Оценка конкурентов и конкурентной борьбы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка конкурентов и конкурентной борьбы



 

В последние годы у предприятия значительно выросло число конкурентов: как внутри страны, так и за ее пределами. Анализ состояния отрасли показывает, что в настоящее время машиностроение для пищевой промышленности в нашей стране находится в развивающемся состоянии. Основными конкурентами в этой связи являются ближайшие соседи Беларуси – Россия и Украина, где рынок производителей пищевой промышленности более развит. За последние годы в этих странах значительно увеличилось количество подобных предприятий, успешно работающих как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Что касается конкурирующих предприятий в данной области в нашей стране, то основными из них являются:

РУП «Брестский машиностроительный завод», г. Брест,

ОАО «Гомельский радиозавод», г.Гомель,

РПУП «Торгмаш», г. Барановичи,

ЗАО «Клипмаш», г. Брест.

Основные конкуренты в странах СНГ:

АО «Полтавамаш», Украина, г.Полтава,

АООТ «Темп», Украина, г.Черкассы,

АО «Мясомолмаш», Россия, г. Санкт-Петербург,

ОАО «Волгомясомаш», Россия, г.Волгоград,

ОАО «Тверьагропродмаш», Россия, г.Тверь,

ООО «КОН-М», Россия, г. Москва,

ООО «Агропроминжиниринг», Россия, г. Москва,

ООО «ММ ПРИС», Россия, г. Москва,

ПКФ ООО «Луч-2000», Россия, г. Москва,

ООО ПТК «ЭВТМ», Россия, г. Москва,

ООО «Агропродмаш»,

СПКБ «Свердловское», Россия, г. Свердловск,

ГП «Красноярский машиностроительный завод», Россия, г.Красноярск. Можно назвать еще несколько десятков аналогичных заводов в России и на Украине (Москва, Ульяновск, Воронеж, Усть-Катов, Донецк).

Имеется большое количество конкурентов и в США, Европе (Германия, Италия, Дания, Чехия и др.), но на ближайший период (до 2005 года) из-за ценового фактора (стоимость их оборудования в 5-10 раз выше) они рассматриваться не будут, хотя в будущем (через 3-5 лет) именно они составят основную конкуренцию. Основные конкуренты РУП «ЭКБМ» и доли, занимаемые ими на рынке, приведены на рисунке 6.

 

Рисунок 6. Основные конкуренты РУП «ЭКБМ» в СНГ.

Примечание. Источник: [Собственная разработка]

 

Конкурентная борьба на данном рынке заключается в настоящее время в производстве однотипного оборудования множеством производителей и проблем его сбыта из-за этого. Основные технические характеристики его приблизительно одинаковы. Отличия, в основном, в типоразмерах, качестве изготовления и дизайне внешнего вида, применяемых материалах (нержавеющая сталь или черные металлы с гальваническим и лакокрасочным покрытием), технологической схеме, в применяемой комплектации, микропроцессорном управлении, которое обеспечивает автоматизированный контроль технологического процесса, и в других дополнительных функциях. Также существенное значение имеет деловая репутация предприятия-изготовителя, гарантийное обслуживание, послегарантийное обслуживание.

В настоящее время оборудование, выпускаемое «ЭКБ машиностроения» морально устарело и требует его модернизации, а также внедрения новых технологических процессов, обеспечивающих современный технический уровень системы производства.

В настоящее время у предприятия нет склада готовой продукции. РУП «ЭКБМ» работает под конкретный заказ. Одно из преимуществ такого положения дел в том, что продукция не залеживается на складе, а реализуется непосредственно после изготовления. Однако, отсутствие готового товара способствует потере потенциальных потребителей, так как для заказа продукции по подобной схеме заказчик должен отвлечь свои оборотные средства на срок более чем 1, 5 месяца (предприятие работает по предоплате), что для многие клиентов не представляется возможным. Кроме того, закупка материалов и комплектующих также проводится под конкретный заказ и малыми партиями, что увеличивает их цену на 2-10% - то есть способствует вымыванию оборотных средств и, соответственно, росту цены на готовую продукцию.

План производства промышленной продукции по основным видам, объемы производства, экспорта промышленной продукции, валютных поступлений на 2004 год приведен в таблицах Г.1, Г.2, Г.3. (Приложение Г).

Анализ таблицы Г.1 показывает, что в 2004 предприятие планирует увеличить объем производства на 50%, предполагается увеличить объем экспорта на 55%, а импорта – на 59%. В результате рост валютных поступлений должен увеличиться на 59%, и рост производительности труда – на 17,5%.

Из таблицы Г.2 видно, что в 2004г. предприятие намерено произвести продукции на сумму 340000 тыс. руб. Темп роста объемов производства составит 150% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Удельный вес новой продукции в объеме производства должен составить 46,5%.

