Калужские мотивы в культуре России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Калужские мотивы в культуре России



Калужские мотивы в культуре России

Слайд 1. Вступление

О том, что культура России уникальна, богата и разнопланова, не спорят ни у нас, ни за рубежом. Огромный ковёр культуры, разноцветный, богатый затейливыми, переплетающимися между собой, и отдельными, особо выделяющимися узорами – талантами: в живописи и литературе, драматургии и музыке, декоративно-прикладном искусстве и скульптуре… Словом, во множестве проявлений культуры. 

Известны сотни имён, которые прославили Россию и Советский Союз. Есть среди них и калужане.

Но вот незадача: у кого ни спросишь на улице «Кого из известных калужан Вы знаете?» – кроме К.Э.Циолковского (многие знают только фамилию!) и А.С.Пушкина больше никого не назовут. Люди, близкие к музыке, еще называют фамилии Туликова и Танеева (вот вопрос!). Кто-то из старшего поколения вспоминает Марину Цветаеву и Булата Окуджаву… Художники, продающие свои картины на ул.Театральной, называют фамилию Поленова…

В этой лекции мы хотели бы начать разговор, продолжить который призываем всех неравнодушных в каждом районе или городе нашей Калужской области. И тогда мы вместе сможем увидеть те мотивы, которые калужане внесли  в российский ковёр культуры, и удивиться, и восхититься, и насладиться изумительными красками и орнаментами, так прочно и так витиевато пронизавшие его.

Слайд 2.

И открыть Калужскую галерею замечательных лиц хотелось бы с Екатерины Романовны Воронцовой-Дашковой

Да, той самой Дашковой, княгини Российской империи, подруги и сподвижницы Екатерины Великой, сыгравшей значительную роль в государственном перевороте 1762 года, приведшем на престол Екатерину II. Екатерина Романовна - Первая женщина НЕимператорского происхождения, занявшая высокие государственные посты: директора Санкт-Петербургской Академии наук и председателя Российской Академии,  Организатора создания первого толкового Словаря русского языка. В ее мемуарах содержатся ценные сведения о времени правления Петра III и о воцарении Екатерины II.

Получив хорошее образование, она прекрасно владела европейскими языками и увлекалась сочинениями французских просветителей, увлекалась музыкой.

В 1758 году Воронцова сблизилась с будущей императрицей Екатериной II и стала ее преданной сторонницей. Активно участвовала в перевороте 1762 года, приведшем Екатерину II на престол. Однако на тот момент первенствующее место при дворе и в государственных делах заняли другие лица. Екатерина Романовна вышла замуж, и уже под фамилией мужа -Дашкова - совершила поездку по России, затем отправилась путешествовать по Европе. Посетила Германию, Англию, Францию, Швейцарию, беседовала с Дени Дидро и Вольтером, Уильямом Робертсоном и Адамом Смитом. Во время своего «просвещенного» путешествия Дашкова составляет гербарий и собирает коллекцию природных минералов, изучает садоводство.  За границей она считалась просвещенной женщиной.

После возвращения в Россию, в 1783 году, назначена директором Петербургской академии наук, которую возглавляла на протяжении одиннадцати лет. В том же году стала президентом учрежденной по ее инициативеРоссийской академии, при которой организованы публичные лекции, имевшие большой успех и привлекавшие много слушателей. Екатерина Романовна увеличила число студентов - стипендиатов Академии с семнадцати до пятидесяти, воспитанников Академии художеств - с двадцати одного до сорока.

В основанным ею журнале «Собеседник любителей российского слова» печатались Гавриил Державин, Денис Фонвизин, Яков Княжнин и др. На протяжении десяти лет издавала «Новые ежемесячные сочинения», в которых печатались статьи по истории, языкознанию, географии. При поддержке Академии в разное время издавался сборник «Российский театр». Главным научным предприятием Академии являлось издание толкового «Словаря Академии Российской», в котором принимали участие ведущие ученые страны и сама Дашкова, насчитывавший свыше 40 000 слов.

Дашкова весьма поспособствовала тому, что идеи европейских просветителей стали широко распространяться в образованных кругах российского общества. Она сама сделала первый перевод фрагментов философского сочинения Гельвеция «Об уме», в котором философ изложил свою идею о равенстве умственных способностей всех людей. А потому был сделан решительный вывод, что независимо от происхождения и степени знатности,  государством может управлять любой человек, который достаточно усовершенствовал собственные природные задатки и таланты. Просвещенная княгиня активно занималась литературным творчеством: писала пьесы, стихи, эссе, мемуары, которые составили большой том ее «Записок», представляющих собой ценный источник изучения русского общества и культуры второй половины XVIII века.

