II. Замечательные в приходе местности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Замечательные в приходе местности.



Содержание

1. Местоположение церкви 2. Замечательные в приходе местности 3. История деревянных церквей до построения нынешних каменных 4. Нынешний каменный холодный храм во имя Преображения Господня: а) история построения и постепенного расширения и украшения его; б) внешний вид Преображенского храма; в) внутреннее устройство: 1) трапеза, 2) алтарь, 3) храм 5. Нынешний каменный теплый храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы (история построения и расширения храма, нынешнее состояние) 6. Колокольня 7. Ризница и библиотека 8. Церковная ограда и здания, принадлежащие церкви. Приходское кладбище 9. Штаты причта. Приходские священноцерковнослужители (священники, диаконы, дьячки, пономари, псаломщики) 10. Средства содержания причта 11. Церковные старосты 12. Топография прихода. Население. Статистические сведения о родившихся, браком сочетавшихся и умерших. Общественные бедствия. Религиозно-нравственное состояние прихожан. Занятия и промыслы их. Свадебные обряды и причитания. 13. Церковно-приходское попечительство. 14. Школы в приходе 15. Посещение школы местными архипастырями Приложение. Сотная выпись из Тотемских писцовых книг 1623 - 1625 годов, показывающая состояние жителей Стрелицкого прихода в начале XVII века Объяснения к ней Поправки и дополнения Фотоархив Стрелицкая Спасо-Преображенская церковь (1913 год) Вид реки Стрелицы Современное состояние Стрелицкого храма Священник Феодосий Малевинский Внуки Ф. Е. Малевинского Закладка часовни преподобного Вассиана Тиксненского Икона преподобного Вассиана

 

 

Стрелицкая Преображенская церковь
Тотемского уезда Вологодской губернии

I. Местоположение церкви

В юго-восточной части Тотемского уезда Вологодской губернии в одной версте от Устюжского тракта и в 117 верстах по этому тракту от г. Вологды на правом высоком берегу реки Стрелицы живописно раскинулось небольшое село Спасское. Над селом, точно осеняя его, возвышаются два приходских каменных храма: главный во имя Преображения Господня, другой во имя Рождества Богородицы и в связи в ним каменная колокольня. С последней открывается чудный вид на окружающую местность особенно при ясном восходе солнца. Местность имеет склон с севера на юг, взволнована холмами, на которых там и сям разбросаны деревни и тянутся поля прихожан. Извиваясь меж холмами и обрывами и описывая дугу близь холмов, течет по приходу река Стрелица. По обоим берегам ее зеленеют сенокосные луга прихожан и членов местного причта. С двух сторон - южной и северной - синеют леса, идущие широкими полосами по горизонту, а там в лесу за рекой Сухоной, далеко-далеко, за несколько десятков верст виднеются белые точки. Это приходские церкви: Чаловская, Совдюжская и другие. С западной стороны, как будто на воздухе, высятся вдали Мольская Троицкая и Святогорская церкви, занимая едва ли не самые высокие места в южной части Тотемского уезда. С версту от Стрелицких храмов на большой дороге, между деревнями Пенкиным и Биряковым, выделяются два большие деревянные здания. Это двухклассное министерское училище и Биряковское волостное правление.

IV. Нынешний каменный холодный храм во имя Преображения Господня

Трапеза

С крыльца в трапезу ведут массивные двойные двери, деревянные и железные, решетчатые. Трапеза устроена в виде квадратной палаты, длина ее 6 сажен, ширина 8 сажен. Как сказано было выше, трапеза складена в 60-х годах прошлого столетия и в ней два придела: на правой стороне во имя сошествия св. Духа на Апостолов, на левой - Успения Божией матери. Святые престолы и жертвенники в них узаконенной меры и сделаны из простого дерева, сраченицы на них полотняные, белые, одежды парчовые. Св. антиминсы атласные, священнодействованы преосвященным вологодским Христофором, один - в Святодуховском приделе в 1860 году, другой - в Успенском в 1863 году. Иконостасы приделов устроены в 1861 и 1862 годах, имеют форму полукруга, деревянные, выкрашены сиреневою краскою, резьба на них покрыта червонным на полимент золотом. Иконы в них написаны под греческое письмо, в Святодуховском приделе живописцем Борисом Монаковым, в Успенском - Ветровым.

Из икон старинного письма достойна внимания икона Св. Пророка Илии с житием. Позолота на иконостасе и икона в нем поновлена в 1901 году вологодским живописцем Василием Шаховым. В алтарях на восточной стене две художественные картины, по одной в каждом, в Святодуховском - "Тайная вечеря", в Успенском - "Воскресение Христово". На потолке в самой трапезе написаны больших размеров три картины с оригиналов храма Христа Спасителя в Москве, именно: в центре - Преображение Господне, на правой стороне - Сошествие Св. Духа на Апостолов; на левой - Успение Божией Матери.

