Тема 5: Функции государства. (2 ч) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5: Функции государства. (2 ч)



Цель лекции: Рассмотреть понятие и содержание функций государства их классификации, проанализировать современные тенденции развития и совершенствования функций государства.

 

Ключевые слова: функция, деятельность, экономика, политика, глобализация.

План лекции:

1. Понятие функций государства, их виды, формы и методы

2. Основные подходы к классификации функций государства.

3. Формы и методы осуществления функций государства.

 

1. Понятие функций государства, их виды, формы и методы

Знаменитый немецкий ученый Георг Еллинек писал, что изучение содержания государственных функций, всеми желающими понять жизнь государства во всей ее полноте, по важности своей по меньшей мере не уступает познанию юридических форм. И это действительно так.

В функциях государства зеркально отражается его сущность. Напомним, что сущность это главное, глубинное, субстанциональное ядро любого явление, в том числе и государства. Поэтому объективное, всестороннее познание и исследование государства, его внутренней природы невозможно без изучение его функций. И так, что же такое функции государства. Функцией (от лат. functio – исполнение, осуществление) обозначают роль, которую выполняет субъект или объект в определенной сфере деятельности.

Функции же государства – это детерминированные социально-политическими и экономическими условиями существования государства, объективно необходимые основные направления воздействия государства на общество, в которых отражается его сущность, осуществляемые для реализации поставленных задач и целей, в присущих ему формах и с помощью специальных методов. Данное определение помогает выделить следующие признаки функций государства:

1. Функции государства детерминированы социально-политическими и экономическими условиями существования государства. Содержание этого признака заключается в том, что функции государства не возникают спонтанно или по воле отдельных лиц. Для появления или существования какой либо функции требуются соответственно определенные причины или условия.

Каждая функция любого государства обусловлена социальными, экономическими, политическими и другими условиями существования государства в конкретный исторический период. Например, у многих первых государств рабовладельческого типа отсутствовала экологическая функция. Это было вызвано тем, что не существовало промышленного производства и других результатов цивилизации, и окружающая среда естественно и самостоятельно справлялась с переработкой отходов. Современное же индустриальное общество объективно нуждается в выполнении государством экологической функции иначе, по мнению многих ученых, невозможно дальнейшее существование не только государство, но и всего человечества. Иное дело обстоит с функцией обороны страны, в которой нуждаются все государства с момента своего появления.

2. Функции государства – это объективно необходимые основные направления воздействия государства на общество. В данном признаке заключен двоякий смысл. Во-первых, функция государства всегда является главным, необходимым условием существования общества. Если бы государство не выполняло каких либо функций оно совсем бы утратило свое предназначение, его попросту бы не существовало. Без выполнения функций государством общество обойтись не может. Так, например, сложно себе представить, чтобы Российское государство в период Великой отечественной войны перестало бы выполнять функцию обороны страны. Во-вторых, это не любое, а основное направление деятельности. Именно только направление воздействия государства на общество, а не отдельная деятельность государственных органов. Именно поэтому не следует отождествлять функции государства с функциями отдельных органов государства. «Так, у государства в целом по отношению к гражданскому обществу нет и не может быть функции сбора налогов, или фискальной функции. Противное означало бы, что государство необходимо членам общества, в частности, для того, чтобы собирать с них налоги. … Налоги – это основа выполнения задач, средство и условие осуществления функций государства, а налогообложение и сбор налогов – это задача законодателя и функция налоговых органов государства»

3. Функции государства необходимы для реализации поставленных целей и задач. Содержание данного признака указывает на необходимость отличия функций от задач, а тем более целей государства. Цель государства – это тот ориентир, то конечное состояние, которое оно стремиться в итоге достигнуть. Цели с задачами соотносятся как общее и частное, то есть задачи – это определенные промежуточные пункты которые необходимо достичь, чтобы осуществить общую цель. Функции же государства – это конкретная деятельность или средства по реализации целей, а значит и задач государства. Таким образом, цель – это мотив всей деятельности государства, а функции и есть сама деятельность, то есть средства по реализации поставленных целей. Задачи же – это как бы мини цели, объединенные в одну большую общую цель. Тот же, кто признает целями сами функции – значит смешивает цели со средствами.

Так, например, целью российского государства выступает воплощение идеи правового государства в жизнь. Задачами являются: 1) достижение социального государства; 2) реализация концепции светского характера власти; 3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина; 4) реализация принципа справедливости, разделения властей и т.д. Функции в данном случае будут следующие: экономическая, социальная, правоохранительная и др. 4. Функции государства осуществляются в присущих ему формах и с помощью специальных методов. Государственные функции всегда реализуются в присущих только ему специфических формах (правовых и организационных) и специальными методами, которые более подробно мы рассмотрим ниже. 5. В функциях государства отражается его сущность.

