Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
X. Средства содержания причта.
Средствами содержания причта, как и в других сельских приходах, издревле служат землепашество, скотоводство, доброхотные подаяния от прихожан и братская кружка, кроме того, со второй половины прошлого столетия - казенное жалованье и проценты с банковских билетов, пожертвованных за вечное поминовение. Церкви принадлежат следующие угодья: 1) около церкви 57 десятин 861 сажен, в том числе: а) пашни 47 десят. 1033 саж., сенного покосу 3 дес. 100 саж., дровяного лесу и в нем сенного покосу 3 дес. 1200 саж., под поселением священнослужителей 1600 саж., под проселочными дорогами 1500 саж. И под половиною реки Стрелицы 1 дес. 100 саж. Это земля генерального межевания. 2) За три версты от церкви по реке Стрелице в пустоши Жилино 35 десятин 520 саж. 3) Под горою близ холмов и в так называемом Убогом доме 7 десят. 509 саж. 4) Кроме того, в 1848 году по распоряжению Губернского Правления нарезано земли в пустоши "Мурашкино" 1 десят. 2263 саж. Всею землею члены причта владеют сами. На земельные угодья имеются планы и межевая книга от 10 июня 1783 года. Пустошей со строевым и дровяным лесом у церкви не имеется; причт издревле беспрепятственно пользуется въездом в леса, принадлежащие прихожанам. В писцовых книгах Тотемского уезда за 7138 год значится, что у причта "лес воопче з - деревнями". В настоящее время члены причта засевают земли более 30 десятин, сеют: рожь, ячмень, овес, пшеницу, горох и лен. Так в 1900 году высеяно причтом: ржи 4 четв., овса 16 четв., ячменя 3 четв., пшеницы 4 четв., льняного семени 4 пуда и волокна 8 пудов. С сенокосной земли снимается причтом сена более 300 пудов ежегодно. Выставка сена и обработка земли обошлась 410 рублей. При изобилии сенокосной земли причт издавна занимается скотоводством. В 1901 году у всего причта 10 лошадей, 25 коров и 20 с лишком овец. В прежнее время причт держал более скота; были годы, когда весь причт имел до 35 лошадей и 30 коров. Излишнее молоко члены причта продают в молочные заводы на сумму около 250 руб. ежегодно. На содержание причта с 1855 года положено годового жалованья от казны 346 рублей 92 коп. из братской кружки за молебствия и поминовение усопших в 1900 году получено 585 руб. 10 коп. В праздники Рождества Христова, Богоявления, Рождества богородицы и великомученика Георгия собрано от прихожан в том же году: овса 125 пудов, ржи 130 пудов, льна 16 пудов, всего на 224 рубля.
Процентов с банковских билетов за поминовение рода жертвователей получено причтом 52 руб. 25 коп. Первый вклад на вечное поминовение поступил от жены приходского диакона Еннавы Владимировны Малевинской в 1872 году. В настоящее время этот капитал церкви и причта достиг до 2735 рублей. Всех вообще выгод, за исключением расходов на обработку пахотной и сенокосной земли, за 1900 год получено причтом 840 руб. 27 коп. Содержание причта в последние годы уменьшается по случаю значительных недородов хлеба у причта и прихожан. Так, например, до 1900 года всех вообще доходов поступило: в 1890 году - 1496 руб. 15 коп.; в 1895 - 1002 руб 34 коп.; в 1899 году - 915 р. 27 коп. XI. Церковные старосты. Главными сотрудниками приходских пастырей при устройстве, расширении и украшении местных храмов издревле были церковные старосты. Со времени открытия при церкви приходского попечительства они всегда были и деятельными членами последнего. Из церковных старост Стрелицкой церкви известны: 1. Стефан Ермолаев Тороканов из крестьян деревни Бирякова, упоминается в 1738 и 1744 годах. 2. Феодор Чекалев, крестьянин села Спасского, упоминается в 1752 году; при нем была строена нынешняя каменная Преображенская церковь. 3. Александр Григорьев Попов, крестьянин села Спасского, упоминается в 1777 году; при нем был построен нынешний каменный Богородицерождественский храм. 4. Григорий Борисовский, упоминается в 1817 году. 5. Иван Прокопьев Тороканов из крестьян деревни Бирякова (1821 0 1841); при нем на благолепие храмов было израсходовано более 12 тысяч рублей ассигнациями, имел похвальный лист из Духовной Консистории. 6. Андрей Кондаков (1841 - 1854 г.), крестьянин деревни Попова. 7. Андрей Львов Рубцов из крестьян деревни Самылкова (1854 - 1871 г.), при нем расширен был Преображенский храм прикладом с западной стороны. 8. Василий Павлов Гуляев (1871 0 1887 г.) крестьянин деревни Семенова, при нем был расширен алтарь теплого Богородицерождественского храма. В настоящее время церковным старостою состоит крестьянин деревни Зуева Михаил Семенов Шунин, определенный в 1887 году. В течение 15-ти-летней службы он ревностно заботился о благолепии храмов; в 1901 году им приобретена на свои средства золоченая гробница под плащаницу стоимостью в 300 рублей; в настоящее время он принимает деятельное участие при постройке нового помещения для женской церковно-приходской школы; имеет похвальный лист из Духовной Консистории выдаваемый.
