Дидактика, методика обучения обществознанию, педагогическая технология: их взаимосвязь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактика, методика обучения обществознанию, педагогическая технология: их взаимосвязь.



Проектная деятельность на уроках обществознания.

Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания.

Вот уже несколько лет я использую на уроках обществознания проектный метод. Свое предназначение как учителя вижу в том, чтобы учить детей всему тому, что способствует развитию свободного и системного мышления, формирует у них умения и навыки исследования, и в том, чтобы при этом учиться самой, ведь, как говорил Д.И.Писарев, «всякое настоящее образование есть самообразование». Проектная методика позволяет реализовать эти цели.

На первом этапе работы по этой методике я ставила перед собой задачу – развитие познавательного мотива: интереса к предмету и любознательности. Строя учебный план, столкнулась с необходимостью согласования его с интересами учащихся, мой учебный план должен был включать в себя “картину мира” ученика, связываться с его повседневным жизненным опытом.

 

Сейчас на уроках обществознания стараюсь создавать проблемные ситуации, которые подтолкнули бы учащихся к изучению объекта, то есть изучение через открытие, когда учащиеся в значительной степени работают сами, и управляемое открытие, когда процессом управляет учитель.

Вместо объяснения как решить проблему, поощряю учащихся делать наблюдения и выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего им приходится использовать интуитивное и аналитическое мышление. Задаю наводящие вопросы, поощряю догадки учащихся, основанные на неполных данных, а затем мы вместе подтверждаем или опровергаем эти догадки при анализе проблемы.

Секрет успеха проектной методики на уроках обществознания состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается.

Результативность подобной работы проявляется в том, что дети познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свои выводы, у школьников воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность. Проектные работы школьников защищаются на школьных конкурсах, районных и республиканских конференциях, учащиеся достойно выступают со своими проектами, занимая призовые места. Выводы и предложения, сделанные ребятами в своих работах, становятся материалами для обсуждения, сначала на уроках, а потом и на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее», и на педагогических советах, и на классных и на общешкольных родительских собраниях.

В настоящее время я нахожусь на этапе осмысления и творческого освоения метода учебного проекта. Но первые выводы очевидны: метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.

 

Дидактика, методика обучения обществознанию, педагогическая технология: их взаимосвязь.

Образование и обучение имеют колоссальное самостоятельное значение для становления личности, поэтому дидактику, следуя традиции, выделяют в относительно самостоятельную область (раздел) педагогической науки. В традиционных учебниках педагогики ее определяют как теорию образования и обучения. С учетом существования нескольких обоснованных и эффективных теорий образования и обучения: теории развивающего, проблемного, модульного, дифференцированного, компьютерного и других видов и типов обучения, дидактика не заканчивается теорией образования и обучения, а неизбежно выходит на уровень технологии обучения. Поэтому более современной и полной трактовкой дидактики будет определение ее как науки о теориях образования и технологиях обучения.

Дидактика как наука решает следующие задачи.

Дидактические вопросы и задачи Что исследуется и разрабатывается
Для чего учить? Цели образования, обучения
Чему учить? Содержание образования, обучения
Как учить? Методы обучения
Как организовать обучение? Формы организации обучения
С помощью чего осуществляется обучение? Учебники, учебные пособия, дидактический материал, компьютерные программы
Как оценить и проконтролировать результаты обучения? Методы контроля и оценки результатов обучения
Что достигается в результате обучения? Критерии и показатели, характеризующие результаты обучения
Какие подходы, стратегии обучения наиболее эффективны? Принципы обучения и их система

 

Взаимосвязь методов и технологий обучения в дидактической системе

Образование и обучение имеют колоссальное самостоятельное значение для становления личности, поэтому дидактику, следуя традиции, выделяют в относительно самостоятельную область (раздел) педагогической науки. В традиционных учебниках педагогики ее определяют как теорию образования и обучения. С учетом существования нескольких обоснованных и эффективных теорий образования и обучения: теории развивающего, проблемного, модульного, дифференцированного, компьютерного и других видов и типов обучения, дидактика не заканчивается теорией образования и обучения, а неизбежно выходит на уровень технологии обучения. Поэтому более современной и полной трактовкой дидактики будет определение ее как науки о теориях образования и технологиях обучения.

Нам представляется, что трудно дать четкое определение предмета дидактики без введения и использования понятия дидактическая система.

Стремление представить дидактику как системную область научного знания прослеживается в исследованиях многих отечественных ученых (Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский и др.).

Системный характер дидактики проявляется в том, что обучение в школе, колледже и вузе в рамках различных форм организации обучения (урок, лекция, семинары, лабораторные и практические занятия и т.д.) в процессе применения различных дидактических теорий (развивающего, проблемного, дифференцированного, модульного, компьютерного обучения и т.д.) и соответствующих им технологий обучения имеет некоторый инвариантный, универсальный характер. Таким образом, дидактическая система - это система процесса и результата обучения, сложная по составу, центральными элементами которой являются преподавание (деятельность учителя как преподавателя) и учение (учебная деятельность обучаемого).