В простенках между окнами направо изображение притчи о блудном сыне, на лево - Мытаря и Фарисея.

Вокруг всех картин сделаны цветные рамы. В арке, ведущей из трапезы в церковь на правой стороне художественное изображение во весь рост преподобного Феодосия Тотемского Чудотворца, а на левой - преподобного Вассиана, чудотворца тиксенского.

Вся стенная живопись в трапезе работы вологодского живописца Василия Шахова.

Храм.

Храм отделяется от алтаря каменною стеною, в которой трои двери: в средине - царские, южные с изображением на них св. архидиакона Стефана, северные - св. архидиакона Лаврентия. Царские врата медные, чеканной работы, высеребренные с вычеканенными на них пятью золочеными изображениями: в средине - Благовещения Божие матери, по углам - четырех евангелистов и пяти ликов ангелов. Врата металлические устроены в 1870 году за 200 рублей. Над вратами в сиянии образ Спасителя.

Предалтарный иконостас в пять ярусов, столярной работы по бирюзовому фону, украшен резьбою с резными, золочеными червонным золотом по полименту колонками: в первом ярусе св. иконы древнего письма, на них ризы медные, посеребренные. По правую сторону царских врат храмовая икона Преображения господня; длина ее 2 аршина, ширина 1 1/2 аршина. Венцы на Спасителе и апостолах сереьряные. Далее, икона Воскресения Христова с изображением по краям страстей Христовых. Рядом с нею, против правого клироса, образ Живоначальной троицы. С левой стороны царских врат икона Божией Матери "Александрийская", одинаковая по размеру с храмовой иконою; на ней венец серебряный. Затем, икона положения Иисуса Христа во гроб, а рядом с нею, против левого клироса образ св. великомученика Георгия. Во втором ярусе над царскими вратами "Тайная Вечеря", а по бокам на 10 д&;lt;о&;gt;сках изображения двунадесятых праздников. В третьем в средине образ Спасителя, седящего на престоле с предстоящими в молении Богоматерью и св. Иоанном Предтечею, а по сторонам на 8 досках лики апостолов и евангелистов. В четвертом ярусе - в центре образ Господа Саваофа, по сторонам на 8 досках лики святых пророков. В пятом на 8 досках изображены: Иоанн Богослов и Логгин Сотник, несение креста Спасителем, Моление Христа в вертограде, Спаситель, сидящий в багрянице, Явление Господа по воскресении Марии Магдалине и предательство Господа Иудою, а над ними икона Воскресения Христова в сиянии. Вверху иконостаса утвержден св. Крест. Все иконы в иконостасе старинного греческого письма, поправлены в 1899 году.

За правым клиросом устроено возвышенное место в две ступени. На этом месте под балдахином, в гробнице находится шитая золотом по малиновому бархату плащаница. Последняя приобретена в 1892 году приходским попечительством. Гробница резная на полимент золоченая со стеклянным по краям золоченым футляром стоимостью около 250 рублей, пожертвована в 1901 году церковным старостою крестьянином Михаилом Шуниным. Балдахин резной золоченый на полимент; с трех сторон его небольшие иконы: распятие, снятие со креста и положение во гроб Христа Спасителя. Над гробницею художественное изображение Господа Саваофа. Вверху балдахина корона, увенчанная св. крестом. Балдахин стоимостью 250 рублей пожертвован в 1901 году крестьянином Александром Михайловичем Шуниным.

За левым клиросом икона святого великомученика Георгия. У клиросов приставлены две хоругви: одни красного сукна, другая металлическая, резная, золоченая, приобретены в 1892 году за 162 рубля приходским попечительством в память чудесного избавления царской семьи в 1888 году 17 октября. Посреди церкви над куполом на цепях висит большое медное посеребренное паникадило. В 1835 и 1836 годах стены и своды храма украшены прекрасною живописью знаменитым в то время живописцем Иваном Афанасьевичем Вагеновым (Костромской губернии Галичского уезда помещицы Травиной вольноотпущенный).

В самом верху. В куполе изображен Единый Бог в Трех Лицах покланяемый; над окнами и между окнами купола на простенках изображены ангелы, славящие Творца Бога. По церковному своду до связей в восьми картинах изображено сотворение мира и человека. Под связями сделан приличный карниз, а под карнизом по четырем стенам над верхними окнами в 11 картинах представлены: земной рай, грехопадение прародителей, наказание за грех, изгнание из рая и некоторые события до потопа и после оного до Моисея. Между верхними окнами на простенках в 6 картинах - события из евангельской истории. Между нижними окнами на простенках на южной и северной стороне храма - в пяти картинах чудеса и деяния апостолов. На западной стороне храма по ту и другую сторону арки две большие картины: одна - кончина мира и общее воскресение мертвых, другая - второе пришествие Христа и страшный суд. Живопись в главном алтаре Преображенского храма также работы Вагенова. Всех 77 картин, кругом их сделана красивая уборка. За работу г. Вагенову было уплачено 7500 рублей ассигнациями. В 1898 и 1999 годах вагеновская живопись была переписана на масле по старому без всякого изменения рисунку вологодским живописцем Василием Шаховым, которому за вышеозначенную работу и за написание вновь двух картин в арке уплачено приходским попечительством 2350 рублей золотом.

