Преимущества и недостатки групповых форм психотерапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преимущества и недостатки групповых форм психотерапии



Преимущества и недостатки групповых форм психотерапии

Преимущества групповых форм психотерапии [2]

Возможность моделировать процессы, происходящие в социальной среде. Жизнь — это прежде всего социальное явление. Группа же оказывается микрокосмом, обществом в миниатюре, отражающим внешний мир и добавляющим ингридиент реализма в искусственно создаваемое взаимодействие. Кроме того, процессы, имеющие место в социальной группе или семье, в искусственно созданной группе происходят в концентрированной форме. Такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние, конформизм, повседневно существующие в социальных группах, в семье, становятся очевидными в психокоррекционной группе, а значит — доступными для изменения.

Эмоциональный контакт с другими людьми. В сфере межличностных отношений, во время игры, в интимные моменты человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. В свое время Дэвид Ризман назвал целое поколение «одинокой толпой», желая показать этим, что часто в присутствии других мы чувствуем себя изолированными и одинокими... Таким образом, опыт, приобретаемый в специально организованных группах, оказывает противодействие отчуждению, помогая решению проблем, возникающим при межличностном взаимодействии.

Получение опыта взаимной поддержки. Потенциальное преимущество группы — это возможность получения поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и понимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим.

Облегчение процесса самоосознания и самовыражения. Группа может также облегчить процесс самоисследовния и интроспекции. Часто люди знают, чего они хотят, но требуется соучастие и принятие их группой, чтобы стала возможна попытка самораскрытия. Когда такая попытка самораскрытия и изменения поощряется другими, то, как следствие, усиливается уверенность в себе.

Обучение новым навыкам, которые легко переносятся в обычную социальную среду. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. При этом навыки, приобретенные в искусственно созданной обстановке, могут естественно переноситься в окружающий мир.

Идентификация с другими участниками группы. Наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими. Это, безусловно, воздействует на их индивидуальные жизненные установки и изменяет их поведение.

Получение обратной связи. Значимая обратная связь от других участников группы влияет на оценку индивидуумом своих установок и поведения, на формирование его Я-концепции.

Психотерапевтические факторы групповой психотерапии

Любое направление групповой психотерапии опирается на универсальные психотерапевтические факторы (в некотором смысле — условия), без которых не сможет состояться ни один психотерапевтических процесс, независимо от метода психотерапии или ее формы (индивидуальная, групповая, семейная). Может меняться технический и процедурный антураж, но остаются неизменными терапевтические условия.

Групповая динамика

Впервые термин «групповая динамика» был использован Куртом Левиным в 1939 г.

По определению К.Левина, групповая динамика — это совокупность положительных и отрицательных сил, которые действуют в данной группе. В современном понимании групповая динамика — это развитие группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и с психотерапевтом, а также внешними воздействиями на группу (Кратохвил С., 1978).

Если рассматривать группу как нечто целостное, то некоторые закономерности групповой динамики, вскрытые К.Левиным, можно объяснить действием двух основных законов гештальт-психологии:

I. Целое доминирует над частями II. Отдельные элементы объединяются в целое
1) Группа не является просто суммой индивидов: она модифицирует поведение отдельных членов. 1) Не сходство, а взаимозависимость членов является основой для формирования группы.
2) Извне легче повлиять на поведение группы в целом, чем на поведение отдельного ее члена. 2) Человек склонен становиться членом группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не группы, от которой он больше всего зависит.
3) Каждый член группы признает, что он зависит от всех других членов. 3) Человек остается среди тех, к кому он чувствует себя принадлежащим, даже если их поведение кажется несправедливым, а давление — недружественным.

В понятие групповой динамики входят пять основных факторов:

1. Цели группы.

2. Нормы группы.

3. Ролевая структура группы.

4. Сплоченность группы.

5. Фазы развития группы.

Цели группы

Цели терапевтической группы — это планируемый ведущим и/или участниками группы результат работы группы.

Очевидно, цели могут быть явными и скрытыми, долгосрочными (стратегическими) и краткосрочными (тактическими).

Цели группы определяются следующими факторами:

· психотерапевтическая методология, на которую опирается ведущий группу специалист;

· более общая система практической работы с людьми, в которую включена группа (например, учреждение, в котором проходит группа, социальный проект и пр.);

· контингент участников группы (дети, взрослые, безработные, пациенты клиники и пр.);

· спектр проблем, решаемый участниками группы (профессиональные, личные и пр.);

· каковы личностные особенности ведущего группы (темперамент, возраст, жизненные ценности, мировоззрение и пр.);

· составляющие социокультурной среды, на фоне которой проходит группа («социальный заказ», «мода» и пр.)

