Психолого-педагогическое сопровождения развития ребенка со сложным дефектом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическое сопровождения развития ребенка со сложным дефектом



Под понятием «сложный дефект» подразумевается сочетание двух или более психофизических наруше­ний у одного и того же ребенка. Общей закономерно­стью для такой категории детей является сильная отягощенность условий раннего развития ребенка. Результатом наличия двух или более первичных де­фектов является жесточайшее обеднение контакта ребенка с окружающим его миром. Это в свою оче­редь приводит к нарушению развития как отдельных психических функций, так и общей задержке психи­ческого развития. В ряде случаев положение усугуб­ляется плохим материальным положением семьи или асоциальной среды, которое никак не способствует развитию познавательной деятельности ребенка с комплексным дефектом. И даже если в дальнейшем такой ребенок попадает в необходимую для него спе­цифическую среду, направленную на активную стиму­ляцию его психического развития, его так называе­мая стартовая позиция оказывается значительно хуже, чем у других категорий аномальных детей. Поэтому для категории детей со сложным дефектом крайне необходимой становится компенсация аномалий раз­вития, которая приобретает всеобъемлющий харак­тер.

Как отмечают исследователи, психическое разви­тие детей при двойном или тройном дефекте не явля­ется суммой особенностей психического развития при каждом нарушении, а образует новую сложную структуру нарушений и требует особого подхода. Ха­рактерным для этой категории детей является резкое уменьшение возможности компенсации имеющихся, дефектов вследствие сложных нарушений. Так, на­пример, при глухоте восприятие ребенком окружаю­щего мира идет зрительное и тактильно-кинестети­ческое восприятие, при слепоте - через слуховое и осязательное восприятие, а при слепоглухоте все эти пути компенсации невозможны. Поэтому специа­листам, работающим с этими категориями детей, при­ходится искать какой-либо другой альтернативный компенсационный путь.

Основной задачей психолого-педагогического со­провождения развития ребенка с комплексным дефек­том является решение вопроса изоляции его от окру­жающего мира. Способствовать решению этой задачи будет поиск путей компенсации сложного дефекта. Решающим фактором развития дефектологи считают включение ребенка 8 процесс образования, его куль­турное и социальное развитие, освоение предметно-материального мира. Центральное место в этом про­цессе занимает овладение ребенком языком. Зачастую возможности умственного развития ребенка со слож­ным сенсорным дефектом признают ограниченными, хотя разрешение этой проблемы зависит от состоя­ния специальной педагогики как науки в целом. Ко­нечно, в процессе развития высших психических функ­ций ребенка затрагивается вопрос и о степени сохранности интеллекта. Как уже было сказано выше, умственная отсталость может являться одним из ком­понентов сложного дефекта. В этом случае возмож­ность компенсаторного развития резко снижается, однако никогда не равняется нулю. В настоящий момент утверждается новая прогрессивная точка зре­ния, касающаяся развития детей с сенсорными нару­шениями, имеющими еще и олигофрению в степени дебильности.

 

ПРОБЛЕМА РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ

И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Одна из самых первостепенных задач на современ­ном этапе развития российского общества - достраи­вание отсутствующей системы раннего выявления нарушений в развитии ребенка. Поэтому на сегодняш­ний день вопросы ранней диагностики отклонений в развитии ребенка решают медицинский персонал ро­дильного дома, детской поликлиники, в которой наб­людается новорожденный.

Большую помощь при диагностике физических и психических дефектов у детей по всей территории России создается сеть постоянно действующих психолого-медико-педагогических консультаций. Ко­личество ПМПК зависит от количества детей, прожи­вающих на территории данного региона, имеется со­отношение: 1 ПМПК на 100 тыс. детей. Председателем ПМПК является председатель комитета народного об­разования. В состав ПМПК входят следующие специ­алисты:

1) врачи: терапевт, психиатр, невропатолог, ортопед, окулист и отоларинголог;

2) педагоги специальных образовательных учрежде­ний: дефектолог, логопед, сурдопедагог, тифлопе­дагог, социальный педагог;

3) психолог;

4) юрист;

5) представитель соответствующих органов управле­ния образованием,здравоохранением и социаль­ной защиты.

Присутствие этих специалистов крайне необходи­мо для грамотного процесса обследования детей и де лает этот процесс более организованным и продук­тивным, а также позволяет получить более точные результаты обследования. Так, были получены данные, согласно которым 80 % новорожденных являются физиологически незрелыми, а около 70% имеют по­ражение нервной системы в ранний постнатальный период. *

Специалисты считают, что основные закономерно­сти развития у ребенка с нарушением в развитии те же, что и у нормального ребенка. При раннем выяв­лении отклонений у ребенка надо быть крайне осто­рожными и внимательными при постановке диагноза, так как наличия какого-либо единичного симптома для этого недостаточно. Поэтому диагностика отклонений в развитии должна носит комплексный, системный характер, необходим учет данных психолого-педаго­гического, неврологического и нейропсихологиче-ского обследования. К сожалению, на практике это требование не всегда выполняется, а отсутствие комп­лексного структурного анализа состояния ребенка не может не сказаться на эффективности дальнейше­го коррекционного воздействия. Основной материал о состоянии ребенка в процессе раннего выявления отклонений в развитии поставляет медицинский пер­сонал входе медицинской диагностики. Данные по­лучают в результате осмотра ребенка, сбора и анализа анамнестических сведений, оценки его соматическо­го, психического, неврологического состояния. Иног­да сведения, собранные врачом, дополняются лабо­раторными исследованиями, среди которых очень важны занимают компьютерная томография, энцефа­лограмма, рентгенография черепа и др. Особое вни­мание уделяется диагностике интеллектуального, пси­хического, речевого и эмоционального развития ребенка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.005 с.)