Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система финансового права: понятие, структура, особенности.
Система финансового права - объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. Система отрасли финансового права состоит из подотраслей (разделов, частей) финансового права, финансово-правовых институтов и финансово-правовых норм. Так же финансовое право можно разделить на общую (основные понятия и категории финансового права) и особенную (подотрасли (разделы) и институты) часть. Общая часть изучает: 1) принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства; 2) систему органов РФ, осуществляющих финансовую деятельность; 3) структуру финансовых звеньев финансовой системы; 4) вопросы регулирования финансового контроля в РФ; 5)финансово-правовую ответственность; Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты, которые имеют свой объект правового регулирования: 1) бюджетную систему; 2) внебюджетные государственные и муниципальные денежные фонды; 3) финансы государственных и муниципальных предприятий; 4) государственные и муниципальные доходы; 5) государственный и муниципальный кредит; 6) организацию имущественного и личного страхования; 7) государственные и муниципальные расходы; 8) банковское кредитование; 9) денежное обращение и расчеты; 10) валютное регулирование. Значение системы финансового права состоит в том, что удобнее изучать и использовать на практике систематически расположенные нормы. Принципы финансового права. Принципы финансового права — это начала, в которых проявляются объективные закономерности, тенденции и потребности общества, его главные устои. Приоритетность публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан (предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики исходя из общезначимых задач общества). Социальная направленность финансово-правового регулирования (учет общественно значимых ценностей, интересов большей части общества при проведении финансово-правового регулирования).
Федерализм и равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности государства (в финансовой деятельности должны сочетаться федеральные интересы с интересами равноправных субъектов РФ, обеспечиваться необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Российской Федерации в целом, а также жизнедеятельности и самостоятельности субъектов РФ в рамках Конституции РФ). Единство финансовой политики и денежной системы (свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; к ведению Российской Федерации установление основ федеральной политики, федеральные программы в области экономического развития, а также финансовое регулирование и денежную эмиссию; разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, которое осуществляется Банком России во взаимодействии с Правительством РФ). Самостоятельность органов местного самоуправления в формировании и исполнении местных финансов (органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. В РФ органы местного самоуправления имеют право самостоятельно осуществлять финансовую деятельность: формировать, утверждать и исполнять местный бюджет). Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательства и представительной власти (финансовая деятельность демократического государства, являясь частью его экономической функции, может осуществляться при условии разделения государственных полномочий между органами государственной власти). Участие граждан РФ, общественных организаций в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, ее контроле. Гласность в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления (проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности).
Принцип законности финансовой деятельности (исполнение требований финансовых законов и основанных на них подзаконных актов всеми субъектами финансового права: государственными и муниципальными органами власти, должностными лицами, предприятиями всех форм собственности, общественными организациями и гражданами). 10. Источники финансового права. Под источниками финансового права понимаются правовые акты, содержащие нормы финансового права, издаваемые представительными и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Особенностью финансового права является отсутствие какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом. Система источников финансового права: Конституция РФ. Международные нормативно-правовые акты. Законы (ФКЗ, ФЗ: например, БК РФ и НК РФ). Подзаконные акты (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, наделенных нормотворческой компетенцией в сфере публичных финансов, НПА ЦБ РФ). В частичной мере к источникам финансового права можно отнести доктрину финансового права, судебную практику, а также правовой обычай, которые в определенной мере влияют на издание и применение финансово-правовых норм. Система источников финансового права федеративного государства состоит из федерального, регионального и муниципального финансового законодательства. 11. Финансово-правовая норма: понятие, структура, виды. Финансово-правовые нормы — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников. Особенности финансово- правовых норм заключаются в: § содержании финансово-правовых норм; § характере установленных в них предписаний; § мерах ответственности за нарушение предусмотренных правил; § порядке защиты прав участников финансовых отношений. Финансово-правая форма является эталоном возможного или должного в сфере публичных интересов. Она определяет меру свободы участников финансовых правоотношений, устанавливает единый финансовый порядок. Виды финансово-правовых норм: В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие. В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными. Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права. Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы. Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, то есть предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. Диспозиция требует определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований.
Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции отличаются от других санкций рядом особенностей. Они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителей норм через его денежные фонды и средства. При изъятии денежных средств путем финансово-правовых санкций характерным является зачисление их в государственную бюджетную систему или иной централизованный государственный денежный фонд. Эти санкции распространяются на организации, должностных лиц и граждан. Причем возможно одновременное применение финансово-правовых санкций к должностному лицу и к организации. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы. За нарушение финансовой дисциплины, помимо рассмотренных санкций могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия. 12. Финансовое правоотношение: понятие, особенности, виды. Финансовые правоотношения -это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных, иных публичных денежных фондов и доходов. Признаки финансовых правоотношений: - Публично-правовой характер – обязательное участие государственных (муниципальных) органов или субъектов, которым делегированы полномочия государственных (муниципальных) органов - Имеют, как правило, имущественный характер и облекаются в денежную форму - Возникают на основании указаний законы, а не по частной инициативе участников - Являются преимущественно властеотношениями – субординационный характер финансовых правоотношений - Решение финансово-правовых споров в административном или судебном порядке - При нарушении финансово-правовых норм ответственности наступает непосредственно перед государством (а не перед второй стороной правоотношений). Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов (действия (бездействия) или события). Сами участники финансовых правоотношений о них не договариваться не вправе.
Классификация финансовых правоотношений: По содержанию: § Бюджетные § Налоговые § Валютные § Контрольные § Расчетные В зависимости от статуса субъектов: субординационные и координационные. В зависимости объекта правового регулирования и правовой базы: материальные и процессуальные. В зависимости от выполняемых функций: регулятивные и охранительные. 13. Субъекты финансового права и финансового правоотношения. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают. Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями. Субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений. Cубъект финансового права – понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения. Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения (РФ, субъекты РФ; муниципальные образования, поселения, входящие в состав; административно-территориальные образования особого режима); б) коллективные субъекты (государственные и общественные организации); в) индивидуальные субъекты (физические лица). Финансово-правовой статус субъекта финансового права включает в себя следующие элементы: правоспособность – способность иметь права и обязанности; дееспособность – способность своими действиями осуществлять права и обязанности; деликтоспособность– способность нести юридическую ответственность за совершение правонарушение. 14. Способы защиты прав субъектов финансовых правоотношений. Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых восстанавливаются (признаются) нарушенные (оспариваемые) права и осуществляется воздействие на правонарушителя. Они являются неотъемлемым элементом механизма регулирования правого финансовых отношений. Нормативными финансово-правовыми актами федерального уровня предусмотрены следующие способы защиты прав субъектов финансовых правоотношений: президентский, административный, судебный, прокурорский, самозащита прав. Президентский способ защиты обусловлен специальным (особым) статусом Президента России. Такой способ защиты носит публично-властный характер, поскольку он всегда связан с реализацией властных полномочий Президента как гаранта Конституции РФ, так как именно он обеспечивает согласованное функционирование и эффективное взаимодействие органов государственной власти.
В финансовой сфере Президент РФ также занимает особое положение. Например, стадия составления проекта федерального бюджета начинается с направления Федеральному Собранию РФ Бюджетного послания Президента РФ, в котором определяется бюджетная политика страны на очередной финансовый год. Это объясняется тем, что Президент как глава государства наделен правом обращения с посланиями к федеральному законодательному органу, правом законодательной инициативы и отлагательного вето. Также Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере. Административный способ защиты предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие. Процессуальный порядок реализации административного способа защиты проще, решение жалобы основывается на общих правилах рассмотрения жалоб и заявлений органами власти и предусматривает в основном месячный срок рассмотрения, если иное не установлено законодательством. Кроме того, административный порядок предполагает упрощенное производство по поданной жалобе, вынесение решения по ней. Вместе с тем административный порядок в ряде случаев не отрицает возможности обращения впоследствии за защитой в суд либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений. Соответственно в различных по виду финансовых отношениях имеются свои особенности в его применении. Например, в соответствии со ст. 137 НК РФ в административном порядке со стороны налогоплательщиков или налоговых агентов обжалованию подлежат акты налоговых органов как ненормативного, так и нормативного характера. Наряду с административным применяется и судебный порядок защиты прав субъектов финансового права. Эта возможность гарантирована Федеральными конституционными законами от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Арбитражным процессуальным, Бюджетным и Налоговым кодексами РФ, а также КоАП РФ. В основной