Лекции по курсу «Этики и эстетики» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекции по курсу «Этики и эстетики»



Лекции по курсу «Этики и эстетики»

Раздел 1 Основные теоретические проблемы этики

Лекция 1

Тема Этика как «практическая философия»

ПЛАН

 

 

Предмет этики.

Специфика и структура этического знания.

Метаэтика и нормативная этика.

 

Основные понятия: этика, «практическая философия», мораль, нравственность, нравственное сознание, метаэтика, нормативная этика, авторитарная этика, гуманистическая этика, прикладная этика, этикет, обычай, нрав, идеал.

 

Литература

1. Гусейнов, А.А. Этика: учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М., 2004.

2. Зеленкова, И.Л. Этика: учебное пособие для вузов / И.Л. Зеленкова. – Мн., 2008.

3. Золотухина-Оболина, Е.В. Современная этика: истоки и проблемы / Е.В. Золотухина-Оболина. – Ростов-на-Дону, 2000.

4. Кондрашов, В.А. Этика. Чичина, Е.А. Эстетика / В.А. Кондрашов, Е.А. Чичина. – Ростов-на-Дону, 2000.

5. Мишаткина, Т.В. Этика: экспресс-курс / Т.В. Мишаткина. – Мн., 2008.

6. Зеленкова, И.Л. Этика: учебное пособие для вузов / И. Л. Зеленкова. – Мн., 2008.

7. Зеленкова, И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации / И.Л. Зеленкова. – Мн., 2001. (Ч.1. Оригинальные этические тексты).

8. Этика. Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. – М., 2001.

9. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. – М., 1989.

10. Этика: словарь афоризмов и изречений. – М., 1995.

11. Этика и эстетика. Словарь ключевых терминов./ Сост. Хамитов Н., Крылова С., Минеева С. – Ассоциация Философского Искусства © 2008-2013. – http://aphy.net/

12. Этика: учеб. пособ. / Т.В. Мишаткина и др.; под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. – Мн.: 2008.


Предмет этики

 

С понятием этика мы связываем то, что имеет отношение к поведению людей. Этическая оценка человеческих поступков предполагает их одобрение или осуждение с точки зрения морали. Под этикой мы подразумеваем моральную регуляцию отношений между людьми и науку о морали.

Термин «этика» впервые был употреблен Аристотелем в «Никомаховой этике» для обозначения особого раздела философии – учения о нравственной деятельности и добродетелях. Этические добродетели, по Аристотелю, включают в себя: кротость, мужество, умеренность, щедрость, великодушие, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость, практическую мудрость и т.п. Понятие «этика» произведено Аристотелем от греческого слова «этос» (нрав, обычай, уклад, характер). Отсюда «этикос» — имеющий отношение к нравам, этический или моральный. Этика иногда выступает синонимом морали.

Латинское слово мораль (mores – нрав, обычай, привычка, мода) этимологически совпадает с греческим термином «этика» и было образовано по аналогии с ним. Латинское moralitas обозначает все относящееся к нравам, характерам, привычкам, складу души, определяющему нравственное или безнравственное в деятельности людей.

Таким образом, «этика» в буквальном значении и есть теория нравственности. Центральный предмет этики – это мораль или нравственность. Со временем этика из раздела философии превратилась в отдельную философскую дисциплину, «практическую философию», а именно — философию морали.

Этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми, в чем и проявляется мораль или нравственность. Еще Аристотель утверждал, что главная задача этики – исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме.

Этика – это гуманитарная дисциплина, объектом которой является человек общающийся. Общение рассматривается этикой как фундаментальная предпосылка, основа человеческой жизни. Общение есть насущная необходимость и важнейшая потребность людей, ибо это способ человеческого существования и жизнедеятельности.

Вся человеческая жизнь есть система отношений, в которую должен «вписаться» каждый человек, ищущий верное, оптимальное соотношение Я и не-Я. Этику как «философию практической жизни», интересует жизненная практика, повседневное поведение людей. Целью этики является создание оптимальной модели гуманных и справедливых человеческих отношений, обеспечивающих высокое качество общения.

