Глава 1.  Гиндукуш в начале второй половины XIX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1.  Гиндукуш в начале второй половины XIX в.



Условно Гиндукуш можно разделить на две части – Дардистан и Кафиристан. Дардистан простирается с севера на юг от Памира до Кохистана на Инде и с запада на восток от Афганистана до Балтистана.[36] Жителей этой территории прозвали дардами с древнейших времён соседние народы. Это название упоминается ещё у Геродота. Сами жители края так себя не называли и вообще не имели общего самоназвания, по крайней мере на момент “открытия” Дардистана европейцами.[37] Языки, на которых говорила и поныне говорит большая часть народов Дардистана, лингвисты назвали “дардскими”. [38] Лейтнер[39] и Дюранд[40] отнесли к дардам  буришей. Хотя они исходили из принадлежности их языка к индоиранским (как мы теперь знаем, язык бурушаски изолят)[41], отнесение буришей к дардам представляется нам верным с этнографической точки зрения, так как народы Дардистана имеют общую материальную и духовную культуру. [42]

Центром Дардистана являлся Гилгит. Там сходились реки сообщения со всего Дардистана. В древности этот город был столицей государства Патола Шахи, с которым связаны знаменитые гилгитские рукописи.[43] К началу XIX в. город и окрестности образовывали небольшое Гилгитское княжество, которое ко второй половине столетия окончательно потеряло самостоятельность и стало переходящей из рук в руки добычей соседей. [44]Лейтнер сообщает, что в Гилгите был рынок, куда стекались товары не только с Дардистана, но и из Кашмира и Балтистана. Также там производили ружья.[45] К востоку от Гилгита, за пределами Гиндукуша, находился Балтистан (Балтиюл), или Малый Тибет.

К юго-востоку от Гилгита находилось княжество Астор. Брахма Сингх считает его частью исторического Балтистана. [46]Правители Астора происходили из боковой ветви балтистанской династии Макпонов. [47]Дюранд сообщает, что в Асторе находился рынок местного значения. [48]

Восточнее Астора и южнее Гилгита располагались, как выразился Дюранд, “республики” долины Инда[49]. Эта территория, также известная как Ягестан (“страна свободных”)[50], или Кохистан (“горная страна”), не контролировалась никаким государством, а её жители занимались разбоем. Помимо северо-западная часть  Кохистана называлась Шинака или Шинкари и была населена шинами[51], а Кохистан на Инде, находившийся к востоку был населён родственными по языку и культуре народпми [52]Жители области Тангир, платили дань мехтару Читрала.

К северу от Гилгита находились княжества-близнецы Хунза и Нагар. Правящие династии княжеств – Аяшо и Моглоте – являлись боковыми ветвями гилгитских Траханов.[53] Северную Хунзу, или Гуджал, населял ираноязычный народ ваханцев, пришедший с Памира.[54]

Западнее Хунзы, Нагара и Гилгита, находилось княжество Вершгум[55], или Ясин, а западнее Ясина – Читрал. Правители обоих княжеств принадлежали к Тимуридам и их династии – ясинские Хушвакты и читральские Каторы – происходили от братьев.[56] Ясин состоял из долины Ясин, а также обширной территории под названием Кухи Гизер.[57] Столица княжества Читрал, город Читрал был третьим в Дардистане, где имелся рынок.[58] В Читрале производили артиллерию и огнестрельное оружие.[59]

Правители Ясина и Читрала именовались мехтарами (“старший” на персидском), правители Гилгита именовались ра (от “раджа”)[60], в Хунзе и Нагаре правителей именовали там (Дюранд предполагает происхождение титула от китайского “тан”).[61]

Дардистан населяли три основных народа: кхо, или читральцы (основное население Читрала), шины и буриши (или, как называли их шины, йешкуны). [62]Шины и буриши жили чересполосно по всему Гиндукушу, но в Читрале они не проживали, если не считать небольшого анклава шинов на юге княжества. [63]Во всех княжествах, кроме Хунзы и Нагара, шины являлись привилегированным слоем населения[64], и буриши усвоили шинский язык (шина). [65]Несколько упрощая картину, можно сказать, что на этих территориях они вошли в состав шинов в качестве касты йешкун.[66] Такими же кастами в составе шинов являлись крамины и дом. О происхождении краминов ничего не известно,  а дом являлись ветвью цыган и прибыли из Индии. В Хунзе они сохранили язык.[67] В Хунзе, Нагаре, а также в долине Ясин (в княжестве Ясин) сохранили свой язык буриши. [68]На бурушаски говорила и знать[69]. В Ясине знать говорила на читральском. [70]

