Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Гиндукуш в начале второй половины XIX в.
Условно Гиндукуш можно разделить на две части – Дардистан и Кафиристан. Дардистан простирается с севера на юг от Памира до Кохистана на Инде и с запада на восток от Афганистана до Балтистана.[36] Жителей этой территории прозвали дардами с древнейших времён соседние народы. Это название упоминается ещё у Геродота. Сами жители края так себя не называли и вообще не имели общего самоназвания, по крайней мере на момент “открытия” Дардистана европейцами.[37] Языки, на которых говорила и поныне говорит большая часть народов Дардистана, лингвисты назвали “дардскими”. [38] Лейтнер[39] и Дюранд[40] отнесли к дардам буришей. Хотя они исходили из принадлежности их языка к индоиранским (как мы теперь знаем, язык бурушаски изолят)[41], отнесение буришей к дардам представляется нам верным с этнографической точки зрения, так как народы Дардистана имеют общую материальную и духовную культуру. [42] Центром Дардистана являлся Гилгит. Там сходились реки сообщения со всего Дардистана. В древности этот город был столицей государства Патола Шахи, с которым связаны знаменитые гилгитские рукописи.[43] К началу XIX в. город и окрестности образовывали небольшое Гилгитское княжество, которое ко второй половине столетия окончательно потеряло самостоятельность и стало переходящей из рук в руки добычей соседей. [44]Лейтнер сообщает, что в Гилгите был рынок, куда стекались товары не только с Дардистана, но и из Кашмира и Балтистана. Также там производили ружья.[45] К востоку от Гилгита, за пределами Гиндукуша, находился Балтистан (Балтиюл), или Малый Тибет. К юго-востоку от Гилгита находилось княжество Астор. Брахма Сингх считает его частью исторического Балтистана. [46]Правители Астора происходили из боковой ветви балтистанской династии Макпонов. [47]Дюранд сообщает, что в Асторе находился рынок местного значения. [48] Восточнее Астора и южнее Гилгита располагались, как выразился Дюранд, “республики” долины Инда[49]. Эта территория, также известная как Ягестан (“страна свободных”)[50], или Кохистан (“горная страна”), не контролировалась никаким государством, а её жители занимались разбоем. Помимо северо-западная часть Кохистана называлась Шинака или Шинкари и была населена шинами[51], а Кохистан на Инде, находившийся к востоку был населён родственными по языку и культуре народпми [52]Жители области Тангир, платили дань мехтару Читрала.
К северу от Гилгита находились княжества-близнецы Хунза и Нагар. Правящие династии княжеств – Аяшо и Моглоте – являлись боковыми ветвями гилгитских Траханов.[53] Северную Хунзу, или Гуджал, населял ираноязычный народ ваханцев, пришедший с Памира.[54] Западнее Хунзы, Нагара и Гилгита, находилось княжество Вершгум[55], или Ясин, а западнее Ясина – Читрал. Правители обоих княжеств принадлежали к Тимуридам и их династии – ясинские Хушвакты и читральские Каторы – происходили от братьев.[56] Ясин состоял из долины Ясин, а также обширной территории под названием Кухи Гизер.[57] Столица княжества Читрал, город Читрал был третьим в Дардистане, где имелся рынок.[58] В Читрале производили артиллерию и огнестрельное оружие.[59] Правители Ясина и Читрала именовались мехтарами (“старший” на персидском), правители Гилгита именовались ра (от “раджа”)[60], в Хунзе и Нагаре правителей именовали там (Дюранд предполагает происхождение титула от китайского “тан”).[61] Дардистан населяли три основных народа: кхо, или читральцы (основное население Читрала), шины и буриши (или, как называли их шины, йешкуны). [62]Шины и буриши жили чересполосно по всему Гиндукушу, но в Читрале они не проживали, если не считать небольшого анклава шинов на юге княжества. [63]Во всех княжествах, кроме Хунзы и Нагара, шины являлись привилегированным слоем населения[64], и буриши усвоили шинский язык (шина). [65]Несколько упрощая картину, можно сказать, что на этих территориях они вошли в состав шинов в качестве касты йешкун.[66] Такими же кастами в составе шинов являлись крамины и дом. О происхождении краминов ничего не известно, а дом являлись ветвью цыган и прибыли из Индии. В Хунзе они сохранили язык.[67] В Хунзе, Нагаре, а также в долине Ясин (в княжестве Ясин) сохранили свой язык буриши. [68]На бурушаски говорила и знать[69]. В Ясине знать говорила на читральском. [70] В XIX в. народы Дардистана в большинстве своём формально исповедовали суннитский и шиитский ислам. Везде, кроме Кохистана, преобладали шииты. [71]Шиитский ислам был представлен как иснаашритским, так и исмаилитским направлениями.[72] Однако они сохраняли местную культуру, восходящую к доисламским и даже доиндоевропейским временам.[73] Дарды пили вино и пиво, что было запрещено исламом. Лейтнер сообщает, что пивные дрожжи экспортировались из Ладакха в Гилгит.[74] У буришей в Хунзе, по сообщению Дюранда, практиковался обычай предоставлять жену на ночь гостю и доброжелательное отношение мужчин к вниманию монарха к их родственницам.[75] Йеттмар пишет, что в старые времена у шинов существовали оргиастические обряды, а у буришей успешные воины имели право на связь с любой женщиной села.[76] У шинов и буришей доисламские божества почитались наряду с Аллахом, но постепенно вытеснялись исламом.[77] Кхо на момент прибытия европейцев не соблюдали такие обычаи.[78] Однако они разделяли с остальными дардами веру в пари, или рачи – горных фей [79] У дардов также повсеместно практиковался шаманизм.[80]
