Финансовая система РФ: понятие, структура, развитие на современном этапе. 4 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая система РФ: понятие, структура, развитие на современном этапе. 4



Финансы: понятие и роль. 3

2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы, принципы. 3

3. Формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований. 4

Финансовая система РФ: понятие, структура, развитие на современном этапе. 4

Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции. 5

Органы, осуществляющие финансовую деятельность: система, общая характеристика. 8

Финансовое право: понятие, предмет, методы, отличия от других отраслей права. 9

Система финансового права: понятие, структура, особенности. 10

Принципы финансового права. 11

Источники финансового права. 12

Финансово-правовая норма: понятие, структура, виды. 13

Финансовое правоотношение: понятие, особенности, виды. 14

Субъекты финансового права и финансового правоотношения. 15

Способы защиты прав субъектов финансовых правоотношений. 15

Санкции, применяемые за нарушение норм финансового права, их особенности и виды. 19

16. Финансовый контроль: понятие, значение, виды. Финансовая дисциплина. 20

17. Финансово-правовая ответственность: понятие, содержание. 22

Контрольно-счетные органы в РФ: система, правовое положение, функции. 24

19. Финансовый контроль, осуществляемый представительными органами Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. 26

Президентский финансовый контроль в Российской Федерации. 27

Финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ. 29

Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством. 30

Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой по финансовому мониторингу. 32

Финансовый контроль, осуществляемый налоговыми органами. 34

Ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль. 36

Аудиторский финансовый контроль. 37

Методы финансового контроля. 39

Понятие и значение государственных и местных бюджетов. 40

Бюджетное право: понятие, предмет, источники. 42

Бюджетный кодекс РФ как источник бюджетного права. 42

Бюджетные правоотношения: понятие, виды, особенности. 43

Субъекты бюджетного правоотношения: понятие, виды. 45

Бюджетное устройство РФ. 46

Доходы бюджета: понятие, классификация, порядок распределения в бюджетной системе РФ. 50

Расходы бюджета: понятие, виды, порядок распределения в бюджетной системе РФ. 51

Межбюджетные трансферты: виды, порядок предоставления. 52

37. Публично-правовые образования как субъекты бюджетного права, их бюджетные полномочия. 57

Бюджетный процесс: понятие, стадии, принципы. 60

39. Порядок составления федерального бюджета. 61

40. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета. 62

41. Исполнение федерального бюджета как стадия бюджетного процесса. 64

42. Порядок подготовки и утверждения отчета об исполнении федерального бюджета. 65

Участники бюджетного процесса, их бюджетные полномочия. 66

Санкции за нарушения бюджетного законодательства. 73

Бюджетные фонды: понятие, особенности, виды. 74

Особенности правового положения Фонда национального благосостояния и Инвестиционного фонда. 75

Страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды: понятие, юридические особенности, роль. 77

Государственные социальные внебюджетные фонды: система, правовое положение. 77

Государственные (муниципальные) предприятия как субъекты финансового права. 78

Государственные корпорации (компании) как субъекты финансового права. 81

Налоговое право и налоговое правоотношение. Источники налогового права. 81

Налоги: понятие, юридические особенности, роль. 83

Система налогов и сборов. Порядок установления и введения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. 85

Понятие и значение государственного и муниципального кредита. 86

Государственный и муниципальный долг: понятие, формы, управление. 87

Общая характеристика страхования и организации страхового дела в РФ. 89

Порядок страхования банковских вкладов физических лиц. Агентство по страхованию вкладов. 96

Финансы: понятие и роль.

Понятие финансы можно рассматривать материальном и экономическом смысле.

Финансы в материальном смысле - денежные фонды государства, его территориальных подразделений (субъектов РФ, муниципальных образований), предприятий, организаций, учреждений, используемые для потребностей общества и развития производства.

Финансы в экономическом смысле - совокупность денежных отношений, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных и муниципальных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач, стоящих перед государством или муниципальным образованием.