10. XII. Топография Стрелицкого прихода. Население. Статистические сведения о родившихся, браком сочетавшихся и умерших. Общественные бедствия в приходе. Религиозно-нравственное состояние прихожан. Занятия и промыслы их. Свадебные обряды и причитания. Стрелицкий приход - один из обширных и многолюдных приходов Тотемского уезда. Он со всеми угодьями прихожан в настоящее время занимает площадь в окружности около 100 верст. Как сказано было выше, площадь прихода имеет склон с севера на юг и взволнована холмами. Самые возвышенные места в приходе близ реки Стерилицы. Леса - с северной и южной части прихода. Из лиственных и хвойных пород более встречаются: ель, сосна, береза, осина, ольха. Ель и сосна идут, главным образом, на постройки, береза - для топлива; встречаются также липа и клен. В лесах в иные годы растет много ягод: брусники, клюквы, черники, лесной малины, смородины и других. Боровиков, груздей, рыжиков и волнух в изобилии. В лесах водятся медведи, волки, лисы, зайцы, белки, куницы, выдры, нередко встречаются олени и лоси. Местность вообще красивая. Климат сухой, здоровый. Почва земли большею частию глинистая, для хлебопашества неудобна и требует большого удобрения. Приход орошается рекой Стрелицей, притоком реки Сухоны и другими речками и ручейками. В приходе есть два небольших, но глубоких озера, и тянется несколько болот. По клировым ведомостям за 1900 год в приходе значится жителей 5 722 обоего пола, так что по количеству населения Стрелицкий приход занимает второе место в Тотемском уезде. Ревизских душ в нем 1794, а наличных - 1994. Время основания прихода неизвестно. За 275 лет тому назад Стрелица была уже весьма обширным населенным местом. Это можно видеть из Тотемских писцовых книг за 7138 год. В писцовой книге о Стрелицкой волости значится, что в ней "сельцо, да погост, а к ним 37 деревень да починок тяглые, да во льготе 12 починков, 7 займищ, 12 пустошей, да 16 пустошей на сенном оброке, 4 пустоши да пустошь церковная лежат впусте, а вжилых деревнях и во льготных починках и в займищах 175 дворов крестьянских, да двор бобыльской живущие да 4 двора, да 8 мест дворовых крестьянские пустые, а людей в жилых дворах 252 человека крестьян, да бобыль. Пашни паханые церковные 14 четей, да лесом поросло 4 чети да крестьянские тяглые пашни паханые худые земли 722 чети, да льготные пашни паханые 69 чети с осминою, да не распахано перелогом и лесом поросли льготные же 334 чети с осьминою в поле, а в дву потомуж; сена церковного 35 копен, да крестьянского сена 4806 копен..... лесу пашенного ко всем деревням и к починкам и пустошам заполново и отхожево 300 десятин, а не пашенного 500 десятин, да поверстного лесу непашенного в длину на 15 верст, а поперек в широком месте на 7 верст, а в узком на 4 версты, а вытей в живущем 45 вытей с полчетью..." Оброку платили крестьяне в год 80 рублей 32 алтына и 4 деньги*. (* В то время в состав Стрелицкой волости входил соседний Нутренский приход.)