Цели группы в значительной степени определяются также личностными особенностями ведущего. Явно декларируемая им цель может расходиться с его истинными скрываемыми или неосознаваемыми целями. При несовпадении декларируемой и истинной целей нарушается принцип подлинности психотерапевта, и, следовательно, может быть нарушена подлинность всего группового процесса.

Проблема состоит еще и в том, что цели группы могут не совпадать с целями отдельных участников. Это дает своеобразный толчок групповой динамике, результаты которого не всегда прогнозируемы.

 «Часто с развитием группы первоначальные цели, например, понижение тревожности и устранение болезненных форм депрессии, переходят в межличностные цели, обусловленные желанием общаться с другими участниками, чтобы установить с ними положительную связь (Yalom, 1975)» [Рудестам, 31].

Групповые нормы

Нормы — это совокупность правил поведения, руководящих действиями участников и позволяющих применять санкции к неприемлемым для данной группы формам поведения [Рудестам, 37].

Нормы поведения должны соответствовать целям группы. Нормы определяют, что правильно и что неправильно, или что допустимо, а что недопустимо. Например, нормы помогают людям решать: стоит ли выражать чувства и как это сделать; как углубить связь друг с другом; отвечать ли кому-то на основе личных качеств или ролевого статуса.

Нормы можно разделить на две категории: а) нормы, которые изначально задает ведущий группы; б) нормы, выработанные группой.

Например, ведущим могут задаваться следующие нормы (правила) жизни группы:

1) каждый активен: вовлечен в упражнения и в обсуждение;

2) группа является закрытой: состав группы не меняется;

3) психологическая закрытость группы: то, что происходит в группе, не должно выходить за ее пределы;

4) говори от своего имени, о своих собственных переживаниях и мыслях;

5) получая обратную связь, не старайся что-то объяснить или оправдаться, а слушай и задавай уточняющие вопросы;

6) когда даешь обратную связь, будь конкретен и избегай обобщенных оценок, в особенности негативных;

7) каждый имеет право попросить помощи у группы;

8) психологическая безопасность: каждый может в любой момент сказать «стоп» и прекратить упражнение, если будет чувствовать психологический дискомфорт.

Важное значение имеет установление норм терапевтической коммуникации в психокоррекционных группах. Для большинства психокоррекционных групп нормами является высокий уровень самораскрытия, выражения конфликтов и привязанностей, принятия собственных чувств, искренней обратной связи между членами группы.

На протяжении всего времени развития группы нормы могут изменяться. Например, высокая степень самораскрытия может быть в первое время неудобна участникам, поскольку они только начинают чувствовать себя частью группы, но с развитием группы такое поведение принимается всеми ее членами.

Для того чтобы выполнялись нормы, ведущему зачастую требуется прилагать особые усилия. В противоположность этому, нормы, выработанные самой группой, защищаются членами группы. Например, в группах социально-психологического тренинга могут возникать и такие нормы: защита неудачливого участника; защита молодого участника; подчинение неформальному лидеру; стремление любой ценой обходиться без помощи других и др.

В некоторых случаях нормы, спонтанно выработанные участниками группы, могут быть антитерапевтическими: утаивание истинных чувств или наоборот — преувеличение чувств и эмоций; запрет на некоторые темы, например, сексуальные; создание подгрупп и эротических пар (Кратохвил С., 1978).

Иногда группа «приносит» свои нормы с собой, например, в тех случаях, когда все члены группы являются представителями одного круга или большой категории (группы) людей.

Для нормального хода группы должно быть достигнуто максимальное совпадение норм задаваемых ведущим и вырабатываемых участниками.

Ролевая структура группы

Групповые роли

Роль — это совокупность функций и моделей поведения, которые считаются подходящими для данного индивида и реализуются в определенном социальном контексте [Рудестам, 32]. Групповая роль — набор функций и моделей поведения, реализуемых участником в данной группе.

Опираясь на собственное понимание и прошлый опыт, участники всегда приходят в группу с определенными ожиданиями относительно роли, которую будут в ней играть. В тоже время, чем более гибкими могут быть участники в своих ролях, тем более успешной будет группа в достижении конечной цели [Рудестам, 36].

