Глава II. Организация научной работы школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II. Организация научной работы школьников



 

    Современный мир очень стремительно развивается. Для расширения и углубления астрономических знаний учащимся следует использовать внеклассную работу, в которой следует выделить два направления: посещение всеми учащимися лекций в планетарии и внеурочная работа с любителями астрономии, т.е. астрономические кружки, экскурсии, выставки, посещение астрономических учреждений.

 

§2.1 Учебные лекции по астрономии, читаемые в планетарии

 

    Учащиеся не всегда могут самостоятельно ознакомиться с различными небесными явлениями. Этому препятствует много причин: неблагоприятная погода, несовпадение времени явлений с днями наблюдений, неосуществимость наблюдений редких и медленно протекающих явлений, а также явлений, принципиально недоступных для данной местности, отсутствие подходящего оборудования для наблюдений, и т.д. Здесь на помощь школам приходят планетарии, которые могут показать многие астрономические и географические явления. В планетариях читают лекции, которые дополняют, углубляют и иллюстрируют астрономические знания учащихся. Рассмотрим несколько тем из курса астрономии.

    Первая тема школьного курса астрономии знакомит учащихся со звездным небом, элементами сферической астрономии и основными методами астрономических исследований. Самая главная демонстрация в этой теме – это показ звездного неба. Никакие звездные карты не могут заметить звездного неба и помочь учащимся быстро запомнить контуры созвездий и расположение главных звезд.

    Показ в планетарии суточного вращения неба дает учащимся правильное представление о направлении его вращения и о положениях на горизонте точек восхода и захода светил в зависимости от их склонения и географической широты места наблюдения. Специальные проекторы позволяют показать зенит и полюс мира, небесный меридиан, небесный экватор и эклиптику.

    В разделе «Строение Солнечной системы» изучается видимое и истинное движение планет, вращение Земли и методы определения расстояний до тел Солнечной системы. В планетарии можно увидеть планетарную модель Солнечной системы, конфигурации планет, показ Солнца и условий видимости небесных тел.

    При изучении раздела и физической природе небесных тел в планетарии демонстрируют документальные фильмы о природе Солнца, Луны и планет, а также панорамы поверхностей Луны, Венеры, Марса и различных климатических зон Земли.

    Очень эффективны фильмы, демонстрирующие развитие и выброс Солнечных протуберанцев или бушующую фотосферу Солнца.

    Планетарии смогут оказать существенную помощь школе и при проведении самостоятельных наблюдениях учащихся звездного неба. В каждом планетарии имеется астрономическая площадка, оборудованная телескопом, измерительными астрономическими инструментами и различного рада наглядными пособиями, помогающими изучать звездное небо и небесные явления.

 

§2.2. Внеурочная работа по астрономии

В конкретных условиях каждой школы внеурочная работа по астрономии может иметь различные формы: беседы и лекции по особо актуальным вопросам, тематические вечера, читательские конференции, кружковые занятия, экскурсии в научно-просветительские центры, встречи со специалистами или опытными любителями астрономии.

 

а) Массовая научно-просветительская работа

Тематические беседы, лекции и вечера следует посвящать наиболее актуальным проблемам астрономии и космонавтики. Каждое мероприятие должно иметь научную направленность. Готовят и проводят массовые мероприятия старшеклассники – активные участники школьного астрономического кружка под руководством учителя астрономии.

Беседы и лекции лучше проводить на узкие темы, например: «Что нового узнали о природе Луны после ее посещения автоматами и людьми», «Венера и Марс раскрывают свои тайны», «Солнечная активность и ее земные проявления» и т.п. Значительно больший эффект дают циклы бесед или лекций, которые проводятся в течении учебного года.

Тематические вечера имеют преимущества перед лекциями, так как в их подготовке и проведении участвуют многие учащиеся в качестве докладчиков, ассистентов, оформителей. Силами учащихся готовится иллюстрированная выставка по теме вечера (фотоснимки, открытки, вырезки из журналов, книги, монтажи, стенгазеты и т.д.). Оживляют вечер хорошо подготовленная астрономическая викторина и продуманная демонстрация занимательных опытов.

Успех тематического вечера в основном зависит от его подготовки, поэтому необходимо особенно серьезно относиться ко всей организаторской и методической работе.

Каждому лектору поручается подготовить выступление на 10 минут по конкретному вопросу. Число выступлений определяется кругом вопросов, включаемых в тему вечера, их должно быть не более 4-5, а сам вечер должен длиться не более двух академических часов с учетом викторины, демонстрации фильма и всего прочего.