Понятие финансы и деньги неравнозначны. Так, деньги являются всеобщим эквивалентом и охватывают наиболее широкие экономические отношения. Финансы – инструмент для формирования денежных средств и охватывают экономические отношения, связанные с формированием денежных фондов. У финансов и денег разные функции. Функции денег: мера стоимости, средство платежа, средство накопления; средство обращения; мировые день. Функции финансов: распределительная; контрольная; регулирующая и стабилизирующая.

Распределительная – распределение национального дохода в целях обеспечения субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами в форме денежных фондов целевого назначения.

Контрольная – контроль за распределением и расходованием фондов денежных средств.

Регулирующая – воздействие государства на экономические отношения через финансы.

Стабилизационная – обеспечение всех предприятий и населения стабильными условиями для экономических и социальных взаимоотношений.

В функциях выражается роль финансов, их предназначение в жизни общества и государства. При посредстве финансов происходит распределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (распределительная функция), а также контроль за производством и распределением материальных социальных благ (контрольная функция).

2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы, принципы.

Финансовая деятельность государства – это осуществление им планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований - осуществление функций по планомерному образованию распределению и муниципальных (местных) фондов в целях реализации экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми деятельности органов самоуправления.

3. Формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

В финансовом праве выделяют две основные формы: правовая и неправовая.

Правовая форма финансовой деятельности выражается в принятие НПА, с помощью которых государство осуществляет нормативное регулирование в сфере формирования, распределения, использования финансовых ресурсов.

По юридическим свойствам:

· Нормативные финансово-правовые акты

· Индивидуальные – направлены к точно определенным категориям субъектам финансовых правоотношений и ведут к возникновению, изменению и прекращению конкретных финансовых правоотношений.

По юридической природе:

1. Законодательные

2. Подзаконные

Неправовые формы — это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции; финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности и т.п.

Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений. Например, принятие федерального бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета, его важной роли для социально-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, возникающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделения денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленными правовыми нормами порядком.

Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в представленных направлениях и сферах деятельности, если не установлено иное регулирование:

  • бюджетной
  • налоговой
  • страховой
  • валютной
  • банковской
  • микрофинансовой
  • аудиторской
  • кредитной кооперации
  • финансовых рынков
  • государственного долга
  • бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
  • имущественных отношений
  • производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней
  • производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции
  • таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела
  • формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений
  • организации и проведения лотерей, азартных игр
  • производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции
  • финансового обеспечения государственной службы
  • государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию
  • оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
  • применения контрольно-кассовой техники
  • осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 22.10.2020) "О Министерстве финансов Российской Федерации".

Структура Минфина включает в себя руководство Министерства (Министра и заместителей Министра, в т.ч. первых заместителей Министра, статс-секретаря заместителя Министра), помощников Министра, структурные подразделения по основным направлениям деятельности – департаменты Министерства, в которых образуются отделы.

Так, на данный момент в Министерстве финансов действует:

1) Департамент управления делами и контроля.

2) Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе.

3) Департамент налоговой политики.

4) Департамент государственного долга и государственных финансовых активов.

5) Департамент финансовой политики.

6) Департамент межбюджетных отношений.

7) Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности, аудиторской деятельности, валютной сферы и негосударственных пенсионных фондов.

8) Правовой департамент.

9) Департамент правового регулирования бюджетных отношений.

10) Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа.

11) Административный департамент.

12) Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки.

13) Департамент бюджетной политики в сфере труда и социальной защиты.

14) Департамент бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной гражданской службы.

15) Департамент бюджетной политики и стратегического планирования.

16) Департамент организации составления и исполнения федерального бюджета.

17) Департамент международных финансовых отношений.

18) Департамент контроля за внешними ограничениями.

19) Департамент бюджетной политики в отраслях экономики.

20) Департамент проектного финансирования и инвестиционной политики.

21) Департамент информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса.

22) Департамент государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней.

23) Департамент доходов.

24) Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы.

