Знаменитая калужская перевить 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знаменитая калужская перевить



Яркая и колоритная, самобытная калужская вышивка занимает особое место среди русского народного вышивания. Для неё типичны не только геометрические узоры, но и сложные орнаменты, растительные, зооморфные, антропоморфные рисунки и сюжетные композиции. Нередко встречаются фантастические изображения птиц на четырех ногах, коней с очень короткими ногами или птиц с крыльями, отделёнными от тела.

В разных районах Калужской земли преобладал свой стиль вышивки. В юго-западной части предпочитали плотную вышивку, имитирующую браное ткачество — «бранье». В Козельском, Калужском, Перемышльском и Медынском уездах в ходу была «цветная перевить» — вышивка по продернутому в виде сетки холсту. В отличие от русского Севера, где вышивкой украшали не только одежду, но и покрывала, скатерти и другие большие декоративные вещи, калужанки вышивали только женскую одежду и полотенца.

До середины XIX века, когда появились фабричные красители, для окраски нитей и тканей использовали натуральные вещества: кору деревьев, листья, ягоды, луковую шелуху, которые добавляли в хлебный квас или медный купорос. В 20-е годы советского времени здесь была создана артель, сохранившая практические традиции калужской вышивки до наших времён.

Известна во всех музеях нашей страны и даже за рубежом Тарусская вышивка. Известна и художница-вышивальщица, заслуженный деятель искусств РСФСР, долгое время художественный руководитель Тарусской фабрики художественной вышивки — Маргарита Николаевна Гумилевская (1895—1985)

Маргарита Николаевна приезжает жить в Тарусу в 1917 году. Поработав несколько лет учительницей, она была вынуждена по состоянию здоровья оставить учеников. Необходимость найти новую работу приводит её в артель вышивальщиц. Она сразу обращает на себя внимание трудолюбием, упорством, а главное способностью к творчеству. Начинаются поиски интересных народных рисунков и способов вышивки. Молодая сотрудница включается в работу по созданию новых орнаментов на основе народных традиций. Гумилевская становится блестящей художницей. В 1928 году артель лишилась своих основательниц (Давыдова умерла, Якунчикова уехала за границу). Руководство артелью ложится на плечи Гумилевской, позже она становится ее главным художником.

Первый период работы артели был периодом надомничества, сырьем для мастериц служили крестьянский холст, цветная редина, нитки для вышивания употреблялись исключительно льняные. Нитки красили сами. В артели работало 30-40 человек. В 1929 году артели выделяют помещения для мастерских, и создается лаборатория. Число членов артели достигло 300 человек в 1930 году. Постепенно артель перешла на другое сырье – широкие фабричные полотна и фабричные нитки мулине.

Образцы узоров приносились в артель крестьянками Тарусского района, по деревням у бабушек ищут старинные предметы (полотенца, скатерти, занавески, одежду) с интересными рисунками. Если удается получить в подарок предмет, то приносят в артель, если не дают, то перерисовывают орнамент. Так создается уникальный фонд. К сожалению, во время войны, когда в 1941 году немцы два месяца хозяйничали в Тарусе, часть этого уникального фонда была потеряна. Работа артели была прервана.

Восстановление артели началось к началу 1942 года. Шили одежду для воинов Советской армии, затем начали выпускать строчевышитые изделия. С 1947 году Артель начала участвовать со своими работами в выставках не только в СССР, но и за рубежом.  На Всемирной Брюссельской выставке в 1958 году артель завоевала Золотую медаль.

В 1959 году началось строительство нового производственного корпуса по проектно-сметной документации Московского «Центрпромпроекта», а в 1964 году новый корпус был сдан в эксплуатацию.

В 1970 году коллектив фабрики насчитывает около 500 человек – крупнейшее предприятие города Тарусы.

22 февраля 1971 года Художественным Советом, созданным при Главном управлении народных художественных промыслов, изделия фабрики впервые были отнесены к изделиям народных художественных промыслов.

До 1992 года фабрика выпускает уникальные изделия выставочного характера, сувенирные изделия, изделия массового производства, товары народного потребления. Изделия фабрики пользуются повышенным спросом у покупателей. Поставки строчевышитых изделий производятся по Договорам в Москву: в магазин «Русский сувенир», ГУМ, на московскую базу «Росгалантерея», Республиканскую базу сувениров, а также в магазины Калуги.

Тарусская фабрика художественной вышивки – единственный вышивальный промысел в Калужской области, сохранившийся в наши дни.

Слайд 30



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.005 с.)