Порядок, условия и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок, условия и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим



 

Существование института безвестного отсутствия вызвано необходимостью устранения правовой неопределенности, кото­рая может возникнуть в связи с длительным отсутствием долж­ника, супруга, родственника в месте их постоянного жительства. Для устранения этой неопределенности закон устанавливает возможность признания по суду лица безвестно отсутствующим или объявления отсутствующего умершим.

Признание безвестно отсутствующим может последовать лишь при наличии юридического состава, слагающегося из таких фактов, как

1) отсутствие лица в месте его постоянного жительства в тече­ние 1 года;

2) отсутствие в течение этого срока сведений о месте его нахождения;

3) невозможность установить место нахождения отсутству­ющего.

Правовые последствия признания лица безвестно отсутс­твующим:

• на основании решения суда орган опеки и попечительства передает имущество безвестно отсутствующего гражданина в доверительное управление определенному этим органом лицу; из имущества выдается содержание лицам, которых безвестно отсутствующий должен был содержать;

• по заявлению супруга безвестно отсутствующего произво­дится расторжение брака;

• прекращаются выданные безвестно отсутствующим дове­ренности.

В случае явки или обнаружения места пребывания граж­данина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На ос­новании решения суда отменяется доверительное управление имуществом этого гражданина.

Если по истечении трех лет со дня назначения доверительно­го управляющего решение о признании гражданина безвестно отсутствующим не было отменено и не было обращения в суд об объявлении гражданина умершим, орган опеки и попечительства обязан обратиться в суд с заявлением об объявлении гражданина умершим.

 

6.8 Порядок, условия и правовые последствия объявления гражданина умершим

 

Объявление гражданина умершим может последовать лишь при наличии юридического состава, слагающегося из таких фактов, как:

1) отсутствие лица в месте его постоянного жительства в течение 3 лет. Если гражданин пропал без вести при обстоя­тельствах, угрожавших смертью или дающих основание пред­полагать его гибель от определенного несчастного случая, такой срок сокращается до 6 месяцев. Если гражданин пропал без вести в связи с военными действиями, он может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении 2 лет со времени окончания военных действий;

2) отсутствие в названные в п. 1 сроки сведений о месте его нахождения;

3) невозможность в течение этих сроков установить место нахождения отсутствующего.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считает­ся день вступления в законную силу судебного решения либо день его предполагаемой гибели от определенного несчастного случая.

Закон связывает с объявлением гражданина умершим такие же последствия, которые наступают при смерти гражданина:

• наследники призываются к наследованию имущества;

• прекращается брак с лицом, объявленным умершим;

• иждивенцы приобретают право на получение пенсий и пособий.

В случае явки лица, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении лица умершим. Гражданин вправе пот­ребовать и возврата своего имущества, которое безвозмездно перешло к другим лицам после объявления отсутствующего умершим. Это правило не распространяется на деньги и ценные бумаги, которые не могут быть истребованы у так называемых «добросовестных приобретателей». Если же имущество перешло по возмездным сделкам, эти лица обязаны возвратить имущество лишь в случае, если будет доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин фактически жив. Если же имущество перешло к государству (выморочное наследство), оно возвра­щается во всех случаях либо возвращается его стоимость (если возврат имущества в натуре невозможен).

 

6.9. Имя гражданина. Место жительства гражданина

 

Имя гражданина - это средство индивидуализации его как участника гражданских правоотношений. Право на имя является личным правом гражданина.

Сведения об имени заносятся в актовую запись о рождении ребенка. Имя гражданина включает в себя фамилию, собствен­ное имя и отчество. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей (при разных фамилиях родителей - фамилией отца или матери). Собственное имя ребенку дается с согласия роди­телей. Отчество присваивается по собственному имени отца. Если отцовство не установлено - отчество ребенка записыва­ется по указанию матери. Гражданин вправе переменить имя, полученное при рождении. Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. При этом он обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене его имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени. Гражданин, переменивший имя, вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя. Закон допускает использование псевдонима (вымышленного имени).

Не допускается приобретение прав и обязанностей под име­нем другого лица. Гражданин, имя которого было неправомерно использовано, вправе потребовать возмещения вреда, причинен­ного вследствие такого использования.

Местом жительства гражданина признается место нахож­дения (адрес) жилого помещения, право владения, распоряже­ния и (или) пользования которым возникло у гражданина по основаниям, установленным законодательными актами, либо населенный пункт, где этот гражданин постоянно или преиму­щественно проживает, а при невозможности установить такое место - место жительства (при его отсутствии - место пре-

бывания), указанное в документе, удостоверяющем личность, либо другом документе о регистрации, либо место нахождения имущества этого лица.