В 1957 г. Р.Шиндлер описал наиболее часто встречающиеся групповые роли[3]:

· α (альфа) — лидер, который импонирует группе, побуждает ее к действиям, составляет программу и придает отвагу.

· β (бета) — эксперт, который имеет специальные знания, навыки или способности, которые группе всегда требуются или которые группа просто уважает. Он анализирует, рассматривает ситуацию с нескольких сторон; его поведение самокритично и рационально.

· γ (гамма) — пассивные и легко приспосабливающиеся участники, старающиеся сохранить свою анонимность; большинство из них отождествляются с альфой.

· ω (омега) — самый «крайний» участник, который отстает от группы в силу собственной бездарности, какого-то отличия от всех остальных или от страха; иногда он отождествляется и объединяется с Р (см. ниже), чем провоцирует группу.

· Р — противник, оппозиционер, активно выступающий против лидера.

В группах могут встречаться и многие другие роли, которые не всегда сводимы к этим основным, например: монополист, пытающийся привлечь к себе внимание; мученик, взывающий о помощи и в то же время отказывающийся от нее; моралист, который всегда прав; квазитерапевт, перехватывающий инициативу; любимчик, пробуждающий нежные чувства и постоянно нуждающийся в защите; агрессор; шут; провокатор; оппозиционер; защитник; нытик; бедняга; непризнанный; педант; блюститель демократии; отшельник; секундометрист; соблазнитель. Некоторые роли могут составлять комплиментарные единства, например: преследователь, жертва, спасатель.

Роли ведущего в группе [4]

Эксперт

Самой традиционной функцией руководителя-терапевта можно считать роль постоянного эксперта при группе. У руководителя всегда есть возможность прокомментировать процессы, происходящие в группе, предоставить качественную профессиональную обратную связь. Эти комментарии помогают членам группы понять, как они себя ведут, как их поведение сказывается на других.

Однако если руководитель слишком увлекается предоставлением информации, комментариями, ответами на вопросы и вообще своей ролью эксперта, группа становится похожей на учебный класс.

Катализатор

В качестве катализатора руководитель группы способствует развитию событий в ней самим фактом своего присутствия. Он побуждает группу к действиям и обращает ее внимание на текущие ощущения и актуальные потребности ее членов. В некоторых случаях ведущий может провоцировать на те или иные действия. Этим он пытается высвободить терапевтический потенциал группы и ее отдельных членов и превратить его в средство изменения их личности.

Дирижер

Руководитель группы — это еще и аранжировщик поведения ее членов. В этой роли он руководит обменом вопросами, чувствами и информацией между участниками, помогает группе в решении ее проблем и в достижении ее целей, направляет группу к выходу из тупика. Искусство аранжировки включает умение вовремя предотвратить неприемлемое поведение одних участников, поддержать других, защитить одних участников от нападок со стороны других.

Образец

И наконец, руководитель группы может играть роль образцового участника. Занимая в группе особое положение, руководители часто ничего не могут поделать с тем, что другие им подражают. Однако в некоторых группах подражание предусматривается самой методикой работы с группой. В других группах, когда участие и откровенность спонтанны и подлинны, ведущие могут служить примером высокого уровня межличностного функционирования, на котором другие члены групп могут учиться. Однако, чрезмерно раскрывая себя, руководитель рискует установить стандарты, достижение которых окажется непосильным для остальных участников.

Руководство группой

Стили руководства

По стилю руководства можно выделить следующих лидеров:

· авторитарный (директивный, автократический)

· демократичный (коллегиальный)

· либеральный (попустительский, формальный)

 

Авторитарный Демократичный Либеральный
Все аспекты политики определяет руководитель Политика вырабатывается на основе направляемых руководителем дискуссий и принимаемых в группе решений Полная свобода членов группы в принятии решений при минимальном участии руководителя
Все шаги в деятельности группы последовательно диктует руководитель В процессе дискуссии определяются общие этапы пути к стоящей перед группой цели. Руководитель часто предлагает выбор из двух или более возможностей Руководитель предоставляет материалы для работы и отвечает на вопросы, если они есть
Индивидуальные задания и пары для их выполнения определяет руководитель Распределение обязанностей и выбор партнеров отдаются на усмотрение группы Руководитель никак себя не проявляет
Руководитель хвалит или критикует того, кого сочтет нужным, но сам в работе не участвует, кроме случаев, когда надо что-либо показать Руководитель хвалит или критикует других, старается быть объективным и принимает участие в работе группы, не беря на себя слишком много Деятельность членов группы редко комментируется руководителем, который не пытается оценивать или регулировать ход событий