части финансовых отношений для граждан действует общий порядок, предусмотренный Законом РФ от 27.04.1993 № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Право на обжалование имеет любой гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, незаконно на него возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности либо созданы препятствия для осуществления его прав и свобод. Юридические лица – субъекты финансового права – вправе обращаться за судебной защитой и в том случае, если оспариваемые финансовые отношения оформлялись договором. К экономическим отнесены споры: о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном порядке, с нарушением требований закона или иного нормативного акта; взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания; признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, но которому взыскание производится в бесспорном порядке. Гарантией судебной защиты выступает отнесение к экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, споров о признании недействительными ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов. Важной гарантией выступает предусмотренное Конституцией РФ положение о возмещении гражданам и юридическим лицам ущерба, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностными лицами, а также возможность привлечения их к дисциплинарной ответственности на основании решения суда. В последнее время значительно возросла роль Конституционного Суда РФ в защите нарушенных прав и законных интересов субъектов финансового права. Существенная роль в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит прокуратуре РФ, которая согласно Конституции РФ (ст. 129) и Федеральному закону от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" составляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. В рамках защиты прав и интересов участников финансовых отношений прокуратура осуществляет надзор: • за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением нрав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; • исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; • исполнением законов судебными приставами; • исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. В соответствии с процессуальным законодательством РФ прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Осуществляя надзор за исполнением финансового законодательства, органы прокуратуры вправе проводить проверки исполнения и соблюдения финансового законодательства. Подобные проверки проводятся в связи с поступающими в прокуратуру жалобами, заявлениями, а также иными сведениями о фактах финансовых правонарушений. В случае установления фактов нарушений финансового законодательства прокурор вправе принять следующие меры: внести представление об устранении нарушений закона; опротестовать противоречащие закону акты, изданные или принятые органами государственной власти, органами местного самоуправления или финансовым органом; обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных финансовых прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства; возбудить производство по факту правонарушения. Защита нарушенных прав субъектов финансового права осуществляется не только мерами, прямо названными действующим законодательством. В целях предотвращения финансово-правовых конфликтов государство предоставляет физическим лицам и организациям право на самозащиту своих прав, которое наиболее распространено в налоговом праве. В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц. Неправомерность названных актов или требований заключается в их несоответствии НК РФ или иным федеральным законам. На практике невыполнение налогоплательщиком неправомерных актов и требований налоговых органов влечет привлечение к налоговой ответственности налогоплательщика, поскольку критерии неправомерности акта или требования у налогоплательщиков и налоговых органов различны. Способы защиты нарушенных прав налогоплательщиков имеют законодательно установленные гарантии реализации. 15. Санкции, применяемые за нарушение норм финансового права, их особенности и виды. Финансово-правовая ответственность выражается в негативных последствиях и мерах государственного принуждения, применяемых к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовая санкция представляет собой форму реагирования государства на нарушение законодательства, регулирующего порядок аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов и является внешним материальным выражением государственно-властного принуждения за совершение финансового правонарушения. К определению финансовых санкций 2 подхода: Как санкции за нарушение финансового законодательства. Под этим обычно понимается вид финансовых санкций: неустойка, блокировка счетов, штраф Как мера ответственности в денежной форме за нарушение норм законодательства или условий договора. Здесь мера ответственности выступает в значении «в какой мере человек добровольно, сознательно, намеренно, принял решение и действовал в соответствии с ним» Специфические признаки (позволяют отличить финансово-правовые санкции от административно-правовых): 1) - применяются в сфере финансовой деятельности государства за нарушение финансовой дисциплины; 2) - они предусмотрены нормами ФП; 3) - являются мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения и его осуждение со стороны государства; 4) - имеют имущественно-организационный характер, поскольку связаны с принудительным воздействием не просто на денежные средства правонарушителя (его имущество), а на фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю. При этом финансовые санкции необязательно предполагают, изъятие денежных средств - правонарушителя. Они могут быть направлены, на ограничения возможности пополнять соответствующий денежный фонд или использовать его средства; 5) - основанием применения является совершение финансового правонарушения, которое состоит