Глава 1. Общие методологические основы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Общие методологические основы



КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: «Разработка программы

 «Ракульская роспись»

по дополнительному образованию для

Детей 4-5 лет»

 

по МДК.03.02 Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

 

Специальность: 54.02.02 Декоративно прикладное искусство и народные промыслы (по видам)

 

 

Студентки: Шафинской Ульяны Игоревны

 

Курса 4 Группа 42 ДПИ (В)

Руководитель: Калинина Екатерина Алексеевна

 

Москва 2021


Оглавление

 

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Общие методологические основы...........................................................6

1.1. Возрастные психолого-педагогические особенности обучающихся.........6

1.2. Место программы в системе дополнительного образования.....................10

1.3. История и описание техники исполнения, материала.................................17

Глава 2. Практическая деятельность....................................................................19

2.1. Структура программы....................................................................................19

2.2. Описание содержания программы................................................................19

2.3. Рекомендации и практические советы..........................................................20

Заключение.............................................................................................................25

Список литературы................................................................................................29

Приложение............................................................................................................31

 

Введение

Актуальность.

В нашем современном мире существует огромное разнообразие декоративно-прикладного искусства. Представленная ниже работа отвечает запросам современной жизни, учит ценить, понимать и не забывать виды искусства, послужившие основой русской культуры. После ознакомления с Ракульской росписью, вы овладеете техникой этой замечательной росписи и научитесь расписывать своими руками любые изделия. Благодаря данной программе, можно проводить творческие уроки с детьми, начиная с 4-5 лет. Программа «Ракульская роспись» поможет улучшить мелкую моторику детей, раскроет их творческий потенциал, научит концентрации. Дети с раннего возраста погрузятся в русскую культуру, познакомятся с русским прикладным искусством, им станут ближе и дороже традиции нашего народа и страны. Актуальность моей работы заключается в передачи на современный лад.

Объектом исследования является программа для детей 4-5 лет «Ракульская роспись».

Предметом исследования являетсяракульская роспись.

Цель курсовой работы. Разработка актуальной на сегодняшний день программы, которая имела бы спрос среди детей. Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте от 4-5 лет. Раскрыть творческий потенциал у детей.

Задачи курсовой работы раскрывают условия при которых достигается цель курсовой работы. Задачи курсовой работы:

1. Раскрыть возрастные психолого-педагогические особенности детей 4-5 лет.

2. Определить место программы в системе дополнительного образования.

 

3. Рассмотреть историю техники исполнения, описание используемого материала.

4. Определить структуру программы.

5. Описать содержание программы.

6. Рекомендовать практические советы.

Методы исследования в работе: эмпирический, исторический, экономический, теоретический, технологический, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, анализа нормативно-правовой документации по теме дипломной.

Источниками информации в данной курсовой работе являются опубликованные нормативно-правовые акты, учебники, учебно-методические пособия, периодические издания (журналы), ресурсы сети интернет.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введение сформулирована цель и раскрыты задачи, определены методы, выделены объект и предмет исследования, проанализированы источники информации, дана краткая справка о структуре работы.

Первая глава «Общие методологические основы» посвящена описанию контингента обучающихся, подчеркнуты особенности детского возраста, в связи с этим раскрывается необходимость и обоснованность дополнительного внешкольного образования. Программа «Ракульская роспись» предлагается как один из видов дополнительного образования, соответствующих современным запросам общества, учитывающий многогранность потребностей современных детей, начиная от организации досуга, вплоть до профессиональной творческой самореализации. Дается представление об истоках возникновения росписи, описание используемого материала, перечисляется необходимый для росписи инструментарий.

Вторая глава «Практическая деятельность» посвящена описанию структуры программы, области ее применения, места программы в образовательном процессе, целей и задач, поставленных и решаемых с помощью программы. Раскрывается содержание программы, определяется необходимый объем учебных часов, формулируется требования к информационному и материально-техническому обеспечению, даются критерии оценки усвоения программы обучающимися.

В заключении сформулированы основные выводы.

Список литературы содержит 27 наименований.

В приложении представлена разработка программы.

 


История Ракульской росписи

Ракульская роспись по дереву также является одним из видов русских народных художественных промыслов Архангельской области.

Свое название этот вид ремесла получил от наименования одного из притоков Северной Двины — реки Ракулки. На ее берегу стоит деревня Ульяновская, которая и стала центром зарождения и развития данного своеобразного промысла.