 

В основе каждого стиля руководства лежит специфический для носителей каждого стиля набор представлений о человеческой природе. Макгрегор (McGregor, 1960) постулировал существование двух теорий, обозначенных им «X» и «Y». С точки зрения теории X, люди слабо мотивированы и стремятся избегать ответственности. С точки зрения теории Y, люди способны к самоконтролю и творчески и ответственно стремятся к достижению значимых целей. В жестко организованной группе, сильно центрированной на руководителе, участники рассматриваются как личности, беспомощные до такой степени, что руководитель обязан во всем направлять группу, обеспечивать ее работу и контролировать все происходящие в ней взаимодействия.

Вопрос о том, какова оптимальная степень вмешательства руководителя в деятельность группы, является средоточием многих существующих в групповой психотерапии разногласий.

За и против авторитарности

Бах (Bach, 1954) считает, что организованность способствует более ранней кооперации, снижает у руководителя и остальных членов группы тревожность, ослабляет сопротивление групповым влияниям, конкретизирует существующие в группе ожидания и таким образом предоставляет членам группы возможность сосредоточиться и на личных проблемах отдельных участников, и на общегрупповых целях. Результаты социально-психологических исследований позволяют сделать вывод, что на ранних этапах существования группы ее членов привлекает более выраженная ориентация на доминирование в группе руководителя (Goldstein et al., 1966).

С другой стороны, Джибб (Gibb, 1961) утверждает, что в тех группах, где воцарилась атмосфера безусловной центрированности на руководителе, существует риск, что возникнет сильная зависимость от руководителя, на которого и будет возложена вся ответственность за активные действия и выполнение задачи. Кроме этого в такой группе последнему для поддержания порядка приходится во многом ограничивать членов группы, вследствие чего у них развивается чувство отторжения от группы и недоверие к ней.

За и против либеральности

Лакин и Костанцо (Lakin and Costanzo, 1975) подчеркивают, что для руководителя важно преодолеть стремление членов группы к зависимости, внушить им уверенность в себе и убедить их в необходимости самоуправления. Вера в способности и внутренние ресурсы членов группы позволяет руководителю рассчитывать, что они сделают все, чтобы обеспечить собственное развитие наилучшим образом.

Вместе с тем нежелание руководителя направлять группу может привести к тому, что свобода будет принята в ней за вседозволенность. Склонные к доминированию личности могут прибегнуть к силовым методам воздействия на других, а более робкие вообще отстранятся от участия в делах группы. В отсутствие ясных перспектив члены группы могут начать испытывать замешательство, беспокойство и дезориентацию.

 

Большинство руководителей групп придерживаются позиции, находящейся где-то посередине между авторитарностью и попустительством.

Групповая сплоченность

Курт Левин определил сплоченность как «тотальное поле сил, формирующее у участников чувство принадлежности к группе и желание в ней остаться» (Lewin, 1947, p. 30). Другими словами, сплоченность — это взаимное тяготение членов группы друг к другу, которое выражается в стремлении остаться в группе и любой ценой сохранить ее.

По мере развития отношений группа становится более сплоченной, это означает, что члены группы лучше понимают друг друга, в большей степени идентифицируют себя с ней, испытывают больше удовлетворенности от принадлежности к группе. Чем более группа отвечает потребностям людей в эмоционально-межличностных связях, тем более сплоченной она будет. Чем выше сплоченность группы, тем сильнее подчиненность групповым нормам.

По мнению С.Кратохвила, сплоченности содействуют:

• Удовлетворение личных потребностей индивидуумов в группе или при помощи группы.

• Цели всей группы, которые находятся в согласии с индивидуальными потребностями; взаимная зависимость при работе над конкретными задачами.

• Выгоды, вытекающие из членства в группе и ожидание несомненной пользы от него.

• Разного рода симпатии между членами группы, их взаимное тяготение.

• Мотивировка каждым участником своего членства, включая усилия, которые он приложил, чтобы попасть в группу.

• Дружески располагающая атмосфера

• Престиж группы, при одновременном повышении престижа индивидуума во время его членства в группе.