Преображенский храм с прекрасною стенною живописью и поновленными иконостасами с первого взгляда производит весьма сильное и глубокое впечатление на богомольца и по справедливости может считаться в настоящее время одною из лучших в уезде церквей.

VI. Колокольня

Когда и кем построена нынешняя каменная колокольня, неизвестно; вероятно, вскоре после постройки Богородице-Рождественского храма. Колокольня находится в одной связи с означенным храмом с западной стороны его. Она осьмигранная с восемью пролетами, вышиною с двумя куполами, шпилем и крестом около 19 сажен. Оба купола покрыты железом, выкрашенным зеленою краскою. Между ними каменная кладка, в которой 8 небольших окон. Шпиль покрыт белым железом, устроен вместо прежнего, пришедшего в ветхость в 1890 году. В нижней части колокольни в левом углу устроена небольшая палатка для хранения церковного имущества.

Колоколов одиннадцать; из них: 1 большой, весом около 150 пудов. Вверху колокола изображение херувимов. На нем две надписи. Первая: "Вонми, о смертный глас мой, и представь себе, что скоро чрез трубу небесный Воевода возбудит всех на суд из человеча рода и где должны Тебе ответ дать Судие". Другая: "Сей колкол лит первоначально в Ярославле к сей Преображенской церкви, что на Стрелице в 1724 году на светлой неделе в субботу в бытность священников Владимира Святогорова и Михаила Юшкова и церковного старосты Григория Борисовского перелит на месте с прибавкою меди в 1817 году августа 18 дня, ныне весу пуд., фунт., лил Белозерский посадский Иван Михайлов Горошников". Колокол отличался весьма звучным, чистым и приятным звуком. В 1894 году от неразумного благовеста дал трещину. В 1898 году местный крестьянин Александр Камкин удачно вышиб поврежденный край колокола и в настоящее время звук его мало отличается от прежнего. 2., Второй полиелейный колокол с неясным на нем изображением Рождества Богородицы. Надпись на нем: сей колокол вновь вылит к сей Преображенской церкви в устроенном при оной заводе иждивением священноцерковнослужителей и приходских людей 1817 года октября 25 дня, весу в нем 84 пуда 34 фунта. Колокол вылит неудачно и не отличается благозвучием. 3., Третий, повседневный, весом 53 пуда; 4., Часовой весу 25 пудов, колокол весьма звучный, лит неизвестно когда в Москве на заводе Асона Струговщикова. На нем два неясные изображения. Из небольших колоколов достойны внимания по своей древности два: один с неясною на нем надписью, лит в г. Вологде, второй с изображением двухглавого орла и с надписью: "si Deus pro nobis, quis contra nos anno 1639". Первый колокол по преданию из прежде бывшей Афанасьевской церкви в местности "Верхние".

VII. Ризница и библиотека

Церковною утварью церковь вполне достаточна. Риз лучших 7, средних и повседневных 10. Ковчегов для хранения Св. Даров два, из них лучший серебряный 81 пробы золоченый, весом 7 фунтов 24 зол., имеет форму пятиглавой церкви. Св. сосудов с приборами трои, из них лучшие - серебряные 84 пробы, золоченые, весом 5 ф. 33 зол. Означенные ковчег и сосуды приобретены в 1867 году. Вторые сосуды серебряные, золоченые, весом 2 ф. 87 зол., приобретены в 1830 г. за 358 руб. крестов напрестольных 8, из них лучший серебряный 84 пробы, золоченый с чеканными на нем изображениями и накладным литым распятием, весом 2 фунта 12 зол., пожертвован в 1867 году бывшею местною просфорнею, дьяческою дочерью Марией Михайловной Поповой.

Св. евангелий 7, из них лучшие:

1. Св. Евангелие 14 верш. С серебряными, золочеными досками с изображениями на верхней доске Воскресения Христова и 4 евангелистов, а на нижней - храмовых праздников; серебра в досках 9 ф. 25 з. Об этом евангелии в приходской летописи сказано, что оно приобретено в 1874 году за 525 рублей - сумму, собранную по приходу пожилой крестьянской девицей Марией Стеф. Бырковой, и выписано из магазина Сытова.

2. Св. евангелие печ. В Москве в 1742 с медными просекными и посеребренными дсками, с финифтяными изображениями: в средине - Воскресения Христова и евангелистов.

