Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль средств массовой информации в идеологической политике
В системе средств идеологического влияния на индивидумы и социальные группы особая значимость принадлежит СМИ. Благодаря им идеология ежедневно контактирует с человеком. Поступающая информация настолько ощутима по силе воздействия на личность, группу, сообщество и несет представления, оценки, вкусы, что СМИ во всем мире называют «четвертой властью». В чем конкретно проявляется властное вторжение средств массовой информации в духовный мир, повседневную жизнь миллионов людей? 1. СМИ выступает в современном мире как осведомленный и оперативно действующий поставщик информации. Их беспрерывное функционирование опирается на новейшие достижения техники и «высокие технологии». Мы живем сегодня в информационном обществе, которое немыслимо без постоянного притока новой информации. Но как бы ни была достоверна и объективная информация, всегда в ней (иногда в тексте, а чаще всего в подтексте) существуют идеологические ингредиенты. 2. В процессе функционирования СМИ несут пользователям поток новой информации, а также акцентируют внимание на определенных событиях и процессах, умолчание некоторых фактов, явлений создают совокупность символов, значений, образов, посредством которых конструируется определенная более или менее адекватная картина мира. 3. В процессе созидания образа окружающей действительности, воспринимаемого индивидумом, СМИ предлагают обществу информацию и своеобразные картины мира, дают определенную оценку тем или иным событиям, факторам, процессам. Как раз стараниями прессы, радио, телевидения и создаются широко распространенные образцы-оценки определенных стран. 4. Путем оформления вышеуказанных образцов-оценок у потребителей информации генерируется своеобразные имиджи тех или иных политиков, партий, социальных движений и даже целых стран, причем фрагменты отдельных сторон действительности зачастую неоправданно преувеличиваются. В итоге в центре внимания общественного мнения оказываются не действительные качества изображаемых объектов, а предпочитаемые, рекомендуемые СМИ. В итоге, в скрытой форме, ориентируемой чаще всего на подсознание, реализуется вполне определенная идеологическая нагрузка, рассчитанная на идеологические последствия.
5. СМИ дает оценку явлений, создает определенный имидж тех или иных социальных групп с расчетом придать изображаемым процессам некий статус общепризнанного мнения, а иным альтернативным точкам зрения и позициям придается дискриминационный оттенок, а их приверженцы интерпретируются с критических позиций. 6. Информируя различные социальные слои населения, СМИ оказываются мощным фактором мировоззренческого, политического и идеологического влияния на духовный мир, ценностные ориентации и способы поведения личности или группы. Профессиональные работники отрицают идеологическую направленность медиа-сообщений, утверждают, что их информация в эфире, прессе есть зеркальное изображение факторов. 7. Часто СМИ предлагают своеобразные эталоны поведения, образцы того, что считать «нормальным», изменение социально-политической и экономической ситуации в медиатекстах вполне возможна в переоценке ценностей. Если до распада СССР основное внимание общественного мнения концентрировалось на приоритете добросовестного труда как критерия гражданской позиции человека, то в постсоветской действительности господствует пропаганда предприимчивости, везения, удачи. 8. В условиях коммерциализации компьютерно-информационное пространство стало ареной соперничества, острой конкуренцией разных, подчас противоречащих друг другу идей и оценок. В итоге, можно выразить вышесказанное своеобразной шкалой воздействия СМИ на личность: - поставщик информации; - конструирование картины мира; - формирование имиджей; - прямое идеологическое воздействие на личность; - оценка фактов и событий; - предписывание смысла событиям; - пропаганда эталонов поведения; - арена соперничества. В Беларуси для выявления масштабов и уровня возможного воздействия того или иного средства массовой информации на население страны или региона используются социологические опросы, составляются характеристики читательских и зрительских аудиторий, использующих разные источники информации. Выводы социологических исследований периодически печатаются и освещаются СМИ. На основе квалифицированно собранных и проанализированных данных можно адекватно представить картину и степени идеологического влияния различных СМИ на социально-демографические, территориальные и иные группы населения Беларуси.
В заключение рассмотрения данного вопроса можно напомнить слова Президента Республики Беларусь на встрече со студентами и преподавателями БГУ в феврале 2007 г.: «СМИ являются одним из самых оперативных и надежных барометров общественного мнения. Они призваны обеспечивать обратную связь власти с народом, ставить проблемные вопросы перед органами госуправления. А журналистам своим я часто говорю: вы – глаза нашего общества, именно вами оно видит все, что происходит в мире и в нашей стране, через ваши глаза, через ваши сердца и души. Сегодня в информационном пространстве Беларуси работает пять общенациональных каналов, в том числе спутниковый канал «Беларусь-ТВ». Выходит свыше 200 телевизионных и радиопрограмм, более 1,200 периодических изданий как государственной, так и частной формы собственности. В стране насчитывается свыше двух с половиной миллионов пользователей сети Интернет. И эта цифра все время растет». Также Президент отметил, что встречи и беседы с простыми людьми, журналистами, позволяют ему по-новому, более системно подняться над текучкой будней, увидеть многие проблемы, находить нестандартные решения актуальных задач.
Контрольные вопросы к дискуссии 1. Какие факторы, включающие государственные учреждения и организации влияют на формирование политической культуры? 2. На примере последних выборов в Парламент Беларуси, местные Советы раскройте суть избирательной системы. 3. Какими факторами обусловлено место СМИ в идеологических процессах? 4. Что собой представляет идеологический потенциал страны?
Лекция 5. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства 1. Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь. 2. Государственные институты и их роль в формировании идеологии белорусского государства. а. Место и роль Парламента – Национального собрания в формировании белорусского правосознания. б. Правительство – Совет Министров и его роль в формировании идеологической политике. в. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.64.47 (0.006 с.) |