25) Департамент проектного управления и развития персонала.

26) Департамент программно-целевого планирования и эффективности бюджетных расходов.

27) Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка.

28) Департамент регулирования имущественных отношений Министерство финансов Российской Федерации.

29) Департамент анализа эффективности преференциальных налоговых режимов.

30) Департамент информационно-аналитической деятельности.

В введении Министерства финансов находятся федеральные службы (Федеральная налоговая служба; Федеральное казначейство; Федеральная таможенная служба; Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка; Федеральная пробирная палата) и федеральные агентства (Федерального агентства по управлению государственным имуществом).

Принципы финансового права.

Принципы финансового права — это начала, в которых проявляются объективные закономерности, тенденции и потребности общества, его главные устои.

Приоритетность публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан (предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики исходя из общезначимых задач общества).

Социальная направленность финансово-правового регулирования (учет общественно значимых ценностей, интересов большей части общества при проведении финансово-правового регулирования).

Федерализм и равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности государства (в финансовой деятельности должны сочетаться федеральные интересы с интересами равноправных субъектов РФ, обеспечиваться необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Российской Федерации в целом, а также жизнедеятельности и самостоятельности субъектов РФ в рамках Конституции РФ).

Единство финансовой политики и денежной системы (свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; к ведению Российской Федерации установление основ федеральной политики, федеральные программы в области экономического развития, а также финансовое регулирование и денежную эмиссию; разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, которое осуществляется Банком России во взаимодействии с Правительством РФ).

Самостоятельность органов местного самоуправления в формировании и исполнении местных финансов (органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. В РФ органы местного самоуправления имеют право самостоятельно осуществлять финансовую деятельность: формировать, утверждать и исполнять местный бюджет).

Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательства и представительной власти (финансовая деятельность демократического государства, являясь частью его экономической функции, может осуществляться при условии разделения государственных полномочий между органами государственной власти).

Участие граждан РФ, общественных организаций в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, ее контроле.

Гласность в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления (проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности).

Принцип законности финансовой деятельности (исполнение требований финансовых законов и основанных на них подзаконных актов всеми субъектами финансового права: государственными и муниципальными органами власти, должностными лицами, предприятиями всех форм собственности, общественными организациями и гражданами).

10. Источники финансового права.

Под источниками финансового права понимаются правовые акты, содержащие нормы финансового права, издаваемые представительными и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Особенностью финансового права является отсутствие какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом.

Система источников финансового права:

Конституция РФ.

Международные нормативно-правовые акты.

Законы (ФКЗ, ФЗ: например, БК РФ и НК РФ).

Подзаконные акты (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, наделенных нормотворческой компетенцией в сфере публичных финансов, НПА ЦБ РФ).

В частичной мере к источникам финансового права можно отнести доктрину финансового права, судебную практику, а также правовой обычай, которые в определенной мере влияют на издание и применение финансово-правовых норм.

Система источников финансового права федеративного государства состоит из федерального, регионального и муниципального финансового законодательства.

11. Финансово-правовая норма: понятие, структура, виды.

Финансово-правовые нормы — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Особенности финансово- правовых норм заключаются в:

§ содержании финансово-правовых норм;

§ характере установленных в них предписаний;

§ мерах ответственности за нарушение предусмотренных правил;

§ порядке защиты прав участников финансовых отношений.

Финансово-правая форма является эталоном возможного или должного в сфере публичных интересов. Она определяет меру свободы участников финансовых правоотношений, устанавливает единый финансовый порядок.

Виды финансово-правовых норм:

В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, то есть предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. Диспозиция требует определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований.

Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции отличаются от других санкций рядом особенностей. Они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителей норм через его денежные фонды и средства. При изъятии денежных средств путем финансово-правовых санкций характерным является зачисление их в государственную бюджетную систему или иной централизованный государственный денежный фонд. Эти санкции распространяются на организации, должностных лиц и граждан. Причем возможно одновременное применение финансово-правовых санкций к должностному лицу и к организации. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

За нарушение финансовой дисциплины, помимо рассмотренных санкций могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия.