Как отдельный вид художественного промысла, ракульская резьба возникла в середине XIX века и существовала вплоть до 30 — х годов XX века, а впоследствии ремесло стало затухать.

Примечательно, что данный вид промысла возник в семье Витязевых, и передавался в ней из поколения в поколение.

Пожалуй, это уникальный случай, когда есть возможность проследить возникновение, развитие и затухание народного художественного промысла, неразрывно связанного с жизнью отдельно взятой семьи.

 

Цветовая гамма росписи:

Среди основных цветов, используемых в ракульской росписи по дереву, можно назвать следующие:

 

золотистый

охристые оттенки

черный цвет

зеленый цвет

голубой цвет

коричнево — красные оттенки

Отличительной особенностью ракульской росписи является то, что контур всех элементов подчеркнут тонкой линией черного цвета. Кроме этого, некоторые детали рисунка выполнены в черном цвете. В этом состоит основное отличие от изображений борецкой росписи.

 

 

Тематика рисунков:

Мотивы изображений ракульской росписи не отличаются большим разнообразием. Чаще всего можно встретить следующие виды рисунков:

 

Растительный орнамент в виде переплетающихся ветвей и листьев.

Крупные изображения листьев на кустиках.

Стилизованные изображения птиц — сорок, кур и петухов

Изделия, декорированные ракульской росписью, станут отличным дополнением в интерьере в русской стилистике.

По-моему, мнению, такое сочетание делает изделие более изящным и лаконичным.

Структура программы

В программе имеется следующая структура:

Титульный лист

Оборотная сторона титульного листа (где одобрено и рассмотрено)

Содержание

1. Паспорт программы

1.1. Область применения программы

1.2. Место программы в образовательном процессе

1.3. Цели и задачи

1.4. Рекомендуемые количество часов на освоение программы

2.Структура и содержание программы

2.1. Объем учебных часов программы и вид учебной работы

2.2. Тематический план и содержание программы

3.Условия реализации программы

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

3.2. Информационное обеспечение обучения

4 Контроль и оценка результатов освоения программы

 

Заключение

 

Процесс техники ракульской росписи достаточно легко осваивается. Именно поэтому тема росписи, как дополнительное образование для детей   4-5 лет, привлекла моё внимание. После ознакомления, пройдя технику, можно будет овладеть и научиться создавать своими руками красивые и яркие узоры. Курс поможет улучшить мелкую моторику детей, раскроет их творческий потенциал. Эта тема актуальна в современном обществе, так как сейчас, как никогда, по достоинству оценивается ручной труд и память о традициях русского народа. Пользу может выявить для себя каждый: для детей - это интересное творчество, развивающее их творческий потенциал и усидчивость, погружающее в мир русских народных традиций; для людей старше - отличный повод порадовать себя и своих близких ручной росписью и овладеть новым навыком.

Материал, собранный в процессе написания работы, подтверждает, что тема актуальна, проанализировав курсовую работу, можно сделать следующие выводы:

- по первой главе «Общие Методологические основы»: потребность в получении дополнительного образования очень остро стоит перед современным обществом, и в первую очередь перед детьми, это объясняется тем, что в современном мире невозможно точно спрогнозировать необходимые навыки для трудящегося поколения, существует социальный запрос на новые, невостребованные ранее производством навыки и умения.

- по второй главе «Практическая деятельность»: существовавшие издревле народные промыслы, сейчас вновь актуальны. Ракульская роспись на практике помогает реализовывать творческие фантазии и создавать практические вещи. Позволяет повысить свой уровень развития детям.

Список литературы

Нормативно правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о правах к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях (принят ГД ФС РФ 20.12.2001, действующая редакция от 31.12.2014)

3. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ). Редакция от 21.07.2014.

4. Уголовный кодекс РФ (от 19.11.2013 N-24-П, от 17.06.2014 N 18-П, от 11.12.2014 N 32-П).

5. ФГОС (Последнее изменение: 22 января 2015 года).

6. Всеобщая декларация прав человека.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. От 22.10.2014).

 

Основная и дополнительная литература:

1. Горяева Н.А., Островская О.В. «Изобразительное искусство»: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2008.

2. Издательский дом «Первое сентября». Методическая газета для учителей «Здоровье детей» №6 – 2010.

3. Осетров Е.И. «Краса ненаглядная» – М.: Издательство «Малыш», 1985.

4. Яхнин Л.Л. «Веселое слово» - М.: Издательство «Малыш», 1989.

5. Жегалов С.К. «Росписи». – М.: Детская литература, 1991.