3. Св. евангелие, печ. В Москве при царе Алексие Михайловиче в 1652 году, обложено малиновым бархатом; на нем серебряные, золоченые изображения Воскресения Христова и евангелистов.

В церковной библиотеке книг более 250 названий. Из них достойны внимания:

1. Библия величиною в лист в 2 книгах, изданная повелением импер. Елизаветы Петровны в 1751 году. В расходной книге за 1854 году о ней сказано, что куплена у вдовой дьячихи приходской церкви Марии Упадышевой за 6 руб.

2. Минеи месячные в колич. 12, печати 1768 года.

3. Триод цветная печ. 1742 года. Книга эта по листам подписана местным священником Иовом Терентиевым Поповым: "1744 года марта 10 дня сия книга цветная во граде Вологде на церковные деньги куплена и сию книгу.... церковный староста Стефан Ермолаев Тороканов.......положил в казну вечно".

4. Библия в 8-ю долю листа на славянском языке печати 1816 г., издание Российского Библейского общества, цена 6 руб.

5. Евангелие толковое на воскресные и празд. дни, печ. 1761 года.

6. Симфония на св. евангелие и Деяния апостолов, печ. 1761 года.

7. Четыре книги пролога, печ. 1747 года.

В церковной ризнице тщательно хранятся шесть грамот, данных епископами Великоустюжскими и Тотемского на построение и освящение церквей: 1. Гавриила, архиепископа Великоустюжского и Тотемского, от 18 мая 1739 года на построение двух деревянных церквей во имя Рождества Богородицы и св. великомученика Георгия. 2. Преосвященного Варлаама от мая 1752 года на построение нынешней каменной холодной церкви во имя Преображения господня. 3. Преосвященного Иоанна от 31 декабря 1767 года на освящение Преображенской церкви. 4. Преосвященного Иоанна от 6 сентября 1774 года на освящение обновленного после пожара 1774 года Преображенского храма. 5. Того же преосвященного от 1 июля 1776 года на построение нынешнего теплого каменного храма во имя Рождества Богородицы. 6. Того же преосвященного от 31 мая 1781 года за № 173 на освящение теплого храма.

В ризнице хранятся планы церквей, планы и межевая книга на церковные причтовые земли, старые описи церквей от 1810 и 1826 годов и другие старые бумаги. Стараниями свящ. Феодосия Малевинского все старые бумаги собраны и переплетены. Там же хранятся в целости метрические книги в 1780 года, исповедные росписи с 1790 года обысковые книги с 1802 года, клировые ведомости с 1811 года и приходо-расходные книги с 1809 года.

XI. Церковные старосты.

Главными сотрудниками приходских пастырей при устройстве, расширении и украшении местных храмов издревле были церковные старосты. Со времени открытия при церкви приходского попечительства они всегда были и деятельными членами последнего. Из церковных старост Стрелицкой церкви известны:

1. Стефан Ермолаев Тороканов из крестьян деревни Бирякова, упоминается в 1738 и 1744 годах.

2. Феодор Чекалев, крестьянин села Спасского, упоминается в 1752 году; при нем была строена нынешняя каменная Преображенская церковь.

3. Александр Григорьев Попов, крестьянин села Спасского, упоминается в 1777 году; при нем был построен нынешний каменный Богородицерождественский храм.

4. Григорий Борисовский, упоминается в 1817 году.

5. Иван Прокопьев Тороканов из крестьян деревни Бирякова (1821 0 1841); при нем на благолепие храмов было израсходовано более 12 тысяч рублей ассигнациями, имел похвальный лист из Духовной Консистории.

6. Андрей Кондаков (1841 - 1854 г.), крестьянин деревни Попова.

7. Андрей Львов Рубцов из крестьян деревни Самылкова (1854 - 1871 г.), при нем расширен был Преображенский храм прикладом с западной стороны.

8. Василий Павлов Гуляев (1871 0 1887 г.) крестьянин деревни Семенова, при нем был расширен алтарь теплого Богородицерождественского храма.

В настоящее время церковным старостою состоит крестьянин деревни Зуева Михаил Семенов Шунин, определенный в 1887 году. В течение 15-ти-летней службы он ревностно заботился о благолепии храмов; в 1901 году им приобретена на свои средства золоченая гробница под плащаницу стоимостью в 300 рублей; в настоящее время он принимает деятельное участие при постройке нового помещения для женской церковно-приходской школы; имеет похвальный лист из Духовной Консистории выдаваемый.

10.

XII. Топография Стрелицкого прихода. Население. Статистические сведения о родившихся, браком сочетавшихся и умерших. Общественные бедствия в приходе. Религиозно-нравственное состояние прихожан. Занятия и промыслы их. Свадебные обряды и причитания.

