Основные направления. Коррекционно-педагогической. Работы с умственно отсталыми школьниками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления. Коррекционно-педагогической. Работы с умственно отсталыми школьниками



Раннее начало коррекционно-педагогической ра­боты с умственно отсталым ребенком позволяет макси­мально сгладить дефект и предотвратить появление вторичных дефектов. Однако не всегда коррекцион­ную работу можно начать в раннем возрасте, так как не все формы умственной отсталости могут быть диаг­ностированы в этом возрасте. В большинстве слу­чаев умственно отсталые дети раннего возраста вос­питываются в семье. Коррекционная работа с такими детьми осуществляется при активном участии роди­телей. Она ведется под руководством дефектологов, что значительно облегчает работу родителей и очень часто при грамотном построении этого процесса в целенаправленном развитии ребенка могут быть до­стигнуты значительные успехи.

Детей, оставшиеся без попечения родителей, по­мещаются сначала в дом ребенка, а затем перево­дят по достижении 3-4 лет в специализированные детские дома. В этих учреждениях коррекционно-пе-дагогическая работа проводится в условиях добро­желательного отношения со стороны взрослого и со­трудничества с ним,стимулирования психомоторного и эмоционального развития, исследования предмет­ного мира.

Для категории лиц с умственной отсталостью су­ществуют специальные дошкольные образовательные учреждения, где с ними проводится систематическая комплексная коррекционно-педагогическая работа под руководствомдефектолога, логопеда, психолога,.осуществляются лечебно-профилактические занятия.'

В специальных ДОУ при работе с этой категорией детей соблюдается щадящий охранительный режим, при котором учитываются особенности каждого ре­бенка, создается доброжелательная атмосфера. Кро­ме того, в специальном ДОУ на протяжении всех лет пребывания ребенка осуществляется подготовка к обучению в школе.

Следующий этап коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми проходит в рам­ках школьного образования. Дети с 7-8 лет обучают­ся в коррекционных школах VIII вида. Обучение в них ведется по специальным программам, в основе кото­рых лежит специальный образовательный стандарт. Основными задачами такого образовательного уч­реждения являются: максимальная коррекция имею­щихся дефектов, социальная адаптация в условиях современного общества, профессиональная ориен­тация. Умственно отсталым школьникам преподают­ся как общеобразовательные предметы, к которым относят русский язык, чтение, математику, историю, биологию, географию, так и коррекционные. К коррек-ционным занятиям принято относить уроки по разви­тию речи, уроки по ознакомлению с окружающим ми­ром, занятия по ритмике, а в старших классах занятия по социально-бытовой ориентировке. Специфической формой организации учебных занятий являются ин­дивидуальные и групповые логопедические занятия, занятия ЛФК, занятия по развитию моторики и сен­сорных процессов. В результате грамотного спе­циального образования выпускники достаточно хорошо подготовлены к жизни в современном обществе, по­лучают работу по специальности, создают семьи и яв­ляются законопослушными гражданами.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА

Система специального образования лиц с недостат­ками слуха прошла последовательный путь своего развития от обвинения в колдовстве и преследова­ния со стороны инквизиции до создания типовых прог­рамм для школ слабослышащих и разработки мето­дических основ их образования. Лица с недостатками слуха обучаются в различных учреждениях в зависи­мости от степени выраженности своего дефекта. Шко­ла для слабослышащих и позднооглохших детей обеспечивает своим воспитанникам подготовку, со­ответствующую требованиям государственного об­разовательного стандарта. Это достигается соблю­дением особой содержательной и методической направленности учебного процесса, в основе кото­рого лежит коррекционно-развивающий принцип обу­чения. Особенностями педагогического процесса является,направленность на восполнение пробелов развития, сказывающихся на усвоении основ различ­ных наук и применение особых средств и методов обучения. В такой школе используется специальная система обучения языку, которая включает особую систему занятий по накоплению словаря, усвоению грамматической структуры родного языка, уточнению звукового состава родной речи и овладению разными видами и формами речевого взаимодействия.

Нередко слабослышащие дети обучаются в массо­вых школах. Однако педагогический процесс в мас­совой школе не направлен на формирование речи и на преодоление речевого недоразвития. Таким образом, программа массовой общеобразовательной школы не приспособлена к обучению в ней детей с недостатками слуха. Если же ребенок по объективным причинам не имеет возможности посещать специальное учреж­дение, снижение слуха у него должно быть компен­сировано слухопротезированием. В классе такого ученика необходимо посадить за первую парту и обес­печить педагогической помощью специалиста-сурдо­педагога.

Образование глухих детей происходит в специали­зированных учреждениях (или классах) по двум ос­новным педагогическим системам.

Билингвистический подход применятся в образо­вании глухих детей как за рубежом, так и в России. Этот подход предусматривает использование двух равноправных и равноценных языков - русского язы­ка в устной, письменной или тактильной форме и рус­ского жестового языка. Оба эти языка считаются рав­ными партнерами в общении с учителями, учениками, родителями.

Второе направление в обучении глухих связано с обучением их языку словесной речи. Эта система получила название коммуникационной системы. В рамках этой системы глухие дети должны усваивать язык как средство общения, пользоваться им на всех этапах обучения и при социальном взаимодействии.

Дальнейшее обучение выпускников школ для детей с нарушением слуха происходит на учебно-производ­ственных предприятиях Общества глухих, в профтеху­чилищах, колледжах, вузах и непосредственно на предприятиях. Преобладающими профессиями для лиц с нарушениями слуха являются инженерно-тех­нические, реже экономические, медицинские и педа­гогические.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.21.138 (0.006 с.)