Права детей по Гражданскому кодексу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Права детей по Гражданскому кодексу.



КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Использование электронного продукта "права детей" в формировании правовой компетенции младших школьников»

 

 

Выполнил:

студентка НК-3гр.

Насонова Елена

Проверил:

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы правового воспитания младших школьников

1.1 Разработка теории правового воспитания и образования на современном этапе.

1.2 Понятие и значение правового воспитания школьников.

1.3 Возрастные особенности формирования правового сознания младших школьников.

1.4 Цель, задачи, содержание и условия воспитания правосознания школьников.

1.5 Система работы учителя по формированию правовых знаний учащихся.

Глава 2. Права детей, закрепленные в международных документах.

Заключение

Список используемой литературы

 

Актуальность. За последние годы в России произошли значительные изменения в оценке роли и места права в обществе, права и свободы человека утверждаются как высшая ценность, укрепляется отношение к праву как механизму бесконфликтной реализации своих интересов. Без глубоких правовых знаний невозможно активное участие людей в рыночной экономике, политической жизни.

Современная школа призвана готовить учащихся к ответственной, осмысленной жизни и деятельности в правовом, демократическом обществе. Это требование приобретает особую значимость на начальной ступени обучения, поскольку именно в ней создаются условия для знакомства школьников с основными правами и обязанностями, возможностями их реализации в рамках закона.

ООН и ЮНЕСКО неоднократно обращались к педагогам всех стран с призывом сделать школу центром воспитания в духе ненасилия, мира, взаимопонимания между народами, прав человека и толерантности. Консультативная Ассамблея Совета Европы в 1983 году и Комитет Министров Совета Европы в 1985г. рекомендовали правительствам государств-членов поощрять преподавание прав человека с учетом национальной системы образования и законодательной системы.

Этому способствовала и принятая Генеральной Ассамблеей Всеобщая декларация прав человека (1948), в преамбуле которой записано: «Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества постоянно имел в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод.».

Конвенция о правах ребенка», принятая ООН в 1989г., провозглашает, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в уставе ООН, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Статья 42 «Конвенции о правах ребенка» гласит: «Государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей».

Таким образом, законодательные документы подчеркивают, что в содержание образования необходимо включать знания о правах человека, правах ребенка.

Конституция РСФСР провозгласила Россию правовым государством, это означает господство права в общественной и политической жизни страны, признает права и свободы человека высшей ценностью.

В российском законодательстве уже заложены определенные предпосылки, способствующие созданию правовых и социальных условий решения проблемы правового образования младших школьников. В законе Российской Федерации «Об образовании» подчеркивается, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, укрепление и совершенствование правового государства.

Возрастающее значение правового образования в России отражено в ряде действующих нормативных документов федерального значения, определяющих образовательную политику РФ: Национальной доктрине образования в РФ, Федеральной программе развития образования на 2000 -2005 г., Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Анализ содержания правового образования младших школьников в современной общеобразовательной школе позволяет говорить о различных моделях пропедевтики правового образования. Для начальной школы апробирован и утвержден Министерством образования лишь один учебно-методический комплект по изучению Всеобщей декларации прав человека (авторы Антонов В. В., Каширцева Е. Г., Шабельник Е. С., Шнекендорф 3. К.), в котором предлагается изучение прав человека на материале иллюстраций произведений художественной литературы.

Анализ существующей системы правового образования свидетельствует о том, что проблема формирования правовой культуры у младших школьников недостаточно разработана, хотя именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования потребности в правовых знаниях, позитивного отношения к праву, а также правового поведения. Причину такого явления, очевидно, следует искать в том, что до настоящего времени в учебных планах начальной школы отсутствуют специально отведенные часы на изучение правовых курсов, недостаточен выбор правовых курсов для младших школьников, а также отсутствуют специально подготовленные кадры.

Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы и результаты констатирующего эксперимента, проведенного в рамках данного исследования, показывают, что до настоящего времени не проводилось специальных исследований по правовому образованию младших школьников, не были выявлены особенности формирования правовой культуры учащихся начальных классов, недостаточно разработана методика преподавания курсов по изучению прав человека для младших школьников, не ясны педагогические условия правового образования учащихся начальной школы.

Таким образом, с одной стороны, существует объективная необходимость правового образования младших школьников с учетом новых социально-экономических условий, а с другой - имеет место недостаточная разработанность данной проблемы в рамках учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.