в неисполнении виновным лицом определенной денежной обязанности, носящей публично-правовой характер; 6) - могут применяться как к физическим лицам, организациям и к публично-правовым образованиям (субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям); 7) - в основе применения лежит метод бесспорного списания денежных средств со счетов правонарушителей в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях; 8) - денежные средства, изъятые у правонарушителя при применении финансовой санкции, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня или в государственный или муниципальный внебюджетный фонд, и таким образом финансовые санкции являются источником их формирования; 9) - правовосстановительный и штрафной характер, который реализуется при устранении негативных последствий для публичных финансов, вызванных правонарушением, как правило, путем пополнения государственных и муниципальных централизованных фондов за счет взыскания денежных средств с правонарушителя; 10) - имеют специфические виды принуждения; 11) - для них характерен специальный порядок применения и круг органов, их применяющих. Виды санкций: § В зависимости от функций: правовосстановительные и карательные. § По основаниям применения финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции, исходящие из норм Международного права, договора, национального нормативно-правового акта. § По основным отраслям права финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции за нарушения бюджетного, налогового, валютного, таможенного законодательства. § По форме финансовые санкции подразделяются на неустойки, штрафы, пени, блокировка счетов, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях. 16. Финансовый контроль: понятие, значение, виды. Финансовая дисциплина. Финансовый контроль - способ регулирования отношений, возникающих в ходе финансовой деятельности хозяйствующих субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций), реализуемый законодательными и исполнительными органами власти, а также специально созданными учреждениями при помощи специальных методов, позволяющих им осуществлять контроль за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов. Объектами государственного и муниципального финансово го контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования, распределения и использования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы. Предметом государственного и муниципального финансового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, операции с бюджетными средствами, бухгалтерская документация и т.д. Осуществляют финансовый контроль субъекты контроля. К ним относят специальные государственные контрольные органы подразделения в организациях, на предприятиях или в органах управления; негосударственные специализированные фирмы или отдельные высококвалифицированные специалисты, которые осуществляют функции контроля и т.д. Цель государственного и муниципального финансового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности. Финансовый контроль играет большую роль в обеспечении интересов и права как государства и его учреждений, так и других хозяйствующих субъектов; координации финансовых процессов и усилении финансовой дисциплины. Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства муниципальных образований и представляет собой объективно необходимую и общественно полезную деятельность. Результатом финансового контроля являются документальные материалы (акты, отчеты, справки, заключения), которые отражают достоверность информации о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля, вскрытые в процессе контроля от принятых стандартов, нарушения установленных норм и правил. В тех случаях, когда проверяется эффективность хозяйствования, в документах отмечаются выявленные факты неэффективного или неэкономного хозяйствования и даются рекомендации по устранению обнаруженных недостатков. Виды финансового контроля: · В зависимости от времени: предварительный, текущий, последующий. · В зависимости от сферы финансовой деятельности: бюджетный, налоговый, банковский, страховой, валютный. · В зависимости от волеизъявления субъектов контроля: обязательный и инициативный. · В зависимости от правового статуса субъектов контроля: государственный, муниципальный, общественный, аудиторский. Методы финансового контроля ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово- хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц и др. Финансовая дисциплина — это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов (финансовых ресурсов). 17. Финансово-правовая ответственность: понятие, содержание. Финансово-правовая ответственность – ограничение права лица, налагаемое по решению уполномоченного органа в связи с совершением финансового правонарушения в целях восстановления нарушенных субъективных интересов в сфере финансово-правового регулирования и предупреждения совершения иных правонарушений. Доктринальное понимание сущности финансово-правовой ответственности не вызывает существенных разногласий. Научные определения отличаются категориями, на основе которых осуществляется обобщение ее юридических признаков. Так, М.В. Карасева определяет финансовую ответственность через применение финансовых санкций, С.Е. Батыров - через финансовые правоотношения, Н.