Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Белорусская система здравоохранения
Система белорусского здравоохранения включает: 1) государственную систему здравоохранения; 2) негосударственные организации здравоохранения; 3) другие организации, осуществляющие, помимо своей основной деятельности медицинскую и фармацевтическую деятельность в порядке, установленном законодательством; 4) индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность в порядке, установленном законодательством. Из всех вышеперечисленных структур основой белорусского здравоохранения является государственная система здравоохранения, финансируемой за счет госбюджета. Центральным органом государственного планирования и регулирования системы здравоохранения является Министерство здравоохранения Республики Беларусь, которое выполняет следующие функции: • проведение единой государственной политики; • организация оказания населению медицинской помощи; • организация обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения; • организация лекарственного обеспечения населения; • проведение научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику; • координация и (или) контроль деятельность других республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических и физических лиц; • определение порядка разработки территориальных программ государственных гарантий по обеспечению граждан доступным медицинским обслуживанием; • осуществление иных полномочий в соответствии с законом «О Здравоохранении» и иными актами законодательства. Помимо Минздрава, в состав государственной системы здравоохранения входят подчиненные ему государственные организации здравоохранения; органы управления здравоохранением различных административных единиц и подчиненные им организации здравоохранения; органы и учреждения Государственного санитарного надзора, государственные учреждения высшего и среднего специального образования медицинского, фармацевтического профиля; государственные медицинские и фармацевтические научных организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь; государственные организации, осуществляющих промышленное производство фармацевтической продукции и др. [11]
Для описания характера изменения белорусской системы здравоохранения, приведем данные о динамике изменения числа медицинских организаций и их структуры, основных показателей здравоохранения (обеспечение населения больничными койками, врачами-специалистами, средним медперсоналом), а также объема финансирования здравоохранения. По имеющимся данным о сети медицинских организаций за 2010-2019 гг., число медицинских организаций сокращается, причем почти по всем профилям. Сильнее всего сократилось число кардиологических диспансеров (-80%), противотуберкулезных диспансеров (-45,8%) и фельдшерских здравпунктов (-22,8%); наименьшее число сокращений пришлось на число центров по гигиене и эпидемиологии (-0,7%), стоматологических поликлиник (-1,5%), врачебных здравпунктов (-2,7%); число эндокринологических диспансеров и амбулаторно-поликлинических организаций за отчетный период не изменилось. Характер изменения сети медицинских организаций в Республике Беларусь в период с 2010 по 2019 года представлен в таблице А1 приложения А. По более подробным данным за 1990-2019 гг., также наблюдается сокращение коечного фонда (как в абсолютных показателях, так и на 10 000 человек), что соответствует ранее отмеченной тенденции к сокращению числа медицинских организаций. За данный период обеспечение койками на 10 000 человек сократилось на 22,1% (128,6 койки в 1990 году и 100,2 койки в 2019 году), в то время как обеспечение койками краткосрочного пребывания сократилось лишь на 8% (рисунок 1). Такое изменение конечного фонда связано с уменьшением потребности в них: за данный период годовое число дней занятости койки уменьшилось на 2,4% (с 325,2 дня в 2010 году до 317,3 дня в 2019 году), а средняя длительность пребывания пациента на койке – на 11,3% (с 11,5 дня в 2010 году до 10,2 дня в 2019 году) [13, c. 171]. Это, как отмечают специалисты, связано с изменением основных медико-демографических показателей (естественная убыль населения, постарение населения), увеличением числа неинфекционных заболеваний и факторов риска их воздействия.
Рисунок 1 – Число больничных коек (на 10 000 человек). Источник: [13, c. 45]
При этом обеспечение врачами-специалистами и средним медперсоналом растет: обеспечение врачами-специалистами увеличилось на 42,0%, а средним медперсоналом – на 22,7% (рисунок 2). По значению целевого показателя числа медработников на душу населения, в 2019 году, согласно статистике БЕЛСТАТ, потребность отечественного здравоохранения в специалистах было полностью обеспечена [14]. В то же время, как отметил президент Республики Беларусь во время посещения Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии имени Н. Н. Александрова в октябре 2019 года, потребность отечественной системы здравоохранения будет закрыта только в ближайшие годы. Одновременно, в Беларуси будут принимать меры по повышению уровня оказания медицинской помощи и престижа профессии врача [15].
Рисунок 2 – Число врачей-специалистов и среднего медперсонала
Сегодня здравоохранение является второй по величине (после образования) составляющей в социальной сферы по доле расходов в консолидированном бюджете Республики Беларусь. Согласно имеющимся данным за 2010-2019 гг., его доля постепенно возрастала: в 2010 году она составила 12,2% (3,8% ВВП), в 2019 году – 15,3% (4,1% ВВП) (рисунок 3). Данный показатель является одним из самых высоких среди стран СНГ, но низким в сравнении с общеевропейским уровнем. В рейтинге ВОЗ стран мира по уровню расходов на здравоохранение Беларусь, согласно последней редакции от 24.12.2020 года, заняла 105 место из 189 со значением в 5,9% от ВВП. В этом рейтинге она обошла такие страны, как Люксембург (5,5%), Россия (5,3%), Китай (5,2%), Румыния (5,2%) и др. [16]
Рисунок 3 – Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на здравоохранение (в процентах к общему объему расходов). Источник: [17, c. 45]
2.3 Роль здравоохранения в регулировании демографических процессов. Изменение приоритетов политики здравоохранения
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.005 с.) |