Главный вопрос этики – это определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным. Поведение людей — это совокупность их действий, поступков и отношений (к себе, другим людям, к природе, к миру в целом).

Этика является наукой о моральных ценностях. Ценность — философское понятие, обозначающее значимость чего-либо для субъекта, а также нормативную, предписательно-оценочную сторону феноменов человеческого сознания. К моральным ценностям относятся общественные установки, которые выражаются в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, чести и достоинстве, о смысле жизни и назначении человека, о его идеалах и принципах.

Исторически сложились такие «социальные регуляторы» поведения, как традиции, право, мораль, этикет, которые содержат нормы, ценностные установки, приемлемые формы взаимодействия. Так общество осуществляет контроль и коррекцию поведения людей, стремясь увязать интересы индивидов и коллективов, найти «баланс» общественного и личного блага. Этическая оценка поступков и отношений делается в зависимости от нравственного ориентира субъекта на достижение добра или зла. Категории добра и зла – центральные в этике. Они выступают критерием этического суждения.

Итак, этика— гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), объектом – человеческие отношения, а центральной проблемой — соотношение Добра и Зла. Этика исследует вопросы о происхождении и природе морали, об источнике и содержании нравственного долженствования, о содержании и критериях добра и зла, долга, чести и других нравственных ценностей. Как «практическая философия» этика исследует также проблемы моральной свободы и ответственности, морального выбора, моральной оценки, морального конфликта, смысла жизни, счастья.

Этика призвана способствовать формированию самосознания личности, выработке таких моральных качеств как человечность, честность, справедливость, патриотизм, гражданственность. Этические знания являются теоретической основой культуры общения на всех уровнях. Развитие моральной культуры – одно из необходимых условий становления интеллигентного человека. Для интеллигентности недостаточно высшего образования и развитого интеллекта. Нравственность – условие интеллигентности.

Итак, этика – весьма специфическая философская наука, призванная искать ответы на вечные и всегда злободневные вопросы человеческого бытия: Что такое Добро и Зло? В чем смысл жизни? Что такое счастье? «Практическая философия» не только предлагает определенную информацию, но, прежде всего, раскрывает основные нормы и принципы нравственной культуры, выявляет моральные аспекты человеческих взаимоотношений, способствует формированию осознанного выбора форм поведения в различных ситуациях жизни.

 

Специфика и структура этики

 

Специфика этики как теории морали заключается в самом ее предмете. Предметом этики выступает мораль. Этика изучает генезис морали, ее сущность, особенности; раскрывает ее место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Она рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл категорий добра и зла, справедливости, долга, чести, совести, свободы и ответственности, счастья, смысла жизни.

Этика – не просто учение о морали, но и моральное учение, ибо в зависимости от того или иного понимания морали формируется и само моральное состояние субъекта. Этическое учение как бы создает, формирует свой предмет, наделяет его определенными характеристиками. Этика может полагать, что мораль дана человеку свыше, Богом, либо утверждать ее природное, эволюционное происхождение, либо вскрывать и анализировать ее общественно-историческую природу. И все эти концептуальные представления о своем предмете будут одновременно являться и разными состояниями морали, разными системами ценностей и требований к человеческому поведению. Поэтому некоторые ученые даже определяют этику как самосознающий моральный опыт, т.е. как теоретическую рефлексию морального сознания о самом себе.

Специфика этики заключается в методах исследования своего предмета. Философские (исторические) первоисточники исследуются с целью вычленения в них этического аспекта. Этический анализ предполагает выявление морального содержания источника. Информация для этико-философского анализа добывается через изучение общественного мнения, историческую реконструкцию нравов не только по документам, но и на основании художественных памятников. Этика имеет свой особый язык этических категорий, с помощью которого она описывает нравственные явления, формулирует свои принципы, этические концепции и теории.

Своеобразие этики состоит в том, что, с одной стороны, она теоретически осмысливает, обобщает и систематизирует, т. е. отражает в виде этических учений, моральных кодексов те принципы, ценности, нормы поведения, которые формируются объективно, в жизненной практике. С другой стороны, будучи учением о морали, этика является одновременно частью самой морали. Ибо она не только отражает реальную мораль, но и задает ценностную основу человеческой деятельности, направляя её на достижение добродетели. Изучение этики необходимо не столько для того, чтобы знать, что такое добродетель (моральность), сколько для того, чтобы быть добродетельным. И Кант, автор «категорического императива», считал, что мораль, собственно говоря, есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья. Развитая этическая система, как правило, включает в себя нормативную программу достойного поведения, предусматривающую синтез добродетели и счастья.

