Психокоррекционные процессы в группе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психокоррекционные процессы в группе



Келман выделил три процесса, имеющих решающее значение для любой психокоррекционной группы: податливость, отождествление и присвоение. Во-первых, члены группы решаются подвергнуться воздействию со стороны руководителя и партнеров и принять участие в работе группы. Во-вторых, члены группы отождествляют себя со своими партнерами и с руководителем. Отождествление происходит в результате старания участников поддерживать желательные отношения в группе. В-третьих, члены группы присваивают групповой опыт.

Члены группы должны сами опробовать новые способы поведения (податливость), посмотреть на себя с точки зрения руководителя или партнеров (отождествление) и распространить возникшие в ходе терапевтического процесса инсайты на специфические ситуации реальной жизни (присвоение).

Групповая динамика

Впервые термин «групповая динамика» был использован Куртом Левиным в 1939 г.

По определению К.Левина, групповая динамика — это совокупность положительных и отрицательных сил, которые действуют в данной группе. В современном понимании групповая динамика — это развитие группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и с психотерапевтом, а также внешними воздействиями на группу (Кратохвил С., 1978).

Если рассматривать группу как нечто целостное, то некоторые закономерности групповой динамики, вскрытые К.Левиным, можно объяснить действием двух основных законов гештальт-психологии:

I. Целое доминирует над частями II. Отдельные элементы объединяются в целое
1) Группа не является просто суммой индивидов: она модифицирует поведение отдельных членов. 1) Не сходство, а взаимозависимость членов является основой для формирования группы.
2) Извне легче повлиять на поведение группы в целом, чем на поведение отдельного ее члена. 2) Человек склонен становиться членом группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не группы, от которой он больше всего зависит.
3) Каждый член группы признает, что он зависит от всех других членов. 3) Человек остается среди тех, к кому он чувствует себя принадлежащим, даже если их поведение кажется несправедливым, а давление — недружественным.

В понятие групповой динамики входят пять основных факторов:

1. Цели группы.

2. Нормы группы.

3. Ролевая структура группы.

4. Сплоченность группы.

5. Фазы развития группы.

Цели группы

Цели терапевтической группы — это планируемый ведущим и/или участниками группы результат работы группы.

Очевидно, цели могут быть явными и скрытыми, долгосрочными (стратегическими) и краткосрочными (тактическими).

Цели группы определяются следующими факторами:

· психотерапевтическая методология, на которую опирается ведущий группу специалист;

· более общая система практической работы с людьми, в которую включена группа (например, учреждение, в котором проходит группа, социальный проект и пр.);

· контингент участников группы (дети, взрослые, безработные, пациенты клиники и пр.);

· спектр проблем, решаемый участниками группы (профессиональные, личные и пр.);

· каковы личностные особенности ведущего группы (темперамент, возраст, жизненные ценности, мировоззрение и пр.);

· составляющие социокультурной среды, на фоне которой проходит группа («социальный заказ», «мода» и пр.)

Цели группы в значительной степени определяются также личностными особенностями ведущего. Явно декларируемая им цель может расходиться с его истинными скрываемыми или неосознаваемыми целями. При несовпадении декларируемой и истинной целей нарушается принцип подлинности психотерапевта, и, следовательно, может быть нарушена подлинность всего группового процесса.

Проблема состоит еще и в том, что цели группы могут не совпадать с целями отдельных участников. Это дает своеобразный толчок групповой динамике, результаты которого не всегда прогнозируемы.

 «Часто с развитием группы первоначальные цели, например, понижение тревожности и устранение болезненных форм депрессии, переходят в межличностные цели, обусловленные желанием общаться с другими участниками, чтобы установить с ними положительную связь (Yalom, 1975)» [Рудестам, 31].

Групповые нормы

Нормы — это совокупность правил поведения, руководящих действиями участников и позволяющих применять санкции к неприемлемым для данной группы формам поведения [Рудестам, 37].

Нормы поведения должны соответствовать целям группы. Нормы определяют, что правильно и что неправильно, или что допустимо, а что недопустимо. Например, нормы помогают людям решать: стоит ли выражать чувства и как это сделать; как углубить связь друг с другом; отвечать ли кому-то на основе личных качеств или ролевого статуса.

Нормы можно разделить на две категории: а) нормы, которые изначально задает ведущий группы; б) нормы, выработанные группой.

Например, ведущим могут задаваться следующие нормы (правила) жизни группы:

1) каждый активен: вовлечен в упражнения и в обсуждение;

2) группа является закрытой: состав группы не меняется;

3) психологическая закрытость группы: то, что происходит в группе, не должно выходить за ее пределы;

4) говори от своего имени, о своих собственных переживаниях и мыслях;

5) получая обратную связь, не старайся что-то объяснить или оправдаться, а слушай и задавай уточняющие вопросы;

6) когда даешь обратную связь, будь конкретен и избегай обобщенных оценок, в особенности негативных;

7) каждый имеет право попросить помощи у группы;

8) психологическая безопасность: каждый может в любой момент сказать «стоп» и прекратить упражнение, если будет чувствовать психологический дискомфорт.

