Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра земледелия и растениеводстваСтр 1 из 10Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ Д Н Р ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И РАСТЕНИЕВОДСТВА
Савкин Н.Л. Сыщиков Д.В. Савкина В.Н. Маруха Н.Н., Крещенко О.В.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по курсу “Основы научных исследований” По специальности 6.090101– Агрономия)
Макеевка 2020 УДК 78.001.6
Данное учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей, ведущих лабораторно-практические занятия по курсу «Основы научных исследований» со студентами стационарного и заочного обучения по специальности 6.090101 – Агрономия, а также для студентов этой специальности при самостоятельном изучении отдельных разделов или всего курса и при выполнении дипломных работ.
Донбасска агарная академия – Макеевка ДОНАГРА, 2020. – 57 с.
Учебно-методическое пособие поможет преподавателям в проведении занятий по “Основам научных исследований” на надлежащем научно-методическом уровне, а студентам окажет помощь при изучении этой дисциплины, частично восполнив отсутствие учебника для лабораторных занятий по данному курсу.
ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Учебное издание
Авторы: заведующий кафедрой земледелия и растениеводства,К. с.-х. наук, доцент Савкин Н.Л., к. биол.н. Сыщиков Д.В., к.экон. наук, доцент Крещенко О.В., ст, преп. Маруха Н.Н., Савкина В.Н. Ответственный за выпуск Савкин Н.Л. Оригинал-макет подготовили Крещенко О.В. и Маруха Н.Н.
Рецензент: доктор биологических наук, профессор Кирпичев Иван Васильевич
Учебно-методическое пособие обсуждено, отредактировано и рекомендовано для опубликования в печати профессорско-преподавательским составом кафедры земледелия и растениеводства (протокол №7 от 2 сентября 2020 г.), рассмотрено и рекомендовано к изданию Ученым советом и методической комиссией агрономического факультета Донбасской аграрной ак4адемии (протокол №3 от 4 сентября 2020 г.).
СОДЕРЖАНИЕ Введение................................................................................................. 4 1. Проектирование схемы полевого опыта (обоснование и выбор темы, список литературы, число и название вариантов, площадь, форма и размеры делянок, повторности, план размещения опыта, защитные полосы и дорожки, оформление опытного участка)................................................. 6
2. Программа исследований в полевом опыте (наблюдения, учеты и анализы – фенологические и метеорологические наблюдения, учеты густоты растений, определение влажности почвы, учеты засоренности посевов и поврежденности их болезнями и вредителями, учет урожайности)......... 9 3. Агротехника полевого опыта................................................................... 22 4. Приведение урожая к стандартным (базисным) показателям и первичная математическая обработка........................................................................ 25 5. Расчет экономической эффективности результатов исследований......... 27 6. Анализ вариационного ряда..................................................................... 29 7. Расчет объема выборки............................................................................. 32 8. Дисперсионный анализ экспериментальных данных.............................. 35 9. Корреляция и регрессия........................................................................... 43 10. Производственный сельскохозяйственный опыт................................... 46 Список использованной литературы...................................................... 48 Приложения............................................................................................. 49
ВВЕДЕНИЕ
Пособие составлено на основании учебных программ, утверждённых министерством образования и министерством С/Х Р.Ф. и методических указаний по выполнению лабораторно-практических занятий для студентов сельскохозяйственных вузов по специальности 7.130.102 “Агрономия” В работе использованы также материалы учебников для вузов по агрономическим специальностям под редакцией Б.А. Доспехова (1985), В.Ф. Мойсейченко, В.О. Ещенко (1994) и другой специальной литературы [1, 2, 4, 5, 7-12, 15]. Содержание, план и порядок изложения материала здесь такой же, какой принят в аграрных научно-исследовательских учреждениях и на кафедрах аграрных вузов при планировании и проведении научно-исследовательской работы, статистической обработке и представлении экспериментального материала. В таком же порядке проводится подготовка и выполнение дипломных работ студентами по специальности – “Агрономия”.