Но, помимо перечисленного, княгиня была ещё и музыкально образована. Будучи широко образованным и одарённым человеком, обладая громадной энергией и темпераментом, она с успехом занималась разнообразной деятельностью. По её собственному признанию, за нею признавали много талантов, однако она считала наиболее выраженным из них – талант к музыке. Сохранился ряд свидетельств о том, что Дашкова выступала при дворе как певица (в любительских концертах, в комнатах императрицы). Дидро в письме к ней, в частности, писал «… ваша голосовая музыка нежна, разнообразна, пленительная и… сладострастна… Как вы счастливы, княгиня, с вашей вдохновенной любовью к музыке…». Французский писатель и философ Дени Дидро обращается к Екатерине Романовне с просьбой прислать ему романсы, сочинённые ею, и сделанные ею переработки народных песен, ссылаясь на то, что ему трудно будет оценить романсы на русские тексты из-за плохого знания языка.

В тексте воспоминаний самой Дашковой содержится подробный рассказ об обстоятельствах сочинения ею по заказу леди Арабеллы Денни для исполнения в Дублине музыки к гимну духовного содержания. Она пишет: «… я составила арию в четыре голоса; после двухнедельного приготовления она была пропета в присутствии многочисленного собрания, которое с любопытством пришло послушать, на что способна Русская медведица в музыкальном искусстве…»

Многочисленные свидетельства показывают, что Е.Р.Дашкова была автором целого ряда музыкальных произведений, известных не только в России, но и во Франции и Англии, которые были популярны. Много произведений ею гармонизированы для исполнения в несколько голосов.

В фондах Российской государственной библиотеки (бывшей Государственной библиотеки им. В.И.Ленина) хранится нотный сборник Е.Р.Дашковой, содержащий романсы на французские, английские, русские и итальянские тексты, народные песни и танцевальную музыку. 

Екатерина Романовна, будучи в ссылке, проживала в селе Троицкое нашей губернии. Здесь же она и похоронена.

https://diletant.media/articles/35976540/

Прянишникова, М. П. Музыкальный альбом Е.Р. Дашковой [Текст] / М.П. Прянишникова // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1982. - Л.: Наука, 1984. - С. 179-193.

Пряшникова М.П. Е.Р. Дашкова и музыка. - М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2001, 120 с.

 

Слайд 3.

Купцы калужские

В калужской истории широко известны имена купцов: Золотаревых, Торубаевых, Антипиных, Терениных, Коробовых, Макаровых, Прянишниковых, Хлюстиных, Билибиных... Известны они и далеко за пределами Калуги.

Так, например, авторитет Петра Максимовича Золотарёва был настолько велик, что его лично знал царь Николай I.

 

Всех купцов калужских отличало не только богатство, но и их благотворительные дела и поступки, в том числе и в области культуры российской. Ланин на свои пожертвования строит храм Варвары Великомученицы. Купец Борисов за свой счёт издаёт «Руководство по части бухгалтерии» для учащихся городской гимназии. Антипин открывает при своей книжной лавке бесплатную читальню, создаёт переплётную мастерскую. Купец Грудаков, а затем и сёстры Шевырёвы основывают бесплатную библиотеку-читальню. Петр Степанович Раков (нам известен его дом на перекрёстке улиц Ленина и Кирова, «Детский мир») также организовал бесплатную библиотеку.  Власов построил два каменных магазина, чайную, кафе, синематограф и фотографию...  - целый торгово-развлекательный комплекс. Сейчас на месте власовского синематографа разместился калужский ТЮЗ.

Многие купцы были меценатами, поддерживали науку, искусства, средства массовой информации. Они роднились с дворянами. И после революции это уже не те купцы, какие были до советской власти. Они составляют калужскую интеллигенцию: Раковы, Домогацкие, Теренины. Это люди, которые много сделали для нашей страны. Николай Петрович Раков стал известным музыкантом, композитором. Александр Николаевич Теренин — учёный-физик, профессор, академик…

https://kaluga.bezformata.com/listnews/tratili-dengi-kaluzhskie-kuptci/69910394/?amp=1 2020.11.21

https://ar.culture.ru/ru/subject/portret-i-v-torubaeva 2020.11.21

С точки зрения вклада в культуру России особенно выделяется род купцов Билибиных.