Стрелицкий приход - один из обширных и многолюдных приходов Тотемского уезда. Он со всеми угодьями прихожан в настоящее время занимает площадь в окружности около 100 верст. Как сказано было выше, площадь прихода имеет склон с севера на юг и взволнована холмами. Самые возвышенные места в приходе близ реки Стерилицы. Леса - с северной и южной части прихода. Из лиственных и хвойных пород более встречаются: ель, сосна, береза, осина, ольха. Ель и сосна идут, главным образом, на постройки, береза - для топлива; встречаются также липа и клен.

В лесах в иные годы растет много ягод: брусники, клюквы, черники, лесной малины, смородины и других. Боровиков, груздей, рыжиков и волнух в изобилии. В лесах водятся медведи, волки, лисы, зайцы, белки, куницы, выдры, нередко встречаются олени и лоси.

Местность вообще красивая. Климат сухой, здоровый. Почва земли большею частию глинистая, для хлебопашества неудобна и требует большого удобрения. Приход орошается рекой Стрелицей, притоком реки Сухоны и другими речками и ручейками. В приходе есть два небольших, но глубоких озера, и тянется несколько болот.

По клировым ведомостям за 1900 год в приходе значится жителей 5 722 обоего пола, так что по количеству населения Стрелицкий приход занимает второе место в Тотемском уезде. Ревизских душ в нем 1794, а наличных - 1994. Время основания прихода неизвестно. За 275 лет тому назад Стрелица была уже весьма обширным населенным местом. Это можно видеть из Тотемских писцовых книг за 7138 год.

В писцовой книге о Стрелицкой волости значится, что в ней "сельцо, да погост, а к ним 37 деревень да починок тяглые, да во льготе 12 починков, 7 займищ, 12 пустошей, да 16 пустошей на сенном оброке, 4 пустоши да пустошь церковная лежат впусте, а вжилых деревнях и во льготных починках и в займищах 175 дворов крестьянских, да двор бобыльской живущие да 4 двора, да 8 мест дворовых крестьянские пустые, а людей в жилых дворах 252 человека крестьян, да бобыль. Пашни паханые церковные 14 четей, да лесом поросло 4 чети да крестьянские тяглые пашни паханые худые земли 722 чети, да льготные пашни паханые 69 чети с осминою, да не распахано перелогом и лесом поросли льготные же 334 чети с осьминою в поле, а в дву потомуж; сена церковного 35 копен, да крестьянского сена 4806 копен..... лесу пашенного ко всем деревням и к починкам и пустошам заполново и отхожево 300 десятин, а не пашенного 500 десятин, да поверстного лесу непашенного в длину на 15 верст, а поперек в широком месте на 7 верст, а в узком на 4 версты, а вытей в живущем 45 вытей с полчетью..."

Оброку платили крестьяне в год 80 рублей 32 алтына и 4 деньги*. (* В то время в состав Стрелицкой волости входил соседний Нутренский приход.)

Через 100 с лишком лет население прихода значительно увеличилось. По ревизии 1744 года в нем было уже более 800 душ. Далее, по исповедным ведомостям в приходе значится в 1791 году - 297 дворов и 1931 жителей обоего пола; в 1820 году - 400 дворов с 2262 жителями обоего пола; в 1850 году - 531 двор и всех жителей 3546 человек. Таким образом, за последние 150 лет население прихода увеличилось более чем в три раза, а число дворов за 275 лет - более чем в восемь раз. Наиболее число родившихся было в 1896 году - 319 человек, в 1898 году - 297 человек и 1899 году - 339 человек; браков: в 1895 году было 56 человек, в 1897 году - 63 и 1899 году - 61; умерших: в 1895 году - 231 человек и в 1898 году - 279 человек обоего пола.

Приход несколько раз терпел от пожаров. При церкви были три большие пожара. Первый был в 1738 году ночью на 6 ноября; сгорели все три приходские деревянные церкви. Второй - 8 июля 1774 года. Об этом пожаре и доныне сохранилось народное предание. Дело было в Троицын день во время вечерни, сначала загорелся дом священника Евфима Иванова. Дом поджег один из крестьян (по прозвищу Мухор) села Спасского; был сильный северный ветер. Пламя скоро перешло на церкви... искры от места пожара силою ветра уносило на расстоянии одной версты до деревень Денискова и Самылкова, отчего эти деревни известны теперь у крестьян под названием "головешки". Пожар уничтожил две деревянные церкви, крыша и кресты на каменном Преображенском храме сгорели. Дома причта и крестьян села Спасского сгорели.

Третий пожар был в 1848 году. Сгорели три дома у членов причта и 17 домов у крестьян, церковная ограда обгорела, но церкви не были повреждены пожаром. Затем известны пожары в селениях Заболотье в первой четверти XVII столетия (сгорела вся деревня) и в прошлом столетии в Алексиеве (17 домов), Зуеве, Логинове (вся деревня) и Пенкине.