Этика занимает важное место в системе гуманитарного знания и связана непосредственно с рядом гуманитарных наук. Этика тесно связана с эстетикой в плане исследования высших духовных ценностей прекрасного и искусства. Психология предоставляет этике конкретно-научный материал о механизме поведения и регуляции личности. Этнография помогает прояснить истоки тех или иных обычаев, норм морали. История дает объяснение их изменчивости и противоречивости.

Особо следует отметить связь этики и философии. Этика — философская наука, она представляет собой нормативно-практическую часть философии. Долгое время — например, в учениях Сократа, Платона, Аристотеля, стоиков, Канта — этика даже считалась ядром философии. Этика базируется на определенной философии, выражает ее основные идеи. Но если философия изучает предельно общие принципы бытия, познания и т.д., то этика исследует нравственные принципы отношений человека с другими людьми, с природой и т.д.

Сложность и многомерность предмета этики обусловливает задачи, стоящие перед ней. Их можно свести к следующим:

1) описывать мораль — ее историю, ее настоящие (сегодняшние) нормы, принципы и идеалы — нравственную культуру общества;

2) объяснять мораль — пытаться дать анализ сущности морали в ее «должном» и «сущем» вариантах;

3) учить морали — давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии «правильной жизни».

Последняя задача — одна из самых сложных и спорных. Дело в том, что можно и нужно учить морали, но ей нельзя научить: можно только научиться. Эрих Фромм выделил два основныхвида или аспекта этики —1) гуманистическая этика, ориентированная на то, чтобы человеку учиться добродетели, и авторитарная этика, которая ставит цельюнаучать ей.

Идеи гуманистической этики провозглашались и ранее. Например, Кант в знаменитом категорическом императиве требует не относиться к другому человеку «только как к средству», но всегда относиться «как к цели». Гуманистическая этика опирается на веру в человека, в его разум, считая, что человек способен самостоятельно различать добро и зло и правильно давать этические оценки. В авторитарной этике авторитет определяет, в чем благо человека, и устанавливает законы и нормы поведения, которые другие люди лишь исполняют.

При этом и гуманистическая этика не отрицает значения нравственного авторитета. Она различает рациональный и иррациональный авторитеты. Разумный авторитет основан на знании, компетентности. Он не только допускает, но и требует внимательного анализа и критики со стороны тех, кто его признает; его признание зависит от его действенности. Основой иррационального авторитета служат власть над людьми и страх. Такой авторитет не нуждается в критике, запрещает ее.

Рациональный авторитет основывается на равенстве между авторитетом и субъектом, которые различаются только уровнем знания, опытом, умениями (учитель – ученик). Иррациональный авторитет по своей природе строится на неравенстве и подчинении, которые предполагают превосходство ценностей авторитета, вождя, какого-либо института. Утверждается право авторитета на одобрение или осуждение субъекта с позиций собственного интереса.

С гуманистической точки зрения нет ничего выше и достойнее, чем человеческая жизнь. Однако это не означает, что человеческие цели могут быть достигнуты в отрыве от окружающего мира. Напротив, человек обретает себя только в родстве и солидарности с людьми, миром, природой.

В сущности авторитарная и гуманистическая этики есть две стороны одного феномена. Одна и та же этическая доктрина может сочетать в себе и гуманистические, и авторитарные начала, особенно когда речь идет о ее реализации (христианская этика, категорический императив Канта). Гуманистические ценности могут внедряться в жизнь авторитарным путем (например, воспитание детей). Наконец, возможны ситуации, при которых наиболее эффективным и действенным выступает авторитарный способ морального регулирования (чрезвычайные ситуации).

В нынешних условиях гуманистическая этика выступает как теоретическая модель, рассчитанная на перспективу гуманизации общества.

