Проблема художественной одаренности, таланта и гениальности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема художественной одаренности, таланта и гениальности



 

Одним из важных вопросов эстетики является вопрос о психологических аспектах творчества: художественной одаренности, гениальности, вдохновении, мастерстве, обо всем том, что движет процессом художественного творчества.

Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к художественному творчеству: способность, одаренность, талантливость, гениальность.

Художник, находящийся на более высокой ступени этой творческой лестницы, сохраняет те качества, которые присущи низшим ее ступеням, но непременно должен обладать еще рядом дополнительных достоинств.

1) Человек способный обладает рядом развитых духовно-мыслительных способностей, среди которых американский психолог Г. Гилфорд выделил шесть: беглость мышления, ассоциативность, экспрессивность, умение переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационная гибкость, умение придавать художественной форме необходимые очертания. Художественной деятельностью могут заниматься многие, но только одаренные способны создать художественную ценность.

1) Одаренность – это то, что заложено в человеке и проявляется в умении выбирать объекты, достойные внимания, закреплять в памяти тему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением, и способности схватывать на лету и извлекать из памяти нужные образы и впечатления. По Гете, творчество начинается с обостренного внимания к жизни и предполагает умение держать в памяти и осмысливать впечатления.

Одаренность предполагает остроту внимания к жизни. Человек художественно одаренный создает произведения, обладающие устойчивой значимостью для общества на долгое время.

3) Талант – это высокая творческая способность, которая проявляется в единстве эмоциональных и интеллектуальных способностей художника, и позволяет определять характер и возможности творчества, избираемый художником вид искусства, круг интересов и аспекты отношения художника к действительности, выбор метода, стиля и жанра. Для таланта свойственна высокая трудоспособность и способность к мобилизации своих творческих потенций, интеллектуальных и волевых качеств и сил. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее значение. Ф. Гальтон считал талант наследственным качеством.

4) Гениальность высшая степень развития творческого потенциала. У художника она проявляется и в силе восприятия мира, и в глубине воздействия на человечество. По Канту, гений обладает природной творческой силой. Творить новое – такова природа гения. Гений открывает новые направления в искусстве. По мнению Марины Цветаевой, для гения важны два качества: воля и наитие. Гений создает шедевры, имеющие значимость во все времена.

Проблема гения всегда вызывала много споров и спекуляций. Ч. Ломброзо даже связывал гениальность с формой психического расстройства, с неврозом. А. Шопенгауэр также отмечал, что гениальные личности часто «подвержены сильным аффектам и неразумным страстям». Однако наиболее обоснованы мнения, что гениальность не есть форма умственной патологии.

Немецкий философ XVIII в. Жан-Поль утверждал, что гений – это художник, наделенный природными способностями, интуицией, инстинктом. Гениальность – это дар природы, но не безрассудность, поскольку гений отдает себе отчет в своем творчестве. Творчество бессознательно, но художник знает, каким даром он обладает. Н.В. Гоголь также говорил, что «искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущения и расстройства».

Болгарский исследователь М. Арнаудов подчеркивал, что нормальная логика – это основа творческих достижений и не следует ставить под сомнение психическое равновесие творческих натур.

Творческий процесс первоначально рассматривался, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки (описаний «вдохновения», «творческих мук» и т.п.). Ученые Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, У. Кеннон выделили в этих самоотчетах несколько стадий процесса творчества от зарождения замысла до непредвиденного момента, когда в сознании возникает новая идея.

Английский ученый Г. Уоллес в 1924 г., исследуя творческий процесс, выделил в нем четыре фазы: 1) подготовку, 2) созревание идеи, 3) озарение и 4) проверку. Так как главные звенья процесса (созревание и озарение) не поддаются контролю, это послужило доводом в пользу концепций, отводящих решающую роль в творчестве подсознательным и иррациональным факторам. Однако экспериментальная психология показала, что бессознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в процессе творчества дополняют друг друга.

В творческом процессе взаимодействуют подсознание, сознание и сверхсознание, память, воображение, вдохновение, потребность в исповеди и проповеди (внутреннем освобождении), эвристические, суггестивные, просветительские наклонности, эстетический вкус, природный дар, талант и приобретенный навык. Ф. Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта-художника». Акт творчества сознателен, но в нем много иррационального. Гармония нередко рождается из хаоса. В сознании художника параллельно существуют разные первоэлементы: впечатления бытия, фантазии, рожденные внутренними потребностями личности, ее индивидуально-социальными особенностями. Этими внутренними факторами и внешними воздействиями обусловлены мотивы, толчки к творчеству.

Память у художника избирательна и носит творческий характер. Одаренный человек умеет выбирать объекты внимания и включать их в систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.

Воображение комбинационно-творчески воспроизводит блоки представлений, впечатлений и образов, хранящиеся в памяти, и рисует в сознании художника живые картины, которые он фиксирует в художественном тексте. Воображение может быть фантастическим и романтическим. Творческое воображение доставляет эстетическое наслаждение, возвышает человека-творца и этим отличается от галлюцинаций, при которых подавляется свободное «Я» художника.

Художественному мышлению свойственно богатство ассоциаций. Ассоциации – это объединения представлений, возникающих на основе предшествующего опыта. Они возникают по сходству, смежности и контрасту впечатлений. У творца они оригинальны, порой неожиданны и непредсказуемы. Милль по этому поводу сказал, что «здание психической жизни человека составлено из кирпичиков ощущений и связующего их цемента ассоциаций».

Вдохновение делает творческий процесс особенно плодотворным. Вдохновение – это специфически творческое состояние ясности мысли, интенсивности ее работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть проблемы, могучего «выброса» накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного включения его в текст, обостренная виртуозность в чувствовании формы. Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию, оно – почти синоним творчества. «Вдохновение – это состояние одержимости истиной» – писал Ф. Искандер в Воспоминании о романе.

В психологическом механизме творчества существенную роль играет внутреннее освобождение, которым разрешается потребность творческой индивидуальности в публичной исповеди, желание поделиться переживаниями, яркими впечатлениями, существенной мыслью.

Подсознание под влиянием различных жизненных впечатлений рождает во всяком творческом процессе огромное число вариантов решения проблемы, образов, мыслительных связей между явлениями. Интуитивное эстетическое чувство, чувство гармонии, эстетический вкус заставляют отобрать из огромного количества наиболее красивые образы и решения. Однако идеи, которые переходят из подсознания в сознание, не всегда правильны, так как в подсознании нет логических критериев истины.

Сознание определяет многие существенные стороны творчества. Оно контролирует цель, сверхзадачу творчества и основные контуры художественной концепции произведения, обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль художника, помогает ему самокритично проанализировать, оценить черновой вариант и довести его до совершенства. Очень важна роль сознания при создании крупных произведений, как «Война и мир» Толстого, «Братья Карамазовы» Достоевского, «Тихий Дон» Шолохова и т.п.

Именно красота есть критерий передачи образов из подсознания в сознание, где осуществляется строгая проверка полученного материала. Рожденный подсознанием, отобранный и организованный эстетическим чувством, образ поступает в сознание. Здесь он логически выверяется, просветляется разумом, обрабатывается – домысливается, обосновывается, связывается с культурным фондом и обогащается им.

Таким образом, сначала эстетическое чувство (на уровне интуиции), затем строгая логика (на уровне сознания) производит «естественный отбор» из множества идей и образов. «Выживают» лишь самые прекрасные и истинные. Логически выверенные разумом идея или образ углубляются и получают свою творческую или художественно-концептуальную завершенность в готовом произведении, выносимом на суд реципиента – читателя, зрителя, слушателя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.006 с.)