Билибины отличались высокой образованностью. Большая часть пожертвований Билибиных была вложена в сферу образования и культуры.  Из этого семейства вышли известный врач Яков Иванович Билибин, известный математик Николай Иванович Билибин, всемирно известный композитор и музыкант Иван Иванович Билибин, певица мирового масштаба и дарования Александра Яковлевна Билибина, выдающийся художник Иван Яковлевич Билибин.

Слайд 4.

Музыкант и композитор Иван Иванович Билибин родился в Калуге, где провёл свои первые годы жизни. Когда отец умер, семья переехала в Москву. Так как семья была очень музыкальной, то первые навыки игры Иван Иванович получил в семье, а в дальнейшем брал уроки композиции, игры на скрипке и фортепиано у известных московских музыкантов, преподавателей Московской консерватории. Четыре года Иван Иванович работает скрипачом Санкт-Петербургского Большого театра, а далее – в Москве, в Большом театре.

С середины 50-х годов он вместе с Михаилом Михайловичем Иполитовым-Ивановным принимает участие в создании Тифлисского отделения Русского музыкального общества. С тех пор он  работает скрипачом в оркестре русской труппы оперного театра в Тбилиси, до самой своей смерти.

Иван Иванович является автором струнных квартетов, инструментальных фантазий, хоров, романсов, в которых широко использован русский музыкальный фольклор. Наибольший интерес представляют романсы Билибина (на сл. M. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Г. Гейне и др.), стилистически близкие русской бытовой романсовой лирике середины 19 века.

В Российской государственной библиотеке находятся издания:

· Избранные романсы и песни для голоса с сопровождением фортепиано, в содержании которого ноты и слова к песням и романсу на музыку Билибина и слова Генриха Гейне, Н. Огарева, А. Пушкина.

· Пять пьес в виде фантазий с вариациями на русские народные темы для 2-х скрипок, альта и виолончели.

· Ноты и слова романса «Как цвет ты чиста и прекрасна»  для голоса с фортепиано(музыка И. Билибина, слова Г.Гейне).

Информация об Иване Ивановиче Билибине представлена в Музыкальной энциклопедии России.

Слайд 5.

Александра Яковлевна Билибина, исполнительница-любительница, по мнению критиков, обладала сильным выразительным голосом приятного мягкого "бархатного" тембра, ярким музыкальным и особым исполнительским даром.

Александра Яковлевна исполняла арии из опер, в том числе итальянских, романсы, в дальнейшем – русские народные песни, в чем также весьма преуспела…  Особенно известна она как исполнительница романсов М. Глинки и А. Даргомыжского.

Пение Александры Яковлевны отличалось простотой и задушевностью. Ей посвятили ряд романсов Глинка, Даргомыжский (в т. ч. "Тучки небесные", 1841, "Ты и Вы"). Один из современников певицы, А. Харитонов, писал по поводу первого исполнения романса Даргомыжского "Безумная": "Эта пьеса изобилует трудными пассажами и, по оригинальности их, требующая чрезвычайно верной интонации в голосе, передается талантливою дилетанткою с необыкновенною отчетливостью и глубоким чувством" ("Северная пчела", 1844. 26 сент.).

Петербургская газета «Северная пчела» по поводу исполнительского дарования певицы опубликовала следующие строки: «Просим извинения у М.И. Глинки, но мы должны сознаться, что, слышав более двадцати раз его оперу "Жизнь за царя", мы не понимали его музыки и только тогда постигли ее прелесть, когда услышали, как поет эту музыку А.Я. Билибина».

На вечерах, где пела Билибина, постоянно бывали Глинка, Даргомыжский, Рубинштейн, музыкальный критик Дамке, ректор Санкт-Петербургского университета П.А. Плетнев (тонкий ценитель пения, который высказал свои впечатления следующим образом: «Концерт был прекрасный. Особенно была восхитительна  Билибина, когда пела Лермонтова "Тучки"»).

Самобытность таланта певицы особенно отличало исполнение русских песен и романсов А. Варламова. По словам критиков, она "постигла народность музыки, и в этом не имеет соперниц". Билибину называли "русским соловьем" и "царицей русского пения". В 1846 прекратила публичные выступления и пела только в кругу своих друзей, в том числе в семейных концертах М. Глинки.

