Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика художественных средств различных видов искусства
Искусство охватывает все стороны человеческого бытия, осваивая его различными способами, средствами, методами в различных формах. Уже в XVIII в. французские энциклопедисты источник многообразия искусств находили в различии художественных средств, которыми пользуются музыканты, поэты, художники. Каждый вид искусства пользуется своим комплексом специфических средств передачи действительности, явлений, событий, идей, образов, чувств и настроений людей. Архитектура, живопись и скульптура – это пространственные виды искусства, обладающие специфическим набором средств отражения мира. 1.Архитектура – это искусство формирования пространства и объемов по законам красоты при строительстве зданий и сооружений, призванных обслуживать потребности человека в различных сферах жизни. В архитектуре произведение обретает художественность только тогда, когда с помощью архитектурных риторических фигур, метафор – ордерной системы (дорический, ионийский, коринфский ордера), геометрических конструкций, орнамента, фресок, рельефов, скульптуры – здание обретает «стилистическую маркированность». Специфика архитектурного образа определяется различными художественными средствами, а также композицией и ансамблем. Для архитектурных произведений важна вписанность в природный или городской пейзаж. Формы архитектуры обусловлены природно (зависят от географических, климатических условий, ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности), социально (уровень культурных запросов общества) и экономически (уровень и особенности развития техники). Архитектура существует в синтезе с декоративным искусством, с монументальной живописью (фреска) и скульптурой. Масштаб сооружения семиотически значим, и во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность. Важные средства выразительности архитектуры – ритм, соотношение объемов, линий. Конфигурации архитектурных форм несут особую смысловую нагрузку: куб – воплощение идеи устойчивости, равновесия; параллелепипед – образ устремленности к небу; П-образные композиции (арки) – образ объединения пространств, входа и выхода из определенного пространства (ворота); цилиндр, ротонда – форма, соединенная во всех ракурсах, – символ вечности, круговорота, божественного; сегмент – образ делимости пространства; полусфера – образ неба, который часто применяется в храмах как символ высшего покровительства, в пантеонах, планетариях.
2.Изобразительное искусство. Средства изобразительного искусства – это рисунок, цвет, свет, фактура, светотень, линия, перспектива, возможность применения различных ракурсов, объем, пропорции. Живопись – изображение на плоскости картин реального мира, преобразованных творческим воображением художника. Это искусство передавать трехмерное пространство в двухмерном с помощью красок, наложенных особым способом, штрихов, линий, светотеневых соотношений. Цвет – главное средство выразительности живописи. С помощью красок создается эффект внутреннего освещения картины, оттенков цветов и тени. Чтобы передать третье измерение, – глубину картины, – художники используют прямую перспективу, изображают крупными и яркими ближние предметы и меньшими – более отдаленные. В графике это передается с помощью линий и штрихов. Древнерусская живопись использовала обратную перспективу – способ, при котором по мере удаления от наблюдателя зрительные лучи расходятся. В ХIХ в. углубился процесс размежевания живописи и графики. Импрессионисты на первое место вывели цвет, отодвинув на второй план линию (Ван Гог, Ренуар, Клод Моне). В ХХ в. под влиянием фотографии, кино, телевидения, разнообразия жизненных впечатлений характер живописи меняется в сторону интеллектуализации и психологизации. Акцент перемещается с требования передачи объективного мира на видение художника. Прикладное искусство – изготовление предметов быта, предметов роскоши, ювелирных изделий из различных материалов (дерева, ткани, металла, кожи и т.д.). Декоративное искусство – фрески на штукатурке, камне и т.п., рельефы, барельефы, горельефы. 3. Скульптура – это пространственное изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, запечатлевающихся в материалах, способных передать жизненный облик явлений. Выразительные средства скульптуры – это пластический объем, силуэт, пропорции. Выразительные возможности скульптуры позволяют передать любые образы мира, характер и внутренний мир человека, выразить его своеобразие и неповторимость.
Скульптурные изображения высекают из мрамора, гранита, вырезают из дерева, лепят из глины, льют из бронзы и различных сплавов. Скульптура способна передать пластику движений. Ярчайшими образцами этого являются «Пьета» и «Умирающий раб» Микеланджело, памятник Петру I работы Фальконе. Временные виды искусства включают в себя литературу, музыку, танец. 1.Литература – это искусство, которое эстетически осваивает мир в художественном слове. Главные средства литературы – слово, искусство речи, текста, которые в нашем сознании превращаются в художественное произведение, когда слова создают образ, эмоционально насыщенную картину. Литература – это слово, одушевленное мыслью. Слово – главный строительный материал литературного образа. Образность заложена в основе языка, который вбирает в себя весь исторический опыт народа и становится формой мышления. Слово способно передать много. Гегель назвал его самым пластичным материалом, непосредственно принадлежим духу. Благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы художественного содержания любого искусства. На язык литературы можно перевести образы других искусств: танца в «Войне и мире» Л.Н. Толстого, архитектуры в «Соборе Парижской Богоматери» В. Гюго, скульптуры в «Медном всаднике» А.С. Пушкина. Литература метафорична. 2.Музыка – это отражение реальной действительности, эмоциональных переживаний, окрашенных чувством мыслей через звуки особого рода, в основе которых лежат обобщенные интонации человеческой речи. Лев Толстой метко называл музыку «стенографией чувств». Важнейшее средство выразительности музыки – звуки. Музыкант подражает звукам, шумам, интонациям, модуляциям голосов. Однако, музыка создает звуки особого рода, которых нет в природе. Основа музыки – ритм и гармония, в соединении дающие мелодию. Музыка по своей природе динамична. Это не только звуки, но и движения этих звуков, их поток, текущий во времени и выражающий всю гамму человеческих переживаний. Важнейшие элементы и выразительные средства музыкального языка – мелодико-интонационный строй. Композиция, гармония, оркестровка, ритм, тембр, динамика. Иногда к собственно музыкальным интонационным средствам добавляется имитация – звук рожка, свисток паровоза, пушечный выстрел, стук копыт или колес. Музыка создает эмоциональные образы, рисует эмоциональные картины прошлого, настоящего, будущего. 3. Танец – это мелодичное и ритмичное движение, раскрывающее характеры, настроения, чувства, мысли людей. Это искусство материализации звука в движении. Танец создает хореографический образ из музыкально-ритмичных выразительных движений, дополняемых иногда пантомимами, специальными костюмами и вещами (косынками, оружием, посудой). Танец подражает жестикуляции человека, характеру движения, походке. Искусство танца веками шлифовало и обобщало эти выразительные движения. В результате возникла система хореографических движений, художественно выразительный язык пластики человеческого тела.