Местом жительства несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов.

Свободный выбор места жительства - одно из важнейших конституционных прав человека.

Точное определение места жительства гражданина имеет юридическое значение, поскольку с ним законодательство связывает ряд важных юридических последствий. В частности, денежные обязательства исполняются в месте жительства кре­дитора, иные обязательства исполняются в месте жительства должника, местом открытия наследства по общему правилу считается последнее место жительства наследодателя и т. д.

 

Акты гражданского состояния

 

Гражданское состояние лица определяется совокупностью фактов, которые характеризуют гражданина как субъекта граж­данского права. Акты гражданского состояния - обстоятельства, с которыми законодательство связывает возникновение, изме­нение или прекращение прав и обязанностей гражданина.

Акты гражданского состояния подлежат обязательной ре­гистрации, поскольку точное установление (закрепление) этих фактов вызывается интересами не только отдельных граждан, но и интересами государства и общества.

В соответствии со ст. 43 ГК государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния:

1) рождение;

2) заключение брака в случаях, предусмотренных законода­тельством о браке и семье;

3) расторжение брака;

4) усыновление (удочерение);

5) установление материнства и (или) отцовства;

6) перемена фамилии, собственного имени, отчества;

7) смерть.

Регистрация актов гражданского состояния производится органами, регистрирующими акты гражданского состояния, путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей.

При наличии спора между заинтересованными лицами либо отказе органа, регистрирующего акты гражданского состояния, в исправлении или изменении записи спор разрешается судом.

Органы, регистрирующие акты гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, допол­нения, исправления, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы книг регистрации актов гражданского состояния, порядок и сроки хранения таких книг, а также формы бланков свидетельств о регистрации актов граж­данского состояния определяются законодательством.

 


Тема 7. Юридические лица

 7.1. Понятие и признаки юридического лица

Юридическим лицом признается организация, которая име­ет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность но своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке госу­дарственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом.

Из приведенного определения вытекают четыре основных признака юридического лица:

• организационное единство. Организационное единство юридического лица состоит в том, что оно имеет определенную структуру, соподчиненность входящих в него структурных под­разделений и структурных единиц, систему органов управления, обладающих соответствующей компетенцией. Организационное единство юридического лица отражается в его уставе;

• обособленное имущество. Имущественная обособленность юридического лица означает, что его имущество обособлено от имущества его учредителей (участников) и от имущества всех других физических и юридических лиц, имущества Республики Беларусь и административно-территориальных единиц;

• самостоятельная имущественная ответственность, выража­ющаяся в том, что юридические лица (кроме финансируемых собственником учреждений) отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом;

• участие в гражданском обороте и в суде от своего имени. Самостоятельное выступление юридического лица в гражданс­ком обороте от своего имени означает, что компетентный орган или представитель юридического лица могут быть истцом или ответчиком в суде. Юридическое лицо выступает в качестве самостоятельного субъекта права и в отношениях с органами государственной власти и управления, а также с другими юри­дическими лицами.

Правоспособность и дееспособность юридического лица. Органы юридического лица

Правоспособность юридического лица - это его способность иметь гражданские права и принимать обязанности. В соот­ветствии с Положением о государственной регистрации субъ­ектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 (28.02.2017 г.), в уставе юридического лица (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) по желанию собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица могут указывать­ся виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом. При изменении таких видов деятельности юридические лица вправе (по своему усмотрению) обратиться за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица.

Регистрирующим и иным государственным органам (органи­зациям) запрещается требовать указания в уставе юридического лица (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя осуществляемых ими видов деятельности. От­дельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательными актами, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 утверждено Положение о лицензировании от­дельных видов деятельности, а также перечень видов деятель­ности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу го­сударственных органов и государственных организаций (в ред. от 20.10.2016 г.).

Правоспособность возникает у юридического лица в момент его создания, а признается оно созданным с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре - для коммер­ческой организации, действующей только на основании учреди­тельного договора) и внесения записи о государственной регис­трации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Дееспособность юридического лица (способность своими действиями приобретать гражданские права и осуществлять гражданские обязанности) возникает одновременно с правоспо­собностью. Она осуществляется органами юридического лица, действующими в пределах прав, предоставленных им законом или учредительными документами.

Орган юридического лица - лицо (группа лиц), которое вы­рабатывает, формулирует и выражает его волю.

По способу приобретения полномочий органы юридического лица могут быть разделены на:

• выборные (избираются участниками);

• назначаемые (назначаются собственником имущества юридического лица).

По способу осуществления полномочий органы юридичес­кого лица могут быть разделены на:

• единоличные (директор, председатель правления, управ­ляющий и др.);

• коллегиальные (правление, совет, общее собрание участ­ников и др.).