Пособие призвано существенно восполнить отсутствие учебника для лабораторных занятий по курсу “ОНИ” (“Основы научных исследований”) и направлено на эффективное логическое обоснование творческого мышления, формирование практических навыков в планировании, закладке и проведении полевых опытов, анализе полученных результатов исследований и их интерпретации. При разработке пособия нами использовались общепринятые научные термины (приложение 1). Научное исследование – это изучение конкретного объекта, явления или элемента технологии с целью выявления закономерностей его возникновения и развития, что является основой формирования новых знаний. В основе научных исследований лежат объективность, воспроизводимость результатов, их высокая достоверность и точность. Этапы научных исследований: 1) предварительный анализ существующей информации по изучаемому вопросу; 2) изучение условий и методов решения задач; 3) формулирование исходных гипотез и их теоретический анализ; 4) планирование, организация опыта (эксперимента) и его проведение; 5) анализ и обобщение результатов; 6) проверка исходных гипотез на основе исследованных факторов, окончательное формулирование новых закономерностей и законов, объяснение и научное предвидение; 7) внедрение предложений в производство (для прикладных исследований). Приёмы научных исследований – это выбор рабочей или конкурирующих гипотез, проведение наблюдений и эксперимента, разработка новой или усовершенствование существующей теории. Метод исследования – это спланированная деятельность исследователя, направленная на получение новых знаний. Существуют общенаучные и специальные методы научных исследований. Общенаучные методы – это диалектический, анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, моделирования, конкретизации, абстракции, формализации, инверсии, обобщения и другие. Специальные агрономические исследования – это исследования, проводимые с помощью лабораторных, вегетационных, лизиметрических, полевых и производственных опытов (экспериментов), а также экспедиционных обследований. Среди них главнейшим методом научной агрономии является полевой опыт, связывающий теоретические исследования с практикой. Полевой сельскохозяйственный опыт – это исследование, которое проводится в полевых условиях на специально выделенном участке с целью установления достоверных различий между изучаемыми вариантами, количественной оценки действия факторов жизни, условий или приёмов выращивания на урожайность растений и качество продукции. Методические требования к полевому опыту: типичность, целесообразность, соблюдение принципа единственного различия между вариантами; проведение опыта на специально выделенном и выровненном по плодородию участке; все условия должны быть пригодными для проведения опыта; возможность воспроизведения результатов исследований в идентичных условиях; возможность введения дополнительных контролей и вариантов; проведение исследований на перспективных культурах и сортах; наличие необходимой документации; учет не только основных (урожайность и качество продукции), но и сопутствующих показателей; определение точности и достоверности опыта; определение взаимозависимости и взаимообусловленности наблюдений.
Виды полевых опытов: по содержанию – агротехнические и по сортоиспытанию; по количеству факторов – однофакторные и многофакторные; по срокам проведения – краткосрочные, продолжительные, долгосрочные; по охвату территории – местные и географические. Планирование полевого опыта – охватывает этапы: выбор темы, определение задач и объекта исследований, изучение и критический анализ истории и современного состояния исследуемого вопроса, разработка рабочей гипотезы, составление программы и методики исследований. Требования к почве опытного участка: типичность почвенногопокрова (репрезентативность), однородность по плодородию и рельефу. Изучение опытного участка – состоит в проведении уравнительных и рекогносцировочного (разведывательного) посевов с дробным учетом урожая. Это является основой в установлении количества повторностей, размера и формы делянок опыта. Методика полевого опыта – это совокупность слагающих её элементов: число вариантов в схеме опыта; количество и частота контролей; опытные делянки и защитные полосы; площадь, форма и направление делянок; повторение и повторность опыта на территории и во времени; система размещения делянок, повторностей и вариантов на территории; методика учетов и соответствующих наблюдений. Исследуемый вариант – это изучаемое растение (или сорт), условия выращивания, агротехнический прием или их объединение. Один или несколько вариантов, с которыми сравнивают исследуемые варианты, называют контролем или стандартом. Совокупность исследуемых и контрольных вариантов, объединенных общей идеей, есть схема опыта. Повторность опыта на территории – определяется наличием на площади одноименных делянок каждого варианта, повторность во времени – это проведение опыта на протяжении нескольких лет или получение нескольких урожаев в течение одного года исследований. Повторение – это часть площади опыта, которая включает все варианты схемы опыта. Методы размещения вариантов в полевом опыте: стандартные (ямб, дактиль, стандарт через три делянки, парный, шахматный); систематические (последовательное размещение вариантов в один, два и более ярусов); рендомизированные (рендомизированных блоков, латинского квадрата и латинского прямоугольника, решетки, расщепленных делянок, полной рендомизации).
План размещения опыта Варианты в повторностях размещаются рендомизированно (случайным методом), реже – систематически, т.е. в одинаковом порядке в каждом повторении (табл.1). Колышки устанавливаются в левом крайнем ряду. Их размеры: высота 30-40 см, ширина 3-5 см, толщина до 1 см, краска – белая, номера делянок на колышке пишутся чёрным лаком.