В газете «Калужские губернские ведомости» часто сообщалось о благотворительных концертах для бедных, где  Александра Яковлевна пела вместе с сестрами Юлией и Клавдией, когда приезжала в Калугу.

В Российском институте истории искусств (С-Петербург) хранятся Письма (5) Михаила Глинки Александре Яковлевне Билибиной.

Лит.: Арнольд Ю. К. Воспоминания. Вып. 2. — М., 1892; Вып. 3. — М., 1893; М. И. Глинка. Литературное наследие: Письма и документы. — Л., 1955. Т. 2. С. 77; Пекелис М. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. 1813—1845. — М., 1966. Т. 1. С. 206—210; Maшевский Г. Вокально-исполнительские и педагогические принципы А. С. Даргомыжского. — Л., 1976. С. 16, 17, 22.

https://slovar.wikireading.ru/1135182

https://m.ok.ru/istoriyak/topic/65408347966428?__dp=y

http://www.bibl.artcenter.ru/books/21/

Слайд 6.

Выдающийся художник Иван Яковлевич Билибин, доктор искусствоведения, автор оформления многих спектаклей, фотограф, мастер фресковой росписи и непревзойденный иллюстратор народных сказок и героических былин. В 1904 г. целый номер журнала «Мир искусства» (№ 12)  был отведен под работу Билибина «Народное творчество русского Севера», в которой помимо небольшого очерка воспроизводилось 70 фотографий Билибина церквей северных губерний, народных вышивок и предметов утвари. Он оформлял постановки Старинного театра в Петербурге, а затем Оперного театра С.И. Зимина в Москве, постановок спектаклей Дягелева. Билибин разработал дизайн костюмов к опере Мусоргского «Борис Годунов». Постановка с Шаляпиным в главной роли на сцене парижской Гранд-Опера принесла славу не только певцу и Сергею Дягилеву, но и Билибину. Иван Билибин нарисовал эскизы декораций к опере Римского-Корсакова «Золотой петушок», постановкам «Садко» и «Руслан и Людмила», а в 1910 году он придумал костюмы для танцовщицы Анны Павловой к балету «Дочь фараона».

Но наиболее известен Иван Яковлевич в нашей стране как выдающийся иллюстратор, особенно русских народных сказок и сказок А.С.Пушкина. Художник обрамлял иллюстрации в декоративную рамку: по краям листа были широкие полосы с геометрическим узором.

Он написал авангардную по тем временам картину «Княгиня на теремной башне». В ней Билибин впервые применил прием разных точек зрения: зритель видел башни города и корабли сверху, а саму княгиню — как если бы находился снизу. В дальнейшем этот приём использовался множеством художников, иллюстрирующих сказки в России и Советском Союзе.

После 1925 года, проживая в эмиграции за границей, он продолжал прославлять российское искусство: исполнил несколько декоративных панно, портретов и пейзажей, а также эскизы иконостасов и фресок для Греческой госпитальной церкви в Каире и Сирийского православного храма в Александрии, в Праге он исполнил эскизы фресок, иконостаса и наружных мозаик для православного храма Успения Пресвятой Богородицы, оформил оперу «Сказка о царе Салтане» для национального театра в Праге и оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова для городского театра в Брно. За долгие годы жизни в иммиграции талантливые супруги  объездили-обходили всю Палестину, Египет, Ливан... И всюду, где бы они ни бывали, пополняли свою уникальную коллекцию художественных и этнических предметов, начатую еще в России. И когда супруги Билибины вернулись на родину (в 1936 году), они привезли с собой  всё, что собрали за многие годы... Всё. До последнего гвоздика.

Иллюстратор Иван Яковлевич Билибин стал профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры, где начал передавать свои умения молодым художникам. Параллельно он сотрудничал с театрами: рисовал декорации для Театра оперы и балета им. Кирова и Театра драмы им. Пушкина, выпустил серию иллюстраций к роману Алексея Толстого «Петр I», к «Песне про купца Калашникова» Михаила Лермонтова. Одной из самых оригинальных работ последних лет жизни Ивана Яковлевича Билибина были иллюстрации к сборнику былин "Героическое прошлое русского народа".

Слайд 7.

