Воспоминания Инессы Васильевны Климовой (Худяковой). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспоминания Инессы Васильевны Климовой (Худяковой).



Папа, Василий Иванович Худяков родился 3 января 1903 года. Его отец делал крыши, чинил их, и маленький Васятка, как его звали в семье, часто ему помогал. Дед любили пошутить. И папа такой же азартный, фантазёр, романтик. Вечно стремился к чему-то хорошему, восхищался природой, страстно любил книги, читал их вдумчиво, не спеша. В селе Царевщина улицу, на которой мы жили, назвали его именем. И это по заслугам.

Всего себя отдавал работе с учащимися. Жизнь в школе кипела с утра до ночи. Когда не было электричества, вечерами занимались при керосиновых лампах. Всем было очень интересно. Детей в школе ждали различные кружки, хор, концерты тематического вечера, спектакли, диспуты, собрания, походы, тимуровская работа, спортивные соревнования и многое другое.

Папа приходил обедать, час спал. Мы все знали, что в это время нельзя его будить. Потом папа шёл на почту за газетами, так как их было много, и он жалел письмоносцев.

Где-то до 11-12 лет я считала, что папа самый лучший во всех отношениях человек на Земле. И очень удивилась, когда подружка мне сказала, что на своих отцах не женятся. Папа нас редко ругал, но если ругал, так уж держись! И мы боялись доводить его до гнева. До сорока лет папа был заядлым курильщиком, потом бросил. Любил выпить рюмочку хорошего вина, но спиртным не увлекался. Употреблял, как говорится, в меру. Любил хороший чай. Мог выпить его несколько стаканов за беседой с нами по вечерам.

Папе хотелось, чтобы у нас в доме было чисто и красиво. Но семья большая. Чтобы прокормиться, держали корову, поросят, кур во дворе. А зимой телёнка, ягнят переводили в закуток у печки в доме: иначе на улице замёрзнут. Да нас, взрослых и детей, в тесных комнатках множество. Поэтому папина мечта о скромном бытовом комфорте исполнилась лишь тогда, как была ликвидирована почти вся скотина. Кроме кошки, собаки и кур в доме больше другой живности не держали. Да и мы все выросли и разъехались. И папа заскучал. Ему всегда хотелось видеть в маме светскую даму. Но она была постоянно беременная, усталая, не выспавшаяся, полная забот. Управившись с домашними делами, допоздна засиживалась за кипой тетрадей, которые надо обязательно проверить. Да и литературу филологу требовалось обязательно читать…А ещё сшить и поштопать одежду, приготовить еду и накормить семью, помочь детям с уроками, убрать в саду, заняться скотиной. Безусловно, всё это не позволяло маме стать настоящей Леди.

И всё равно романтичный папа не мог обходиться без мамы: взгляды на жизнь, идеология, отношение к работе- всё у них было одинаковое. И, конечно, детей- «семеро по лавкам». Переживания за наследников, радость за их успехи, моральная и материальная поддержка ещё больше сплачивала родителей. Все внуки по целому лету гостили у бабушки с дедушкой, доставляя им немало хлопот. Но для мамы и папы было большим счастьем возиться с детворой. Дедушка читал малышам книги, совершал с ними прогулки в рощу, на Кручу. А какие походы с внуками он организовывал! С собакой, с рюкзаками, с биноклем, с кинжалом по оврагам и берегам речки Алай доходили до её истоков. Всё это, конечно, оставляло глубокий след в детских душах, расширяло кругозор.

Книги.

(Воспоминания И.В.Климовой (Худяковой).

Наш папа Василий Иванович Худяков был большой книголюб. Он книги и покупал. Мы все окружали его в ожидании очередного чуда. И оно неизменно происходило. Папа показывал нам купленные издания, комментировал их содержание, рассказывал об авторах. И мы все растекались по своим уголкам с выбранными книгами. Моё любимое место было на сундучке бабушки перед голландкой. Однажды папа купил «Хижину дяди Тома» Бичер Стоу. Дал книгу Танюшке, которой было лет десять, и сказал: «Если ты при чтении не заплачешь, то я тебе куплю шоколадку». И вот помню такую картину: Танюшка, вся в слезах, бежит к отцу и сквозь рыдания говорит: «Папа, не дари мне шоколадку: я не выдержала и заплакала!» Отец поцеловал её и сказал: «Вот за твои слёзы я обязательно куплю тебе не одну, а две шоколадки». Папа сам вечерами читал нам на куне за самоваром интересные места из книг. Особенно любил И.С.Тургенева, А.С.Пушкина, литературу о Шаляпине, о великих шахматистах. Читал очень выразительно, артистически. Слушали всегда затаив дыхание.