Таблица 1. План размещения опыта
– Защитная полоса опыта
Защитные полосы, дорожки Защитные полосы защищают делянки от постороннего воздействия. Выделяют: боковые, иногда – внутренние, между вариантами, концевые. Засеваются той же культурой, что и опыт. Ширина – не менее одного метра. В нашем опыте: боковые (краевые) шириной – 4,2 м (ширина сеялки), внутренних – нет, концевые – 4 м. Оформление опыта. В левом крайнем ряду делянки устанавливают колышек с номером делянки. Перед опытом ставят этикетку (фанерку со столбиком) на которой пишут название опыта. Между делянками намечают дорожки. В нашем опыте это стыковые междурядья (ширина 70см).
Наблюдения за растениями 2.2.1. Фенологические наблюдения. 2.2.2. Учет густоты растений. 2.2.3. Замеры высоты растений и диаметра корзинки подсолнечника.
Учет засорённости посевов
Метод – количественно-весовой, с разделением сорняков на малолетние и многолетние. Сроки: первый учёт – через 2-3 дня после боронования; второй – в фазу образования корзинки; третий – конец цветения подсолнечника. Учётная площадка – 0,5 м2 (70х71 см). Повторность – 12-кратная, по 3 пробы на делянке.
Рис. 1.4. Влияние боронования на засорённость подсолнечника.
Таблица 5. Учет засорённости посевов подсолнечника
Таблица 6. Сводная таблица учета засорённости подсолнечника
Выводы 1. Довсходовое боронование посевов проводилось при частичном появлении всходов ранних яровых сорняков и отсутствии всходов поздних яровых и многолетних сорняков, поэтому количество сорняков уменьшилось незначительно. 2. Боронование всходов подсолнечника проходило после массового появления ранних и поздних яровых сорняков, поэтому значительно снизило количество малолетников. Многолетние сорняки в основном появлялись не из семян, а от корней, поэтому слабо уничтожались боронованием. 3. Сочетание довсходового боронования и боронования всходов практически полностью уничтожило малолетние сорняки и более чем вдвое снизило количество всходов многолетних сорняков. 4. Прополки дали такой же результат, как два боронования, однако более эффективно уничтожили многолетние сорняки.
Фенологические наблюдения Фенологические наблюдения – это регистрация даты наступления фаз роста и развития растений. У каждого растения дата наступления фазы различны, поэтому отмечают начало и массовое наступление фазы. 1. Метод – глазомерный или подсчёт растений. 2. Начало фазы – дата, когда в неё вступило не менее 10-15%, а массовое наступление (полная фаза) – это календарный срок, когда она отмечена не менее чем у 70-75% растений. 3. Фазы роста и развития у подсолнечника: всходы – на поверхности появились семядоли; 1-я пара настоящих листьев; 3-я пара настоящих листьев; образование соцветий (корзинок) - на вершине стебля образовалась “звёздочка” диаметром 1-1,5 см; цветение – раскрытие первого язычкового цветка; созревание – тыльная часть корзинки имеет восковую окраску, лузга – сухая и ломкая, окраска семян – типичная для сорта или гибрида. Отмечаются также даты посева и уборки подсолнечника. Повторения |
Всего, шт. | Тыс.на гектар | Разница | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I | II | III | IV | тыс./га | % | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боронование до всходов | 47 | 51 | 50 | 45 | 193 | 48,2 | -1,1 | 2,2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Без боронования (контроль 1) | 49 | 52 | 50 | 46 | 197 | 49,3 | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боронование по всходам | 45 | 48 | 47 | 43 | 183 | 45,8 | -3,5 | 7,1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ручные прополки (контроль 2) | 48 | 52 | 49 | 45 | 194 | 48,5 | -0,8 | 2,2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боронование до- и по всходам | 44 | 47 | 46 | 43 | 180 | 45,0 | -4,3 | 8,7 |
Рис. 2.1. Влияние боронований на густоту растений, тыс./га (2003 г.).
Выводы.
1. Густота всходов подсолнечника была в целом близкой к
оптимальной.
2. Довсходовое боронование и ручные прополки практически не повлияли на густоту растений. Снижение густоты составило 2,2%.
3. Боронование всходов заметно снизило густоту. Изреженность составила 3,5 тыс./га или 7,1%, а при двукратном бороновании – даже 4,3 тыс./га, или 8,7%.
