть если она до конца останется бесплодной. Таким образом, можно избегнуть бесплодия и сжечь терния, и сделаться благопотребным, и удостоиться благословения.

Евр.6:9. Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так.

Достаточно укорив и устрашив, снова утешает, чтобы не сделать их совершенно беспечными. Ибо кто сильно наказывает ленивого, тот делает его еще более ленивым. Поэтому говорит: говорю это не потому, что осудил вас, и не потому, что считаю вас исполненными терний, но потому, что боюсь, как бы не случилось этого с вами. И не сказал: ожидаем от вас, но: "надеемся", то есть находимся в твердой уверенности относительно вас, что вы не так живете, но лучше, и что заботитесь о собственном спасении, хотя мы и выразились так сильно. Итак, он говорит это или об их жизни, именно, что вы настолько тернисты, или о воздаянии, что вы не «близки к проклятию» и не к «сожжению», но для вас назначается иное воздаяние. Обрати внимание и на следующее.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.006 с.)