Когда мои дети, Марийка и Таня, чуть подросли, то каждый день забирались к дедушке на колени, и он самозабвенно читал им детские книги. Самой любимой у всех ребят нашего племени была и есть повесть «Динка» Осеевой.

Папа умел интересно рассказывать. Когда дети ходили с им в поход и начинали уставать, то он начинал рассказывать что-нибудь. Шли вокруг него гурьбой и слушали, забыв об усталости. Василий Иванович много знал, страстно любил жизнь, восхищался прекрасным, природой, красивой женщиной, цветами. Выписывал много журналов и газет. Чтобы не затруднять почтальона, сам ходил за почтой. По вечерам в его кабинете долго горел свет: папа читал. В школе он преподавал литературу, историю, логику. Мы, ученики, были по очереди влюблены в писателей и поэтов, которых изучали. Старались прочитать все книги этих авторов, восхищались Маяковским, Есениным, Блоком.

В семье Худяковых любили делать друг другу подарки.

В семье любимыми праздниками были 1 мая, 7 ноября, Новый год и дни рождения. В доме всегда было много детей. Деревня- грязь, мухи, скотина, в доме бедненько и не очень чисто. Но к праздникам мыли с мылом двери, чистили окна, купали цветы, оттирали полы с песком до желтизны (полы были некрашенными), мама затевала пироги. В праздники были обновки, всё сияло чистотой и радостью. Когда к дому пристроили кухню и большую веранду, мы, дети, подросли, в комнатах появились новые книжные шкафы, шифоньеры, диваны. У нас было четыре комнаты, стало уютнее и чище в доме. Мама выписала пианино и стала нас сама по самоучителю учить играть. У всех дело пошло. Но лучше всех играли Галина и Виля. Они были самые музыкальные. Играли не по нотам, сами импровизировали. Костя и Танюшка исполняли серьёзные вещи по нотам. Толя тоже неплохо играл. Меня, Гелю, папу бог музыкальным слухом не наградил. Но мы очень любили петь, врали, но самозабвенно пели. Папа был заядлый шахматист. К нему часто приходили учителя, знакомые сыграть партию. И папа всегда бубнил один и тот же мотив «Взял бы я бандуру…»

Потом у Василия Ивановича была любимая песня «О, голубка моя…».

На Первое мая ходили мы, дети, потом уже молодёжь, в лес за первыми подснежниками. Собиралось всё село. По улице ходили с плакатами, знамёнами.

С рождением детей и внуков Василий Иванович сажал во дворе деревце. А вокруг дома и двора был школьный огромный сад-парк.

Василий Иванович вышел из семьи мастеровых людей. Все четыре брата получили высшее образование, стали видными людьми. Василий Иванович жизнь посвятил учительской профессии. Педагогическая работа была его призванием. Он обладал широкой эрудицией. Чем была богата его голова, спешил делиться с коллегами и учащимися. Энергия в нём била ключом. Видя в своих детях недостатки, выступал против них жёстко. С возрастом помягчел, на их шалопайства смотрел с юмором. К внукам и внучкам относился нежно.

Василий Иванович до конца своих дней творил полезные дела. Он, как секретарь партийной организации ветеранов, занимался обустройством жизни и быта пенсионеров микрорайона, выступал с лекциями на воспитательные и международные темы. Василий Иванович до глубокой старости делал ежедневные пятнадцатикилометровые пробежки летом, большие переходы на лыжах по лесу зимой, увлекая за собой и супругу. В свои 60 лет Василий Иванович выдержал довольно трудный пеший поход по Уральской тайге.

В своей воспитательной работе Василий Иванович и Мария Матвеевна использовали и развивали учение А.С.Макаренко, выпускали научные труды, которые вошли в учебники для студентов педвузов.