Важное значение имеет установление норм терапевтической коммуникации в психокоррекционных группах. Для большинства психокоррекционных групп нормами является высокий уровень самораскрытия, выражения конфликтов и привязанностей, принятия собственных чувств, искренней обратной связи между членами группы.

На протяжении всего времени развития группы нормы могут изменяться. Например, высокая степень самораскрытия может быть в первое время неудобна участникам, поскольку они только начинают чувствовать себя частью группы, но с развитием группы такое поведение принимается всеми ее членами.

Для того чтобы выполнялись нормы, ведущему зачастую требуется прилагать особые усилия. В противоположность этому, нормы, выработанные самой группой, защищаются членами группы. Например, в группах социально-психологического тренинга могут возникать и такие нормы: защита неудачливого участника; защита молодого участника; подчинение неформальному лидеру; стремление любой ценой обходиться без помощи других и др.

В некоторых случаях нормы, спонтанно выработанные участниками группы, могут быть антитерапевтическими: утаивание истинных чувств или наоборот — преувеличение чувств и эмоций; запрет на некоторые темы, например, сексуальные; создание подгрупп и эротических пар (Кратохвил С., 1978).

Иногда группа «приносит» свои нормы с собой, например, в тех случаях, когда все члены группы являются представителями одного круга или большой категории (группы) людей.

Для нормального хода группы должно быть достигнуто максимальное совпадение норм задаваемых ведущим и вырабатываемых участниками.

Ролевая структура группы

Групповые роли

Роль — это совокупность функций и моделей поведения, которые считаются подходящими для данного индивида и реализуются в определенном социальном контексте [Рудестам, 32]. Групповая роль — набор функций и моделей поведения, реализуемых участником в данной группе.

Опираясь на собственное понимание и прошлый опыт, участники всегда приходят в группу с определенными ожиданиями относительно роли, которую будут в ней играть. В тоже время, чем более гибкими могут быть участники в своих ролях, тем более успешной будет группа в достижении конечной цели [Рудестам, 36].

В 1957 г. Р.Шиндлер описал наиболее часто встречающиеся групповые роли[3]:

· α (альфа) — лидер, который импонирует группе, побуждает ее к действиям, составляет программу и придает отвагу.

· β (бета) — эксперт, который имеет специальные знания, навыки или способности, которые группе всегда требуются или которые группа просто уважает. Он анализирует, рассматривает ситуацию с нескольких сторон; его поведение самокритично и рационально.

· γ (гамма) — пассивные и легко приспосабливающиеся участники, старающиеся сохранить свою анонимность; большинство из них отождествляются с альфой.

· ω (омега) — самый «крайний» участник, который отстает от группы в силу собственной бездарности, какого-то отличия от всех остальных или от страха; иногда он отождествляется и объединяется с Р (см. ниже), чем провоцирует группу.

· Р — противник, оппозиционер, активно выступающий против лидера.

В группах могут встречаться и многие другие роли, которые не всегда сводимы к этим основным, например: монополист, пытающийся привлечь к себе внимание; мученик, взывающий о помощи и в то же время отказывающийся от нее; моралист, который всегда прав; квазитерапевт, перехватывающий инициативу; любимчик, пробуждающий нежные чувства и постоянно нуждающийся в защите; агрессор; шут; провокатор; оппозиционер; защитник; нытик; бедняга; непризнанный; педант; блюститель демократии; отшельник; секундометрист; соблазнитель. Некоторые роли могут составлять комплиментарные единства, например: преследователь, жертва, спасатель.

Роли ведущего в группе [4]

Эксперт

Самой традиционной функцией руководителя-терапевта можно считать роль постоянного эксперта при группе. У руководителя всегда есть возможность прокомментировать процессы, происходящие в группе, предоставить качественную профессиональную обратную связь. Эти комментарии помогают членам группы понять, как они себя ведут, как их поведение сказывается на других.

Однако если руководитель слишком увлекается предоставлением информации, комментариями, ответами на вопросы и вообще своей ролью эксперта, группа становится похожей на учебный класс.

Катализатор

В качестве катализатора руководитель группы способствует развитию событий в ней самим фактом своего присутствия. Он побуждает группу к действиям и обращает ее внимание на текущие ощущения и актуальные потребности ее членов. В некоторых случаях ведущий может провоцировать на те или иные действия. Этим он пытается высвободить терапевтический потенциал группы и ее отдельных членов и превратить его в средство изменения их личности.