Это противоречие и обусловило выбор темы моего исследования: «Использование электронного продукта "права детей" в формировании правовой компетенции младших школьников».

Цель – обосновать эффективность формирования правововой компетенции младшего школьника с помощью использования электронного продукта «права детей»

Задачи:

– Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью её теоретического обоснования

– Описать методическую разработку мероприятия по воспитанию правовой культуры обучающихся «Права ребенка», предназначенную для детей 1 класса.

Объект – процесс правового воспитания младших школьников

Предмет – формирование правововой компетенции младших школьников как основа становления его личности.

Гипотеза. Правовое образование младших школьников будет протекать успешно и способствовать формированию правовой культуры при использовании электронного продукта «права детей», а так же при соблюдении следующих педагогических условий: формирование у младших школьников потребности в правовых знаниях и овладение этими знаниями; обеспечение группового взаимодействия в процессе правового образования младших школьников; реализация деятельностного подхода при осуществлении правового образования в начальной школе.

 

 

 

 

Введение

 

Создание правового государства и формирование гражданского общества как его основы является целью большинства стран в современном мире.

На Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях». (апрель, 2010) в которой приняли участие представители образовательных учреждений и научных организаций, государственных органов управления и общественных организаций, отмечены важность роли права в социализации учащихся и неудовлетворительный уровень правового просвещения в российских школах.

В мае 2011 г. Президент Российской Федерации Д. Медведев утвердил Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Особое внимание в этом документе, уделяется формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения.

Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребёнок находится под защитой закона, его особый статус закреплён во Всеобщей декларации прав человека (1948), Декларации прав ребёнка (1959) и Международной Конвенции о правах ребёнка (1989). Взаимодействие права и ребёнка осуществляется, через родителей и педагогов. В условиях семейного и школьного воспитания ребёнок усваивает привычки право послушного (согласующегося с нормами права) поведения, основные знания о нравственных и правовых нормах, а также первичные навыки социальной деятельности

Правовое образование – это целенаправленный процесс правового воспитания и обучения, целью которого является формирование правовой культуры школьников, включающее в себя правомерное поведение, базирующееся на развитом правосознании.

Правосознание представляет собой теоретически усвоенные правовые знания, сформированные правовые эмоции, убеждения и правовые ориентации на определенный способ правомерного поведения. Развитие информационно-правовой грамотности человека, его способности ориентироваться в правовой ситуации, принимать правильные решения в соответствии с законом является основным содержанием правовой культуры личности.

Михаил Федотов, глава совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека считает, что стране нужны молодые люди с высоким уровнем гражданственности и правовой культуры, которая должна формироваться с первого класса. Важно, чтобы вся система школьного образования была пронизана идеями уважения прав человека. Многие школьники имеют смутное представление о правах. Они должны знать не только свои детские права, но и те, которые им пригодятся во взрослой жизни».

Знание правовых норм само по себе не может предопределить правомерность поведения, это лишь шаг к формированию правосознания. Именно в этом возрасте закладываются не только основы знаний, но и формируются нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности.

Исследования показали, что значительная часть школьников практически не знакома с содержанием правовых документов, слабо представляет правовую систему государства, совершенно безграмотна в области отправления своих прав и обязанностей как субъектов правоотношений, складывающихся в обществе.

Большую работу по распространению знаний о правах человека, правах ребенка ведет Центр по правам человека ООН (г. Женева). Здесь были изданы: пособие «АБВ: преподавание прав человека. Практическая деятельность в начальной школе»

Достаточно активная работа в указанном направлении разворачивается и в России, где еще в начале 1990-х гг. в качестве учебника и рабочей тетради для начальных классов был утвержден комплект из двух книг: «Ваши права!» и «Права на всякий случай» (Е. Шабельник, Е. Каширцева). Позже появились учебник для начальных классов «Права ребенка» (Е. Шабельник), рабочая тетрадь «Изучаем права человека» (В. Антонов), «Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых» (в пересказе А. Усачева), «Азбука прав человека» и программа спецкурса «Права ребенка». Благодаря внедрению этой программы в Волгограде школьники начинают знакомиться со своими правами с 1-го класса, поскольку специальный курс «Азбука права» включен в учебный план начальной школы.

Интересен опыт Кемеровской области, где в 2001 г. вышло красочно оформленное издание под названием «Права ребенка и обязанности государства». Книга для первоклассников и их родителей.

Все вышеизложенное определило актуальность темы, что позволило обратиться к ее исследованию.

