Тема 2. «Рассуждения о методе» Р. Декарта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. «Рассуждения о методе» Р. Декарта.



 

Занятие 1 (части 1-3).

План.

1. Новаторское понимание Декартом предмета и метода философии, ее места в системе наук и ее отношения с практикой.

2. Декартовы правила метода, соотношение в них интуиции и дедукции, анализа и синтеза.

 

Вопросы для конспектирования.

1. Каков главный предмет изучения Декарта? В чем здесь отличия от Бэкона?

2. Какие главные задачи решает декартовский метод?

3. Как Декарт оценивает состояние современной ему философии и человеческое знание в целом?

4. Каково место философии в системе наук?

5. Есть ли в науках, философии, морали хотя бы одно несомненное суждение?

6. На какие науки Декарт опирался при формулировке своих правил метода?

7. Как формулирует Декарт четыре правила метода?

8. С каким правилом связан картезианский критерий истины?

9. В каком правиле обсуждаются процедуры анализа и синтеза?

10. С какими правилами связаны понятия интуиции и дедукции?

11. Связаны ли у Декарта правила метода и правила морали?

12. Какие правила морали формулирует Декарт?

 

Занятие 2 (части 4 - 6).

План.

1. Место и значение опыта в познании.

2. Учение Декарта о двух субстанциях и их главных атрибутах.

 

Вопросы для конспектирования.

1. С чего Декарт советует начинать познание мира?

2. Какие представления Декарт выводит из несомненного суждения?

3. Как Декарт доказывает бытие Бога?

4. Как связаны у Декарта Бог и критерий истинности?

5. Какие врожденные принципы Декарт выводит из бытия Бога?

6. Как Декарт получает сведения о небесах, звездах, Земле, первоэлементах?

7. Опирается ли при таком познании Декарт на опыт?

8. Считает ли Декарт свою модель мира единственно верной?

9. С помощью чего нужно открывать частные следствия из принципов? Почему?

10. Почему картезианская картина мира является механистичной?

11. Каковы основные качества мыслящей субстанции?

12. Чем, по Декарту, человек отличается от животных или наиболее совершенных автоматов?

13. Каковы основные свойства материальной субстанции?

14. Как у Декарта соотносятся материя и протяжение?

15. Как с точки зрения Декарта соединяются в человеке мыслящая душа и тело?

 

Основная литература к теме 2.

1. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1989

 

Дополнительная литература к теме 2.

1. Асмус В. Ф. Декарт. М., 1956.

2. Катасонов В. Н. Аналитическая философия Декарта и проблемы философии техники // Вопросы философии. 1989. № 12.

3. Ляткер Я. А. Декарт. М., 1975.

4. Соколов В. В. Философия духа и материи Рене Декарта // Декарт Р. Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1989.

 

Тема 3. «Этика» Б. Спинозы.

 

Занятие 1 (кн. 1).

План.

1. Учение Спинозы о субстанции, атрибутах и модусах.

2. Понятия «Бог» и «природа».

 

Вопросы для конспектирования.

1. Каково определение субстанции у Спинозы?

2. Каковы свойства субстанции?

3. Что такое модус?

4. Как Спиноза определяет атрибут?

5. Сколько существует атрибутов субстанции?

6. Какие из атрибутов субстанции открываются нашему сознанию?

7. Как соотносятся понятия Бога, природы, субстанции у Спинозы?

8. Какое определение Спиноза дает Богу?

9. Как Спиноза доказывает существование Бога?

10. Существует ли что-либо, кроме Бога?

11. Как соотносится существование Бога и единичных вещей?

12. Принадлежит ли Богу атрибут протяжения? Делимости?

13. Что означает, по Спинозе, быть свободным?

14.  Есть ли у Бога свобода воли?

15. Признает ли Спиноза существование целевых причин?

 

Занятие 2 (кн. 2, кн. 3, теоремы 1-20).

План.

1. Особенности рационалистической гносеологии Спинозы.

2. «Геометрический метод» Спинозы.

 

Вопросы для конспектирования.

1. Как соотносятся познание и мышление у Спинозы?

2. Каковы основные термины теории познания Спинозы?

3. Что такое адекватная идея?

4. Почему у Спинозы совпадают знание и действительность?

5. Как Спиноза объясняет существование заблуждений?

6. Сколько родов познания выделяет Спиноза?

7. В чем особенности познания через мнение или воображение?

8. Каковы основные черты познания через разум или рассудок?

9. Каковы особенности интуитивного познания?

10. Как в целом Спиноза оценивает человеческие способности познания?

11. Каковы структурные элементы «Этики»?

12. Что такое королларий?

13. Что такое схолия?

 

Занятие 3 (кн. 3 (до конца), кн. 4, кн. 5).

План.

1. Учение Спинозы об аффектах и разуме.

2. Спиноза о свободе и необходимости.

3. Этическая концепция Спинозы.

 

Вопросы для конспектирования.

1. Каковы определения аффектов, даваемые Спинозой?

2. Почему этих определений два?

3. Какие существуют виды аффектов?

4. Что Спиноза относит к основным аффектам?

5. Откуда берутся неосновные аффекты?

6. Приведите примеры неосновных аффектов.

7. Чем является, по Спинозе, поведение, определяемое аффектами?

8. Можно ли избегать влияния аффектов?

9. Подвержено ли аффектам всезнающее существо?

10. Как связаны познание и аффекты?

11. Как связаны аффекты, познание вещей и свобода?

12. Как связаны свобода и разум в концепции Спинозы?

13. Как Спиноза определяет добро?

14. Почему мы часто поступаем не по-доброму?

15. Каков статус моральных качеств у Спинозы?

 

Основная литература к теме 3.

1. Спиноза Б. Этика. - М., 1994.

 

Дополнительная литература к теме 3.

1. Беленький М. С. Спиноза. М., 1964.

2. Клевер В. Материальная логика в философии Спинозы // Историко-философский ежегодник. М., 1988.

3. Мотрошилова Н. В. Идейная борьба вокруг философии Спинозы: к проблеме соотношения детерминизма и свободы // Философские науки. 1982. № 6.

4. Соколов В. В. Спиноза. М., 1977.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.013 с.)