Преподавание - это педагогическая деятельность преподавателя (учителя) по организации учебной деятельности обучающихся. Учение или учебная деятельность обучаемых - это организованная преподавателем с помощью дидактических и (или) технических средств прямого или косвенного управления деятельность ученика по решению определенного класса учебных задач (выполнению упражнений и заданий), в результате которой ученик овладевает знаниями, умениями, развивает свои личностные качества.

С учетом вышеизложенного, предметом исследования современной дидактики являются процесс и результаты функционирования и саморазвития дидактических систем.

Если акцентировать внимание на преподавании, то в качестве движущей силы творческого саморазвития преподавателя и на этой основе повышения эффективности его деятельности выступают следующие противоречия:

- между желанием повысить эффективность преподавания и недостаточностью профессиональных знаний, умений и навыков. Выходом из этой ситуации является либо самообразование, либо повышение квалификации на каких-либо курсах, семинарах, изучение передового педагогического опыта и т.д.).

- между намерениями преподавателя повысить качество и эффективность преподавания и низким качеством учебных пособий, дидактических материалов. Выходом из этой ситуации будет обновление содержания учебного материала, разработка собственных учебных пособий или новых дидактических материалов.

- между стремлением преподавателя дать глубокие и прочные знания, умения и весьма разным уровнем подготовленности обучающихся, разным уровнем их мотивации, учебных и творческих способностей. Выходом из этого противоречия является применение или самостоятельная разработка и практическое применение преподавателем разных дидактических средств, условий дифференциации и индивидуализации обучения.

Роль и значение системного подхода в дидактике осознана давно. Системный анализ позволяет выявить факторы и условия, а также проблемы и барьеры развития и саморазвития как отдельных теорий, технологий, так и дидактики в целом. Дидактическое знание, чаще всего, имеет универсальный характер и применимо не только в школе, но в колледже, лицее, вузе и в послевузовском образовании.

Универсальность и нормативность дидактического знания придает ему особый статус как базиса для разработки гибких, авторских технологий обучения, обеспечивая тем самым определенные гарантии эффективности обучения.

Одним из центральных противоречий современного обучения является его массовость, с одной стороны, и все возрастающие требования к качеству образования - с другой, что порождает проблему качества образования для всех. Иными словами, современная дидактика должна разработать и предложить преподавателю такой набор технологий обучения, выбор из которых с учетом возможностей и преподавателя, и студента гарантировал бы высокий уровень конечного результата обучения. Поэтому проблема технологии обучения творческому саморазвитию личности студента (ученика) - одна из актуальных и приоритетных дидактических и педагогических проблем, научную и практическую значимость которой трудно переоценить.

Для того чтобы педагогическая теория «заработала», реально дала ощутимый педагогический эффект, ее необходимо трансформировать в конкретную методику обучения, а еще лучше в педагогическую технологию. В педагогической деятельности методика обучения «перекидывает мост» от теории к практике. Методика обучения, эффективность ее использования зависит от ряда факторов: степени разработанности теории, на которой она базируется, ясности и точности методических рекомендаций ее использования, а главное - от уровня педагогического мастерства и творчества преподавателя. Следовательно, методика обучения - целостная система проектирования и организации процесса обучения, основанная на определенной дидактической теории, и совокупность методических рекомендаций, эффективность применения которых во многом зависит от мастерства и творчества преподавателя.

В поисках условий повышения эффективности методик обучения педагоги пришли к выводу, что некоторые из них можно довести до уровня педагогических технологий. Педагогическая технология, в том числе и технология обучения - система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем тиражировании и воспроизведении.

Таким образом, отличить методику от технологии обучения можно по степени выраженности, реализуемости следующих критериев.

Сравнительный анализ методик и технологий обучения

Критерии сравнения Методика обучения Технология обучения
Целенаправленность Цели часто размыты и недостаточно определены Четкость формулировки целей, их диагностичность
Концептуальность Теория может быть не глубоко и всесторонне разработана Опора на глубоко разработанную теорию
Системность Средняя Высокий уровень системного проектирования и применения целей, содержания, методов и средств обучения
Диагностичность Средняя или низкая Высокая
Гарантированность качества обучения Невысокая Устойчиво высокая
Новизна Не всегда опирается на новейшие достижения педагогики и методики обучения Опора на новейшие технические средства обучения

Следует отметить, что педагогические технологии не исключают и не умаляют высокого педагогического мастерства и творчества преподавателя.

Педагогические технологии в деятельности педагога-мастера дают еще более устойчивый эффект, нежели в процессе их применения начинающим, недостаточно опытным педагогом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.011 с.)