Посещали ли приход в древности эпидемические болезни, неизвестно. В 1848 году с 23 июня по 15 августа в приходе были случаи заболевания холерою; умерло 9 человек, именно в селениях Прокшине - 3, Олекине - 1, Пенкине - 1, Попове - 2 и Старом - 2 человека. Для борьбы с холерою были предприянты правительственные меры: в деревне Прокшине, где начались заболевания, была учреждена временная больница и от инспектора врачебной управы Максимович было выдано населению письменное наставление о борьбе с эпидемиею. В 1889 году в пределах всего прихода была "инфлюэнца", а в 1898 году тифозная горячка в 4 деревнях: Кульсиеве, Зуеве, Вотчине и Логинове. Смертных случаев от обеих болезней почти не было. К прекращению тифа своевременно были приняты надлежащие меры (сосредоточение больных в отдельных домах, дезинфекция и прочее). В 1899 и 1900 годах была оспа. Смертных случаев было около 10. По смертности выделяется 1901 год: в течение этого года в приходе умерло 338 человек.

Всем почти жителям прихода была привита предохранительная оспа и учреждена временная больница при селе Спасском. Занятия в школах были прекращены.

Из других общественных бедствий известны: скотский падеж в 1624, 1816, 1865 и 1866 годах и значительный недород хлебов в 1869, 1872, 1889 и 1900 годах. Летом 1901 года были большие лесные пожары: много пригорело лесу в казенных и крестьянских дачах. Выгорел почти весь строевой лес у крестьян. Сгорело много и сена у крестьян. О неурожае 1872 года в приходской летописи свидетельствуется, что "весна этого года была ранняя и теплая. Всходы хлебов и трав обещали хороший урожай. Но надежды не оправдались. С половины мая и до второй половины августа дождей почти не было, отчего травы были очень плохи, яровой хлеб сгорел, был мелок и редок. Осенью скот был очень дешев и цена говядины очень порядочной была 50 копеек за пуд. Весной следующего года сено продавали по 5 - 6 рублей воз. К счастию, весна была ранняя и теплая".

Скотский падеж 1865 и 1866 годов и неурожаи хлебов довели народ, ранее зажиточный, до бедности. Число нищих в приходе значительно увеличилось, между тем по официальным сведениям за 1848 год в нем было только 10 бедных и один бездомный. К одной из главных причин народной бедности нужно отнести и частые семейные разделы.

Прихожане все православные и отличаются религиозностью. В праздничные и воскресные дни они усердно посещают храм Божий, с вниманием и любовью слушают пастырские поучения, усердны к поминовению усопших, строго соблюдают св. посты, каждогодно в великий пост почти все выполняют христианский долг исповеди и св. причащения и к уклоняющимся от этого долга относятся с пренебрежением. Число говеющих в великий пост достигает 4000 человек.

Существкет в приходе обычай понедельничать и поститься перед Ильиным днем. Считается большим грехом принимать пищу в праздничные и воскресные дни до окончания богослужения. С 1865 года по случаю скотского падежа во все почти селения прихода совершаются в летнее время крестные ходы. У каждого почти селения есть своя икона, которая находится всегда в приходской церкви и износится оттуда в селение во время крестных ходов. Каждое селение заботится о благолепии своей иконы и для поставления пред нею свеч во время богослужений жертвуют в церковь деньгами и хлебом.

Из благочестивых и полезных обычаев можно указать следующие:

1. С 1895 года в воскресные и праздничные дни (кроме летних месяцев) между утреней и обедней, а также и после вечерни ведутся в церкви внебогослужебные собеседования и чтения, на которых бывает и общее народное пение. Собеседования нередко ведутся и в селениях прихожан. (см. Епарх Ведомости за 1896 год).

2. С 1890-91 учебнго года из учениц местной церковно-приходской женской школы, по инициативе о. Заведующего организован женский хор, который поет в праздничные и воскресные дни за литургией на левом клиросе.

3. В вышеозначенные дни за литургией после Милость мира в церковном пении участвуют все молящиеся, причем певцы с обоих клиросов выходят в средину церкви. Пение выходит торжественное, благозвучное и производит весьма глубокое впечатление.

4. В день Священного Коронования Их Императорских Величеств (14 мая 1896 года) жителями Стрелицкого прихода составлено было особое постановление, которым: 1) выражены Их Императорским Величествам верноподданические чувства и поздравления, 2) установлен крестный ход из местной церкви к Биряковскому правлению 14 мая ежегодно, 3) поставлены на средства прихожан в церкви и правлении иконы св. Николая Чудотворца, царицы Александры и св. Марии Магдалины с неугасимою лампадою в волостном правлении и установлено совершать молебны в волостном правлении во все высокоторжественные дни.