Как мы уже говорили, функции не возникают спонтанно, они являются закономерными и зависят, прежде всего, от поставленных целей. Ориентирует же деятельность государства или попросту говоря, обозначает цели, государственная власть. А как мы знаем власть и является главным, субстанциональным ядром государства, то есть в том кому принадлежит, кем осуществляется и в чьих интересах осуществляется власть и заключается сущность государства. Поэтому в функциях государства и отражается его сущность, его социальное назначение. В связи с этим исследуя функции конкретного государства можно определить, какие сущностные элементы (классовые или общесоциальные) в нем преобладают. Например, если мы рассмотрим функции первых рабовладельческих государств, то без особых усилий увидим в них ярко выраженную классовую направленность.

Рассматривая основные признаки государственных функций мы отмечали, что существования какой либо функции обусловлено различными социально-политическими и экономическими детерминантами, которые существуют в конкретный исторический период того или иного государства. Совершенно очевидно, что каждое государство в своем развитии проходит абсолютно различные, не похожие друг на друга периоды. Иногда даже можно говорить о прекращении одного государства и возникновении другого. Например: Советский союз и Российская Федерация. И в каждом конкретном историческом периоде под влиянием разнообразных факторов складывается специфическая среда, специфические условия. Сюда относиться и расстановка политических сил, и настроение общественных масс, и экономическое состояние государства, и многое другое. Естественно, что в связи с этим меняются цели и задачи государственного строительства.

Так, в СССР главной целью являлось построение коммунистического общества, в Российской Федерации – правового государства. Все это вызывает, по понятным причинам, изменение основных направлений деятельности государства, то есть государственных функций. Процесс постоянного изменения и совершенствования, какого либо явления, в том числе и функций, именуется в государствоведении эволюцией. Применительно к рассмотрению нашего явления – эволюцией функций государства. Бесспорно, что государство на любом этапе своего развития осуществляет не одну, а сразу несколько функций. Уже ранние города-государства осуществляли одновременно функцию обороны страны, расширение своей территории по средствам захвата или завоевания чужой, обеспечение производящей экономики, поддержание духовно-религиозной жизни общества и др. По мере укрепления и развития государства оно стремится проникнуть и контролировать практически все сферы общественной жизни, а соответственно и увеличивается функциональная составляющая государства. На современном этапе государство выполняет множеством совершенно разнообразных функций, о которых первые государства или даже государства Средних веков и не могли себе помыслить. И наоборот некоторые функции (например, распространение и поддержание определенной религии) государства нашего времени уже не осуществляют. Другие функции, остаются, но существенно видоизменяются. А некоторые, наоборот, реализуются государством на протяжении всего исторического процесса его развития. Конечно, каждая страна обладает своим набором функций, так как в каждом государстве под влиянием различных национальных, исторических, геополитических, этнокультурных, экономических и многих других факторов складываются свои специфические условия существования общества. А кроме того сам процесс развития того или иного государства у всех протекает в различные сроки.

М.И.Байтин подчеркивает, что в связи с многообразием государственной деятельности и общественных отношений перед теорией государства встает проблема определения основных направлений его внутренней и внешней деятельности, в которых выражается и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение. Однако, нельзя считать, что в функциях государства находит отражение лишь его сущность. У государства возникают задачи и функции, обусловленные особенностями переживаемого момента, политическими особеностями, спецификой управления обществом.

А.П. Глебов определил функцию государства как социально-классовое назначение государства, реализующееся в целенаправленном его воздействии на общественные отношения (объекты функций).

В ряде работ функции государства рассматриваются, например, как сущность (содержание) деятельности государства во внутренней и внешней сферах, как отношение политически господствующего класса к остальным классам и политическим группам и др.. Сторонники первого тезиса по существу ставят знак равенства между сущностью и функциями государства, второго – допускают элемент смешения понятия функций государства с известным ленинским определением политики как области отношений всех классов и слоев к государству.

Ряд авторов, и в частности В.М. Манохин, под функциями государства понимают не «направление», а «части его деятельности», из которых слагается вся государственная работа, и подчеркивают, что представление о функциях государства дает практическая деятельность государственного аппарата. С этим мнением вряд ли можно согласиться полностью, так как далеко не всякую деятельность или часть деятельности государства следует отождествлять с понятием «функция государства». К тому же в данной трактовке гипертрофируется роль государственного аппарата.