Танец всегда национален. Он выражает душу народа. Национальные танцы складывались веками у каждого народа свои. Классический танец – балет – сложился примерно в эпоху Ренессанса. В 1661 г. во Франции была создана королевская академия танца, разработавшая систему классической хореографии. Литература (стихи, песня), музыка, танец стали основой формирования синтетических искусств – театральных (комедия, трагедия, драма, балет, опера, оперетта) искусств и киноискусства. 1.Театр – это вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое актерами на глазах у зрителей. Станиславский определил природу театра как действие. Театр – это энергия, выраженная в действии и реализующаяся через слово. Театр диалогичен. Он воздействует на зрителя в двух формах: 1) эффект присутствия и 2) катарсис. Это усугубляет духовное воздействие. Театр – искусство личности и особый вид коллективного творчества, объединяющего усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, актеров. Важнейшее изобразительное средство – игра в жизнь на сцене. Актерское мастерство требует особого таланта – наблюдательности, внимания, умения отбирать и обобщать жизненный материал, а также фантазии, памяти, темперамента, средств выразительности (дикции, интонационного разнообразия, мимики, пластики, жестов). Вербальная основа театра – драма – жанр, в который встроены театральные механизмы. Как синтетический вид искусства театр включает в себя музыку, танец, прикладное искусство (реквизит, утварь, костюмы) а также живопись, скульптуру, архитектуру (декорации). 2.Кино – это искусство ХХ в. Развитие кино обусловлено достижениями науки, техники и традиционных искусств: романа, живописи, театра. Кино передает динамику эпохи. Оперируя временем, оно способно передать стремительную смену событий в их внутренней логике. Синтетическое искусство кино включает в себя как составные органические элементы литературу (сценарий, тексты песен), живопись (декорации, костюмы, мультипликацию), театр (игра актеров, их искусство перевоплощения), танцы и музыку. Зрительное действие в кино преобладает над словесным. Киносценарист свободен от ограниченности сцены. Киноискусству доступны любые явления, временные и пространственные масштабы. Кино способно передать смысловую связь событий, движение ритма жизни, внутренний мир героев, память, мысли (Ф. Феллини), жизнь подсознания (И. Бергман), тайны бытия (А. Тарковский).
Богаты и разнообразны выразительные средства кино: монтаж (С.Эйзенштейн), подвижность расстояния между зрителем и зрелищем. Д.Гриффит открыл крупный план, есть еще средний и общий. Играет роль смена угла зрения на фиксируемое камерой событие. Кино эволюционирует под влиянием развития техники и новых художественных средств: звуковое кино – цветное – стереокино – голография – 3D изображение. Итак, искусство как способ выражения бытия постигает различные его сферы, используя для этого широкий спектр изобразительных средств. Искусство по своей природе созвучно человеку неповторимостью и уникальностью своих образов. Настоящее искусство – есть сосредоточие прекрасного. Оно призвано одухотворять внутренний мир личности, гуманизировать общество, очеловечивать научно-технический прогресс, формировать надежный иммунитет к безобразному и низменному.
Лекция 10 Тема: Сущность и природа художественного творчества
ПЛАН 1.Вариативность подходов к анализу природы художественного творчества. 2.Проблема художественной одаренности, таланта и гениальности. 3.Проблема свободы творчества и социальной ответственности художника. Основные понятия: культуротворчество, художественное творчество, сознательное и бессознательное, воображение, интуиция, мастерство, вдохновение, художественная одаренность, талант, гений, творческий метод, стиль, автор, исполнитель, средства выразительности, художественная реальность, художественный образ.
Литература
1. Арнаудов, М. Психология литературного творчества / М. Арнаудов. – М., 1985. 2. Басин, Е.Я. Двуликий Янус (о природе творческой личности) / Е.Я. Басин. – М., 1996. 3. Басин, Е.Я. Психология художественного творчества / Е.Я. Басин. – М., 1985. 4. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М., 1979. 5. Бердяев, Н.А. Смысл творчества / Н.А. Бердяев – М., 1989. 6. Гадамер, Г. Истина и метод / Г. Гадамер. – М., 1988. 7. Громов, Е.С.Художественное творчество / Е.С. Громов. – М., 1971. 8. Лосев, А.Ф. Форма. Стиль. Выражение / А.Ф. Лосев. – М., 1995. 9. Яковлев, Е.Г. Художник. Личность и творчество / Е.Г. Яковлев. – М., 1991.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.014 с.) |