В. Сердюкова - через финансово-правовой статус правонарушителя. Особенности предмета финансово-правового регулирования и методов правового воздействия на финансовые отношения придают специфику и юридической ответственности, применяемой к нарушителям финансового законодательства. Финансовое право, таким образом, имеет в своем составе охранительный институт финансово-правовой ответственности, отличающейся от общих мер ответственности наличием специальных, свойственных только финансовому праву мер и процедур государственного принуждения. Наиболее четко финансово-правовая ответственность стала оформляться после кодификации бюджетного и налогового законодательства. Общеправовыми чертами финансовой ответственности являются: а) формальная определенность в виде фиксации в правовых нормах; б) гарантированность государством; в) реализация в двух формах - позитивной и негативной; г) обеспеченность государственными мерами воздействия - убеждением или принуждением; д) наступление для нарушителя определенных неблагоприятных последствий; е) осуществление в процессуальной форме. Вместе с тем финансовая ответственность имеет определенную специфику, обусловленную особенностями финансовой деятельности государства и механизмом правового регулирования финансовых отношений. Обособление ее в самостоятельный вид юридической ответственности подтверждается и выделением в финансовом законодательстве процедурно-процессуальных норм, регулирующих производство по делам о финансовых правонарушениях. Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование относится к предметам исключительного ведения Российской Федерации. Следовательно, меры государственного принуждения, а также ответственность за нарушения финансового законодательства могут устанавливаться только на федеральном уровне. Финансовая ответственность выполняет определенные цели, которые прямо в финансовом законодательстве не указаны, но выводятся из целей и задач внутриотраслевых нормативных правовых актов. В частности, преамбулой БК РФ определено, что Бюджетный кодекс служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Нормативным порядком определены основные начала законодательства о налогах и сборах (ст. 3 НК РФ), посредством решения которых достигаются цели налоговой ответственности. Предостерегая субъектов финансового права от совершения противоправных деяний в финансовой сфере, финансовая ответственность преследует две цели: - охранительную, посредством которой ограждает общество от нежелательных ситуаций, связанных с нарушением имущественных интересов государства; - стимулирующую, посредством которой поощряет правомерное поведение субъектов финансового права. Финансовая ответственность, как и другие виды юридической ответственности, достигает цели своего предназначения в том случае, если государство в лице финансово-контрольных органов познает всеми законными способами объективный факт совершения финансового правонарушения и признает или не признает его таковым. Цели финансовой ответственности реализуются в функциях, которые отражают предназначение этого охранительного института, тесно связаны с применением финансово-правовых санкций и имеют социальные последствия. Следовательно, в механизме правового регулирования финансовых отношений она выполняет юридическую и социальную функции. Юридическая функция проявляется в двух аспектах: правовосстановительном (компенсационном) и штрафном (карательном). Социальная функция финансовой ответственности выражается в осуществлении общего предупреждения финансовых правонарушений посредством побуждения субъектов финансового права к соблюдению норм финансового законодательства. Реализуется эта функция в форме общей и частной превенции совершения финансовых правонарушений. Общая превенция преследует цель предотвращения совершения финансовых правонарушений всеми субъектами финансового права. Частная направлена к индивидуально-определенному субъекту и проявляется в создании со стороны государства правового механизма предотвращения совершения новых финансовых правонарушений. По мнению Крохиной Ю.А можно выделить основные признаки финансово-правовой ответственности, подтверждающие возможность ее рассмотрения как самостоятельного вида юридической ответственности: 1) финансово-правовая ответственность является средством охраны финансового правопорядка; 2) финансово-правовая ответственность установлена нормами финансового права, являющегося самостоятельной отраслью права; 3) основанием привлечения к финансово-правовой ответственности является финансовое правонарушение, т.е. противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный порядок в сфере финансов, которое не влечет уголовной или административной ответственности; 4) финансово-правовая ответственность заключается в применении к правонарушителю специальных финансово-правовых санкций; 5) финансово-правовая ответственность носит главным образом имущественный характер, который проявляется в государственно-принудительном воздействии на экономические интересы нарушителя финансового законодательства; 6) меры финансово-правовой ответственности применяются как к физическим лицам, так и к организациям, не исполняющим или ненадлежащим образом исполняющим финансовые обязанности перед государством; 7) меры финансово-правовой ответственности применяются широким кругом уполномоченных на то государственных органов и их должностными лицами; 8) порядок наложения финансово-правовых санкций на правонарушителя урегулирован нормами финансового права; 9) применение мер финансово-правовой ответственности имеет целью как восстановление имущественных интересов потерпевшей стороны (государства), так и наказание нарушителя, предупреждение совершения им в будущем новых правонарушений. 18. Контрольно-счетные органы в РФ: система, правовое положение, функции. Под контрольно-счетными органами (КСО) понимаются органы государственного и муниципального финансового контроля, созданные в соответствии с законодательством федеральными законодательными (представительными) органами, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и законодательными (представительными) органами муниципальных образований и подотчетные им. Система органов финансового контроля: Федеральный уровень: · Федеральное собрание РФ (комитеты палат) · Правительство РФ · Счетная палата РФ · Министерство финансов РФ · Банк России · Федеральное казначейство и др. Региональные уровень:
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.091 с.) |