12. Финансовое правоотношение: понятие, особенности, виды.

Финансовые правоотношения -это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных, иных публичных денежных фондов и доходов.

Признаки финансовых правоотношений:

- Публично-правовой характер – обязательное участие государственных (муниципальных) органов или субъектов, которым делегированы полномочия государственных (муниципальных) органов

- Имеют, как правило, имущественный характер и облекаются в денежную форму

- Возникают на основании указаний законы, а не по частной инициативе участников

- Являются преимущественно властеотношениями – субординационный характер финансовых правоотношений

- Решение финансово-правовых споров в административном или судебном порядке

- При нарушении финансово-правовых норм ответственности наступает непосредственно перед государством (а не перед второй стороной правоотношений).

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов (действия (бездействия) или события). Сами участники финансовых правоотношений о них не договариваться не вправе.

Классификация финансовых правоотношений:

По содержанию:

§ Бюджетные

§ Налоговые

§ Валютные

§ Контрольные

§ Расчетные

В зависимости от статуса субъектов: субординационные и координационные.

В зависимости объекта правового регулирования и правовой базы: материальные и процессуальные.

В зависимости от выполняемых функций: регулятивные и охранительные.

13. Субъекты финансового права и финансового правоотношения.

Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

Субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений.

Cубъект финансового права – понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения.

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права:

а) государство и его территориальные подразделения (РФ, субъекты РФ; муниципальные образования, поселения, входящие в состав; административно-территориальные образования особого режима);

б) коллективные субъекты (государственные и общественные организации);

в) индивидуальные субъекты (физические лица).

Финансово-правовой статус субъекта финансового права включает в себя следующие элементы: правоспособность – способность иметь права и обязанности; дееспособность – способность своими действиями осуществлять права и обязанности; деликтоспособность– способность нести юридическую ответственность за совершение правонарушение.

14. Способы защиты прав субъектов финансовых правоотношений.

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых восстанавливаются (признаются) нарушенные (оспариваемые) права и осуществляется воздействие на правонарушителя. Они являются неотъемлемым элементом механизма регулирования правого финансовых отношений.

Нормативными финансово-правовыми актами федерального уровня предусмотрены следующие способы защиты прав субъектов финансовых правоотношений: президентский, административный, судебный, прокурорский, самозащита прав.

Президентский способ защиты обусловлен специальным (особым) статусом Президента России. Такой способ защиты носит публично-властный характер, поскольку он всегда связан с реализацией властных полномочий Президента как гаранта Конституции РФ, так как именно он обеспечивает согласованное функционирование и эффективное взаимодействие органов государственной власти.

В финансовой сфере Президент РФ также занимает особое положение. Например, стадия составления проекта федерального бюджета начинается с направления Федеральному Собранию РФ Бюджетного послания Президента РФ, в котором определяется бюджетная политика страны на очередной финансовый год. Это объясняется тем, что Президент как глава государства наделен правом обращения с посланиями к федеральному законодательному органу, правом законодательной инициативы и отлагательного вето.   Также Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере.

Административный способ защиты предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие. Процессуальный порядок реализации административного способа защиты проще, решение жалобы основывается на общих правилах рассмотрения жалоб и заявлений органами власти и предусматривает в основном месячный срок рассмотрения, если иное не установлено законодательством. Кроме того, административный порядок предполагает упрощенное производство по поданной жалобе, вынесение решения по ней. Вместе с тем административный порядок в ряде случаев не отрицает возможности обращения впоследствии за защитой в суд либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений. Соответственно в различных по виду финансовых отношениях имеются свои особенности в его применении. Например, в соответствии со ст. 137 НК РФ в административном порядке со стороны налогоплательщиков или налоговых агентов обжалованию подлежат акты налоговых органов как ненормативного, так и нормативного характера.