Через 100 с лишком лет население прихода значительно увеличилось. По ревизии 1744 года в нем было уже более 800 душ. Далее, по исповедным ведомостям в приходе значится в 1791 году - 297 дворов и 1931 жителей обоего пола; в 1820 году - 400 дворов с 2262 жителями обоего пола; в 1850 году - 531 двор и всех жителей 3546 человек. Таким образом, за последние 150 лет население прихода увеличилось более чем в три раза, а число дворов за 275 лет - более чем в восемь раз. Наиболее число родившихся было в 1896 году - 319 человек, в 1898 году - 297 человек и 1899 году - 339 человек; браков: в 1895 году было 56 человек, в 1897 году - 63 и 1899 году - 61; умерших: в 1895 году - 231 человек и в 1898 году - 279 человек обоего пола. Приход несколько раз терпел от пожаров. При церкви были три большие пожара. Первый был в 1738 году ночью на 6 ноября; сгорели все три приходские деревянные церкви. Второй - 8 июля 1774 года. Об этом пожаре и доныне сохранилось народное предание. Дело было в Троицын день во время вечерни, сначала загорелся дом священника Евфима Иванова. Дом поджег один из крестьян (по прозвищу Мухор) села Спасского; был сильный северный ветер. Пламя скоро перешло на церкви... искры от места пожара силою ветра уносило на расстоянии одной версты до деревень Денискова и Самылкова, отчего эти деревни известны теперь у крестьян под названием "головешки". Пожар уничтожил две деревянные церкви, крыша и кресты на каменном Преображенском храме сгорели. Дома причта и крестьян села Спасского сгорели. Третий пожар был в 1848 году. Сгорели три дома у членов причта и 17 домов у крестьян, церковная ограда обгорела, но церкви не были повреждены пожаром. Затем известны пожары в селениях Заболотье в первой четверти XVII столетия (сгорела вся деревня) и в прошлом столетии в Алексиеве (17 домов), Зуеве, Логинове (вся деревня) и Пенкине. Посещали ли приход в древности эпидемические болезни, неизвестно. В 1848 году с 23 июня по 15 августа в приходе были случаи заболевания холерою; умерло 9 человек, именно в селениях Прокшине - 3, Олекине - 1, Пенкине - 1, Попове - 2 и Старом - 2 человека. Для борьбы с холерою были предприянты правительственные меры: в деревне Прокшине, где начались заболевания, была учреждена временная больница и от инспектора врачебной управы Максимович было выдано населению письменное наставление о борьбе с эпидемиею. В 1889 году в пределах всего прихода была "инфлюэнца", а в 1898 году тифозная горячка в 4 деревнях: Кульсиеве, Зуеве, Вотчине и Логинове. Смертных случаев от обеих болезней почти не было. К прекращению тифа своевременно были приняты надлежащие меры (сосредоточение больных в отдельных домах, дезинфекция и прочее). В 1899 и 1900 годах была оспа. Смертных случаев было около 10. По смертности выделяется 1901 год: в течение этого года в приходе умерло 338 человек.
Всем почти жителям прихода была привита предохранительная оспа и учреждена временная больница при селе Спасском. Занятия в школах были прекращены. Из других общественных бедствий известны: скотский падеж в 1624, 1816, 1865 и 1866 годах и значительный недород хлебов в 1869, 1872, 1889 и 1900 годах. Летом 1901 года были большие лесные пожары: много пригорело лесу в казенных и крестьянских дачах. Выгорел почти весь строевой лес у крестьян. Сгорело много и сена у крестьян. О неурожае 1872 года в приходской летописи свидетельствуется, что "весна этого года была ранняя и теплая. Всходы хлебов и трав обещали хороший урожай. Но надежды не оправдались. С половины мая и до второй половины августа дождей почти не было, отчего травы были очень плохи, яровой хлеб сгорел, был мелок и редок. Осенью скот был очень дешев и цена говядины очень порядочной была 50 копеек за пуд. Весной следующего года сено продавали по 5 - 6 рублей воз. К счастию, весна была ранняя и теплая". Скотский падеж 1865 и 1866 годов и неурожаи хлебов довели народ, ранее зажиточный, до бедности. Число нищих в приходе значительно увеличилось, между тем по официальным сведениям за 1848 год в нем было только 10 бедных и один бездомный. К одной из главных причин народной бедности нужно отнести и частые семейные разделы. Прихожане все православные и отличаются религиозностью. В праздничные и воскресные дни они усердно посещают храм Божий, с вниманием и любовью слушают пастырские поучения, усердны к поминовению усопших, строго соблюдают св. посты, каждогодно в великий пост почти все выполняют христианский долг исповеди и св. причащения и к уклоняющимся от этого долга относятся с пренебрежением. Число говеющих в великий пост достигает 4000 человек. Существкет в приходе обычай понедельничать и поститься перед Ильиным днем. Считается большим грехом принимать пищу в праздничные и воскресные дни до окончания богослужения. С 1865 года по случаю скотского падежа во все почти селения прихода совершаются в летнее время крестные ходы. У каждого почти селения есть своя икона, которая находится всегда в приходской церкви и износится оттуда в селение во время крестных ходов. Каждое селение заботится о благолепии своей иконы и для поставления пред нею свеч во время богослужений жертвуют в церковь деньгами и хлебом. Из благочестивых и полезных обычаев можно указать следующие: 1. С 1895 года в воскресные и праздничные дни (кроме летних месяцев) между утреней и обедней, а также и после вечерни ведутся в церкви внебогослужебные собеседования и чтения, на которых бывает и общее народное пение. Собеседования нередко ведутся и в селениях прихожан. (см. Епарх Ведомости за 1896 год).