 

Рекомендуемая литература:

1. Алексахин, Н. Н. Народная роспись / Н.Н. Алексахин. - М.: Народное образование, 2008. - 304 c.

2. Анастасевич, В. Г. Роспись российским книгам для чтения из библиотеки В. Плавильщикова, систематическим порядком расположенные. В 3 частях / В.Г. Анастасевич. - М.: В. Секачев, 2011. - 662 c.

3. Балчин, Джуди Классическая роспись по дереву. Идеи из прошлого. - М.: Арт-Родник, 2012. - 850 c.

4. Габаев, Г. Роспись русских народов / Г. Габаев. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 298 c.

5. Арбат Русская народная роспись по дереву / Арбат, Андреевич Юрий. - М.: Изобразительно искусство, 1970. - 200 c.

6. В. М. Голицын. Графика. Роспись по дереву. Каталог выставки. - М.: Советский художник, 1981. - 329 c.

Ресурсы сети Интернета:

1.  https://russianarts.online/44587-texnologiya-sozdaniya

2.  https://www.livemaster.ru/topic/1721441 -istoriya-vozniknoveniya

3. https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/narodnyj-promysel- html

4. https://www.culture.

5. https://russianarts.online.

 

 

Приложение 1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

  (ГБПОУ «1-й МОК»)

 

 

Программа дополнительного образования

Для обучающихся 4-5 лет

Москва 2021

ОДОБРЕНА Предметно (цикловой) комиссией   Разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»; ФГОС по дополнительному образованию

 

 

Протокол № __

от «__» _____________20__г.

 

Составители (авторы):

Шафинская Ульяна Игоревна, преподаватель художественных дисциплин

Калинина Екатерина Алексеевна, преподаватель, методист

 

Рецензент: ____________________________________________________

 

 

Содержание

 

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3. УСЛОВИЕ РЕАДИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ    

 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Объем часов

Кол-во часов сам. работы Уровень усвоения  
1

2

3

4 5  
Тема 1. Введение

Вводное занятие. Техника безопасности и ознакомление с историей ракульской росписи. Освоение, правильное удерживание кисти.

2

1 1  

Тема 2.

Техника

1, 2, 3

 

Приёмы исполнения различного вида мазков и составление из них композиций.

 

Содержание учебного материала:

Теоретический материал техники исполнения ракульской росписи, примеры расписанных изделий в технике данной росписи.

 

Практическая работа:

Выполнение мазков и простых композиций в стиле ракульской росписи.

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Продолжение выполнения композиции в технике ракульской росписи.

 

 

1, 2, 3

 

Практическая работа:

Разработка эскиза для создания росписи на плоском изделии. Изучение и практическая проработка на плоскости изделия. Начало создания росписи в данном стиле.

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Продолжение выполнения росписи изделия в данном стиле.

 

Тема 5.

Росписи

Содержание учебного материала: Подбор иллюстративного материала, готовые работы, исполненные в ракульской росписи.

10

3

2, 3

 

Практическая работа: Создание эскиза, составление композиции работы, определение колористического решения композиции. Начало создания росписи.

 

Самостоятельная работа обучающихся: Продолжение выполнения авторской росписи изделия.

 

 

Тема 6.

1, 2, 3

 

Содержание учебного материала: Предоставление иллюстративного материала и пример готового изде л ия в данной технике.

 

Практическая работа: Подбор эскиза для росписи объёмного изделия в ракульской росписи. Подбор нужного колористического материала для выполнения работы. Начало росписи изделия.

 

 

Самостоятельная работа обучающихся: Продолжение работы над росписью объёмного изделия в хохломе.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Материальное обеспечение обучения:

1. Хорошо освещенный класс для занятия 6-10 обучающихся;

2. Столы, стулья для детей и педагога;

3. Карандаши, линейки, темперные краски, кисти, бумага, изделие для росписи;

4. Салфетки, емкость для воды;

5. Настольные лампы для дополнительного света;

Технические средства обучения: ноутбук.

Методическое обеспечение обучения: дидактические материалы к занятиям;

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. "Психология обучения и воспитания школьников". - М: "Просвещение", 1976.     

2. Т. Емельянова, Л. Китаева «Любовь моя Русская Культура», Горький Волго-Вятское книжное издательство, 1981 г.

3. С. Шагалова «Росписи России», «Детская литература», 1991 г.

4. М.С. Соколова «Художественная роспись по дереву», Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002 г.