Если продолжать музыкальную линию, то мы можем отметить, что калужская земля стала родиной выдающихся  композиторов и музыкантов (из Калужской губернии - Александр Тихонович Гречани́нов,   Николай Павлович Будашкин - из Мосальского района, Алексей Павлович Копосов – из Жиздры, Калуга подарила нам Николая Петровича Ракова и Серафима Сергеевича Туликова). Многие композиторы и музыканты искали здесь вдохновение, и одним из них был знаменитый Святослав Теофилович Рихтер.

Интересны и поучительны их судьбы.

Композиторы

Слайд 8.

Александр Тихонович Гречани́нов известен нам в основном как композитор духовных произведений. Однако, помимо этого, его руке, ученика Римского-Корсакова, принадлежат 59 опубликованных опусов, а также 8 сочинений без присвоенных им при публикации номеров и ещё 6 сочинений не изданных, в том числе хоровых произведений, обработок народных песен.

Сам Александр Тихонович родился в Москве. Но в Москву его родители приехали из Калужской губернии, за год до его рождения. Отец его занимался мелкой торговлей. Читать он умел, но писал еле-еле... Мать была неграмотна, но богато одарена. За работой она напевала сентиментальные романсы. Отец любил петь церковные песни. По субботам и воскресеньям вся семья (семь человек) посещали церковь. Мальчик пел и в гимназическом хоре и дома с отцом. Проучившись в гимназии всего пять классов, Гречанинов довольно скоро бросил занятия и в течение последующих пяти лет нигде не учился. Музыкой он начал заниматься очень поздно. В своей автобиографии, написанной в семидесятилетнем возрасте, Александр Гречанинов вспоминал, что «настоящее» фортепиано впервые увидел в возрасте четырнадцати лет, а из музыкальных инструментов до той поры знал только оркестрион и гитару. Гречанинову исполнилось 17 лет, когда в его жизни наступил перелом. Брат его женился на девушке-консерваторке, которая утвердила Гречанинова в необходимости получить музыкальное образование и помогла подготовиться к вступительному экзамену.

И – в итоге….

Он — поздний продолжатель национальной «Могучей кучки». В творческом наследии Гречанинова более ста романсов, десятки циклов хоров a cappella. Особенно можно отметить сборники и циклы его детских песен, по материалу и интонации чрезвычайно близких к народным, например, цикл из шести песен «Ай дуду» (1903 года), сборник из двадцати русских народных песен «Петушок» (1906 года) и цикл «Снежинки» (десять песен 1907 года). Среди наиболее известных светских хоровых сочинений Гречанинова можно назвать «Траурный гимн» (Вы жертвою пали…), «Матушка Русь» (на стихи Некрасова) и хор «Памяти павших за свободу». Александр Гречанинов – автор всемирно известного произведения «Гимн свободной России», который является позывными радиостанции «Радио Свобода».

Наибольшую известность, конечно, особенно в США, принесла Гречанинову его духовная музыка. Сочинения композитора дореволюционного периода входили в репертуар популярных хоровых коллективов русского зарубежья. В 1930-1940-е годы им были созданы: монументальная Вселенская месса для солистов, хора, оркестра и органа, мессы для хора с органом на латинские тексты; диптих псалмов Давидовых на древнееврейские тексты; литургии для хора a cappelle по мотивам православного обихода и ряд опусов церковных песнопений на церковно-славянские, латинские и английские тексты. Все эти произведения исполнялись во Франции и США; в частности, премьера "Вселенской мессы" состоялась в Бостоне. Премьера одной из малых месс - в парижском соборе Notre Dame.

Его архив передан в Архив литературы и искусства (РГАЛИ), где он хранится вместе с частью дореволюционных материалов композитора; другая часть архива - в Музее музыкальной культуры им. М. Глинки.

В Калуге во время службы в храмах на некоторых литургиях исполняются песнопения на музыку Гречанинова.

Слайд 9.

Очень интересна и показательна история жизни композитора Николая Будашкина. Николай Павлович Будашкин – родился в д. Любаховке Мосальского уезда Калужской области. Отец его любил народную музыку, обучил сына нотной грамоте, игре на народных инструментах. Подростком   Николай работал в кузнице, играл в любительском оркестре и оркестре русских народных инструментов. Далее он поступил учиться в Московскую консерваторию, которую окончил, затем учился там же в аспирантуре и далее в консерватории работал педагогом. В годы Великой отечественной войны был композитором Политуправления Балтийского флота. Его известные военные песни «Бескозырка», «Краснофлотская улыбка», «За дальней околицей». Много музыки написано композитором для театральных постановок. Так совместно со своим давним другом Борисом Мокроусовым, с которым он познакомился ещё в консерватории, они написали музыку к постановке московского театра Сатиры "Свадьба с приданным». Будашкин писал оркестровую музыку, а кроме того им сочинены наигрыши для баяна, плясок, разных частушек и страданий. В них он использовал типичные народные обороты и мелодии.