Жизнь Василия Ивановича закончилась преждевременно и трагически. У него развилась онкология лёгких.

Василий Иванович запомнился своим ученикам не только как талантливый организатор и воспитатель, но и прекрасный оратор. Когда он выступал с докладом или лекцией в клубе совхоза «Царевщинский», зал был всегда переполнен. Вместе со взрослыми приходили и школьники. Характерно, что в руках оратора слушатели никогда не видели бумажек. Безупречная дикция, яркие эпитеты и сравнения речи, глубина и темперамент изложения материала, чёткие ответы на вопросы завораживали присутствующих, вызывали горячие аплодисменты.

Примечательно, что Василий Иванович активно использовал разные формы поощрения отличившихся ребят. Причём делал это не только публично, на общешкольных линейках и торжественных мероприятиях, но и камерно, у себя в кабинете.

А с каким энтузиазмом ученики восприняли в школьном коллективе организацию тимуровского движения! Было приятно школьникам осознавать, что в их помощи нуждается старшее поколение. Своим участием и заботой ребята старались хотя бы частично облегчить жизнь прошедшим кровавую войну инвалидам, многодетным семьям погибших на фронте кормильцев, престарелым ветеранам труда. Это сейчас создана сеть социальных работников, а тогда их функции в Царевщине выполняли пионеры и комсомольцы. Всё село было поделено на микрорайоны, в каждом из которых действовала тимуровская группа. Мальчишки в основном выполняли мужскую работу: пилили и кололи дрова, укладывали их под навес, помогали хозяевам управляться с живностью на подворье. Девочки закреплялись за пенсионерами и больными, убирались в квартирах, покупали продукты и лекарства. В нашем микрорайоне жил инвалид без ног и кистей рук. Тимуровцы круглый год выполняли мужскую работу в его доме.

Радость совместного коллективного труда школьники получали на школьных субботниках, в многочисленных кружках по направлениям.

Под влиянием В.И.Худякова и М.М.Десятовой многие выпускники Царевщинской средней школы избрали учительскую профессию.

«Истина конкретна»,- любил повторять изречение философов преподаватель обществоведения Василий Иванович Худяков. В бытность директором школы он талантливо подобрал и сформировал педагогический коллектив. Безграничную любовь к детям, искусство воспитания подрастающего поколения Василий Иванович и Мария Матвеевна генетически передали своим наследникам.

Все учащиеся Царевщинской школы разных поколений воспитывались на примере богатой духовной жизни своих педагогов. Воспитывали на всём лучшем от своих наставников. Именно ими было привито чувство справедливости, достоинства, благородства, чести. Школа являлась средой постоянного обитания. Внеклассная работа кипела, вовлекая в свою орбиту взрослых и детей. Взаимосвязь с сельской общественностью, да и районной была хорошо налажена. Не случайно из стен школы вышло так много известных учёных, специалистов, руководителей, ставших гордостью района и страны. Плеяду неординарных личностей воспитала семья сельских педагогов Худяковых: Галина Васильевна Чернышёва- учительница английского языка, Анатолий Васильевич- доктор физико-математических наук, Константин Васильевич Худяков- художник с мировым именем, Заслуженный художник России, действительный член академии художеств Росси, президент Творческого союза художников России, Инесса Васильевна Климова- учительница немецкого языка, Татьяна Васильевна- учитель химии, Энгелина Васильевна Ушерович- известная журналистка.

Василий Иванович из нынешнего времени видится своим ученикам демократом. Он не допускал никакой авторитарности, высокомерности, нравоучительства в отношении учеников, своих коллег и сельских жителей. Уважал в каждом человеке право на личное мнение, личную свободу. Был с учениками на Вы.

Из воспоминаний учителя русского языка и литературы Мазанова Александра Васильевича.

«Впервые я увидел Василия Ивановича Худякова в 1940 году ещё сам, будучи учеником. В Царевщину он приехал вместе со своими маленькими детьми. Помню, что одет он был очень скромно, и на это обратил внимание не я один. Что я могу сказать о Худякове, как о педагоге? Во-первых, он великолепно знал литературу, начиная с древнерусских текстов и заканчивая последними новинками, как советскими, так и зарубежными. И в этом ему, я считаю, равных в нашем Балтайском районе не было. Кроме того, Василий Иванович имел за плечами два высших образования: юридическое и педагогическое.

