Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет «Безопасность жизнедеятельности».
Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» начнем с названия, которое составляют два слова «безопасность» и «жизнедеятельность». Сначала рассмотрим термин «жизнедеятельность». Хотя понятие жизнедеятельности существовало с начала существования человечества, сам термин«жизнедеятельность» сравнительно новый. Это понятие появилось с появлением пило-тированной космонавтики, но сейчас он все шире используется во всех сферах: мы говорим о жизнедеятельности села, города, района, даже о жизнедеятельности микроорганизмов, хотя это, как будет видно из дальнейшего текста, не совсем правильно. «Жизнедеятельность» состоит из двух слов - «жизнь» и «деятельность», поэтому выясним сначала содержание каждого из них. "Жизнь - это одна из форм существования материи, которую отличает от других способность к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего строения и функций, разным формам движения, возможность приспособления к среде и наличие обмена веществ и реакции на раздражение. Жизнь является высшей формой существования материи по сравнению с другими физической, химической, энергетической и т.п.. Неотъемлемым свойством всего живого является активность. «Все живые существа должны действовать или же погибнуть. Мышь должна находиться в состоянии движения, птица летать, рыба плавать и даже растение должно рости» (Селье Г. От мечты к открытию. М., 1987. - С. 32). Итак, активность является свойством всего живого, т.е. термин «жизнь» уже в определенной степени предусматривает активную деятельность. Деятельность является специфически человеческой формой активности, необходимым условием существования человеческого общества, содержание которой состоит в целесообразном изменении и превращении в интересах человека окружающей среды. Человеческая активность имеет особенность, которая отличает ее от активности остальных живых организмов и существ. Эта особенность заключается в том, что человек не только приспосабливается к окружающей среде, а и трансформирует ее для удовлетворения собственных нужд, активно взаимодействует с ней, благодаря чему и достигает сознательно поставленную цель, возникшую вследствие проявления у него определенной потребности.
Как элемент природы и звено в глобальной экологической системе человек ощущает на себе влияние законов природного мира. Вместе с тем благодаря своей деятельности, которая объединяет ее биологическую, социальную и духовно-культурную сущности, человек сам влияет на природу, изменяя и приспосабливая ее согласно законам общественного развития для удовлетворения своих материальных и духовных нужд. Итак, под жизнедеятельностью понимается свойство человека не просто действовать в жизненной среде, которая его окружает, а процесс сбалансированного существования и самореализации индивида, группы людей, общества и человечества вообще в единстве их жизненных нужд и возможностей. Перейдем к определению термина «безопасность». Очень часто можно встретить определение безопасности как «такое состояние любого объекта, в котором ему не угрожает опасность». Но подобное определение не может нас удовлетворить полностью, поскольку такое понимание безопасности лишь указывает на отсутствие источника опасности, т.е. оно может характеризовать какую-либо идеальную ситуацию, в которой безопасность выступает как желательная, но недосягаемая цель. Безопасность лучше определить как состояние деятельности, в котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или же отсутствуюет чрезвычайная опасность. И это определение, как и предыдущее, содержит термин «опасность», который сам нуждается в определении. В специальной литературе можно встретить такие определения: • опасность - отрицательное свойство живой и неживой материи, которое способно служить причиной вреда самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям; • опасность - это условие или ситуация, существующая в окружающей среде и способная привести к нежелательному освобождению энергии, которая может послужить причиной физического вреда, ранения и /или повреждения. ГСТУ 2293-99 определяет термин «безопасность» как состояние защищенности особы и общества от риска нанесения вреда. В этом определении понятия «безопасность» присутствуюет термин «риск». Риск возник-новения аварий, повреждений или выхода из строя простых технических устройств определить не очень сложно. Для сложных же технических систем, а тем более для человека или общества риск - это категория, которая имеет большое количество индивидуальных признаков и характе-ристик, и математически точно определить его чрезвычайно сложно, а иногда невозможно. В таких случаях риск может быть оценен лишь благодаря экспертной оценке. Поэтому приведем еще одно определение безопасности, которое мы и будем использовать в дальнейшем.
Безопасность - это сбалансированное, по экспертной оценке, состояние человека, социума, государства, природных, антропогенных систем и т.п. Безопасность человека - это понятие, которое отображает саму суть человеческой жизни, ее ментальные, социальные и духовные достояния. Безопасность человека неотъемлемая составная характеристика стратегического направления человечества, которое определено ООН как «постоянное человеческое развитие», такое развитие, которое ведет не только к экономи-ческому, а и к социальному, культурному, духовному росту, которое оказывает содействие гуманизации менталитета граждан и обогащению положительного общечеловеческого опыта. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это область знаний и научно-практическая деятельность, направленная на изучение общих закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий их влияния на организм человека, основ защиты здоровья и жизни человека и среды его проживания от опасностей, а также на разработку и реализацию соответствующих средств и мероприятий по созданию и поддержке здоровых и безопасных условий жизни и деятельности человека как в повседневных условиях быта и производства, так и в условиях чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи предмета. Задачи дисциплины “Безопасность жизнедеятельности” состоят в том, чтобы научить студентов: - идентифицировать потенциальные опасности, т.е. распознавать вид, определять величину и вероятность их проявления; - определять опасные, вредные и поражающие факторы, которые порождаются источниками этих опасностей; - прогнозировать возможность и последствия влияния опасных и вредных факторов на организм человека; - использовать нормативно-правовую базу защиты личности и окружающей среды; - разрабатывать мероприятия и применять средства защиты от действия опасных, вредных и поражающих факторов; - предотвращать возникновение чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения принимать адекватные решения и выполнять действия, направленные на их ликвидацию; - использовать в своей практической деятельности общественно-политические, социально-экономические, правовые, технические, природоохранные, медико-профилактические и обра-зовательно-воспитательные мероприятия, направленные на обеспечение здоровых и безопасных условий существования человека в современной окружающей среде. Объектом изучения БЖД как науки является человек и человеческое сообщество, окружающая его среда, процесс взаимодействия человека с окружающей средой (т.е. жизнедеятельностью) и опасности, которые при этом возникают.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.007 с.) |