Что же касается темных сторон в народной жизни, то об этом справедливость требует сказать, что пьянство, разгул и кулачные побоища в праздники и во время общественных сходов (сопровождаемых пьянством) в прежнее время были обычным явлением в приходе. Но при более широком распространении грамотности в приходе и стараниях приходского священника и местного земского начальника эти пороки и дурные обычаи значительно слабеют. Прихожане - крестьяне, бывшие государственные. Они живут в 43-х селениях* (* Вот названия селений в Стрелицком приходе: село Спасское, Попово, Старое, Олекино, Медведково, Михеево, Лашково, Виторьево, Середка, Полянка, Селезнево, Семеново, Сорокозубово, Хмелевица, Березовая, Кринкино, Пенкино, Биряково, Денисково, Самылково, Кульсиево, Зуево, Вотчина, Логиново, Алексеево, Прокшино, Органово, Черемховая, Следово, Тимонинское, Брюхово, Савкино, Заболотье, Паюсово, Осипиха, Большая Ракула, Малая Ракула, Шибловка, Сенная, Горка, Климовское, Рётча и Косово.). Избы крестьян и в связи с ними дворы для домашнего скота расположены в одну или несколько линий; сзади дворов - огороды для посадки капусты, редьки, картофеля и луку, а за ними, вдали от селений - бани и гумна. Кругом каждого селения тянутся хлебные поля, а за последними - выгоны для скота.

Главные занятия крестьян - хлебопашество и скотоводство. Всей удобной земли во владении крестьян 26, 943, 84 и лесной - 5343,00 десятин. Удобная земля отнесена к 3-му разряду. Земля у крестьян в общем владении. Оклад всех земских и казенных сборов в 1889 году 17491 руб 20 коп. и мирских - 1376 руб. 65 коп.; земского сбора причитается по 34 1/2 коп. с доходного рубля. Система сельского хозяйства трехпольная. Плугов, веялок, сортировок и прочего в приходе нет. Крестьяне обрабатывают землю косулями и деревянными боронами, сеют рожь, ячмень, пшеницу, овес, лен, горох. Льноводство в последние годы значительно уменьшается. Льняные волокна не отличаются высоким качеством. Причина тому - плохо отсортированные и неочищенные семена. В каждом селении учреждены хлебные магазины. Переосвежение хлеба бывает почти каждогодно и хлеб выдается из магазина на продовольствие и посев. Нередко хлеб в магазины принимается не совсем хорошего качества. При обилии сенокосной земли крестьяне издавна не могут держать скота, так в 1848 году в приходе было 4208 лошадей, 1003 рогатого скота, 7150 овец и 390 свиней. В 1900 году в приходе было 1182 лошади, 3053 рогатого скота, 3127 овец. Главным подспорьем в сельском хозяйстве служат маслодельные заводы, которых в приходе до 10. По официальным сведениям, в 1899 году молока было переработано около 21, 900 пудов и масла выработано около 800 пудов, а в настоящее время вырабатывается около 2 1/2 тысяч пудов. Есть такие домохозяева, которые выручают на молоке по 70 - 100 рублей в год. Зимою крестьяне занимаются рубкою и вывозкою дров и строевого леса из купеческих дач, некоторые работают на Вологодско-Архангельской железной дороге и на фабриках в г. Ярославле. В 1899 году из волостного правления выдано 611 паспортов.

Кустарная промышленность в приходе развита слабо. Некоторые занимаются выделкою кож и шитьем кожаной обуви. В приходе одна казенная винная лавка, 14 мелочных лавок, около 20 водяных мельниц, 12 кузниц, ветряных мельниц нет.

Интересны в Стрелицком приходе свадебные церемонии и причитания на них невесты и ее подруг. Главные свадебные церемонии: сватанье, пропои, скрутник, девичник и свадебник.

Жених идет свататься к невесте с одним из родственников последней. Если родственники невесты намерены выдавать за него свою дочь, то назначают день пропоев. Когда в этот день родственники невесты собираются смотреть место жениха, т. е. дом, хлеб в амбаре, скот и прочее, то невеста начинает причитать:

Посмотрю я молодешенька
По всей светлоей светлице
Да по столовой-то горнице,
Того боле я посмотрю
На родимого батюшка,
На родимую-то матушку,
На голубочика братевка,
На лебедушку сестрицу,
На любимую невестушку.
Я спрошу то вас, поспрошу:
Куда вы наряжаетесь?
Куда вы собираетесь?
Ко которому праздничку?
Мне-ка гляда гленется:
Об эту пору - времечко
Не живет в году праздничка,
Середи-то недилюшки
Не живет воскресеньеца.
Да собираетесь вы на чужую дальну сторону
Посмотреть места крестьянского.
Припадите-ка ты, батюшка,
Да родимая моя матушка,
Ко листу, ко дереву,
К старому да к малому,
Да к человеку бывалому.
Пораспросите-ка Вы...
Про чужих-то добрых людей,
Да про чужого чуженина:
Он не вольная ли вольница,
Да не горькая ли пьяница.
Не кидайся-ка ты, батюшка,
На винную то чарочку,
Не давай-ка ты, батюшка,
Свою правую рученьку,
Не запоручивай ты моей буйной головушки.