Орган юридического лица действует от имени юридического лица и без доверенности.

 

7.3. Наименование и Место нахождения юридического лица

Одним из правовых средств индивидуализации юридических лиц является наименование юридического лица. Статья 50 ГК предъявляет к наименованию юридического лица определенные требования:

• наименование юридического лица должно содержать ука­зание на его организационно-правовую форму;

• наименования некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательными актами случаях - и иных коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Включение в наименование юридического лица указаний на официальное полное или сокращенное название Республики Беларусь, слов «национальный» и «белорусский», включение такого названия либо элементов государственной символики в реквизиты документов или рекламные материалы юридичес­кого лица допускаются в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Наименование и место нахождения юридического лица ука­зываются в его учредительных документах.

Место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного ор­гана (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются), а в случае отсутствия постоянно действующего ис­полнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В соответствии п. 5 Положения о государственной регис­трации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 (в ред. от 28.02.2017 г.), местонахождением частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица - собственника имущества частного унитарного предпри­ятия в одном из следующих случаев:

• жилое помещение принадлежит ему на праве собствен­ности (находится в долевой или совместной собственности) -с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершеннолетних членов его семьи (и членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении;

• он постоянно проживает в жилом помещении (за исключе­нием жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют отметка в документе, удостоверяющем личность, либо сведения в карточке регистрации, - с согласия собственника (всех собственников) жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в данном помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собс­твенников).

При этом с собственника жилого помещения взимаются плата за коммунальные услуги и иные платежи, связанные с эксплу­атацией такого помещения, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Осуществление производственной деятельности (выполне­ние работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия, не до­пускается без перевода этого помещения в нежилое в порядке, определенном законодательством.

 

 

7.4. Представительства и филиалы юридического лица

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахожде­ния, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия.

Филиалом является обособленное подразделение юриди­ческого лица, расположенное вне места его нахождения и осу­ществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юриди­ческим лицом и действуют на основании утвержденных им по­ложений. Представительства и филиалы должны быть указаны в уставе создавшего их юридического лица.

Имущество представительства и филиала юридического лица учитывается отдельно на балансе создавшего их юридического лица.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверен­ности.

Представительством иностранной организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представи­тельство интересов иностранной организации и иные не про­тиворечащие законодательству функции. Представительство иностранной организации имеет наименование, содержащее указание на иностранную организацию, его создавшую.

 

 

7.5. Создание юридических лиц. Учредительные документы юридических лиц

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Данные государственной регистрации включаются в соответствии с законодательством в Единый государственный регистр юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей, открытый для всеобщего ознакомления.

Юридические лица образуются в порядке, установленном законодательством применительно к их отдельным видам. Положением о государственной регистрации субъектов хозяйс­твования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 (28.02.2017 г.), установлен порядок государственной регистрации субъектов хозяйствова­ния, определены права регистрирующих органов, установлены минимальные размеры уставного фонда отдельных видов коммерческих организаций (ЗАО и ОАО), приведен перечень документов, представляемых для государственной регистрации, определен порядок и сроки их рассмотрения.

До подачи необходимых документов в регистрирующий орган для государственной регистрации собственник имущес­тва, учредители (участники) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должны:

- согласовать с регистрирующим органом наименование будущей организации;

- определить предполагаемое местонахождение организации;

- принять решение о создании организации и подготовить ее устав.

Для государственной регистрации коммерческих и неком­мерческих организаций, в том числе коммерческих организа­ций с иностранными инвестициями, в регистрирующий орган представляются:

- заявление о государственной регистрации (составляется по форме, установленной Министерством юстиции);

- устав (учредительный договор - для коммерческой орга­низации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельс­твования, его электронная копия (в формате Лос или.гг,1);

- легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридичес­кого статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собс­твенника имущества, учредителей, являющихся иностранными организациями;

- копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нота­риально удостоверяется) - для собственника имущества, учре­дителей, являющихся иностранными физическими лицами;

- оригинал либо копия платежного документа, подтвержда­ющего уплату государственной пошлины;.

- оригинал свидетельства о государственной регистрации реорганизуемой организации в случае реорганизации в форме слияния либо разделения.

Для государственной регистрации садоводческого товари­щества или крестьянского (фермерского) хозяйства наряду с вышеназванными документами, представляется копия доку­мента местного исполнительного и распорядительного органа о подтверждении возможности размещения садоводческого товарищества или крестьянского (фермерского) хозяйства и предполагаемом месте такого размещения.

Истребование иных документов для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, запрещается.

