Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность государственного бюджета и его основные функцииСтр 1 из 3Следующая ⇒
Бюджетное устройство Российской Федерации
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов четырех уровней: • федеральный бюджет и бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов, • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, • местные бюджеты, • бюджеты муниципальных образований поселенческого типа. Федеральный бюджет разрабатывается в форме федерального закона и утверждается высшим законодательным органом государственной власти — Федеральным Собранием Российской Федерации. Федеральный бюджет представляет собой ф и н а н с о в ы й п л а н с т р а н ы в ц е л о м, в нем осуществляется перераспределение национального дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всех граждан страны. Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) представляют собой часть бюджетной системы Российской федерации. Они принимаются в форме законов субъектов Российской Федерации и являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности субъектов Федерации. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в ином порядке, установленном уставами муниципальных образований. Бюджеты муниципальных образований поселенческого типа введены Федеральным законом № 131"ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., вступившим в силу 1 января 2006 г. Бюджетное устройство — это основанная на законодательных нормах организация системы взаимосвязей как между звеньями бюджетной системы, так и между участниками бюджетного процесса. Бюджетное устройство состоит из следующих элементов: • принципы построения бюджетной системы, • принципы и методы разграничения бюджетных полномочий, • правила формирования и исполнения бюджетов, • принципы организации межбюджетных отношений, • система ответственности за нарушение бюджетного и налогового законодательства.
О р г а н и з а ц и я в з а и м о с в я з е й между звеньями бюджетной системы осуществляется с помощью следующих м е х а н и з м о в: • бюджетное законодательство (Бюджетный кодекс Российской Федерации), • налоговое законодательство (Налоговый кодекс Российской Федерации), • бюджетное регулирование, • государственный финансовый контроль, • муниципальный финансовый контроль. Обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (см. рис. 2). Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта Федерации и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации. Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образова Консолидированный бюджет не подлежит утверждению в законодательном порядке, а представляет собой лишь и н ф о р м а ц и о н н у ю б а з у для корректировки бюджетной политики соответствующего региона. Консолидированный бюджет не может служить предметом сравнительного анализа регионов, поскольку не отражает экономического состояния этих регионов, а определяет изъятую государством часть национального дохода — ведь не за счет роста налогов увеличивается богатство территории! В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды — централизованные фонды денежных средств, создаваемые за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемые по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению этого фонда. Кроме федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетную систему Российской Федерации входят государственные внебюджетные фонды — централизованные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенные для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Государственные внебюджетные фонды организуются на двух уровнях — федеральном и региональном, их бюджеты утверждаются в форме федеральных законов (для государственных внебюджетных фондов на федеральном уровне) и в форме законов субъектов Российской Федерации (для государственных внебюджетных фондов на региональном уровне). Основные функции и задачи Сущность государственного бюджета и его основные функции Для успешной реализации государственной финансовой политики необходимо сосредоточение определенной доли национального дохода в некотором централизованном фонде финансовых ресурсов — таким фондом и является бюджет. Согласно определению, приведенному в Б ю д ж е т н о м к о д е к се Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и, государственный бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления. Воздействие государства на процесс воспроизводства состоит в том, что государственная власть должна создавать и поддерживать правовую и социально-экономическую среду для свободных граждан, а затем в этой среде учить их, лечить и защищать, поэтому централизация средств в распоряжении государства производится из соображений экономической целесообразности предоставления органами государственной власти соответствующего набора услуг населению. Г о с у д а р с т в е н н ы е ф и н а н с о в ы е п о т р е б н о с т и, таким образом, должны пониматься (но пока, к сожалению, трактуются так далеко не всеми политиками) не как потребности чиновников государственного аппарата, а как потребности граждан страны в услугах государства. Бюджет сообщает людям с помощью языка цифр о приоритетах государственной экономической политики и о том, на какие услуги со стороны государства могут рассчитывать граждане. Через государственный бюджет осуществляется перераспределение средств в следующих н а п р а в л е н и я х: • перераспределение национального дохода через бюджет, вызванное наличием нерентабельных, но необходимых для государства отраслей (угледобыча, сельское хозяйство и т. п.), • перераспределение средств между регионами, обусловленное различными климатическими условиями и специализацией регионов (особенно важно такое перераспределение в Российской Федерации), • перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами. Перераспределение средств между регионами может осуществляться следующими с п о с о б а м и: • в виде дотаций, т. е. бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, • в виде субвенций, т. е. бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия определенных целевых расходов,
• в виде субсидий, т. е. бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов, • в виде трансфертов, т. е. бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе с целью выравнивания душевого дохода населения. Бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, реализации социальных мероприятий, решения приоритетных экономических задач и выполнения других функций, присущих государству. Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется в трех ф у н к ц и я х, выполняемых бюджетом: • распределительной, • контрольной, • фискальной. Содержание распределительной функции государственного бюджета (или функции экономического регулирования) реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства. Финансовые ресурсы, аккумулированные в бюджетной системе посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан, в соответствии с проводимой государством социально-экономической политикой перераспределяются затем как в сферы материального производства, имеющие для страны приоритетное значение, так и в сферу нематериального производства, находящуюся у бюджета на содержании. Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов протекает не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Такой масштаб сферы действия распределительной функции бюджета определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет является объективным количественным отражением экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики — количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств выступают индикаторами того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от различных хозяйствующих субъектов. Бюджет показывает, соответствует ли размер поступающих в распоряжение государства ресурсов объему его потребностей, являются ли эффективными прямые государственные инвестиции и т. д. При этом в б ю д ж е т н о м п р о ц е с с е определяются узкие места экономики, и Правительство имеет возможность скорректировать направления движения централизованных финансовых ресурсов, чтобы воздействовать на активизацию деятельности тех или иных сфер экономики.