Дирижер

Руководитель группы — это еще и аранжировщик поведения ее членов. В этой роли он руководит обменом вопросами, чувствами и информацией между участниками, помогает группе в решении ее проблем и в достижении ее целей, направляет группу к выходу из тупика. Искусство аранжировки включает умение вовремя предотвратить неприемлемое поведение одних участников, поддержать других, защитить одних участников от нападок со стороны других.

Образец

И наконец, руководитель группы может играть роль образцового участника. Занимая в группе особое положение, руководители часто ничего не могут поделать с тем, что другие им подражают. Однако в некоторых группах подражание предусматривается самой методикой работы с группой. В других группах, когда участие и откровенность спонтанны и подлинны, ведущие могут служить примером высокого уровня межличностного функционирования, на котором другие члены групп могут учиться. Однако, чрезмерно раскрывая себя, руководитель рискует установить стандарты, достижение которых окажется непосильным для остальных участников.

Руководство группой

Стили руководства

По стилю руководства можно выделить следующих лидеров:

· авторитарный (директивный, автократический)

· демократичный (коллегиальный)

· либеральный (попустительский, формальный)

 

Авторитарный Демократичный Либеральный
Все аспекты политики определяет руководитель Политика вырабатывается на основе направляемых руководителем дискуссий и принимаемых в группе решений Полная свобода членов группы в принятии решений при минимальном участии руководителя
Все шаги в деятельности группы последовательно диктует руководитель В процессе дискуссии определяются общие этапы пути к стоящей перед группой цели. Руководитель часто предлагает выбор из двух или более возможностей Руководитель предоставляет материалы для работы и отвечает на вопросы, если они есть
Индивидуальные задания и пары для их выполнения определяет руководитель Распределение обязанностей и выбор партнеров отдаются на усмотрение группы Руководитель никак себя не проявляет
Руководитель хвалит или критикует того, кого сочтет нужным, но сам в работе не участвует, кроме случаев, когда надо что-либо показать Руководитель хвалит или критикует других, старается быть объективным и принимает участие в работе группы, не беря на себя слишком много Деятельность членов группы редко комментируется руководителем, который не пытается оценивать или регулировать ход событий

 

В основе каждого стиля руководства лежит специфический для носителей каждого стиля набор представлений о человеческой природе. Макгрегор (McGregor, 1960) постулировал существование двух теорий, обозначенных им «X» и «Y». С точки зрения теории X, люди слабо мотивированы и стремятся избегать ответственности. С точки зрения теории Y, люди способны к самоконтролю и творчески и ответственно стремятся к достижению значимых целей. В жестко организованной группе, сильно центрированной на руководителе, участники рассматриваются как личности, беспомощные до такой степени, что руководитель обязан во всем направлять группу, обеспечивать ее работу и контролировать все происходящие в ней взаимодействия.

Вопрос о том, какова оптимальная степень вмешательства руководителя в деятельность группы, является средоточием многих существующих в групповой психотерапии разногласий.

За и против авторитарности

Бах (Bach, 1954) считает, что организованность способствует более ранней кооперации, снижает у руководителя и остальных членов группы тревожность, ослабляет сопротивление групповым влияниям, конкретизирует существующие в группе ожидания и таким образом предоставляет членам группы возможность сосредоточиться и на личных проблемах отдельных участников, и на общегрупповых целях. Результаты социально-психологических исследований позволяют сделать вывод, что на ранних этапах существования группы ее членов привлекает более выраженная ориентация на доминирование в группе руководителя (Goldstein et al., 1966).

С другой стороны, Джибб (Gibb, 1961) утверждает, что в тех группах, где воцарилась атмосфера безусловной центрированности на руководителе, существует риск, что возникнет сильная зависимость от руководителя, на которого и будет возложена вся ответственность за активные действия и выполнение задачи. Кроме этого в такой группе последнему для поддержания порядка приходится во многом ограничивать членов группы, вследствие чего у них развивается чувство отторжения от группы и недоверие к ней.

За и против либеральности

Лакин и Костанцо (Lakin and Costanzo, 1975) подчеркивают, что для руководителя важно преодолеть стремление членов группы к зависимости, внушить им уверенность в себе и убедить их в необходимости самоуправления. Вера в способности и внутренние ресурсы членов группы позволяет руководителю рассчитывать, что они сделают все, чтобы обеспечить собственное развитие наилучшим образом.

Вместе с тем нежелание руководителя направлять группу может привести к тому, что свобода будет принята в ней за вседозволенность. Склонные к доминированию личности могут прибегнуть к силовым методам воздействия на других, а более робкие вообще отстранятся от участия в делах группы. В отсутствие ясных перспектив члены группы могут начать испытывать замешательство, беспокойство и дезориентацию.

 

Большинство руководителей групп придерживаются позиции, находящейся где-то посередине между авторитарностью и попустительством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.025 с.)