Как свидетельствуют данные таблицы Г.4, от экспорта по первичной обработке скота в 2004г планируется получить доход на сумму - всего $72,1 тыс, их них из стран СНГ (России – $57,5 тыс.), стран дальнего зарубежья – $14,6 тыс. Продажа оборудования для производства полуфабрикатов в Россию должна принести предприятию доход на сумму $18,3 тыс.. И от прочего вида экспорта предприятие намерено получить $13,3 тыс.

Годовое планирование осуществляется на основании показателей бизнес-плана, в стоимостном выражении, с разбивкой по кварталам. Квартальное планирование, кроме того, обеспечивается производственным планом, исходя из заключенных и проавансированных договоров, изготовления отдельных видов оборудования на склад, с учетом нормативных запасов и исследования рынка. Ежемесячно до всех служб доводится план реализации в стоимостном выражении и производственный план в нормо-часах, с учетом загрузки по звеньям. Начальнику производства и звеньевым выдаются наряды с указанием конкретной номенклатуры, заказчика, срока изготовления и необходимого количества нормо-часов на каждое изделие. На основании нарядов закрывается заработная плата рабочим сдельщикам.

Номенклатура изделий, изготавливаемых РУП «ЭКБМ» составляет 97 единиц оборудования. Товаров народного потребления предприятие не выпускает.

Исходя из общего количества мясокомбинатов, мясоперерабатывающих предприятий, птицефабрик, вновь организованных мясоперерабатывающих цехов в РБ и странах СНГ, можно с большой долей уверенности предположить, что сегодня предприятие, с учетом сложившихся обстоятельств, закрывает не более 2% потребностей внутреннего рынка. Информация о мясоперерабатывающих предприятиях приведена в таблице 7.

Таблица 7. Сведения о мясоперерабатывающих предприятиях РБ на 1.01.2004 г

Области

Мясокомбинаты

Предприятия

Белкоопсоюза

Малые цеха

Итого

шт. % шт. % шт. % шт. %
Брестская 5 18,6 40 17,2 24 13,7 69 15,9
Витебская 5 18,6 37 15,9 25 14,2 67 15,4
Гомельская 3 11,0 38 16,5 22 12,6 63 14,5
Гродненская 5 18,6 40 17,2 27 15,4 72 16,6
Минская 6 22,2 42 18,1 62 35,5 110 25,3
Могилёвская 3 11,0 35 15,1 15 8,6 53 12,3
Всего 27 100 232 100 175 100 434 100

Примечание. Источник: [Собственная разработка]

 

Таким образом, на территории РБ действует 434 известных нам мясоперерабатывающих предприятия. Из таблицы 7 видно, что большая часть предприятий находится в Минской области - 25,3%, также она занимает первое место по всем предприятиям: мясокомбинаты – 22,2%, предприятия Белкоопсоюза – 18,1%, малые цеха - 35,5%. Второе место занимает Гродненская область, там находится 16,6%, третье - Брестская область - 15,9%. Мясокомбинатов и предприятий Белкоопсоюза в Брестской и Гродненской областях одинаковое количество, по 18,6% и 17,2%. Соответственно, четвертое и пятое места занимают Витебская и Гомельская области: по 15,4% и 14,5%. На последнем месте находится Могилевская область, ее удельный вес составляет всего лишь 12,3%.

По мере стабилизации экономического положения предприятия, проведения модернизации выпускаемого оборудования, подъема качества изготовления продукции при автоматизации управления технологическими процессами, с развитием маркетинговой службы и проведением гибкой ценовой политики, с учетом повышения авторитета предприятия, его рынок может существенно возрасти (в 8-10 раз). Известно, что имеющееся оборудование на действующих предприятиях-клиентах крайне изношено, а более 50% его полностью амортизировано.

В странах СНГ (РФ, Казахстан, Украина) с учетом благоприятного экономического климата, традиционно неплохих урожаев в последние годы наблюдается развитие животноводства и как следствие развитие малых и средних предприятий перерабатывающих отраслей. Это позволит повысить спрос на продукцию РУП «ЭКБМ» при грамотном освоении этих зарубежных рынков, увеличить валютные поступления от экспорта. Для этого необходимо совершенствовать качество выпускаемой продукции, постоянно обновлять и увеличивать ее ассортимент. При разработке новых видов производимой продукции и проведении рекламных кампаний нельзя забывать о специфике внешнего рынка и учитывать национальные особенности каждой из стран.

Таким образом, у предприятия в последние годы возросло количество конкурентов как внутри страны, так и за ее пределами. В конкурентной борьбе предприятие делает ставку на усовершенствование качества выпускаемой продукции, расширение ее ассортимента, а также освоение зарубежных рынков и увеличение поступлений валюты от экспорта.