Длительное время композитор был связан с Малым театром. Он является композитором кинофильмов : «Сельский врач», «Свадьба с приданным», «Капитаны голубой лагуны», «Случай в тайге» и др., известной сказки «Огонь, вода и медные трубы». А кинофильм-сказка "Морозко" с его музыкой был удостоен Международной премии.

В своём творчестве Николай Павлович часто опирался на русский музыкальный фольклор, широко пользовался русскими народными инструментами. Писал музыку для мультипликационного кино: «Аленький цветочек» (1952), «Соломенный бычок» (1954), «Чудесный колодец» (1957), «Воплощённая мечта», «Машенька и медведь» (1960) и др.

Вклад Будашкина в развитие музыки для русских народных инструментов трудно переоценить. В 1972 году он получил звание Народный артист РСФСР.

Николай Павлович неоднократно приезжал с выступлениями в Калугу, родную Любаховку, встречался с земляками.

В настоящее время Композитору установлен памятник в г. Мосальск Калужской области, Детской музыкальной школе № 99 г. Москвы присвоено звание имени Будашкина Н. П., детская музыкальная школа имени Будашкина Н. П. в городе Чита, Детская школа искусств в г. Мосальске также носит имя Николая Павловича. Ежегодно с 1976 года весной в Москве и Чите проходит международный конкурс оркестров и ансамблей народных инструментов им. Н.П. Будашкина.

Слайд 10.

Алексей Павлович Копосов – уроженец  г. Жиздры. Отец его был хормейстером-педагогом. С раннего возраста Алексей пел в хоре, пробовал сочинять музыку.

После революции, в 1920г. А. Копосов ушёл добровольцем в Красную Армию, где руководил солдатскими хорами, создавал военные песни.

После окончания Московской консерватории, с 1931 года, руководил самодеятельными, а затем профессиональными русскими народными хорами и ансамблями.

Композитор много работал над созданием репертуара народных коллективов, он – автор песен для хора, автор большого количества обработок народных песен и хоров, в том числе для хора им. Пятницкого (в том числе песни «Ах, Самара-городок», «Есть на Волге утёс»), музыкальных комедий. Участвовал в организации Омского, Волжского, Сибирского, Оренбургского хоров. Был в роли дирижера, художественного руководителя, аранжировщика, композитора…

На Всесоюзном радио был хор русской народной песни. Руководил этим хором Алексей Павлович Копосов до 1950 года. В 1950-е гг. (до 1958 г.) Алексей Павлович был заведующим музыкальной частью всемирно известного Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка» (Москва).

 

Николай Петрович Раков, советский композитор, дирижёр, пианист, скрипач, педагог, Народный артист СССР   родился в Калуге, в семье купца П.С. Ракова, владельца магазина. После Октябрьской революции богатый купец Раков отдал всё своё состояние городу и устроился работать продавцом в магазин.

С 6 лет Николай начал обучаться игре на фортепиано, а затем на скрипке у педагогов- любителей. Через несколько лет настолько увлёкся скрипкой и так её освоил, что к двенадцати годамстал профессионалом, играя в калужском городском оркестре и исполняя на скрипке сложную музыку И. С. Баха. Еще подростком он участвовал в фольклорных экспедициях наравне со взрослыми. Позже, в 1950-х годах, приезжая в Калугу и выступая на музыкальных вечерах, композитор признавался о том, сколь много для него и его творческого развития дали эти фольклорные экспедиции, в которых он «познавал душу русского народного музыкального искусства».

В 1920—1924 годах Николай работает; он - скрипач и пианист Губполитпросвета Калуги. С 12 лет началась трудовая исполнительская деятельность композитора. В составе небольшого оркестра он давал публичные концерты в кинотеатрах города, клубах, в городском саду. После революции в Калугу приехали профессиональные музыканты Т.Ф. Достоевская, А.А. Михайлов и др., организовавшие музыкальную школу и музыкальное училище, в которое поступил Н. Раков. В 1922 году поступил в Московскую консерваторию, но через месяц возвратился в Калугу, так как в столице негде было жить. Однако это не мешало ему в Москве брать частные уроки. Через два года поступил в Музыкальный техникум им. А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов.