В XIX в. народы Дардистана в большинстве своём формально исповедовали суннитский и шиитский ислам. Везде, кроме Кохистана, преобладали шииты. [71]Шиитский ислам был представлен как иснаашритским, так и исмаилитским направлениями.[72] Однако они сохраняли местную культуру, восходящую к доисламским и даже доиндоевропейским временам.[73] Дарды пили вино и пиво, что было запрещено исламом. Лейтнер сообщает, что пивные дрожжи экспортировались из Ладакха в Гилгит.[74] У буришей в Хунзе, по сообщению Дюранда, практиковался обычай предоставлять жену на ночь гостю и доброжелательное отношение мужчин к вниманию монарха к их родственницам.[75] Йеттмар пишет, что в старые времена у шинов существовали оргиастические обряды, а у буришей успешные воины имели право на связь с любой женщиной села.[76] У шинов и буришей доисламские божества почитались наряду с Аллахом, но постепенно вытеснялись исламом.[77] Кхо на момент прибытия европейцев не соблюдали такие обычаи.[78] Однако они  разделяли с остальными дардами веру в пари, или рачи – горных фей [79] У дардов также повсеместно практиковался шаманизм.[80]

Внутреннее устройство княжеств было примерно одинаковым, и зиждилось на взаимодействии государственных чиновников и родовой знати. Большая часть населения княжеств (2/3) не владела землёй и не имела права носить оружие.[81]Дардам было известно рабство. [82]На юге государственной власти не существовало, и селения управлялись старейшинами. [83]

 К западу от Читрала находился Кафиристан, или “страна неверных”. Её географические рамки на конец XIX в. можно определить лишь примерно: С юга Кафиристан был ограничен долиной Кунара, с севера – Бадахшаном, с запада – Лагманом, с востока – Читралом. [84]

Кафиры в основном говорили на т.н. кафирских, или нуристанских языках арийской ветви индоевропейской языковой семьи. [85]Ряд кафирских племён, включая читральских калашей, были дардоязычными. Кафирские племена исповедовали народную религию арийского происхождения с вкраплениями местных верований, которые напоминали доисламскую религию Дардистана.[86]На востоке Кафиристан переходил в Читрал. В южном Читрале жило дардоязычное племя калашей..Калаши считались читральскими подданными и платили дань. [87]К северо-западу от калашей жили воинственные племена долины Башгал: ката, кам, кшто и мумо. [88]Башгальские ката платили дань Читралу, но считались независимыми. [89]Жители Башгала также приходили в Читрал обменивать на рынке произведённые ими товары. [90]Западнее Башгала находится долина Парун, которую населяло племя васи.[91] К югу от Паруна находится Калашум или Вайгал. Его населяли вайгальские калаши. [92]Не смотря на то, что они имели общее название с калашами Читрала, это разные народы. [93]Рядом с ними проживало племя ашкуну.[94]К востоку от Паруна жили ката, то же племя, что и на западе. [95]Часть племён Кафиристана занимала несколько долин Лагмана и Кунара (точную границу определить невозможно).[96]

Кафирские племена были окружены мусульманами, и часть кафирских деревень были мусульманскими анклавами уже в XIX в. [97]Ближайший пояс мусульман на юге составляли обращённые ранее кафиры, “нимча”, и они сочетали ислам с народной религией.[98] К ним относились народы пашаи, гавары, дарды Кунара а также дамельцы Южного Читрала.[99]

С экономической точки зрения Дардистан был нищим: Дюранд заявляет о существовании лишь трёх рынков во всём крае – в Гилгите, Асторе и Читрале. [100]Дороги  находились в ужасном состоянии, зачастую их было опасно преодолевать верхом. Громбчевский упоминает т.н. “балконы” - настилы с основанием из вбитых в скалу брёвен, которые продолжали обрывающиеся серпантины. [101]Полезные ископаемые кроме речного золота не добывались. Настоящей бедой Дардистана было малоземелье: для пастбищ, полей, садов и огородов употреблялись любые сколь-либо пригодные для обработки участки. [102]Укреплённые селения строили на голых склонах гор, что давало утилизировать как можно большее количество земли. [103]Внешняя торговля в некоторых княжествах едва ли не полностью отсутствовала: так, Хунза жила за счёт собственных ресурсов и грабежей караванов на Памире и жителей соседнего Нагара. Единственной статьёй дохода от внешней торговли была продажа рабов. Ради наживы правители княжеств обращали в рабство собственных подданных, особенно этим отличилась Хунза. Правда Дюранд говорит о существовании такого обычая и в Читрале и Ясине.

Кафиры страдали от малоземелья меньше[104], но были поглощены межплеменными войнами и борьбой с мусульманами-пуштунами на юге. В Кафиристане не существовало рынков, племена имели иные механизмы распределения ресурсов. [105]Тем не менее, кафиры торговали в Бадахшане и Читрале. Как и дарды, кафиры имели рабов и торговали пленниками.[106]

Гиндукуш представлял собой лоскутное одеяло из разных народов, княжеств и самоуправляемых общин. Не смотря на господство в Дардистане различных конфессий ислама, простой народ был далёк от ортодоксии. Практически полное отсутствие рынков и местной валюты в сочетании с малоземельем, высокогорным ландшафтом и плачевным состоянием путей сообщения лишали Гиндукуш возможности быть объектом какого-либо экономического интереса.

Очевидно, что лишь политический интерес мог привлечь Британскую Империю

В Гиндукуш.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.190.147 (0.011 с.)