Внутреннее устройство княжеств было примерно одинаковым, и зиждилось на взаимодействии государственных чиновников и родовой знати. Большая часть населения княжеств (2/3) не владела землёй и не имела права носить оружие.[81]Дардам было известно рабство. [82]На юге государственной власти не существовало, и селения управлялись старейшинами. [83] К западу от Читрала находился Кафиристан, или “страна неверных”. Её географические рамки на конец XIX в. можно определить лишь примерно: С юга Кафиристан был ограничен долиной Кунара, с севера – Бадахшаном, с запада – Лагманом, с востока – Читралом. [84] Кафиры в основном говорили на т.н. кафирских, или нуристанских языках арийской ветви индоевропейской языковой семьи. [85]Ряд кафирских племён, включая читральских калашей, были дардоязычными. Кафирские племена исповедовали народную религию арийского происхождения с вкраплениями местных верований, которые напоминали доисламскую религию Дардистана.[86]На востоке Кафиристан переходил в Читрал. В южном Читрале жило дардоязычное племя калашей..Калаши считались читральскими подданными и платили дань. [87]К северо-западу от калашей жили воинственные племена долины Башгал: ката, кам, кшто и мумо. [88]Башгальские ката платили дань Читралу, но считались независимыми. [89]Жители Башгала также приходили в Читрал обменивать на рынке произведённые ими товары. [90]Западнее Башгала находится долина Парун, которую населяло племя васи.[91] К югу от Паруна находится Калашум или Вайгал. Его населяли вайгальские калаши. [92]Не смотря на то, что они имели общее название с калашами Читрала, это разные народы. [93]Рядом с ними проживало племя ашкуну.[94]К востоку от Паруна жили ката, то же племя, что и на западе. [95]Часть племён Кафиристана занимала несколько долин Лагмана и Кунара (точную границу определить невозможно).[96] Кафирские племена были окружены мусульманами, и часть кафирских деревень были мусульманскими анклавами уже в XIX в. [97]Ближайший пояс мусульман на юге составляли обращённые ранее кафиры, “нимча”, и они сочетали ислам с народной религией.[98] К ним относились народы пашаи, гавары, дарды Кунара а также дамельцы Южного Читрала.[99] С экономической точки зрения Дардистан был нищим: Дюранд заявляет о существовании лишь трёх рынков во всём крае – в Гилгите, Асторе и Читрале. [100]Дороги находились в ужасном состоянии, зачастую их было опасно преодолевать верхом. Громбчевский упоминает т.н. “балконы” - настилы с основанием из вбитых в скалу брёвен, которые продолжали обрывающиеся серпантины. [101]Полезные ископаемые кроме речного золота не добывались. Настоящей бедой Дардистана было малоземелье: для пастбищ, полей, садов и огородов употреблялись любые сколь-либо пригодные для обработки участки. [102]Укреплённые селения строили на голых склонах гор, что давало утилизировать как можно большее количество земли. [103]Внешняя торговля в некоторых княжествах едва ли не полностью отсутствовала: так, Хунза жила за счёт собственных ресурсов и грабежей караванов на Памире и жителей соседнего Нагара. Единственной статьёй дохода от внешней торговли была продажа рабов. Ради наживы правители княжеств обращали в рабство собственных подданных, особенно этим отличилась Хунза. Правда Дюранд говорит о существовании такого обычая и в Читрале и Ясине.
Кафиры страдали от малоземелья меньше[104], но были поглощены межплеменными войнами и борьбой с мусульманами-пуштунами на юге. В Кафиристане не существовало рынков, племена имели иные механизмы распределения ресурсов. [105]Тем не менее, кафиры торговали в Бадахшане и Читрале. Как и дарды, кафиры имели рабов и торговали пленниками.[106] Гиндукуш представлял собой лоскутное одеяло из разных народов, княжеств и самоуправляемых общин. Не смотря на господство в Дардистане различных конфессий ислама, простой народ был далёк от ортодоксии. Практически полное отсутствие рынков и местной валюты в сочетании с малоземельем, высокогорным ландшафтом и плачевным состоянием путей сообщения лишали Гиндукуш возможности быть объектом какого-либо экономического интереса. Очевидно, что лишь политический интерес мог привлечь Британскую Империю В Гиндукуш.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.190.147 (0.011 с.) |