Собранные Николаем Петровичем  народные песни опубликованы в книге М. Шереметьевой «Свадьба в Гамаюнщине Калужского уезда» и 8 фортепианных пьес. В свои неполные двадцать лет он — скрипач оркестра Театра имени Е. Б. Вахтангова. В это время пишет первые свои музыкальные миниатюры: «Марш», «Колыбельную» и «Петрушку» для квартета духовых инструментов.

В 1931 году окончил Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского. В 1932году он - преподаватель, в 1943году – профессор Московской консерватории по классу инструментовки, в 1949 г. он выступает в качестве дирижёра, исполняя свои сочинения и произведения классического репертуара.

Основное место в творчестве Н. Ракова занимает инструментальная музыка, в которой композитор широко использует фольклор. Работая в консерватории в течение 58 лет, воспитал ряд известных композиторов, среди которых А. Я. Эшпай, В. И. Мурадели, А. Г. Шнитке, К. Хачатурян,  известный дирижёр А. Жюрайтис, а также написал два больших пособия по оркестровке: "Сборник задач по инструментовке для симфонического оркестра", "Практический курс инструментовки".

«Да, лишних нот быть в партитуре не должно,

Но пропускать их тоже не годится!

А списком всех учеников

Не только Раков-педагог мог бы гордиться!»

- так стихами отметил заслуги своего учителя один из выступающих на юбилейном вечере.

Николай Петрович был весёлым, активным, увлекающимся, разносторонне интересующимся, живым, спортивным человеком. С особой страстью он относился к большому теннису. Он не только любил этот вид спорта, но и добился в нем определенных успехов: в молодости стал «первой ракеткой» консерватории. Зимой Николай Петрович очень любил кататься на коньках, которыми овладел еще в детстве. Увлекался он и лыжами. У него одно время даже появился постоянный спутник - известный дирижёр Г. Рождественский, с которым он уезжал в Сокольники и пропадал на лыжне целый день. Летом лыжи и коньки отправлялись в кладовку, зато им на смену оттуда доставался лодочный парус. Николай Петрович был «парусником». Одно время он со своей супругой (балериной)  снимал дачу на Валдае. Там он под парусом бороздил воды Валдайского озера. Доводилось ходить ему под парусом и в Сартавале, где на Ладожском озере располагался Дом творчества композиторов. Не забывал он это увлечение и в Москве: на Химкинском водохранилище Николай Петрович часто принимал участие в соревнованиях по парусному спорту. Постоянным спутником жизни Николая Петровича был также велосипед...»

За свою жизнь легкий на ногу Николай Петрович немало поездил по белу свету. Впервые анкету туриста, выезжающего в капиталистические страны, он заполнил, когда ему уже пошел шестой десяток. Он был в Англии, Франции, Австрии, Финляндии, Швеции и Норвегии, два раза в Италии. Неоднократно бывал Николай Петрович и в творческих командировках от Союза композиторов СССР - в Венгрии, Югославии и Чехословакии. В странах социалистического лагеря переводились с русского языка его задачники по инструментовке.

В семейном альбоме Николая Петровича немало фотографий, где он запечатлен на реках и озерах России в качестве рыбака, туриста или просто отдыхающего. Есть снимки довоенного времени из Сванетии (Грузия), где небольшая группа молодых людей, взяв с собой палатки, надев рюкзаки и вооружившись ледорубами, отправились в глухой край Грузии покорять горные вершины.

Николай Петрович был человеком общительным. У него было много друзей, и не только среди музыкантов. Помимо музыкального у него был еще и артистический талант. Он был большим мастером на шутки и разные розыгрыши.

Николай Петрович Раков - заслуженный деятель искусств РСФСР (1996) и народный артист СССР (1975).

Ушел из жизни Николай Петрович в 1990 году, и похоронен в Москве.

 

Калужский и московский писатели посвятили свои исследования жизни и творчеству Николая Петровича: Юрий Холопов и Анатолий Цукер:

Холопов Ю. В. Из рода Раковых. — Калуга: Золотая аллея, 2004.