2. С 1890-91 учебнго года из учениц местной церковно-приходской женской школы, по инициативе о. Заведующего организован женский хор, который поет в праздничные и воскресные дни за литургией на левом клиросе. 3. В вышеозначенные дни за литургией после Милость мира в церковном пении участвуют все молящиеся, причем певцы с обоих клиросов выходят в средину церкви. Пение выходит торжественное, благозвучное и производит весьма глубокое впечатление. 4. В день Священного Коронования Их Императорских Величеств (14 мая 1896 года) жителями Стрелицкого прихода составлено было особое постановление, которым: 1) выражены Их Императорским Величествам верноподданические чувства и поздравления, 2) установлен крестный ход из местной церкви к Биряковскому правлению 14 мая ежегодно, 3) поставлены на средства прихожан в церкви и правлении иконы св. Николая Чудотворца, царицы Александры и св. Марии Магдалины с неугасимою лампадою в волостном правлении и установлено совершать молебны в волостном правлении во все высокоторжественные дни. Что же касается темных сторон в народной жизни, то об этом справедливость требует сказать, что пьянство, разгул и кулачные побоища в праздники и во время общественных сходов (сопровождаемых пьянством) в прежнее время были обычным явлением в приходе. Но при более широком распространении грамотности в приходе и стараниях приходского священника и местного земского начальника эти пороки и дурные обычаи значительно слабеют. Прихожане - крестьяне, бывшие государственные. Они живут в 43-х селениях* (* Вот названия селений в Стрелицком приходе: село Спасское, Попово, Старое, Олекино, Медведково, Михеево, Лашково, Виторьево, Середка, Полянка, Селезнево, Семеново, Сорокозубово, Хмелевица, Березовая, Кринкино, Пенкино, Биряково, Денисково, Самылково, Кульсиево, Зуево, Вотчина, Логиново, Алексеево, Прокшино, Органово, Черемховая, Следово, Тимонинское, Брюхово, Савкино, Заболотье, Паюсово, Осипиха, Большая Ракула, Малая Ракула, Шибловка, Сенная, Горка, Климовское, Рётча и Косово.). Избы крестьян и в связи с ними дворы для домашнего скота расположены в одну или несколько линий; сзади дворов - огороды для посадки капусты, редьки, картофеля и луку, а за ними, вдали от селений - бани и гумна. Кругом каждого селения тянутся хлебные поля, а за последними - выгоны для скота. Главные занятия крестьян - хлебопашество и скотоводство. Всей удобной земли во владении крестьян 26, 943, 84 и лесной - 5343,00 десятин. Удобная земля отнесена к 3-му разряду. Земля у крестьян в общем владении. Оклад всех земских и казенных сборов в 1889 году 17491 руб 20 коп. и мирских - 1376 руб. 65 коп.; земского сбора причитается по 34 1/2 коп. с доходного рубля. Система сельского хозяйства трехпольная. Плугов, веялок, сортировок и прочего в приходе нет. Крестьяне обрабатывают землю косулями и деревянными боронами, сеют рожь, ячмень, пшеницу, овес, лен, горох. Льноводство в последние годы значительно уменьшается. Льняные волокна не отличаются высоким качеством. Причина тому - плохо отсортированные и неочищенные семена. В каждом селении учреждены хлебные магазины. Переосвежение хлеба бывает почти каждогодно и хлеб выдается из магазина на продовольствие и посев. Нередко хлеб в магазины принимается не совсем хорошего качества. При обилии сенокосной земли крестьяне издавна не могут держать скота, так в 1848 году в приходе было 4208 лошадей, 1003 рогатого скота, 7150 овец и 390 свиней. В 1900 году в приходе было 1182 лошади, 3053 рогатого скота, 3127 овец. Главным подспорьем в сельском хозяйстве служат маслодельные заводы, которых в приходе до 10. По официальным сведениям, в 1899 году молока было переработано около 21, 900 пудов и масла выработано около 800 пудов, а в настоящее время вырабатывается около 2 1/2 тысяч пудов. Есть