• Влияние групповой деятельности: а) притягательность действий (интересные, веселые, увлекательные действия, ведущие к совместному переживанию позитивных эмоций); б) групповые технические приемы, направленные непосредственно на поддержку сплоченности, например, образование узкого круга, в котором все участники держатся за плечи и сосредотачиваются на чувстве сплоченности; совместные песни и танцы в этом кружке, особенно при подчеркнутой интимности происходящего (погашенный свет, перестановка мебели и т.п.).

• Соперничество с иной группой или группами.

• Вражда, неприязнь и отрицательное отношение общества (замкнутость сект и фракций).

Терапевтическое значение сплоченности [11]

• В сплоченной группе создается атмосфера взаимной эмоциональной притягательности, возникает поддержка, формируется чувство принадлежности к группе.

• Сплоченность эмоционально связывает членов группы друг с другом, гарантируя большую прочность и стабильность межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе даже при фрустрирующих обстоятельствах и помогая создать общую систему норм, способствующую большей терпимости к различным индивидуальным целям.

• Сплоченная группа поощряет своих членов использовать социальные умения, которые в дальнейшем помогут им в межличностных взаимодействиях и взаимоотношениях, как в группе, так и за ее пределами.

• Сплоченность позволяет также глубже выражать враждебные чувства и конфликты. Когда члены группы испытывают взаимную эмоциональную притягательность и принимают друг друга, они способны выдержать дискомфорт отрицательных эмоций и конструктивно разрешить свои внутриличностные конфликты.

Групповое напряжение

Противоположностью сплоченности является напряжение. Если сплоченность — это результат действия положительных сил взаимного притяжения, то напряженность — отрицательных сил взаимного отталкивания. Обычно, говоря о развитии группы, сплоченность интерпретируют как желательное качество, повышающее эффективность группы, а групповое напряжение — как нежелательное. Однако, по мнению Кратохвила, необходимо динамическое равновесие между сплоченностью и напряжением. Под влиянием сплоченности участники чувствуют поддержку и относительную безопасность, а напряжение выступает как побуждающий фактор: оно ведет к неудовлетворенности и стремлению что-то переменить в себе и в группе. Идея динамического равновесия между сплоченностью и напряжением в группе лежит в основе концепции развития группы.

Ниже представлен график зависимости эффективности группы от степени группового напряжения.

 

Групповое мышление

Групповое мышление (groupthinking) — давление, оказываемое на членов группы с целью заставить их приспособиться к нормам группы и склонить к консенсусу (единогласному решению) [13].

Групповое мышление (групповое единомыслие) — серьезный недостаток в работе группы.

Классический анализ процесса группового мышления впервые осуществил американский социальный психолог Ирвинг Янис, он выявил основные симптомы группового единомыслия. И.Янис назвал групповое мышление дисфункцией высокосплоченных групп, которой в последнее время уделяется пристальное внимание. Он определяет групповое мышление как «снижение интеллектуальной эффективности, оценки действительности и моральных качеств, возникающее в результате давления внутри группы»[14]. Группы, страдающие групповым мышлением, настолько озабочены достижением консенсуса, что не способны реалистично оценить иные аспекты при принятии решения, вследствие чего происходит подавление несогласного меньшинства и отклонение точек зрения, не соответствующих принятым стандартам.

Причины группового мышления

· Желание во что бы то ни стало достичь консенсуса.

· Присоединение отдельных членов группы к точке зрения наиболее влиятельных ее участников, пользующихся авторитетом, доверием, упорно отстаивающих свою позицию.

· Стремление отдельных членов группы выглядеть «командными игроками»

Симптомы группового мышления [15]

Иллюзия неуязвимости — вера в то, что каждое принимаемое группой решение приведет группу к высоким результатам («одна голова — хорошо, а две — лучше»). Это проявляется в излишний оптимизме и так называемому «феномену рискованных сдвигов» в группах. Исследование, проведенное Янисом, показало, что, вопреки распространенному убеждению, группа склонна принимать более рискованные («безрассудные») решения, чем это сделали бы ее члены в отдельности[16]. Вслед за Янисом большинство исследователей на протяжении длительного времени приходили к выводу, что группа склонна к большему риску, чем человек, действующий в одиночку.

Иллюзия морали — оправдание решения высшими групповыми ценностями. Безусловная вера во внутренне присущую группе мораль. Группа игнорирует сомнительные моральные и этические вопросы.