Документы для государственной регистрации могут быть представлены в регистрирующий орган путем личного обра­щения, либо в электронном виде. Целостность и подлинность документов, представленных в электронном виде, должны быть подтверждены электронной цифровой подписью.

В день подачи документов, представленных для государс­твенной регистрации, уполномоченный сотрудник регистри­рующего органа ставит на учредительных документах штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один их экземпляр лицу, их представившему, и вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей запись о государственной регист­рации субъекта хозяйствования. С этого момента юридическое лицо считается зарегистрированным.

В регистрации юридического лица может быть отказано в трех случаях: непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов; неправильного оформления заявления о государственной ре­гистрации; представления документов в ненадлежащий регис­трирующий орган.

При неосуществлении государственной регистрации упол­номоченный сотрудник регистрирующего органа в день подачи документов ставит на заявлении о государственной регистрации соответствующий штамп и указывает основания, по которым не осуществлена государственная регистрация.

Юридическое лицо действует на основании устава (акцио­нерные общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, многие некоммерческие юридические лица, общества с ограниченной ответственностью, общества с допол­нительной ответственностью, либо учредительного договора (полные и коммандитные товарищества).

Учредительный договор заключается, а устав утверждается его учредителями. В учредительных документах должны со­держаться следующие сведения: наименование юридического лица; место его нахождения; порядок управления деятельностью юридического лица; виды деятельности, которые будут осущест­вляться коммерческой организацией (по желанию собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица); сведения об обособленных подразделениях коммерческой ор­ганизации (представительствах, филиалах) и др.

 

  7. 5. Виды юридических лиц

Юридические лица делятся на виды по различным крите­риям.

1)5 зависимости от формы собственности, на основе которой они образованы, юридические лица делятся на:

• созданные на основе собственности отдельного гражданина (физического лица);

• в основе которых лежит собственность различных учредите­лей (физических и юридических лиц) в различном сочетании;

• созданные на основе государственной собственности.

2) В зависимости от прав учредителей (участников) юриди­ческого лица на имущество юридического лица:

2.1) к юридическим лицам, на имущество которых их уч­редители имеют право собственности или иное вещное право, относятся:

• унитарные предприятия, в том.числе дочерние;

• финансируемые собственником учреждения;

2.2) к юридическим лицам, в отношении которых их учреди­тели (участники) не имеют имущественных прав, относятся:

• общественные и религиозные организации (объедине­ния);

• благотворительные и иные фонды;

• объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);

2.3) к юридическим лицам, в отношении которых их участ­ники имеют обязательственные права, относятся:

• хозяйственные товарищества и общества;

• производственные и потребительские кооперативы. Участники таких юридических лиц могут иметь вещные

права только на имущество, которое они передали юридическим лицам в пользование в качестве вклада в уставный фонд.

3) В зависимости от цели деятельности юридические лица делятся на:

• коммерческие - преследуют цель осуществления пред­принимательской деятельности с получением прибыли как основного ее итога (хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, крес­тьянские (фермерские) хозяйства;

• некоммерческие - имеют иные цели, не связанные с пред­принимательской деятельностью (потребительские кооперати­вы, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды и др.).

В зависимости от состава участников:

• юридические лица, учрежденные государственным ор­ганом, административно-территориальными единицами и их органами;

• одним физическим лицом (супругами), крестьянским (фер­мерским) хозяйством (унитарное предприятие);

• несколькими физическими лицами (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации);

• одним юридическим лицом;

• юридическими лицами и предпринимателями в различном сочетании (хозяйственные товарищества и общества).

5) По составу учредительных документов - юридические лица, создаваемые и действующие на основании:

• учредительного договора (полные и коммандитные това­рищества);

• устава (АО, ООО, ОДО, УП, производственные и потреби­тельские кооперативы, общественные объединения, профессио­нальные союзы, фонды учреждения, объединения юридических лиц, политические партии).

6) По характеру участия учредителей в деятельности юри­дических лиц:

участники которых объединяют свои личные усилия для достижения предпринимательской цели (хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства);

• участники которых объединяют свои капиталы (хозяйс­твенные общества).

 

7.7. Хозяйственные товарищества и общества

Хозяйственные товарищества и общества - это коммерчес­кие организации с разделенным на доли (вклады) их учредите­лей (участников) уставным фондом. Имущество хозяйственного товарищества или общества, созданное за счет вкладов учреди­телей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе их деятельности, принадлежит им на праве собственности.