Совершенно обособленно выглядит толкование функции государства Л.И. Каском и Л.В. Николаевой, которое основывается на философской трактовке категории функции как цели деятельности конкретного субъекта, как системообразующего фактора такой деятельности. Иными словами, под функцией государства эти авторы понимают его конечные цели, которые остаются неизменными на всем протяжении существования государственности или, во всяком случае, на протяжении существования государства определенного исторического типа.

Некоторые авторы исходят из отождествления функций государства с его деятельностью. При определении функции они используют такие категории как «управление», «воздействие» и т. д.

Например, такой точки зрения придерживается В.Н.Хропанюк. Его определение функций государства подвергается серьезной критике в журнале «Государство и право» при обсуждении концепции нового учебника по Теории государства и права. «Функции государства, - пишет В.Н.Хропанюк, - это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом». Опять не точно (в журнальной статье указываются недочеты учебника В.Н.Хропанюка – А.Р.). Почему «управления»? В функциях государства выражается сущность и социальное назначение самого государства. «Сущность и социальное значение государственного управления» выражаются в функциях государственного управления, которые не следует отождествлять с функциями государства.

Л.А.Морозова предлагает трактовку функций не только как направлений деятельности государства, но и как механизм государственного воздействия на общественные процессы, ссылаясь на то, что выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов.

Однако, С.А.Комарову представляется, что включение механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов в понятие функции государства не совсем справедливо, так как тем самым делается попытка свести функции государства в целом к функционированию его механизма, а также подменить функционирование государства различными способами правового воздействия, хотя в науке существует такое самостоятельное понятие, как правовые формы осуществления функций государства.

Зарубежные юридические и политические теории сводят проблему функций государства к деятельности его отдельных органов и обсуждают законодательную, судебную, налоговую и тому подобные функции государства. Некоторые западные авторы выделяют функции государства как организации защиты «общего блага», «всеобщего благоденствия», «охраны справедливости». В целом для западного учения о государстве характерно понимание функций государства, основанное на отрицании закономерной зависимости сущности государства и реального содержания его деятельности от материальных и экономических условий существования господствующих классов.

Например, в работах Г.Кельзена при рассмотрении деятельности государства как «чисто юридического феномена», сугубо юридического лица и как своеобразной корпорации, внимание уделяется лишь попыткам проведения различий между государством-корпорацией и другими сопредельными корпорациями.

Государство, пишет в связи с этим Г.Кельзен в своей широко известной работе «Общая теория права и государства», если рассматривать его как «чисто правовой феномен, как юридическое лицо», есть не что иное, как корпорация. «Вопрос, однако, заключается в том, как государство-корпорация отличается от других корпораций»

Что касается нашего недавнего прошлого, то в 60-е годы в советской юридической науке получило широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности.

С.А.Комаров рассматривает функции государства в логической связи «цель-задачи-функции» и на этом основании дает следующее их определение: «Функции государства – это основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением» Такое определение, как мне кажется, обладает логической выстроенностью и заслуживает внимания.

Таким образом, анализ научной полемики по вопросу о понятии функций государства показывает, что, несмотря на определенные расхождения в определении этого понятия, идет тенденция к сближению взглядов, использованию всего наиболее рационального, что внесено в теоретическую разработку данной проблемы различными авторами. С учетом достигнутого к настоящему времени уровня разработанности концепции идет процесс синтезирования существующих толкований и точек зрения, что позволяет в значительной мере преодолеть противоречия и расхождения. Многие теоретические воззрения все больше сводятся к признанию того, что во всех случаях обсуждения функций государства речь идет о деятельности и роли государства, а функции государства в любой исторический период обусловливаются объективными общественными потребностями.

2. Основные подходы к классификации функций государства.

Существуют различные основания для классификации функций государства. В юридической литературе выделяются в меньшем или большем количестве следующие критерии классификации:

- по объектам воздействия;

- по продолжительности действия;

- по социальной значимости;

- по правовым формам существования(принципу разделения властей);

- на основании территориального масштаба

Общепринятым считается разделение функций по объектам воздействия на внутренние и внешние. Внутренние функции связаны с реализацией задач внутри государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений.

Следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по поводу перечня внутренних и внешних функций государства, чему будет уделено внимание при их дальнейшем рассмотрении

В зависимости от продолжительности времени своего действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции присущи государству на всех этапах его существования и развития (Например, экономическая функция), временные функции характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его жизни.