Расчет объёма выборки
Количество повторностей в опыте, замеров, учетов, подсчетов и т.д. зависит от варьирования изучаемого объекта и требуемой точности. Оно определяется статистическим методом в каждом отдельном случае.
Задание: Определить необходимое минимальное количество повторностей в полевом опыте на основании результатов рекогносцировочного посева и дробного учета урожая зерна ячменя для двух уровней значимости (n1 = 05; n2 = 01), т.е. ошибка опыта не должна превышать в первом случае 5% ( % = 5%), а во втором – 1% ( % = 1%).
Таблица 18. Расчет количества повторностей
№№ делянки | Урожайность ячменя, кг/делянку - Х | Х - | (Х – )2 |
1 | 18,5 | 0,0 | 0,00 |
2 | 18,7 | 0,2 | 0,04 |
3 | 19,1 | 0,6 | 0,36 |
4 | 19,4 | 0,9 | 0,81 |
5 | 17,8 | -0,7 | 0,49 |
6 | 19,2 | 0,7 | 0,49 |
7 | 18,5 | 0,0 | 0,00 |
8 | 17,3 | -1,2 | 1,44 |
9 | 18,9 | 0,4 | 0,16 |
10 | 17,6 | -0,9 | 0,81 |
å | 185,0 | 0,0 | 4,60 |
18,5 | - | - |
Расчеты
= åf × х/n = 185/10 = 18,5 – (средняя арифметическая).
S = = = ± 0,7 – (среднее квадратическое отклонение).
V = = = 3,8 % – (вариационный коэффициент).
Для справки: V < 10 % – варьирование слабое,
V = 10 – 20 % – варьирование среднее,
V > 20 % – варьирование сильное.
S % = – (относительная ошибка, по условию опыта £ 5%).
S = = 0,9 кг/дел.
n 05 = = 2,4 раза, округляем до 3.
n01 = = 5,4 раза, округляем до 6.
Вывод: При данном состоянии пестроты урожайности для проведения
полевых опытов с допустимой ошибкой не более 5% достаточна 3-х кратная повторность, а с ошибкой не более 1% - 6-ти кратная повторность.
Задание: Рассчитать минимальное количество замеров высоты растений подсолнечника, необходимое для определения средней высоты растений с допустимыми ошибками 5% и 1% (1-й и 2-й уровни вероятности).
Расчеты
1. Замеряем высоту 5-ти растений подряд:
Высота, см: 200; 190; 178; 160 и 185 см.
2. Определяем размах колебаний высоты:
Х max = 200 cм, X min = 160 cм;
R = X max – X min = 40 cм (размах колебаний).
3. Находим среднюю арифметическую величину:
х = (Х max + X min) / 2 = (200 + 160) / 2 = 180 cм.
4. Находим среднее квадратическое отклонение:
S = k×R = 0,43 . 40 = 17,2 cм.
Таблица 19. Табличное значение k - коэффициента Пирсона (приложение 6)
n | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
k | 0,89 | 0,59 | 0,49 | 0,43 | 0,40 | 0,37 | 0,35 | 0,34 | 0,32 |
5. S % = S / . 100 = £ 5% или £ 1% - по условию.
Отсюда: S = (S % . ) / 100 = (5 . 180) / 100 = 9 cм (ошибка).
6. n 05 = (2S / S )2 = (22 . 17,22) / 92 = (4 . 295,84) / 81 = 14,6» 15.
n 01 = (3S / S )2 = (32. 17,22) / 92 = (9 . 295,84) / 81 = 32,85» 33.
Вывод. Для определения средней высоты растений подсолнечника с
ошибкой не более 5% достаточно 15 замеров растений, а с
ошибкой £ 1% необходимо не менее 33 замеров (подряд).
Дисперсионный анализ
Дисперсионный анализ – основной и наиболее распространённый метод математической обработки результатов исследований. Он позволяет оценить методику исследований по величине относительной ошибки (точности) –
S %, и достоверность разницы между вариантами.
Если Sx% менее 2%, точность отличная, нарушений методики нет.
Если 2 < Sx% < 4% - хорошая точность;
если 4 < Sx% < 5% - удовлетворительная точность;
если Sx% более 5% - точность опыта низкая.
Если разница между вариантами больше (с плюсом или минусом) НСР – она существенна, меньше НСР – несущественна.