Как наука этика имеет свою упорядоченную структуру, в которой можно выделить следующие блоки.

1) История этики и морали, описывающая процесс развития этических учений, а также генезис морали с древности до наших дней. Здесь можно выделить также дескриптивную (неписанную) этику, выявляющую социально-исторические типы морали (рыцарская мораль, буржуазная мораль и др.).

2) Теория морали — учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали.

3) Нормативная этика — обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей, помогая ему выработать общую стратегию «правильной жизни».

4) Прикладная этика — совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности. Прикладная этика, в свою очередь, включает в себя:

экологическую этику, рассматривающую нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде,

этику гражданственности, разрабатывающую нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу;

ситуативную этику, в которой разрабатываются практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности — как к публичным (этика политических действий), так и к интимным (этика семейных отношений);

профессиональные этики — системы моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации;

этику делового общения, выступающую как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве ситуативного элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера).

Итак, этика как практическая философия обладает своей спецификой 1) как учение о морали и моральное учение, направленное на формирование нравственных норм, 2) как теоретическая рефлексия морального сознания. 3) Мораль – предмет этики – проникает все сферы социума, этика теснейшим образом связана с философией, эстетикой, психологией, правом и т.д.

 

Лекция 2

 

Тема Структурно-функциональный анализ морали

 

ПЛАН

 

Структура морали.

 

 

Основные понятия: мораль, нравственность, нравственное сознание, нравственное поведение, нравственное отношение, моральные принципы, моральная оценка, идеал.

 

Литература

 

1. Гусейнов, А.А. Об идее абсолютной морали / А.А. Гусейнов // Вопросы философии. – 2003. – № 3.

2. Гусейнов, А.А. Сослагательное наклонение морали / А.А. Гусейнов // Вопросы философии. – 2001. – № 5.

3. Гусейнов, А.А. Философия, мораль, политика / А.А. Гусейнов. – М., 2002.

4. Гусейнов, А.А. Этика: учебник / А.А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М., 2004.

5. Гегель, Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990.

6. Дробницкий, О.Г. Моральная философия. – М.1990. / О.Г. Дробницкий. Избранные труды – М., 2002.

7. Кант, И. Лекции по этике / И.Кант. – М., 2000.

8. Кант, И. Критика практического разума. СПб., 1995.

9. Кондрашов, В.А. Этика. Чичина, Е.А. Эстетика / В.А. Кондрашов, Е.А. Чичина. – Ростов-на-Дону, 2000.

10. Лаптенок, С.Д. Нравственная культура личности: условия формирования / С.Д. Лаптенок. – Мн., 2001.

11. Лаптенок, А.С. Нравственная культура общества: преемственность и новации / С.Д. Лаптенок. – Мн., 1999.

12. Мишаткина, Т.В. Этика: экспресс-курс / Т.В. Мишаткина. – Мн., 2008.

13. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. – М., 1989.

14. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

15. Этика. Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. – М., 2001.

16. Этика: Учеб. пособ. /Т. В. Мишаткина и др.; Под ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. – Мн.: 2008.


Структура морали

 

Мораль представляет собой сложноструктурированное образование. В её системе важное место занимают моральные принципы, нормы, идеалы, включенные в систему моральных отношений, сознания, поведения, которые органично взаимосвязаны и взаимозависимы.

Главным элементом в системе морали выступают моральные принципы — основные фундаментальные представления о должном поведении человека, на которых основываются нравственные нормы. Важнейшими принципами, через которые и благодаря которым раскрывается сущность морали, являются принципы коллективизма и индивидуализма, гуманизма,альтруизма, толерантности,

Коллективизм выступает одновременно условием и прямым следствием общественной сущности человека, ориентируя его на предпочтение общественных интересов личным. Человек, руководствующийся принципом коллективизма сопричастен ценностям, целям, задачам, интересам группы. Общество, как правило, заинтересовано в формировании у личности коллективистских настроений. Проявления коллективизма могут быть различными: от романтического девиза мушкетеров «Один за всех и все за одного» до опасно-уничижительного для личности утверждения В. Маяковского «Единица — ноль».