Во-вторых, он как-то сразу сумел произвести сильное впечатление на всех: и на учителей, и на учеников. Из армии я демобилизовался в 1948 году и первые два года проработал секретарём в сельсовете. Василий Иванович предложил вести в школе физкультуру и военное дело. Я согласился. Через год опять обращается ко мне, на этот раз с новым предложением: «Не хотите ли Вы, Александр Васильевич, получить высшее образование?» И снова я согласился. В 1958 году я закончил институт и сразу начал преподавать русский язык, а через год и литературу. Василий Иванович Худяков был прекрасным педагогом, хорошо знал свой предмет. Но не меньше времени отдавал Василий Иванович воспитанию, считая эту составляющую учебного процесса куда более важной в формировании Человека. Всё новое, что тогда появлялось, он старался внедрить в повседневную практику. Причём вовлекал в это и весь коллектив. Ту же «Педагогическую поэму» А.С.Макаренко он читал не столько, как художественное произведение, как руководство к действию: что можно взять у великого педагога и перенести в нашу жизнь? Антона Семёновича часто упрекали, что его опыт весьма специфичен и годен только для работы с определённой категорией детей: беспризорников. На что тот всегда отвечал: «Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы и с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно…» И эти методы весьма успешно работали в отношении любого ребёнка.

Так для себя Василий Иванович вывел следующее: надо увидеть в мальчишке или в девчонке то, за что можно «зацепиться», потянуть, как за ниточку, стараясь выявить в характере или поступках то хорошее, что может быть скрыто под всякой «шелухой». Выявить и, опираясь на это, развивать. Следуя этому принципу, наш директор требовал и от других. Не всегда и не у всех это получалось, но мы старались.

Много времени Василий Иванович уделял физической закалке учеников. И как-то очень органично у него переплеталось это с воспитанием патриотическим. Не меньше двух раз в месяц проводились внутришкольные спортивные соревнования. Кроме того, были ещё и районные: пионерские, юношеские.

Помню, как тяжело переживал Василий Иванович смерть Сталина. Почернел весь, осунулся. Как-то сказал мне: «Кто же будет у нас теперь вождём? Не главой государства, а вождём? Не будет вождя… Такие люди, Александр Васильевич, родятся раз в сто лет. Да нет, не в сто. В двести». Когда на собрании коммунистов села я зачитывал закрытое письмо о разоблачении культа личности Сталина, Худяков сидел весь белый. Только желваками играл. Да, конечно, он был фанатиком. Ни до, ни после я не встречал в своей жизни более преданных своему делу коммунистов, чем Василий Иванович и Мария Матвеевна…

И когда дело касалось принципов, он не шёл на компромиссы. Открыто отстаивал свою точку зрения. Истина для него была важнее авторитетов.

Педагоги не только детей учили и воспитывали, но и общественной работой занимались. Почти все были агитаторами на десятидворках. Действовала в советскую пору такая форма политической работы с населением.

А как любил директор всех нас! Сплачивая коллектив, старался, чтобы связь между учителями крепла не только во время рабочего процесса, что было вполне естественным, но м в свободное время. У нас очень многие увлекались шахматами, и Василий Иванович любил поколдовать над доской с фигурками. Вот и стали сначала собираться два раза в неделю, а впоследствии и турниры начали устраивать. В школе висела большая таблица, в которой отображалось количество всех очков, набранных его участниками. Победителю присваивалось звание гроссмейстера и вручался памятный приз. В.И.Худяков играл неплохо.

Совершали мы и лыжные вылазки: всем коллективом во главе с Худяковым, катались с горы. И праздники отмечались сообща. Василий Иванович считал, что людей очень сплачивает общение в неформальной обстановке.

Была у Василия Ивановича ещё одна страсть: он обожал путешествовать. И этим своим восхищением спешил поделиться с ребятами. Мы много ездили в ту пору, возили учащихся на экскурсии в Москву, Ленинград.

Когда Василию Ивановичу исполнилось 60 лет, он ушёл на пенсию. Но расстаться со школой было выше его сил. Вот и остался там преподавателем истории».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.025 с.)