Когда же родственники невесты поедут, то она продолжает:

Вам туды не доехати,
Да домой заворотитися.

Если место жениха понравится родственникам невесты, последние изъявляют свое согласие выдать за него свою дочь, обе стороны молятся Богу и в знак согласия подают друг другу руки. После этого начинается угощение...

После пропоев жених с родственниками обеих сторон едет в дом невесты. Последняя причитает:

Не послушались вы, родимый батюшка
И родимая матушка, моего наказаньеца -
Бросились на винную чарочку;
Что вам там погленулося
На чужой-то сторонушке?
Али скотинка рогатая,
Иль сусеки горбатые,
Или чужие, добры люди?

Невеста уходит и наряжается. Жених говорит богоданным - отцу и матери: "пожалуйте мне чашицу (имя и отчество невесты)". Невеста с поклоном подходит к жениху. Последний разливает вино в рюмки, а невеста с поклоном угощает своих родных, гостей, соседей и подруг. После поцелуя женихом невесты, последняя идет в кут и причитает:

Пристыдил меня чужой чуженин
У меня в светлой светлице
При родимом-то батюшке,
При родимой-то матушке,
При родимом-то братевке,
При любимой-то невестушке,
При сестрицах, лебедушках,
При роде, при племени,
Да при соседях - добрых людях,
При соседушках голубушках,
Да при милых подруженьках.

Жених подходит к невесте с гостинцами (пряниками, конфектами и прочим). Невеста угощает ими своих подруг и соседок.

Через несколько дней после пропоев родители обеих сторон идут к местному причту для укладки свадьбы.

После укладки - невеста в каждый почти вечер причитает:

Благослови Христос Истинный
Мне-ка сись молодешеньке
Во кут, да во занавесу,
на брусчатую лавочку,
Под печальное окошечко,
Под дубовые затворочки,
Под стеклянные оконенки.
Приудвину я молодешенька
Дубовые отворочки,
Я подам свой зычен голос
По селу красовитому,
По духовным-то батюшкам,
Да по духовным-то матушкам,
По младым по церковничкам,
По сусидям добрым людям,
По суседушкам голубушкам,
по милым своим подруженькам.
Господаревы мои суседки-голубушки
Отпустите голубушки
Моих милых подруженьков -
Дочерей своих белых лебедушек
На мое горе - велику кручинушку.
У меня горя кручинушки
Полна буйная голова,
У меня горючих-то слез
Текут речушки быстрые
С мелкими перебродами,
Да с частыми переборами.
Как я счела да перечла
Из роду все годочики,
Я дочла досчиталася
До последнего годочику.
Да опять счла я перечла
В годочике все-то месяцы,
Дочла я досчиталася
До последнего-то месяцу,
Да уж счла я да перчла
В месяцу все недилюшки,
Да дочла досчиталася
До последней недилюшки
Да прожить прокоротати,
Не знать сидя просидети
Незнать Богу молитися,
Мне молить не умолить будети,
Старой прежнею милостию не помилует
И Государь-то не пожалует
Старой прежнею-то милостию
Душой красноей девицей.
Токо час, да теперечи
Пролетала лебедушка
Мимо нашей-то сторонушки,
Мимо батюшков высок терем,
Мимо мое кутне окошечко,
Выроняла лебедушка
Из под левого крылышка
Скорописчатую грамотку,
Что написано в грамотке
Не пером, не чернилами,
А моими горючми слезми.
Говорила лебедушка:
Ты поплачь, красна девица,
Ты поплачь, дочь отеческа;
Тебе есть о чем плакати,
Да тебе есть о чем тужити
На чужой-то сторонушке
Три поля горя насеяны,
Да слезами исполиваны,
Да печалью огорожены.
Пролетал млад ясен сокол
Мимо нашу-то сторонушку,
Мимо батюшков высок терем,
Мимо мое сутне окошечко,
Выронял млад ясен сокол
Из под правого крылышка
Скорописную грамотку,
Что не писана пером да чернилами.
Горил* млад ясен сокол:
Ты не плачь, не плачь млад девица,
Ты не плачь дочь отеческа,
Тебе не о чем плакати,
Тебе не о чем тужити:
На чужой-то сторонушке
Три поля хлеба насеяны,
Медовью исполиваны,
Да радостию огорожены.

За два дня до свадьбы бывает скрутник. Невеста ходит во всей скруте (в самом лучшем платье). Она причитает:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.053 с.)