 

Глава 1. Теоретические основы правового воспитания младших школьников

1.2  Разработка теории правового воспитания и образования на современном этапе.

Термин «Правовое воспитание» появился в 20 веке, но всегда право считалось важным элементом воспитания. С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и А.С. Макаренко в своей практической деятельности знакомили учащихся с вопросами правосознания. Однако длительный период Правовое воспитание сводилось фактически к правовому просвещению в рамках изучения Конституции СССР.

Психолого-педагогические исследования, проводимые с 70-х гг. в области Правовое воспитание (Д.С. Яковлева и др.), показали, что достичь в школьном возрасте развитого правового сознания не представляется возможным. Поэтому ряд специалистов считает, что основные задачи правового воспитания – давать представление о правовых нормах и стимулировать деятельность учащихся в этом направлении, способствуя накоплению позитивного опыта.

Большое значение в развитии проблемы правовой культуры в качестве самостоятельного социологического понятия имеют исследования юристов А.И. Долговой, В.И. Каминской, А.Р. Ратинова. Теоретическое определение правового сознания как результата целенаправленного правового воспитания дали в своих работах В.Н. Кудрявцев, Е.А. Лукашева, Л.М. Корниенко, его структуру рассматривают в своих работах А.В. Мицкевич, Н.Я. Соколов. Анализ особенностей правосознания отдельных категорий молодежи дается в работах А.И. Долговой.

Существенный вклад в решение проблем правового воспитания внесли юристы-педагоги. Непосредственно содержанию и организации процесса правового воспитания как социально-педагогической проблемы посвящены работы И.Ф. Рябко. Теоретические основы педагогической системы правового воспитания учащихся молодежи рассматривает Г.П. Давыдов. Важное место принадлежит работам А.Ф. Никитина, о формировании социально-правового опыта учащихся в целостном учебно-воспитательном процессе. Более частные проблемы, связанные с механизмом осознания и усвоения правовых норм учащимися, особенностями правовоспитательной деятельности рассматриваются в работах В.А. Балюк, В.Г. Подзолкова.

Таким образом, разработка теории правового воспитания и образования на современном этапе играет важную роль, так как правовое воспитание и образование очень важно в обществе.

1.2 Понятие и значение правового воспитания школьников.

Правовое образование – это целенаправленный процесс правового воспитания и обучения, целью которого является формирование правовой культуры школьников, включающее в себя правомерное поведение, базирующееся на развитом правосознании.

Правовое воспитание является составной частью единого процесса комплексного воспитания.

Правовое воспитание – это формирование правового сознания и поведения юного гражданина, которое определяется характером и политикой государства и тесно связано с гражданским воспитанием.

Правовая норма – идеальная модель должного поведения человека в обществе. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребёнок находится под защитой закона, его особый статус закреплён во Всеобщей декларации прав человека (1948), Декларации прав ребёнка (1959) и Международной Конвенции о правах ребёнка (1989). Взаимодействие права и ребёнка осуществляется, через родителей и педагогов. В условиях семейного и школьного воспитания ребёнок усваивает привычки право послушного (согласующегося с нормами права) поведения, основные знания о нравственных и правовых нормах, а также первичные навыки социальной деятельности.

Правосознание представляет собой теоретически усвоенные правовые знания, сформированные правовые эмоции, убеждения и правовые ориентации на определенный способ правомерного поведения. Развитие информационно-правовой грамотности человека, его способности ориентироваться в правовой ситуации, принимать правильные решения в соответствии с законом является основным содержанием правовой культуры личности.

Исследования показали, что значительная часть школьников практически не знакома с содержанием правовых документов, слабо представляет правовую систему государства, совершенно безграмотна в области отправления своих прав и обязанностей как субъектов правоотношений, складывающихся в обществе.

Михаил Федотов, глава совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека считает, что стране нужны молодые люди с высоким уровнем гражданственности и правовой культуры, которая должна формироваться с первого класса. Важно, чтобы вся система школьного образования была пронизана идеями уважения прав человека. Многие школьники имеют смутное представление о правах. Они должны знать не только свои детские права, но и те, которые им пригодятся во взрослой жизни».

Знание правовых норм само по себе не может предопределить правомерность поведения, это лишь шаг к формированию правосознания. Именно в этом возрасте закладываются не только основы знаний, но и формируются нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности.

На Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях». (апрель, 2010) в которой приняли участие представители образовательных учреждений и научных организаций, государственных органов управления и общественных организаций, отмечены важность роли права в социализации учащихся и неудовлетворительный уровень правового просвещения в российских школах.

В мае 2011 г. Президент Российской Федерации Д. Медведев утвердил Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Особое внимание в этом документе, уделяется формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения.

Знакомство учащихся с правовыми аспектами особенно важно для профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних и правонарушений, совершённых детьми и подростками. Правовое воспитание должно воспитывать в детях интерес к праву, уважение к закону, формировать привычки выполнять правовые предписания.

Социологические исследования показывают, что для достаточно большой группы подростков характерно негативное отношение как к праву вообще, так и к некоторым конкретным правовым нормам: в своих взглядах и высказываниях они оценивают их как «неправильные», не соответствующие современным нормам поведения людей в обществе, а потому, мол, невыполнимые.

Правовой нигилизм как социальное явление имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему и нарушения. В результате в молодежной среде широко распространены такие явления, как наркомания, алкоголизм, преступность, проституция, самоубийства.

Серьезную тревогу в обществе вызывает резкий рост криминализации среди несовершеннолетних, поскольку это затрагивает как судьбы этих подростков, так и перспективы общественной безопасности. Статистика МВД говорит о том, что за последние пять лет преступность существенно возросла и помолодела. За последние годы на 32% увеличилась преступность несовершеннолетних, причем умышленные убийства, групповой бандитизм и разбой возросли до 61%. Наркомания и пьянство в понимании нового поколения уже являются нормой.

Очевидно, что знание правовых норм само по себе не может предопределить правомерность поведения, это лишь шаг к формированию правосознания. Но чем раньше он сделан, тем больше шансов, что нормы права станут в нашем обществе основанием поведения, а не условием действия.

Правовая культура личности есть цель и результат ее правового образования и представляет собой комплексное явление, включающее правомерное поведение, базирующееся на развитом правосознании.

1.3  Возрастные особенности формирования правового сознания младших школьников.

Основные характеристики учащихся начальной школы:

1. Основной интерес у школьников данной возрастной группы направлен в узнавание своего «Я»;

2. Социальная деятельность младших школьников регулируется правилами, а не нормами права, поэтому доминирующими являются нравственные регуляторы;

3. Наибольший познавательный эффект достигается в игровой учебной деятельности.

В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт личности.

Младший школьник уже знает достаточно много норм и правил поведения, которые человек должен выполнять в повседневной жизни, но значение норм и оценка себя в соответствии с этими нормами ещё далеко не всегда совпадают. Ребёнку младшего школьного возраста куда лучше даются правильные оценки сверстников, чем самооценка. Он может совершенно объективно оценивать поступок другого как несправедливый. Свои неправильные поступки он не оценивает как таковые и протестует, когда классифицируют поступки его сверстники. Ну а если ребёнок умеет сравнивать себя с другими в аналогичных ситуациях, то он может дать себе правильную самооценку.

Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности.

Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от первого к четвёртому классу. Моральные знания, представления и суждения к концу возраста заметно обогащается, становится более осознанным, разносторонним, обогащённым.

Так же формируется и моральное поведение. Дети 7–8 лет совершают моральные поступки, чаще всего, следуя прямым указаниям старших, в частности учителя: ученики третьего класса в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.

В поведении младших школьников более отчётливо и прозрачно проявляются типологические особенности высшей нервной деятельности. Нервная система младших школьников, как указывал И..П. Павлов, весьма пластична к некоторым изменениям под влиянием внешних воздействий.

За типологическими проявлениями возможен контроль со стороны сознания, что необходимо воспитывать у школьников.

К началу школьного возраста происходят значительные качественные изменения и в развитии эмоционально-волевой сферы, которая всё ещё очень ранима.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребёнка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребёнка.

Младший школьник уже может сознательно управлять своим поведением, подчинять свои действия ожиданиям окружающих его людей, добиваться достижения принятой цели, преодолевать трудности, но в то же время он легко отвлекается от своих намерений на любое привлекательное для него обстоятельство.

Возрастной особенностью формирования правовых основ личности является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не умеет преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Он может при неудаче потерять веру в свои силы и возможности.

Развитие воли ребёнка определено формированием у него мотивов поведения. Именно появление главных и второстепенных мотивов организует сознательное волевое поведение ребёнка, когда он ставит перед собой задачу не поддаваться отвлекающему воздействию побуждений, связанных с менее значимыми мотивами.

Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств характера – отзывчивости, любознательности, непосредственности, доверчивости. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель в их глазах – на всё это необходимо опираться в воспитательной работе.

Таким образом, чтобы воспитать достойного гражданина своей Родины, знающего свои права и обязанности, учителю начальных классов необходимо знать возрастные особенности правовых основ младших школьников. Поэтому очень большие возможности воспитательного воздействия учителя на детей, так как он с самого начала становится для них авторитетом, олицетворяет для них мудрость вдумчивого руководителя, чуткость доброжелательного наставника.

1.4  Цель, задачи, содержание и условия воспитания правосознания школьников.

Правовое образование – это целенаправленный процесс правового воспитания и обучения. В теории и методике правового воспитания выделяется тройственная иерархия целей в деятельности, направленной на формирование комплекса специфических качеств личности в правовой сфере жизнедеятельности:

ближайшая цель – формирование системы правовых знаний;

промежуточная цель – формирование правовой убежденности;

конечная цель – формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения.

Целью правового образования является формирование правовой культуры школьников.

Целью правового образования сегодня является подготовка учащихся к ответственной, осмысленной жизни и деятельности в гражданском обществе, правовом государстве. Это достигается формированием у них глубоких и устойчивых представлений о мире, обществе, государстве. Развитие личностных мотиваций и установок, которые соответствуют общечеловеческим, принятым в обществе ценностям, способствуют участию индивида в управлении страной, решении задач различного уровня – от общенациональных, государственных до семейно-бытовых.

Основными задачами правового образования детей в начальных классах являются:

1. Понимание школьниками ценностей человеческой жизни.

2. Формирование и развитие у детей правосознания, гражданской ответственности, сознательной дисциплины.

3. Формирование правового поведения, правильного понимания свободы и необходимости.

С первых шагов, которые ребенок делать вынужден самостоятельно, выбираяспособы поведения, знания норм права должны оказывать ему помощь. Так, программа первого класса способствует адаптации учащихся, в том числе и социальной, к условиям жизни в школьном коллективе. Очень важно привить детямс первых шагов культуру поведения и обучения. Самое главное для меня на этомэтапе – сформировать у детей такие умения, навыки и привычки, которые облегчаютим установление контактов, сохраняют естественность в общении детей, помогая всоздании атмосферы доброжелательности и товарищеского внимания.

В осуществлении правового образования школьников выделяются три этапа, соответствующие сложившейся структуре школы: первый этап – I–IV классы; второй этап – V–IX классы; третий этап – X–XI классы.

Отбор содержания правового образования применительно к каждому этапу должен быть ориентирован на сочетание урочной и внеурочной форм работы

Правовое образование в начальной школе ведется по учебникам: «Азбука прав человека» (под ред. Т.М. Каракаш), «Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых» (А. Усачев), «Ваши права» (Е.С. Шабельник, Е.Г. Каширцева), «Изучаем права человека. Рабочая тетрадь» (В.В. Антонов), «Права на каждый день» (Е.С. Шабельник, Е.Г. Каширцева), «Права на всякий случай» (Е.С. Шабельник, Е.Г. Каширцева), «Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека (З.К. Шнекендорф). Эти курсы знакомят учащихся с правами человека на основе Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

Органичной частью общего содержания правового образования должно быть изучение прав человека и прав ребенка.

«В России на современном этапе на фоне низкой политической и правовой культуры, – пишет А.Я. Азаров, – обучение демократическим ценностям и правам человека должно охватывать все население, все социальные слои. Особого внимания требует школа».

Названные психолого-педагогические характеристики позволяют определить содержание ранней пропедевтики, основу которой составляет воспитание следующих нравственных качеств личности:

– умение оценивать свои поступки (самооценка) и поступки сверстников;

– умение справляться со своими чувствами;

– умение сопереживать;

– умение договариваться;

– умение уважать чужое мнение и интересы другого человека;

– умение стараться быть справедливым.

На этом этапе закладываются первые представления школьников о правах человека и праве (правилах) как регуляторе взаимоотношений между людьми.

В структуру правового пространства школы можно включать:

– Специализированные разделы библиотеки.

– Кружки, клубы, мастерские, тематика которых связана с правами человека.

– Законодательные органы школы с непременным участием самих учащихся.

– Законотворческие инициативные группы.

