Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогическое сопровождения развития ребенка со сложным дефектом
Под понятием «сложный дефект» подразумевается сочетание двух или более психофизических нарушений у одного и того же ребенка. Общей закономерностью для такой категории детей является сильная отягощенность условий раннего развития ребенка. Результатом наличия двух или более первичных дефектов является жесточайшее обеднение контакта ребенка с окружающим его миром. Это в свою очередь приводит к нарушению развития как отдельных психических функций, так и общей задержке психического развития. В ряде случаев положение усугубляется плохим материальным положением семьи или асоциальной среды, которое никак не способствует развитию познавательной деятельности ребенка с комплексным дефектом. И даже если в дальнейшем такой ребенок попадает в необходимую для него специфическую среду, направленную на активную стимуляцию его психического развития, его так называемая стартовая позиция оказывается значительно хуже, чем у других категорий аномальных детей. Поэтому для категории детей со сложным дефектом крайне необходимой становится компенсация аномалий развития, которая приобретает всеобъемлющий характер. Как отмечают исследователи, психическое развитие детей при двойном или тройном дефекте не является суммой особенностей психического развития при каждом нарушении, а образует новую сложную структуру нарушений и требует особого подхода. Характерным для этой категории детей является резкое уменьшение возможности компенсации имеющихся, дефектов вследствие сложных нарушений. Так, например, при глухоте восприятие ребенком окружающего мира идет зрительное и тактильно-кинестетическое восприятие, при слепоте - через слуховое и осязательное восприятие, а при слепоглухоте все эти пути компенсации невозможны. Поэтому специалистам, работающим с этими категориями детей, приходится искать какой-либо другой альтернативный компенсационный путь. Основной задачей психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с комплексным дефектом является решение вопроса изоляции его от окружающего мира. Способствовать решению этой задачи будет поиск путей компенсации сложного дефекта. Решающим фактором развития дефектологи считают включение ребенка 8 процесс образования, его культурное и социальное развитие, освоение предметно-материального мира. Центральное место в этом процессе занимает овладение ребенком языком. Зачастую возможности умственного развития ребенка со сложным сенсорным дефектом признают ограниченными, хотя разрешение этой проблемы зависит от состояния специальной педагогики как науки в целом. Конечно, в процессе развития высших психических функций ребенка затрагивается вопрос и о степени сохранности интеллекта. Как уже было сказано выше, умственная отсталость может являться одним из компонентов сложного дефекта. В этом случае возможность компенсаторного развития резко снижается, однако никогда не равняется нулю. В настоящий момент утверждается новая прогрессивная точка зрения, касающаяся развития детей с сенсорными нарушениями, имеющими еще и олигофрению в степени дебильности.
ПРОБЛЕМА РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ Одна из самых первостепенных задач на современном этапе развития российского общества - достраивание отсутствующей системы раннего выявления нарушений в развитии ребенка. Поэтому на сегодняшний день вопросы ранней диагностики отклонений в развитии ребенка решают медицинский персонал родильного дома, детской поликлиники, в которой наблюдается новорожденный. Большую помощь при диагностике физических и психических дефектов у детей по всей территории России создается сеть постоянно действующих психолого-медико-педагогических консультаций. Количество ПМПК зависит от количества детей, проживающих на территории данного региона, имеется соотношение: 1 ПМПК на 100 тыс. детей. Председателем ПМПК является председатель комитета народного образования. В состав ПМПК входят следующие специалисты: 1) врачи: терапевт, психиатр, невропатолог, ортопед, окулист и отоларинголог; 2) педагоги специальных образовательных учреждений: дефектолог, логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог; 3) психолог; 4) юрист; 5) представитель соответствующих органов управления образованием,здравоохранением и социальной защиты.
Присутствие этих специалистов крайне необходимо для грамотного процесса обследования детей и де лает этот процесс более организованным и продуктивным, а также позволяет получить более точные результаты обследования. Так, были получены данные, согласно которым 80 % новорожденных являются физиологически незрелыми, а около 70% имеют поражение нервной системы в ранний постнатальный период. * Специалисты считают, что основные закономерности развития у ребенка с нарушением в развитии те же, что и у нормального ребенка. При раннем выявлении отклонений у ребенка надо быть крайне осторожными и внимательными при постановке диагноза, так как наличия какого-либо единичного симптома для этого недостаточно. Поэтому диагностика отклонений в развитии должна носит комплексный, системный характер, необходим учет данных психолого-педагогического, неврологического и нейропсихологиче-ского обследования. К сожалению, на практике это требование не всегда выполняется, а отсутствие комплексного структурного анализа состояния ребенка не может не сказаться на эффективности дальнейшего коррекционного воздействия. Основной материал о состоянии ребенка в процессе раннего выявления отклонений в развитии поставляет медицинский персонал входе медицинской диагностики. Данные получают в результате осмотра ребенка, сбора и анализа анамнестических сведений, оценки его соматического, психического, неврологического состояния. Иногда сведения, собранные врачом, дополняются лабораторными исследованиями, среди которых очень важны занимают компьютерная томография, энцефалограмма, рентгенография черепа и др. Особое внимание уделяется диагностике интеллектуального, психического, речевого и эмоционального развития ребенка.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.005 с.) |