С.А.Комаров приводит пример временно функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов при смене государственного строя в ходе революции. В результате или перевоспитания, или физического уничтожения бывших эксплуататоров эта функция полностью отмирает или сливается с другой – функцией охраны правопорядка существующего строя).

По социальной значимости принято выделять основные и неосновные.

Относительно устоявшимися представлениями об основных и неосновных функциях можно рассматривать определения, согласно которым под основными функциями понимаются «наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными функциями государства подразумевается «относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры». Данное представление об основных и неосновных функциях, сформулированное еще в 70-е годы Н.В.Черноголовкиным, как отмечает Н.Н.Марченко, сохраняет свою общетеоретическую значимость и поныне. Однако существуют и иные точки зрения.

Так, например, С.А.Комаров называет основные функции общими на том основании, что они выполняются всеми его органами во взаимодействии. Они присущи каждому звену государства. Неосновные функции он называет отдельными, так как они характерны для отдельных государственных органов.

Общие функции государства осуществляются через отдельные функции государственных органов. И наоборот, отдельные функции тесно связаны с общими, им подчинены, являются средством их реализации, поэтому «именовать их «неосновными» на наш взгляд, было бы ошибочно».

Следует отметить, что такая классификация традиционна и спорна в одинаковой степени. Многие авторы сомневаются в необходимости деления функций на основные и неосновные, но в тоже время не могут опровергнуть ее рациональность и необходимость в полном объеме. Невозможно опровергнуть то, что, например, в нестандартных, чрезвычайных ситуациях та или иная функция государства становится «равнее» среди себе равных прочих функций. Например, в условиях войны функция обороны главенствует среди экономической, социальной и прочих, а в условиях экологических катастроф и аварий – экологическая функция выходит на первый план.

В этой связи необходимо упомянуть о сопряженной проблеме существовании у государства «главной» функции и «второстепенных» функций.

Высказывается мнение о том, что «главной функцией государства не может быть признана хозяйственно-организаторская деятельность, ибо это приводит к неизбежному огосударствлению общественной жизни», а в качестве таковой может быть признана «охрана интересов человека, защита его прав».

Бесспорно, что в условиях рыночной экономики сфера регулирования государством хозяйственной жизни страны весьма ограничена и никак не может быть главной среди прочих сфер деятельности государства и человека. Но недооценка экономического воздействия государства на экономику также ошибочна. Именно кейнсианская модель поведения государства, выраженная в отказе от политики невмешательства государства и идеализации принципа «невидимой руки» (саморегулирование рынка) спасла в свое время США, остановив «Великую депрессию» 20х-40х гг. XX века.

Как отмечает М.Н.Марченко, «у современного государства…нет и не может быть только одной, единственной основной (главной) функции».

Охрана интересов человека и его прав скорее является не функцией, а целью государства, причем любого, уважающего своих граждан. Но если даже считать таковую цель полноправной функцией, то ее осуществление невозможно без осуществление всех иных функций государства, что само по себе ставит под вопрос главенство и автономность рассматриваемой функции. Опять-же, во время «Великой депрессии» США все свои силы направляли на развитие экономики, признавая именно за этим возможность сохранить «американский образ жизни», права своих граждан-недавних эмигрантов на достойную жизнь.

К числу критериев можно отнести и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Действительно, деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы:

- правотворчество;

- исполнительно-распорядительная;

- правоохранительная;

А значит и функции государства подразделяются на законодательные, управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Такого мнения придерживается, в частности, С.А.Комаров и А.Б.Венгеров.

А.Б.Венгеров к числу правоохранительных функций относит судебную и информационную.

Специально следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации.

Специфика этой функции заключается в способах невоздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

Однако, не у всех ученых-юристов такая классификация вызывает признание. Многие считают, что это собственно не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти. То есть, происходит смешение функций государства и государственной власти.

Классификация функций государства приводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве – это функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве – это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации – это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.

Западные теоретики – приверженцы концепции «государства всеобщего благоденствия» (Г. Ласки, К. Корсланд, Дж. Мадэн и др.) считают, что современному государству свойственны следующие функции:

в области политической жизни – обеспечение социальных служб, развитие системы социального страхования, обеспечения полной занятости;

в области экономической жизни – курс на увеличение государственной собственности, на создание «смешаной» экономики, на осуществление ее планирования;

в области социального обслуживания – обеспечение программ образования, медицинского обслуживания, профессионального, интеллектуального и морального «формирования» граждан.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.053 с.)