Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая психология. Часть 3. General Psychology. Part 3Стр 1 из 4Следующая ⇒
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая психология. Часть 3 General Psychology. Part 3
Язык (и) обучения
русский
Трудоемкость в зачетных единицах: 6
Регистрационный номер рабочей программы: 023097
Раздел 1. Характеристики учебных занятий
Цели и задачи учебных занятий Цели: Дать обучающимся представление об основных психических феноменах, научных понятиях, теориях и проблемах общей психологии регуляторных процессов и личности, прослеживая связи между методологическим, теоретическим и эмпирическим уровнями познания психической активности человека.
Задачи: проследить развитие представлений об эмоциях; представить современные теории эмоций, эмпирические исследования эмоциональных процессов; раскрыть содержание концептов, используемых при описании и анализе компонентов и видов эмоциональных проявлений; дать обзор основных взглядов на сущность воли, показать место волевого акта среди других форм человеческой активности, дать характеристику волевых качеств личности и методов их диагностики; ввести в проблематику психических состояний в психологии, познакомить с видами психических состояний, способами совладания с негативными эмоциональными состояниями и стрессом; представить структурно-функциональный подход к личности как описательной категории; показать подструктуры личности и индивидуально-психологические особенности личности как системы; каким образом знание о личности может объяснить поведение человека; познакомить с методиками исследования особенностей темперамента, характера, спосбностей и направленности личности.
Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)
[023059] Общая психология. Часть 1 [023063] Общая психология. Часть 2
Перечень результатов обучения (learningoutcomes)
Совместно с другими дисциплинами участвует в формировании следующих компетенций:
ПКА-1 Способен осуществлять научное исследование на основе современнойметодологии, использовать ее для постановки и формулирования проблем,гипотез, целей и задач исследования. УКС-5 Способен организовывать деловую коммуникацию, представлять сведения о профессиональной деятельности на языке, понятном неспециалистам, применять современные коммуникативные технологии для академического и профессионального взаимодействия в сферах обязательного использования государственного языка РФ в устной и письменной формах.
Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий При изучении дисциплины предполагается использование активных форм обучения: выступления студентов с докладами на семинарских занятиях, обсуждение в группе вопросов, вынесенных на семинар и возникших в процессе групповой дискуссии.
Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий Организация учебных занятий 2.1.1 Основной курс
2.2. Структура и содержание учебных занятий
Раздел 1: Регуляторные процессы психики: эмоции и воля. Психические состояния. Тема 1. Эмоции. Общее представление об эмоциональной сфере человека. Влияние на эмоциональные проявления индивидных особенностей, жизненного опыта и культурно-исторических условий формирования человека. Эмпирические исследования и основные теории эмоций: трехмерная теория чувствований В.Вундта, «утилитарная» теория У.Кеннона, «периферическая» теория У.Джемса-К.Ланге. Когнитивные теории эмоций: двухфакторная (С.Шахтер), когнитивно-феноменологическая (Р.Лазарус), «информационная» (П.В.Симонов). Эмоция как гештальт (Л.М.Веккер). Дифференциальная теория К.Изарда. Компоненты эмоционального реагирования: импрессивный, физиологический, экспрессивный. Переживание. Его связь со словесным выражением. Алекситимия. Многообразие тесных проявлений эмоций. Участие вегетативной нервной системы в эмоциональном реагировании. Нейропсихология эмоций. Гуморальная регуляция эмоций. Эмоциональная экспрессия. Методы изучения. Факторы, влияющие на эмоциональную экспрессию. Универсальное и культурно-специфическое в выражении эмоций (П.Экман). Структура эмоциональной сферы человека. Эмоциональный тон ощущений. Сравнительные характеристики ощущения и эмоционального тона (по Н.Н.Ланге). Функции, генезис и механизмы эмоционального тона ощущений. Собственно эмоции. Свойства эмоций. Эмоциогенные ситуации (П.Фресс). Функции эмоций: оценка и регуляция поведения. Эмоции и мотивация (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Классификации эмоций (Р.Плутчик, К.Изард, П.Экман, Б.И.Додонов, В.К.Вилюнас). Аффект. Регуляция эмоций. Эмоциональный интеллект (П.Сэловей, Д.Гоулман).