Характеристика покупателей

 

Хозяйственная деятельность предприятия построена на договорной основе, как с предприятиями РБ, так и с предприятиями СНГ и стран дальнего зарубежья. Продукция изготавливается под заказ по мере заключения договора и поступления предоплаты и носит единичный характер с незначительной повторяемостью. (Бланки договоров смотреть в приложении Д).

Основными потребителями продукции Республиканского унитарного предприятия «Экспериментально-конструкторское бюро машиностроения» являются: крупные, средние мясокомбинаты; птицефабрики; потребкооперация; колхозы, совхозы; малые предприятия различных форм собственности. (Небольшой перечень потенциальных потребителей дан в приложении Е).

Основных покупателей в республике и за рубежом можно разделить на следующие группы:

1. мясокомбинаты (мощностью до 50 тонн за смену колбасных изделий, копченостей и полуфабрикатов);

2. мясоперерабатывающие предприятия малой мощности (до 3 т/см готовой продукции);

3. предприятия потребкооперации (коопзаготпромы, комбинаты кооперативной промышленности);

4. птицефабрики (линии по убою и переработке птицы производительностью 500, 1000, 5000 голов/час и участки по производству колбас, копченостей и полуфабрикатов из птицы);

5. цеха малой мощности при производителях сырья (совхозы-комбинаты, совхозы, колхозы);

6. мясо-птицеперерабатывающие предприятия стран СНГ различной мощности.

Покупатели группы № 1 находятся, как правило в сложном финансовом положении, и не имеют достаточного количества собственных средств для начала нового строительства. Чаще всего, при развитии производства эти предприятия пользуются заемными средствами (местных органов власти, банков) и приобретают новое оборудование импортного производства. Однако при замене отдельного изношенного оборудования и закупке оборудования, позволяющего расширить ассортимент и качество продукции, предприятия этой группы являются нашими потенциальными клиентами. А при изменении экономических условий хозяйствования эта группа может стать основным покупателем. Для этого необходимо существенно пересмотреть номенклатуру выпускаемой продукции и ее качество.

Покупатели 2-й, 3-й, 5-й групп в настоящее время являются основными покупателями и закупают оборудование как для вновь организуемых производств, так и для модернизации и расширения ассортимента действующих предприятий. Имеется тенденция к увеличению мощности до 3-5 тонн в сутки, особенно у устойчиво работающих предприятий, что обеспечивается как закупкой большого количества оборудования небольшой производительности (массажеры на 100, 200 л.; камеры копчения В2-ФВЕ, загрузка до 100 кг.; пельменные автоматы В2-ФАБ, производительностью до 50 кг/час;), так и закупкой оборудования большей производительности (комплексы копчения на 400 кг; массажеры 650 л., 900 л.; куттеры на 125л.; автоматы пельменные, производительностью 250, 650, 1000 кг/час; машина для формовки фрикаделек, производительностью до 300 кг/час)

 Покупатели 4-й группы относятся к наиболее стабильно работающим предприятиям. Их финансовое положение более стабильно и позволяет им приобретать за счет собственных средств оборудование импортного производства гораздо более высокого качества. Тенденция их развития позволяет предположить постоянную потребность в оборудовании, особенно по вновь организующим переработку и для расширения ассортимента. Однако из-за специфики оборудования и невысокого его качества в нашем варианте изготовления эта группа предприятий не может считаться целевой или даже важной для нас на внутреннем и внешнем рынке.

Покупатели 6-й группы, при разумной ценовой политике и существенном улучшении качества оборудования, производимого РУП «ЭКБМ», могут являться потенциальными заказчиками.

За долгие годы работы предприятия достаточно четко был налажен сбыт произведенной продукции, что позволяло прогнозировать увеличение объема продаж на уже действующем рынке и освоение новых рынков, как в пределах так и за пределами республики.

Ряд предприятий-покупателей, однажды приобретая продукцию РУП «ЭКБМ», убедившись в ее надежности, хороших технических характеристиках, переходили в разряд постоянных покупателей (г. Могилев «Облкоопснаб», ООО «Партнер и К», ИП «Ариолс» г. Лудзе, ООО «Балтия» г.Санкт-Петербург, ООО «Тексогрант», с/к «Заря», Волковысский м/к, Ошмянский м/к и другие предприятия РБ). Однако в силу объективных и субъективных причин рынки сбыта в СНГ были потеряны. Основные причины – следующие: отсутствие маркетинговой политики; значительно уменьшилось число заказов; жесткая конкуренция в связи с развитием предприятий, выпускающих аналогичное оборудование в странах СНГ; гибкая ценовая и налоговая политика у стран-конкурентов; оптимизация численности перерабатывающих предприятий по мясной отрасли за счет сокращения цехов по переработке скота колхозов, совхозов, Белкопсоюза и других форм собственности; расширение зон действующих предприятий за счет концентрации производства в РБ.