Фискальная функция бюджета состоит в реализации фискальной политики государства — воздействия государства на деловую активность с помощью изменения объема государственных расходов и налоговых ставок. Например, как известно из экономической теории, если уровень безработицы рассматривается как недопустимо высокий, то государство может снизить подоходный налог и/или увеличить государственные расходы, что приведет к росту деловой активности и снижению безработицы. Таким образом, фискальная политика служит инструментом контроля над безработицей и инфляцией, повышения инвестиционной активности финансовых ресурсов, роста общего экономического потенциала. Бюджетное устройство Российской Федерации
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов четырех уровней: • федеральный бюджет и бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов, • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, • местные бюджеты, • бюджеты муниципальных образований поселенческого типа. Федеральный бюджет разрабатывается в форме федерального закона и утверждается высшим законодательным органом государственной власти — Федеральным Собранием Российской Федерации. Федеральный бюджет представляет собой ф и н а н с о в ы й п л а н с т р а н ы в ц е л о м, в нем осуществляется перераспределение национального дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всех граждан страны. Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) представляют собой часть бюджетной системы Российской федерации. Они принимаются в форме законов субъектов Российской Федерации и являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности субъектов Федерации. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в ином порядке, установленном уставами муниципальных образований. Бюджеты муниципальных образований поселенческого типа введены Федеральным законом № 131"ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., вступившим в силу 1 января 2006 г. Бюджетное устройство — это основанная на законодательных нормах организация системы взаимосвязей как между звеньями бюджетной системы, так и между участниками бюджетного процесса. Бюджетное устройство состоит из следующих элементов:
• принципы построения бюджетной системы, • принципы и методы разграничения бюджетных полномочий, • правила формирования и исполнения бюджетов, • принципы организации межбюджетных отношений, • система ответственности за нарушение бюджетного и налогового законодательства. О р г а н и з а ц и я в з а и м о с в я з е й между звеньями бюджетной системы осуществляется с помощью следующих м е х а н и з м о в: • бюджетное законодательство (Бюджетный кодекс Российской Федерации), • налоговое законодательство (Налоговый кодекс Российской Федерации), • бюджетное регулирование, • государственный финансовый контроль, • муниципальный финансовый контроль. Обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (см. рис. 2). Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта Федерации и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации. Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образова Консолидированный бюджет не подлежит утверждению в законодательном порядке, а представляет собой лишь и н ф о р м а ц и о н н у ю б а з у для корректировки бюджетной политики соответствующего региона. Консолидированный бюджет не может служить предметом сравнительного анализа регионов, поскольку не отражает экономического состояния этих регионов, а определяет изъятую государством часть национального дохода — ведь не за счет роста налогов увеличивается богатство территории! В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды — централизованные фонды денежных средств, создаваемые за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемые по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению этого фонда. Кроме федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетную систему Российской Федерации входят государственные внебюджетные фонды — централизованные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенные для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Государственные внебюджетные фонды организуются на двух уровнях — федеральном и региональном, их бюджеты утверждаются в форме федеральных законов (для государственных внебюджетных фондов на федеральном уровне) и в форме законов субъектов Российской Федерации (для государственных внебюджетных фондов на региональном уровне).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.023 с.) |