Цукер А.М. Н.П. Раков. Очерк жизни и творчества. — Москва: Сов. композитор, 1979. - 167 с., 9 л. ил.: нот.

Детская школа искусств №1 в Калуге и одна из музыкальных школ в Москве носят имя Николая Петровича Ракова.

Слайд 11.

Серафим Сергеевич Туликов – также наш земляк, родился в Калуге в семье музыкантов. Отчим руководил хором, играл на гармонике, мать пела в этом хоре, была хорошей пианисткой. Благодаря матери он рано познакомился с фортепианной классической музыкой. С 8 лет он начал обучаться игре на фортепиано, а в 12 лет впервые выступил в концерте. Туликов окончил Калужское музыкальное училище и далее поступил учиться в музыкальное училище при Московской консерватории, а затеми  в саму консерваторию. В годы учёбы и после он работал пианистом- концертмейстером в клубах Москвы. Популярность ему принесли патриотические песни, посвящённые Родине, партии, советскому народу. Он удостоен государственной премии СССР (1951) за песни: «Песня о Волге», «Мы за мир», «Лес богатырь». 1-ой премии на III «Международном фестивале молодёжи в Берлине» - за песню «Марш советской молодёжи». Его сюита «Приокские рассветы» 1971 г. посвящена 600- летию Калуги и впервые была исполнена в Калуге в день юбилея. Мелодия песни С. Туликова «Город юности моей» звучит в позывных Калужского радио (Песня «Здравствуй, милая Калуга»).

В Газетном переулке д.13 Москвы на доме, где жил и работал С.Туликов, а также по улице Воронина 22/50 в Калуге открыты памятные доски. Памятник Серафиму Туликову расположен в сквере рядом с Областной филармонией, на Аллее калужских композиторов.

 

Булата Шавловича Окуджаву мы в основном знаем как барда, то есть поэта и композитора собственных песен. Его песни и музыка звучат в кинофильмах, на радио, на школьных литературных вечерах и посиделках взрослых.

В калужский край Булат Окуджава попал случайно. Окончив после войны университет, он в 1950 году отправился к месту своего распределения во Владимир. В город Окуджава приехал поздно ночью. Так как идти ему было некуда, то он решил подождать утра в привокзальном ресторане. По недоразумению его задержала милиция. Утром, когда выяснилось, что Б.Ш.Окуджава задержан напрасно и никакой вины за ним нет, его отпустили.

Но будучи сыном "врага народа" и понимая, что это нелепое происшествие может сказаться на его дальнейшей судьбе, он решил не оставаться во Владимире. По возвращении в Москву он получает другое назначение - в Калужскую область.

Так Булат Шалвович попал в Козельский район и работал учителем в школе на территории Шамординского женского монастыря в 12 верстах от знаменитой Оптиной Пустыни. Свои впечатления об этих событиях он описал в рассказе "Искусство кройки и житья".

Через год он переводится в Калугу, в школу №5, которая когда-то была одной из первых в России женских гимназий. Школа отличалась сильным преподавательским составом. Об одном из учителей - Александре Александровиче Федорове, которого помнят все выпускники, - Б.Ш.Окуджава с уважением писал в Литературной газете. В средней школе №5 он проработал около двух лет.

Дальше Окуджава начинает работать в газете "Молодой ленинец". Там же публикуется несколько его стихотворений. В 1956 году, перед самым отъездом из Калуги, выходит его книга стихов "Лирика".

Уже живя в Москве и работая в "Литературной газете", Булат Шалвович принял участие в сборнике "Тарусские страницы", который создал К.Г.Паустовский. В нём была опубликована повесть "Будь здоров, школяр". В этой повести Окуджава описал свои воспоминания о войне.

Позднее, вспоминая о калужском периоде жизни, Булат Шалвович сказал: "... шесть лет, которые я провёл в Калуге, для меня были главными в моей жизни. Это было моё становление человеческое. Мне это так запомнилось, что я бы, например, тоже с удовольствием пожил бы в Калужской губернии".

До сих пор в Калуге на перекрестке улиц Маршала Жукова и Максима Горького стоит маленький деревянный дом, в котором жил Б.Ш.Окуджава. На нем есть памятная доска.

Памятная доска висит и на школе №5, в которой он работал учителем русского языка и литературы. А в селе Высокиничи Жуковского района ему установлен памятник.

 

Слайд 12.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.076 с.)