Рационализация — отрицание негативных последствий или рисков принятия решений. Неспособность группы к рациональному анализу альтернатив или последствий принимаемого решения. Члены группы прибегают к рационализации, чтобы снизить беспокойство.

Образ врага — отрицательное отношение к «чужакам», оппонентам или сомневающимся коллегам, что позволяет не обращать внимания даже на справедливую критику. Противостоящие группе стереотипно рассматриваются как исчадия ада, слабые или глупые. «Адвокат дьявола» — человек, защищающий явно неправое дело.

Контроль группы — контроль отклонений от явного консенсуса. В группе появляются самоназначенные блюстители мышления, защищающие группу от неблагоприятной информации. Группы, страдающие групповым мышлением, настолько озабочены достижением консенсуса, что не способны реалистично оценить иные аспекты при принятии решения, вследствие чего происходит подавление несогласного меньшинства и отклонение точек зрения, не соответствующих принятым стандартам.

Прямое давление — резкая критика коллегами или руководителями предложений, противоречащих установкам группы. Непосредственное давление на каждого члена, усомнившегося в правильности стереотипов.

Фильтрация мнений — игнорирование неудобных фактов или мнений, которые просто не выносятся на обсуждение.

Самоцензура — подавление оправданных сомнений под предлогом лояльности группы. Лояльные члены не ставят под сомнение направление, в котором движется группа.

Иллюзия единодушия — обстановка, при которой молчание воспринимается как согласие.

Фазы развития группы

Обычно выделяют от трех до четырех фаз развития психотерапевтической группы. У разных авторов эти фазы часто называются по-разному, но содержание этих фаз совпадает.

 

Авторы Кратохвил С. Хек К. Слуцкий А.С., Цапкин В.Н. Карвасарский Б.Д.
1 фаза ориентации и зависимости неуверенности адаптационная пассивного напряжения
2 фаза конфликтов и протеста активации фрустрационная активного напряжения
3 фаза развитие сплоченности и сотрудничества структурирование группы в борьбе с психотерапевтом конструктивная активно работающая
4 фаза     реализационная  

Первая фаза

В этой фазе группа встревожена, обеспокоена, зависима. Скрыто и открыто члены группы ищут руководителя, ждут объяснений цели, планов, жаждут деятельности. Члены группы стремятся получить советы по поводу своих затруднений, но сталкиваются с несовпадением своих ожиданий с поведением психотерапевта.

Иногда на этой фазе развивается псевдосплоченность, вызванная стремлением снизить уровень напряжения.. Участники заняты обсуждением второстепенных или общеизвестных вещей.

Вспомним, что К.Роджерс описывал эту фазу как период осматривания, «кружения на месте», замешательства, смущения, «светского разговора», фасадного общения, отказа от личностного самовыражения.

Вторая фаза

В этой фазе группа переносит на психотерапевта ответственность за свое разочарование.

В результате этого, группа убеждается в том, что проявление агрессивности не всегда пагубно — она может быть понята, разъяснена и потом вытеснена.

Эти идеи в значительной степени перекликаются с высказываниями К. Роджерса о том, что выражение отрицательных чувств — первое выражение чувств, возникающих на группе. И если катастрофы не происходит, группа принимается как своя.

Третья и четвертая фазы

На третьей фазе развиваются сплоченность, заинтересованность, искренность, спонтанность. Группа находится в рабочем состоянии. Развиваются целебные свойства (Роджерс К.).

Четвертая фаза — фаза целенаправленной деятельности. Эта фаза часто не отделяется от третьей. Группа функционирует как единая рабочая группа, размышляет, советуется, критикует, возбуждается, принимает решения. Группа характеризуется высокой сплоченностью, но уже не подавляет отрицательных эмоций, наоборот, сознательно допускает проявление враждебности, чтобы конструктивно переработать в себе враждебные чувства. В группе создана определенная структура со множеством изменяемых ролей, группа самостоятельна, ответственна.

По мнению Слуцкого А.С., Цапкина В.Н., реализационная фаза должна подготовить участников группы к встрече с окружающим миром, находящимся вне круга сочувствующих членов группы.

В ходе развития группы меняются роли психотерапевта: он сначала альфа, затем противник, наконец, — эксперт (ХекК., 1975). Другой вариант развития событий: ведущий до конца группы остается в роли альфа. Третий вариант: он сначала альфа, затем гамма. Возможна и другая динамика групповой роли ведущего (Карвасарский Б.Д., Ледер С.,1990).