Индивидуализм предполагает приоритет личностного начала над коллективным. В гуманистической этике позитивный смысл индивидуализма видится в утверждении ценности и уникальности каждого индивида. Индивидуализм пробуждает в человеке уверенность в себе, ответственность за своё моральное поведение. Однако индивидуализм проявляет себя и в отрицательном смысле, как эгоизм, самоутверждение за счет других людей, чванство, неуважение к людям.

Принцип гуманизма выражается в признании человека главной ценностью. Гуманизм защищает достоинство, свободу, права личности, является торжеством человечности в общественных отношениях. Крайностью гуманизма выступает антропоцентризм, имевший и негативные проявления, особенно в отношениях людей к природе.

Близок гуманизму принцип альтруизма, заключающийся в милосердии, бескорыстной любви, сострадании к людям («Возлюби ближнего, как самого себя»), в готовности к самопожертвованию ради других (как Данко в повести М. Горького «Горящее сердце»). Альтруизм противоположен эгоизму.

Принцип толерантности предполагает терпимость к инакомыслию, иным ценностям, религиям, уважение к собеседнику. Противоположностью толерантности является нетерпимость, то есть стремление навязать свою точку зрения, нежелание признать иное мнение. Например, религиозная и национальная нетерпимость приводит к страшным конфликтам и потокам крови.

Основные принципы морали проявляются в моральных нормах — конкретных правилах поведения, определяющих, как человек должен вести себя по отношению к другим людям и самому себе. В них особенно четко прослеживается императивно-оценочный характер морали. Моральные нормы непосредственно затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений, предписывая людям проявлять взаимное уважение, быть скромными, вежливыми, честными, порядочными, формировать в себе трудолюбие, тактичность, мужество.

Сила воздействия нравственных норм, заставляющих человека поступать определенным образом, обеспечивается с помощью общественного мнения. Каждому неприятны осуждение и насмешки окружающих. Общественное мнение, формируя стандарты поведения, служит как бы гарантом безопасности каждого, защитой от морального произвола других. Оно выполняет организующую и охранительную функцию. Однако оно бывает ошибочными. Может осуждать не только однозначно плохие вещи, как преступление, разврат, но и нечто ценное, как, например, христианское учение в эпоху заката римской империи, идею отмены крепостного права в 1820-60 гг. в России, научные идеи.

Значительное место в системе морали занимает нравственный идеал — целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая, что в нем заключен образ нравственно совершенной личности, обладающей положительными моральными качествами. В сознании человека нравственный идеал выполняет две функции: во-первых, он позволяет оценивать поведение других людей, во-вторых, является ориентиром для самосовершенствования, помогает ориентироваться в жизни, выбирать линию поведения.

Нравственный идеал носит исторический и социальный характер. В разное время разные люди имеют свой нравственный идеал – Сократ, Христос, Вильгельм Телль, Жанна Дарк, Овод, Павел Корчагин, Чапаев, Мересьев и др. Каковы нравственные идеалы современности?

Мы берем идеалы из жизни и искусства. Образцом для подражания может быть выдающаяся личность, родители и т.д. Причем образец, выбранный для подражания, опять-таки идеализируется: в нем видят только хорошее, а отрицательные качества стараются не замечать или действительно не видят.

Следует также отметить, что нравственный идеал не обязательно бывает морально положительным. Подросток, например, может взять за образец явно отрицательную личность или тип поведения бандита (псевдоидеал).

Разновидностью нравственного идеала является романтический идеал — комплекс абстрактных идей, возникающий обычно вследствие неудовлетворенности жизнью. С одной стороны, романтический идеал прекрасен, но с другой — будучи оторванным от реальности, он утопичен, нереализуем, ведет к еще большим разочарованиям.

Выбор и достижение идеала зависят от нас самих. В этом смысле значительную роль в формировании и самореализации личности играет «Я-идеал» — представление человека о самом себе, каким он должен быть. Это внутренний эталон, по которому человек оценивает себя — одобряет или осуждает, на который ориентируется в своих действиях.

В целом моральные принципы, нормы и идеалы представляют собой систему, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, нормы морали складываются на основе определенных принципов и выражают их. Принципы вырабатываются или принимаются в зависимости от ценностей и идеалов личности и общества.

Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в моральной деятельности людей, которая есть это результат сложного взаимодействия морального сознания, моральных отношений и морального поведения. В своей целостности они и есть способ бытия морали, воплощенный в ее структуре, которую схематично можно представить следующим образом:

 

Ценности

Принципы ------------Мораль --------------- Нормы

 

Идеалы

 

                  Сознание ---------- Отношение -------- Поведение

 

Моральные отношения являются центральным элементом структуры морали. Их специфика в том, что их нельзя рассматривать как некий особый вид отношений. Они проявляются в других отношениях — служебных, политических, национальных, семейно-бытовых. Не может быть также никаких человеческих отношений без их нравственного содержания.

Формой нравственных отношений выступает общение человека с природой, обществом, с другими людьми. Именно в общении проявляется моральный облик человека.

Отношение человека к обществу регулируется принципами коллективизма или индивидуализма. Большую играют гражданские принципы, идеалы и нормы — патриотизм или космополитизм, уровень национального самосознания, наличие активной гражданской позиции и т.п. Нравственная культура человека зависит от содержания этих качеств.

П атриотизм, заключающийся в беззаветной любви к своему Отечеству, может, проявляться как в безоговорочном оправдании политики своего государства, так и в критичном отношении к негативным моментам, препятствующим развитию общества. Например, П.Я. Чаадаев в 1830–гг. говорил, что не может любить Россию с закрытыми глазами.

Чувство национального самосознания может быть нацеленным на процветание национальной культуры, а может быть деструктивным, враждебным к другим народам, культурам, религиям.

От отношения человека к обществу в целом в значительной степени зависит его отношение к другим людям: отношение «Я — Ты». Оно может носить субъектный или объектный характер.

Субъект-субъектное отношение – это подход к другому человеку как к равному себе субъекту — цели общения. Субъект-объектное напротив, превращает другого в объект воздействия, средство утверждения эгоистичных интересов. Первый подход базируется на принципах альтруизма и толерантности. В основе второго лежат эгоизм и нетерпимость.

Отношение человека к другому самым тесным образом связано с его отношением к самому себе. Отношение человека к самому себе предполагает самооценку, которая может быть верной или неверной.

Адекватная самооценка бывает высокой или низкой. Высокая предполагает индивидуализм, любовь к себе. Низкая самооценка обусловливает смирение или чрезмерную скромность. Хороша середина. Неадекватная самооценка бывает завышенной или заниженной. Завышенная влечет к гордыне, эгоизму, которые могут проявляться и в нелюбви к себе. Заниженная самооценка чревата комплексом неполноценности, нелюбовью к себе, хотя тоже может провоцировать эгоизм.

Важное место в системе моральных отношений занимает отношение человека к природе. Ныне сложилась особая экологическая этика.

Моральные отношения, пронизывая все бытие человека и общества, связаны с моральным сознанием и нравственным поведением.

Моральное сознание — это субъективный, духовный способ бытия нравственных отношений. Моральное сознание включает в себя два уровня: эмоциональный и рациональный.

Эмоциональный уровень морального сознания отражает непосредственную реакцию личности на событие, отношение и т.д. Он формируется стихийно, связан с психическими особенностями человека. Он включает в себя чувства, переживания, настроения личности: радость и печаль, любовь и ненависть, страдание и сострадание.

Стихийность эмоционального уровня предполагает его обязательную регуляцию и самоконтроль. Так, А.П. Чехов считал, что «распускать себя порядочному человеку не подобает». Саморегуляция возможна лишь благодаря развитому рациональному уровню морального сознания.

Рациональный уровень является результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания. Это моральная компетентность личности, включающая три основных компонента.

1. Знание принципов, норм и категорий, входящих в систему морали. Нужно изучать этику. Однако этические знания, моральная компетентность еще не обеспечивают моральности, нравственной воспитанности личности.

2. Понимание сущности моральных норм и принципов и необходимости их применения. Для налаживания нравственных отношений важны как правильность, так и близость этого понимания разными субъектами. Известно, что в одни и те же понятия мы зачастую вкладываем разный смысл, например, в понимание того, что есть добро и зло.