– Исполнительные и консультативные органы, обеспечивающие поддержку в реализации и защите прав участников образовательного процесса и других субъектов школьной жизни.

– Проектные и исследовательские группы, занятые в социальном проектировании и исследованиях в области внешкольной тематики.

– Доступные нормативные материалы, регулирующие школьную жизнь.

– Конкурсы, олимпиады правового содержания.

Важным условием эффективного функционирования и развития правового пространства школы является его деятельностный, а не формально-демонстративный и мероприятийный характер.

Исключительно важно, чтобы правовые документы, регулирующие школьную жизнь, разрабатывались с участием всех субъектов этой жизни, чтобы такое участие носило постоянный, гарантированный характер.

Принципиальным условием, обеспечивающим реальное участие детей в правовой жизни школы, является учет возрастного характера конкретных форм причастности. Так для начальной школы важно, чтобы дети последовательно осваивали возможности собственной активности и ответственного поведения в школе. Такие возможности предоставляет, например, дежурство в классе, а затем в школе первой ступени. Обязанности дежурных, их права и гарантии должны быть доступны для обсуждения, доработки и утверждения. В то же время, важным является соблюдение традиций в этой области и ясность их происхождения.

1.5  Система работы учителя по формированию правовых знаний учащихся.

Решение задачи становления, правовой культуры граждан России следует начинать со школьного возраста, создавая целостную систему правового образования учащихся, которая охватывала бы все возрастные группы.

Воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых событиях и бытовых, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан. В правовом воспитании большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре. Правовая культура личности выражается в овладении ею, основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними.

Основной формой ранней профилактики являются беседы (совместные размышления) нравственной тематики классных часов.

Ранняя профилактика в начальной школе будет осуществляться в процессе изучения следующих учебных курсов:

1-й класс – «Учимся договариваться»;

2-й класс – «Можно» и «нельзя»;

3-й класс – «Я, Ты, Мы»;

4-й класс – «Мир общения»»

Большое значение в нравственном воспитании младших школьников должна занять внеурочная деятельность, в процессе которой будут осуществляться закрепление, коррекция и приобретаться опыт реализации умений, имеющих социальную значимость.

Основой правового воспитания учащихся является их правовое просвещение. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.

Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.

Основными формами правового просвещения учащихся являются:

– экскурсии по правовой тематике, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалом;

– правовые беседы;

– использование кино, телевидения;

– вечера встреч и тематические вечера;

– вечера вопросов и ответов;

– обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним;

– наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).

Известно, однако, что источником положительного воспитывающего влияния является не всякая деятельность, а только такая, которая организована педагогически правильно.

Условия:

обеспечение каждому школьнику активной позиции, т.е. предоставление им возможности проявлять инициативу, предприимчивость, самостоятельность, независимость и т.д. Это позволяет им самоутвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет у окружающих. Активная позиция способствует более глубокому осознанию и усвоению учащимися правовых норм, обостряет чувство ответственности, укрепляет связь с коллективом. Пассивная же позиция рядового исполнителя, от которого мало что зависит и мнение которого никого не интересует, вызывает у школьников чувство острой неудовлетворенности и побуждает их в конечном итоге отойти от участия в мероприятиях такого рода.

Интересна форма работы «Занимательное правоведение», разработанная Добрецоавой Татьяной Сергеевной, учителем начальных классов г. Санкт-Петербурга.

Цель данной системы – ознакомить детей младшего школьного возраста с их основными правами, которые предусматриваются Конвенцией ООН «О правах ребёнка», формировать у учащихся представления о мире, обществе, государстве, о социальных взаимоотношениях между людьми; способствовать воспитанию правовой культуры младших школьников, осознанию себя как личности, развитию интереса к изучению правовых вопросов, повышению гражданской активности.

Предложенные занятия базируются на основных, доступных ребёнку статьях международных и российских документов, направленных на защиту прав ребёнка. Изучение Конвенции ООН «О правах ребёнка» носит ознакомительный характер и является пропедевтикой обучения школьников демократическим ценностям и правам человека в дальнейшем.

Воспитательные занятия смоделированы на основе жизненных ситуаций. Это позволяет ставить детей перед выбором действия, поступка, они учатся находить верные решения, приходят к выводу о том, что надо знать и уметь, чтобы не нарушать права друг друга и цивилизованно защитить свои.

Независимо от класса занятия по правам ребёнка рекомендуется проводить следующим образом: 1 занятие в неделю по 30–35 минут.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.134 с.)