такие домохозяева, которые выручают на молоке по 70 - 100 рублей в год. Зимою крестьяне занимаются рубкою и вывозкою дров и строевого леса из купеческих дач, некоторые работают на Вологодско-Архангельской железной дороге и на фабриках в г. Ярославле. В 1899 году из волостного правления выдано 611 паспортов. Кустарная промышленность в приходе развита слабо. Некоторые занимаются выделкою кож и шитьем кожаной обуви. В приходе одна казенная винная лавка, 14 мелочных лавок, около 20 водяных мельниц, 12 кузниц, ветряных мельниц нет. Интересны в Стрелицком приходе свадебные церемонии и причитания на них невесты и ее подруг. Главные свадебные церемонии: сватанье, пропои, скрутник, девичник и свадебник. Жених идет свататься к невесте с одним из родственников последней. Если родственники невесты намерены выдавать за него свою дочь, то назначают день пропоев. Когда в этот день родственники невесты собираются смотреть место жениха, т. е. дом, хлеб в амбаре, скот и прочее, то невеста начинает причитать: Посмотрю я молодешенька Когда же родственники невесты поедут, то она продолжает: Вам туды не доехати, Если место жениха понравится родственникам невесты, последние изъявляют свое согласие выдать за него свою дочь, обе стороны молятся Богу и в знак согласия подают друг другу руки. После этого начинается угощение... После пропоев жених с родственниками обеих сторон едет в дом невесты. Последняя причитает: Не послушались вы, родимый батюшка Невеста уходит и наряжается. Жених говорит богоданным - отцу и матери: "пожалуйте мне чашицу (имя и отчество невесты)". Невеста с поклоном подходит к жениху. Последний разливает вино в рюмки, а невеста с поклоном угощает своих родных, гостей, соседей и подруг. После поцелуя женихом невесты, последняя идет в кут и причитает: Пристыдил меня чужой чуженин Жених подходит к невесте с гостинцами (пряниками, конфектами и прочим). Невеста угощает ими своих подруг и соседок. Через несколько дней после пропоев родители обеих сторон идут к местному причту для укладки свадьбы. После укладки - невеста в каждый почти вечер причитает: Благослови Христос Истинный За два дня до свадьбы бывает скрутник. Невеста ходит во всей скруте (в самом лучшем платье). Она причитает: Наряжу я тебя, матушка, Если у невесты нет отца, то причитает: Я подам свой зычен голос Накануне свадьбы бывает девичник: братья или ближайшие родственники невесты (кроме отца и матери), едут в дом жениха за зваными. Невеста им причитает: Ты родимой мой братевка! По приглашению родственников невесты в дом последней едут родственники жениха. Когда гости подъезжают к дому, невеста причитает: Не пускай-ка ты, батюшка, Коням сена зеленого и овса-то хорошего. Званые садятся за стол; их угощают. Невеста продолжает: Уж я глупая, девица не просужая, Невеста наряжается и дарит званых (родственников жениха). Каждому званому она подносит с поклоном на тарелке сначала рюмку водки, а затем платок. Невесте за дары кладут на тарелку деньги. Когда подарит всех званых, невеста причитает: Не осудите вы на мои дары малые, Подруги невесты ходят по улице в кругу; невеста выходит к ним и причитает: Пропустите меня вы, голубушки, Когда званые уедут, невеста просит подруг топит баню. Наряжу я вам, подруженьки, Подруги отвечают: Господарева ты наша подруженька! Невеста подносит им кружку пива. Они продолжают: Нам сказали добры люди про милую подруженьку, Вечером невеста ходит по избе во всей скруте и причитает: Поглядите-ка вы, голубушки, Утром в свадебный день невеста причитает: Как во севонюю-то ноченьку Наконец, невеста просит благословения у своих родителей: Это есть у молодешеньки Отец благословляет дочь - невесту. Последняя продолжает: Много тебе я благодарствую
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.188.36 (0.084 с.) |