3. Принятие нравственных норм и принципов, согласие с ними, включение их в собственную систему взглядов и убеждений, их использование в качестве «руководства к действию». Оптимальным будет вариант, когда человек в достаточной мере обладает знанием моральных норм и требований, понимает их разумность и необходимость, соглашается с ними и свободно принимает их как «руководство к действию».

М оральное поведение опирается на нравственное сознание личности и осуществляет ее нравственные отношения. Поведение человека является показателем его нравственной культуры.

Центральным моментом нравственного поведения является поступок. Нравственный поступок характеризует способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих им средств и самостоятельному, внутренне свободному, морально ответственному действию.

Нравственное поведение личности включает мотивацию поступка и его оценку (самооценку). Оценка нравственного статуса личности должна зависеть не только от результатов действий, но и от мотивов, движущих ее действиями. Моральная оценка предполагает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей, жизни на основе требований морали, сквозь призму понятий Добра и Зла. Основанием оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Моральная оценка играет большую роль в нравственной регуляции поведения людей, в совершенствовании общественной жизни.

Механизм взаимодействия структурных элементов морали выглядит следующим образом. Моральные отношения, будучи обдуманными и прочувствованными в моральном сознании, реализуются в нравственном поведении личности. Поведение оценивается нравственным сознанием и выражает моральные отношения. Содержанием же морального сознания выступают моральные отношения, определяющие поведение личности.

Структура морали выявляет ее противоречивость, то есть противоречия между сознанием, отношениями и поведением людей. Рассогласованность морального сознания, отношения и поведения проявляется, например, в расхождении слова и дела, убеждений и деятельности, в приспособленчестве, в двойной морали: «для себя» и «для окружающих».

Итак, мораль есть сложная система взаимодействия человеческого морального сознания, отношения, нравственной деятельности. Она проникает все человеческое бытие, влияет на все сферы духовной культуры, науку, политику, экономику, определяет перспективы человечества.


Лекция 3

 

Тема Проблема свободы в этике

ПЛАН

Литература

 

1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. – М., 1987.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

3. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни Для ст. шк. Возраста: Пер: с фр..- Мн.:Юнацтва, 1994. – 526 с.: ил.

4. Гегель, Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990.

5. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. – М., 1989.

6. Зеленкова, И.Л. Этика: учебное пособие для вузов / И. Л. Зеленкова. – Мн., 2008.

7. Камю А.. Творчество и свобода. – 1990.

8. Кант, И. Критика практического разума. СПб., 1995

9. Кант, И. Лекции по этике / И.Кант. – М., 2000.

10. Моральный выбор. – М., 1980.

11. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

12. Этика: словарь афоризмов и изречений. – М., 1995.

13. Этика: учебник / под ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М., 2003.

14. Этика: Учеб. пособ. /Т. В. Мишаткина и др.; Под ред. Т. В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. – Мн.: 2008.


Лекция 4

 

Тема Проблема добра и зла

 

 

ПЛАН

 

Диалектика добра и зла.

 

Литература

 

1. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

2. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни Для ст. шк. Возраста: Пер: с фр..- Мн.:Юнацтва, 1994. – 526 с.: ил.

3. Гегель, Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990.

4. Гусейнов, А.А. Золотое правило нравственности / А.А. Гусейнов. – М., 1988.

5. Зеленкова, И. Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации. – Мн., 2001. (Ч. 1. Оригинальные этические тексты).

6. Кант, И.Из лекций по этике // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. – М., 1990.

7. Коган Л.Н. Зло. – Екатеринбург, 1992.

8. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра., М., 1991.

9. Мур Дж. Принципы этики. – М., 1984.

10. Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск, 1995.

11. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. – М., 1989.

12. Соловьев, В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. – М., 1991. – Т.1.

13. Франк, С.Л. Этика нигилизма. Крушение миров // С.Л. Франк. Сочинения. – М. 1990.

14. Этика: словарь афоризмов и изречений. – М., 1995.

15. Этика: учебное пособие / под ред. Мишаткиной Т.В., Яскевич Я.С. – Мн., 2006.

16. Этика. Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. – М., 2001.


Диалектика добра и зла

 

Нравственные



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.202 (0.147 с.)