РУП «ЭКБМ» стремится расширить связи с потенциальными заказчиками, В силу своих возможностей активно участвует в выставках, которые являются важными формами продвижения товаров на рынок в условиях рыночной экономики.

В связи с нехваткой средств, в 2003г. предприятие принимало несамостоятельное участие в следующих выставках и ярмарках:

10-13.09.2003г. «Рыбные ресурсы – 2003» в г. Москве. Заочное участие (представлена информация в каталог).

10-13.06.2003г. «Белагро – 2003» в г. Минске. Участвовали на стенде Минпрома (прайс-лист, цветная рекламная продукция).

06-10.10.2003г. «АгроПродМаш - 2003» в г. Москве. Участвовали на стенде ОНО «Завод МОЛМАШ» (выставляли образец заслонки с пневмоприводом и рекламные материалы).

После участия обращения потенциальных заказчиков были немногочисленны, т. к. качество работы на выставках требует серьезного улучшения. В сложившейся ситуации, наиболее целесообразным представляется изыскание средств на самостоятельное участие предприятия в выставках и ярмарках.

За 2003г. экспорт составил 66,9 тыс. долл. США, темп роста по сравнению с 2002г. составил - 155,6%. Импорт в 2003г. составил 48,3 тыс. долл. США, в 2002 году закупок по импорту предприятие не имело. Данные приведены в таблице 8.

 

Таблица 8. Объем экспорта за 2002г. и 2003г.

Показатели

Объемы в тыс. долларов США

Динамика
соответствующий период прошлого года (с начала года) 2002 год За отчетный период 2003г. Отчетный период к предыдущему (ст. В к ст. А)
А В %
1. Экспорт всего 43,0 66,9 155,6
1.1. продукция, всего 43,0 66,9 155,6
в том числе:      
1.1.1. в Россию 33,0 62,9 190,6
1.1.2. в другие страны СНГ      
1.1.3. за пределы СНГ 10,0 4,0 -
1.2. Услуги, всего      
2. Импорт всего - 48,3 -
в том числе:      
2.1. продукция, всего - 48,3 -
в том числе:      
2.1.1. из России - 48,3 -
2.1.2. из других стран СНГ      
2.1.3. из-за пределов СНГ      

Примечание. Источник: [6]

 

Сальдо внешней торговли положительное и составляет 18,6 тыс. долларов США

Поступление и расходование валютной выручки показано в таблице 9.

Таблица 9. Поступление и расходование валюты в 2002-2003 гг

  Наименование показателя

 

2002 год

 

2003 год

Динамика 2003г

к 2002 г., (%)

  1.Остаток валюты на начало отчетного периода, всего в том числе на счетах за пределами Республики Беларусь

-

-

-

  2. Поступило иностранной валюты, всего в том числе:

72 334

77 636

107,3

  2.1. На счета в Республике Бєларусь, всего в том числе: от экспорта товаров от экспорта услуг (работ) от покупки на внутреннем рынке от предоставленных валютных кредитов из прочих источников (расшифровать в примечании)

72 334

 

72 334

0

77 636

 

74 851

2 785

107,3

 

103,5

100,0

  3. Израсходовано иностранной валюты, всего в том числе:

72 334

77 636

107,3

  3.1. Со счетов в Республике Бєларусь, всего  в том числе:  на импорт товаров для нужд собственного производства  (включая предприятия, работающие по кооперации)  на импорт энергоносителей на импорт услуг (работ) на продажу на внутреннем рынке  из нее обязательная продажа на погашение и обслуживание валютных кредитов  на прочие нужды (см. в примечании)●

72 334

 

-

-

-

6 294

49 776

16 808

-

544

77 636

 

-

-

-

95

65 816

20 074

-

9 363

107,3

 

-

-

-

1,5

132,2

119,4

-

172,1

4. Остаток валюты на начало отчетного периода, всего

в том числе на счетах за пределами Республики Беларусь

-

-

-
               

● Примечание – перечисление в республиканский и местный бюджет, государственные бюджетные и внебюджетные фонды.

Примечание. Источник: [6]

 

На начало года предприятие иностранной валюты не имело. Это связано с тем, что все поступающие средства сразу израсходовались на производственные и непроизводственные нужды. В 2003г. по сравнению с 2002г. приток иностранной валюты вырос на 7,3%. Основная часть была получена за реализацию готовой продукции за пределами РБ в основном из Российской Федерации.

Итак, основными покупателями РУП «ЭКБМ» являются крупные и средние мясокомбинаты, колхозы, совхозы и малые предприятия различных форм собственности. Основные заказы поступают от предприятий Беларуси, России. В настоящее время одной из задач предприятия является расширение связей и увеличений количества заказчиков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.068 с.)