Эмоции и чувства: различия в трактовках (Э.Клапаред, К.Г.Юнг). Чувство как устойчивое эмоциональное отношение (А.Н.Леонтьев). Сравнительная характеристика эмоций и чувств (по Е.П.Ильину). Свойства чувств. Виды. Предметные и мировоззренческие чувства (по С.Л.Рубинштейну). Страсть.
Тема 2. Воля. Основные взгляды на сущность воли. Волюнтаризм в психологии (В.Вундт). У.Джемс о свободе выбора как проявлении воли. Л.С.Выготский о воле как высшей психической функции, механизме произвольного управления поведением, продукте культурного развития человека. Воля как проявление сознательного отношения человека к своим поступкам, выражение направленности личности (С.Л.Рубинштейн). Воля как долженствование (Ш.Н.Чхартишвили). Волевая регуляция как произвольное изменение побуждения к действию: концепция В.А.Иваникова. Место волевого акта среди других форм человеческой активности. Непроизвольные, произвольные и постпроизвольные акты. Произвольно управление и волевое регулирование. Признаки волевых действий. Этапы волевого акта, по Е.П.Ильину: борьба мотивов; инициация действия; волевое усилие. Личность как субъект волевого действия. Характеристики, проявления и механизмы волевого усилия. Волевые качества личности. Их классификация. Методы изучения. Е.П.Ильин о факторах, влияющих на проявление волевых качеств личности. Развитие волевых качеств личности. Тема 1. Темперамент Изменение представлений о биологических основах темперамента. Изменение представлений о психологических составляющих темперамента. Критерии темперамента (В.М. Русалов). Фундаментальные свойства темперамента. 12 аспектов темперамента. Структура темперамента. Концепция функциональных систем поведения П.К. Анохина: общая структура функциональной физиологической и психологической системы, деятельности. Определение темперамента. Методика исследования темперамента (В.М.Русалов). Опросники формально-динамических свойства индивидуальности для детей, подростков, юношества и взрослых (ОФДСИ). Учет особенностей темперамента в практике психолога-консультанта. Соотношение фундаментальных свойств темперамента (эргичность, пластичность, темп, эмоциональность). Тема 2. Характер Соотношение характера и темперамента. Место характера в структуре индивидуальности. Определение характера. Типологии характера. Акцентуации характера. Понятие о психопатии. Критерии психопатии. Методы исследования характера: опросник черт характера (ОЧХ) В.М. Русалова и О Н. Маноловой. Патохарактерологическийдиагностичестический опросник А.Е. Личко. Структура характера. Формирование характера. Учет особенностей характера в практике психолога-консультанта и в судебно-психологической экспертизе.
Тема 3. Способности Содержание понятия "способности". Признаки способностей (Б.М. Теплов). Структура способностей. Общие и специальные способности. Подход В.Д. Шадрикова к проблеме способностей. Способности и познавательные процессы. Когнитивные способности. Задатки, способности, одаренность, гениальность. Способности и интеллект. Творческая одаренность. Методы диагностики. Методическое обеспечение 3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины Рабочая программа дисциплины.
3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы Программа учебной дисциплины. Основная литература к курсу, подробные методические указания для подготовки к семинарским занятиям представлены в рамках соответствующего курса в системе электронного сопровождения учебного процесса BlackBoardLearn (www.bb.spbu.ru).
Кадровое обеспечение Образование и (или) квалификация штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий К проведению занятий должны допускаться преподаватели, имеющие базовое образование или ученую степень (или ученое звание), соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Чтение лекций по курсу рекомендовано доцентам и профессорам кафедры общей психологии со степенью кандидата или доктора психологических наук. Проведение семинарских занятий и оценка индивидуальных заданий по курсу в системе BB возможны ассистентами и старшими преподавателями без степени.
Информационное обеспечение Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая психология. Часть 3 General Psychology. Part 3
Язык (и) обучения
русский
Трудоемкость в зачетных единицах: 6
Регистрационный номер рабочей программы: 023097
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.035 с.) |