1. Пример проведения статистической обработки урожайных данных результатов исследований методом дисперсионного анализа в однофакторном полевом опыте: ”Влияние боронования на урожай подсолнечника”
Условные (статистические) обозначения:
l – число вариантов в опыте;
n – количество повторений;
Х – поделяночный урожай;
Х – средний урожай по вариантам;
Хp - средний урожай по повторениям;
Х0 – средний урожай по опыту;
d – разница между вариантами и контролем;
А – произвольное начало (округленное до целого числа значение 0);
V – сумма по вариантам;
Р – сумма по повторениям;
VA – cумма отклонений от А по вариантам;
РА – сумма отклонений от А по повторениям;
С – корректирующий фактор;
СУ – общее варьирование (общая дисперсия);
СV - варьирование вариантов (дисперсия вариантов);
СР – варьирование повторений (дисперсия повторений);
СZ – случайное варьирование (остаточная дисперсия);
n - число степеней свободы;
Sx – ошибка опыта;
Sx % - точность опыта (относительная ошибка);
НСР05 – наименьшая существенная разность (для 5%-го уровня
значимости);
å - сигма, знак суммирования;
F05 – критерий Фишера F;
t05 - критерий Стьюдента t;
Н0 – нулевая гипотеза.
Исходные данные и расчетные показатели оформляются в таблицу.
№ вар. | Варианты | Х | V | X | d | X-A | VA | (X-A)2 | V2A |
І ІІ ІІІ IV | І ІІ ІІІ IV | І ІІ ІІІ IV | |||||||
1 2 3 | å(X-A)2 | åV2A | |||||||
P XP | å p2A | [å(X-A]2 |
В нашем случае данная таблица приобретёт следующий вид (табл. 20).
Список использованной литературы
1. Перегудов В.Н. Статистические методы обработки данных полевого опыта. – М.:ОГИЗ – Сельхозгиз, 1948. – 296 с.
2. Кудрявцева А.А. Методика и техника постановки полевого опыта на стационарных участках. – М.:Сельхозгиз, 1959. – 320 с.
3. Вольф В.Г. Статистическая обработка опытных данных. – М.: Колос, 1966. – 254 с.
4. Гордієнко В.Г. Соняшник. – К.: Урожай, 1972. – 251 с.
5. Юдин Ф.А. Методика агрохимических исследований. – М.: Колос, 1980. – 368 с.
6. Филёв Д.С., Циков В.С., Золотов В.И., Логачев Н.И., Телятников Н.Я., Пономаренко А.К. Методические рекомендации по проведению полевых опытов с кукурузой. – Днепропетровск, 1980. – 55 с.
7. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта.–М.: Колос, 1985. – 416 с.
8. Растениеводство / П.П. Вавилов, В.В. Гриценко, В.С. Кузнецов и др.; Под ред. П.П. Вавилова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Агропромиздат, 1986. – 512 с.
9. Мойсейченко В.Ф., Єщенко В.О. Основи наукових досліджень в агрономії: Підручник. – Київ: Вища школа, 1994. – 334 с.
10. Система ведения агропромышленного производства Луганской области на период 1997 – 2005 гг. – Луганск: Лугань, 1997.-560 с.
11. Ермантраут Е.Р., Гудзь В.П., Манько Ю.П., Цюк О.А. Основи наукових досліджень у рослинництві // Навчальне видання / Методичні вказівки до виконання лабораторно-практичних занять для студентів сільскогосподарських вузів зі спеціальності 7.130102 “Агрономія”.– Київ: Видавничій центр НАУ.–2000.–56 с.
12. Соколов И.Д., Шелихов Н.В., Наумов С.Ю., Сыч Е.И. Компьютеризация аграномических и биологических расчетов. – Луганск: “Элтон – 2”, 2001. – 133 с.
13. Ермантраут Е.Р., Манько Ю.П., Цюк О.А., В’ялий С.О. Основи наукових досліджень у рослинництві // Навчальне видання. Завдання для виконання лабораторно-практичних занять для студентів сільскогосподарських вузів зі спеціальності 7.130102 – “Агрономія”. – Київ: Видавничий центр НАУ, 2002. – 58 с.
14. Молостов А.С., Бровенко Ф.М., Валовненко Д.К., Кудря С.А., Надєждін О.М. М. Методика проведення польових дослідів у колгоспах і радгоспах УРСР. – К.: Урожай, 1974. – 57с.
15. Захаренко А.В. Современное состояние и перспективы развития
полевого экспериментирования // Земледелие, 2004.- № 5. –
С. 28-29.
Приложение 1
КРАТКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ МЕТОДИКИ ПОЛЕВОГО
ОПЫТА И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.202 с.)