Хозяйственное товарищество - это объединение лиц. Все полные товарищи полного товарищества и полные товарищи

коммандитного товарищества помимо имущественных вкладов непосредственно лично участвуют в делах товарищества. Личное участие в делах товарищества влечет за собой неограниченную ответственность участников товарищества по его долгам сво­им имуществом (за исключением вкладчиков коммандитного товарищества, участвующих в товариществе только имущес­твом - вкладом, но не в делах товарищества, и несущих риск убытков только в размере вклада). При этом полные товарищи не могут входить в несколько товариществ. Участниками полных товариществ и полными товарищами в коммандитных могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и коммандитного (товарищества на вере), а хозяйственные общества - в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственнос­тью, акционерного (открытого и закрытого) общества.

Хозяйственное общество - объединение капиталов. Участни­ки общества с ограниченной ответственностью несут риск убыт­ков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную (дополнитель­ную) ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых уставом общества, но не менее чем в сумме, эквивалентной 50 базовым величинам.

Акционерное общество - это коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества не отвечают по его обяза­тельствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

По способам эмиссии и переуступки акций на вторичном рынке ценных бумаг акционерные общества делятся на два вида: открытые и закрытые. Открытое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, предусмотренных зако­нодательством, а акционеры этого общества могут без согласия других акционеров отчуждать принадлежащие им акции неогра­ниченному кругу лиц. Закрытое акционерное общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.

Деятельность хозяйственных обществ регулируется Законом «О хозяйственных обществах» от 9 декабря 1992 г. № 2020-ХП (в редакции от 15.07.2015 г.).

 

Создаются и действуют данные коммерческие организации:

полные и коммандитные товарищества - на основании уч­редительного договора;

акционерные общества, общества с ограниченной ответствен­ностью и общества с дополнительной ответственностью - на основании устава.

Коммерческие организации самостоятельно определяют раз­меры уставных фондов. Исключение составляют акционерные общества, для которых законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов в сумме, эквивален­тной 100 базовым величинам, - для закрытых акционерных обществ, и 400 базовым величинам, - для открытых акционер­ных обществ.

На момент осуществления государственной регистрации уставные фонды должны быть сформированы в размере не ниже минимального размера, предусмотренного законодательством.

 

7.8 Производственный кооператив

Производственным кооперативом (артелью) признается коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое учас­тие в его деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не менее величины полученного годового дохода в производственном кооперативе.

Производственные кооперативы являются коммерческими организациями, образованными на основе объединения труда и капитала для ведения совместной хозяйственной деятельности. Члены производственных кооперативов обязаны участвовать в этой деятельности личным трудом, объединять имущественные паи и нести дополнительную ответственность по обязательствам этой организации.

Производственный кооператив может заниматься любой хозяйственной деятельностью, в том числе строительством, торговлей, проведением научно-исследовательских и конструк­торских работ, оказанием услуг.

Число членов производственного кооператива не должно быть менее трех, при этом не требуется, чтобы член производственного кооператива был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель.

Учредительным документом производственного кооператива является устав, утвержденный общим собранием его членов. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание. Исполнительными органами являются правление кооператива и его председатель.

Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель». В сокращенном наименовании сельскохозяйственных производственных кооперативов указываются только слово «колхоз» и специальное наименование.

Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищест­во или общество в случае, когда в составе кооператива осталось менее трех членов, а также в унитарное предприятие в случае, когда в составе кооператива остался один член.

 

7.9. Унитарное предприятие

 

Унитарным предприятием признается коммерческая орга­низация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного пред­приятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы:

• государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия;

• частные унитарные предприятия.

Имущество унитарного предприятия находится в государс­твенной либо частной собственности физического или юриди­ческого лица. Фирменное наименование унитарного предпри­ятия должно содержать указание на форму собственности.

Государственные унитарные предприятия создаются путем его учреждения или реорганизации юридических лиц в порядке, определенном Положением о порядке создания унитарных пред­приятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации, ут­вержденном постановлением Совета Министров Республики Бе­ларусь от 23 июля 2004 г. № 913 (в редакции от 05.09.2011 г.).

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на форму собственности. Фирменное на­именование дочернего предприятия также должно содержать слово «дочернее». В сокращенном наименовании унитарных предприятий, имущество которых находится в государственной собственности, независимо от характера деятельности указыва­ются только слова «государственное предприятие» и частных унитарных предприятий - «частное предприятие», а также спе­циальное наименование. В сокращенном наименовании указание в виде аббревиатуры организационно-правовой формы таких предприятий не допускается.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, за исключением случаев, предусмотренных Граж­данским кодексом.

Единственным учредительным документом унитарного предприятия является устав.

В зависимости от полномочий унитарного предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом собственника-учредителя различают:

• унитарные предприятия, обладающие правом хозяйс­твенного ведения (распоряжаются имуществом предприятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.098 с.)