Наряду с административным применяется и судебный порядок защиты прав субъектов финансового права. Эта возможность гарантирована Федеральными конституционными законами от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Арбитражным процессуальным, Бюджетным и Налоговым кодексами РФ, а также КоАП РФ.

В основной части финансовых отношений для граждан действует общий порядок, предусмотренный Законом РФ от 27.04.1993 № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Право на обжалование имеет любой гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, незаконно на него возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности либо созданы препятствия для осуществления его прав и свобод. Юридические лица – субъекты финансового права – вправе обращаться за судебной защитой и в том случае, если оспариваемые финансовые отношения оформлялись договором. К экономическим отнесены споры: о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном порядке, с нарушением требований закона или иного нормативного акта; взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания; признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, но которому взыскание производится в бесспорном порядке.

Гарантией судебной защиты выступает отнесение к экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, споров о признании недействительными ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов. Важной гарантией выступает предусмотренное Конституцией РФ положение о возмещении гражданам и юридическим лицам ущерба, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностными лицами, а также возможность привлечения их к дисциплинарной ответственности на основании решения суда. В последнее время значительно возросла роль Конституционного Суда РФ в защите нарушенных прав и законных интересов субъектов финансового права.

Существенная роль в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит прокуратуре РФ, которая согласно Конституции РФ (ст. 129) и Федеральному закону от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" составляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

В рамках защиты прав и интересов участников финансовых отношений прокуратура осуществляет надзор:

• за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением нрав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

• исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

• исполнением законов судебными приставами;

• исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

В соответствии с процессуальным законодательством РФ прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Осуществляя надзор за исполнением финансового законодательства, органы прокуратуры вправе проводить проверки исполнения и соблюдения финансового законодательства. Подобные проверки проводятся в связи с поступающими в прокуратуру жалобами, заявлениями, а также иными сведениями о фактах финансовых правонарушений. В случае установления фактов нарушений финансового законодательства прокурор вправе принять следующие меры: внести представление об устранении нарушений закона; опротестовать противоречащие закону акты, изданные или принятые органами государственной власти, органами местного самоуправления или финансовым органом; обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных финансовых прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства; возбудить производство по факту правонарушения.

Защита нарушенных прав субъектов финансового права осуществляется не только мерами, прямо названными действующим законодательством. В целях предотвращения финансово-правовых конфликтов государство предоставляет физическим лицам и организациям право на самозащиту своих прав, которое наиболее распространено в налоговом праве. В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц. Неправомерность названных актов или требований заключается в их несоответствии НК РФ или иным федеральным законам. На практике невыполнение налогоплательщиком неправомерных актов и требований налоговых органов влечет привлечение к налоговой ответственности налогоплательщика, поскольку критерии неправомерности акта или требования у налогоплательщиков и налоговых органов различны.

Способы защиты нарушенных прав налогоплательщиков имеют законодательно установленные гарантии реализации.

15. Санкции, применяемые за нарушение норм финансового права, их особенности и виды.

Финансово-правовая ответственность выражается в негативных последствиях и мерах государственного принуждения, применяемых к нарушителям финансово-правовых норм.

Финансово-правовая санкция представляет собой форму реагирования государства на нарушение законодательства, регулирующего порядок аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов и является внешним материальным выражением государственно-властного принуждения за совершение финансового правонарушения.

К определению финансовых санкций 2 подхода:

Как санкции за нарушение финансового законодательства. Под этим обычно понимается вид финансовых санкций: неустойка, блокировка счетов, штраф

Как мера ответственности в денежной форме за нарушение норм законодательства или условий договора. Здесь мера ответственности выступает в значении «в какой мере человек добровольно, сознательно, намеренно, принял решение и действовал в соответствии с ним»

Специфические признаки (позволяют отличить финансово-правовые санкции от административно-правовых):

1) - применяются в сфере финансовой деятельности государства за нарушение финансовой дисциплины; 

2) - они предусмотрены нормами ФП; 

3) - являются мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения и его осуждение со стороны государства; 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.099 с.)