По мнению С.Кратохвила, группа необязательно должна проходить 3 фазы развития. Существуют альтернативы, и можно с самого начала стимулировать групповую сплоченность, добиваясь необходимого результата:

1) попытками разнообразить групповую деятельность с помощью различных технических приемов;

2) устранением изначальной неуверенности ясной, точной информацией;

3) указанием на совпадение групповой активности с мотивами прихода в группу каждого из членов.

Этапы развития группы (по Б.Такману и Н.Дженсену) [17]

Формирование

Формирование — стадия, на которой происходит отбор членов группы в соответствии с их функциональным или техническим опытом для выполнения целей, стоящих перед группой. Члены группы, команды знакомятся, обмениваются официальной информацией друг о друге, вносят предложения о работе группы (например, как будут распределены функциональные обязанности, роли).

Эта начальная стадия отмечена неопределенностью и даже недоразумениями. Члены группы еще не уверены в целях и задачах, структуре и лидерстве.

Бурление (смятение)

Для этой стадии характерно возникновение конфликтов и появление конфронтации между членами группы. Как правило, они касаются разногласий относительно распределения ролей и обязанностей.

Двигаясь к поставленной перед группой цели, ее члены выражают различные интересы, порой не соответствующие этой цели. Возникают различные мнения, складываются определенные взаимодействия между членами группы, проявляется их отношение к групповой работе, распределению ролей и обязанностей, тактике группы; если различия слишком велики, то некоторые члены могут покинуть группу. Если же различия незначительны, то члены группы либо приспосабливаются, либо открыто обсуждают противоречия.

Важная роль на этой стадии принадлежит формальному лидеру, который должен решить внутригрупповые конфликты, установить исходные условия взаимодействия.

Распад

Эта стадия характерна для временных групп (команд), созданных для выполнения конкретных проектов или заданий. Как только их цели достигнуты и выполнены все задачи, эти группы расформировываются (распускаются). Постоянные группы достигают этой стадии только после реализации всех целей группы.

Количество участников

Групповые занятия могут происходить как в достаточно больших группах, чтобы сделать возможным взаимодействие, так и в достаточно малых, чтобы каждый был вовлечен в действие и чувствовал себя участником. С увеличением численности членов группы возникает тенденция к неэффективному использованию времени занятий, возрастает вероятность появления подгрупп (Hare, 1976). Когда группа слишком мала, она перестает действовать как группа, ее участники оказываются вовлеченными в индивидуальное консультирование или психотерапию в групповых условиях. Считается, что четыре человека — минимум для жизнеспособности группы.

С возрастанием размеров группы эффективность терапии уменьшается (Geller, 1951). «Правило восьми» (Kellerman, 1979) исходит из того, что для терапевтической группы оптимальным является состав из восьми человек. Такая группа достаточна для того, чтобы способствовать близости участников и созданию в группе обратной связи между каждым из членов группы и всей группой, и для того, чтобы группа была динамична и предлагала разнообразный опыт взаимодействия.

В противоположность терапевтическим группам группы личностного роста больше и включают от восьми до пятнадцати человек.

Подготовка участников к групповому процессу

Режим работы группы

Открытые и закрытые группы

Структура групповой сессии

1. Разогрев. Разминочные упражнения. Метафора пластилина

2. Содержательные упражнения

3. Обсуждение

Обсуждение

Обсуждение описывается следующими параметрами:

· Локализация — место в структуре сессии

· Форма — рефлексивный самоотчет, тематическая дискуссия

· Порядок — последовательность высказываний участников

· Содержание — тематика, которая определяется вопросами ведущего или желанием высказывающихся.

Виды обсуждения (по локализации):

· финальное (в конце сессии),

· текущее (после упражнения),

· экстренное (в особых случаях)

Модели обсуждения

1. Директивная модель — ведущий активен, может в любой момент изменить порядок обсуждения, задать любые вопросы к участникам, а в некоторых случаях даже нарушить правила.

2. Либеральная модель — ведущий инициирует обсуждение, с помощью фразы, обращенной ко всей группе, например: «Теперь давайте поделимся своими впечатлениями от упражнения (тренинга и пр.)» В последующем ведущий почти не вмешивается в обсуждение, иногда поддерживая активность участников фразами: «Кто еще хотел бы высказаться?» Порядок, форма и содержание обсуждения полностью определяются участниками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.127 с.)