5. В.А. Барадулин, Б.И. Коромыслов, Ю.В. Максимов, Т.Б. Митлянская, Е.Н. Хохлова, Д.А. Чирков «Основы художественного промысла», издательство «Просвещение», 1979 г

6. Н. Величенко «Роспись: техники, приемы, изделия» (Энциклопедия) «АСТ-ПРЕСС», 1999 г.

 

 


КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: «Разработка программы

 «Ракульская роспись»

по дополнительному образованию для

Детей 4-5 лет»

 

по МДК.03.02 Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

 

Специальность: 54.02.02 Декоративно прикладное искусство и народные промыслы (по видам)

 

 

Студентки: Шафинской Ульяны Игоревны

 

Курса 4 Группа 42 ДПИ (В)

Руководитель: Калинина Екатерина Алексеевна

 

Москва 2021


Оглавление

 

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Общие методологические основы...........................................................6

1.1. Возрастные психолого-педагогические особенности обучающихся.........6

1.2. Место программы в системе дополнительного образования.....................10

1.3. История и описание техники исполнения, материала.................................17

Глава 2. Практическая деятельность....................................................................19

2.1. Структура программы....................................................................................19

2.2. Описание содержания программы................................................................19

2.3. Рекомендации и практические советы..........................................................20

Заключение.............................................................................................................25

Список литературы................................................................................................29

Приложение............................................................................................................31

 

Введение

Актуальность.

В нашем современном мире существует огромное разнообразие декоративно-прикладного искусства. Представленная ниже работа отвечает запросам современной жизни, учит ценить, понимать и не забывать виды искусства, послужившие основой русской культуры. После ознакомления с Ракульской росписью, вы овладеете техникой этой замечательной росписи и научитесь расписывать своими руками любые изделия. Благодаря данной программе, можно проводить творческие уроки с детьми, начиная с 4-5 лет. Программа «Ракульская роспись» поможет улучшить мелкую моторику детей, раскроет их творческий потенциал, научит концентрации. Дети с раннего возраста погрузятся в русскую культуру, познакомятся с русским прикладным искусством, им станут ближе и дороже традиции нашего народа и страны. Актуальность моей работы заключается в передачи на современный лад.

Объектом исследования является программа для детей 4-5 лет «Ракульская роспись».

Предметом исследования являетсяракульская роспись.

Цель курсовой работы. Разработка актуальной на сегодняшний день программы, которая имела бы спрос среди детей. Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте от 4-5 лет. Раскрыть творческий потенциал у детей.

Задачи курсовой работы раскрывают условия при которых достигается цель курсовой работы. Задачи курсовой работы:

1. Раскрыть возрастные психолого-педагогические особенности детей 4-5 лет.

2. Определить место программы в системе дополнительного образования.

 

3. Рассмотреть историю техники исполнения, описание используемого материала.

4. Определить структуру программы.

5. Описать содержание программы.

6. Рекомендовать практические советы.

Методы исследования в работе: эмпирический, исторический, экономический, теоретический, технологический, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, анализа нормативно-правовой документации по теме дипломной.

Источниками информации в данной курсовой работе являются опубликованные нормативно-правовые акты, учебники, учебно-методические пособия, периодические издания (журналы), ресурсы сети интернет.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введение сформулирована цель и раскрыты задачи, определены методы, выделены объект и предмет исследования, проанализированы источники информации, дана краткая справка о структуре работы.

Первая глава «Общие методологические основы» посвящена описанию контингента обучающихся, подчеркнуты особенности детского возраста, в связи с этим раскрывается необходимость и обоснованность дополнительного внешкольного образования. Программа «Ракульская роспись» предлагается как один из видов дополнительного образования, соответствующих современным запросам общества, учитывающий многогранность потребностей современных детей, начиная от организации досуга, вплоть до профессиональной творческой самореализации. Дается представление об истоках возникновения росписи, описание используемого материала, перечисляется необходимый для росписи инструментарий.

Вторая глава «Практическая деятельность» посвящена описанию структуры программы, области ее применения, места программы в образовательном процессе, целей и задач, поставленных и решаемых с помощью программы. Раскрывается содержание программы, определяется необходимый объем учебных часов, формулируется требования к информационному и материально-техническому обеспечению, даются критерии оценки усвоения программы обучающимися.

В заключении сформулированы основные выводы.

Список литературы содержит 27 наименований.

В приложении представлена разработка программы.

 


Глава 1. Общие методологические основы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.112 с.)