Докладчикам руководитель рекомендует необходимую литературу и помогает подготовить иллюстрации к этому докладу. В ходе вечера интересными будут ответы на вопросы присутствующих.

 

б) Кружковая работа

Для школьников, заинтересовавшихся астрономией, полезно создать астрономические кружки, делать их общими, для учащихся всех возрастов.

У кружка должен быть руководитель – это учитель физики и астрономии. В качестве помощников руководитель может выбрать себе двух-трех старшеклассников, которые уже на протяжении нескольких лет занимаются в кружке.

    Эффективным методом обучения астрофизике является метод создания проблемной ситуации. Учитывая интерес подростков к фантастике, руководитель может включить проблемный вопрос в специально придуманный фантастический сюжет. От решения поставленного при этом задания должна зависеть судьба героев.

    В процессе решения проблемной ситуации можно эффективно использовать исследовательский метод. Его также можно назвать эвристическим (поиск идей) и субъективно-творческим. Итогом работы должно быть решение данной проблемы, приобретение новых знаний обучающимися и, возможно, осуществление научно-значимых открытий.

     В поиске результата обучающиеся проходят основные этапы научного творчества: постановка задачи, выдвижение гипотез, выбор путей, способов и средств для решения проблемы, реализация намеченной программы работы, обработка и анализ результатов, формулировка выводов исследования.

    В качестве примера рассмотрим использование этого метода при изучении темы «Природа Лунных кратеров».

1. В процессе вводной части занятия, опираясь на результаты собственных наблюдений, анализируя профессиональные снимки Луны, ребята устанавливают, что наиболее характерной формой лунного рельефа являются кратеры. Обучающиеся самостоятельно делают выводы о разновидностях кратеров, их размерах и степени их сохранности. В итоге ребята должны сделать общий вывод о разновидностях форм лунного рельефа.

2. Руководитель предлагает обучающимся сформулировать гипотезы о происхождении лунных кратеров. Обычно выдвигают два пути образования – ударный и вулканический. Далее рекомендуется разделить ребят на два коллектива, которые должны предложить и обосновать методы и средства проверки выдвинутых гипотез.

3. Далее осуществляется реферирование книг и статей, поиск ответов в сети INTERNET по данному вопросу.

4. Следующий этап – обсуждение прочитанного материала  на семинаре.

5. Затем оба коллектива формулируют задачи и возможные технические средства экспериментов и исследований, которые целесообразнее всего использовать для уточнения картины образования и эволюции лунных кратеров.

    Руководителю необходимо проследить за тем, чтобы основная информация, основные выводы и достижения были записаны в тетрадях обучающихся. В ходе решения проблем ребята могут советоваться с руководителем, который должен направлять их на верный путь решения. Но с другой стороны, чем большей самостоятельности достигнут ребята, тем в большей мере юные астрономы овладеют исследовательским уровнем понимания и решения данного проблемного задания.

Также можно организовать раздельно кружки для V-VI классов, VII-VIII классов и IX-XI классов. В кружке младших школьников занятия можно проводить в форме бесед учителя об элементарных астрономических понятиях, излагаемых в занимательной форме. Наблюдения неба носят обзорный характер. В кружке VII-VIII классов можно практиковать доклады учащихся по изучаемым темам, которые готовятся под руководством учителя. Наблюдения приобретают систематический характер. Для них нужны необходимые принадлежности и приборы. В старших классах уже преобладает самостоятельная работа учащихся с углубленным изучением элементарной теории и практическими занятиями. В наблюдения вносится элемент исследовательского поиска.

Занятие каждого кружка рекомендуется проводить один раз в неделю продолжительностью 1-2 академических часа. Не лишним вести журнал учета посещаемости и содержания занятий, выпускать стенгазету или небольшую брошюру кружка.

Помимо занятий в астрономических кружках, очень полезны экскурсии в научно-исследовательские институты, астрономические и геофизические обсерватории, планетарии. Такие экскурсии лучше проводить специалистам этих учреждений после предварительной беседы с учителем об учебно-воспитательных задачах экскурсии. Экскурсии должны быть незатяжными и знакомить учащихся только с доступной их пониманию информацией, без лишних деталей.

Примерная программа работы астрономического кружка предоставлена в Приложении 1.

 

в) Факультативные занятия

    По желанию учителя и учащихся в любой школе могут проводиться факультативные занятия по астрономии. Такие занятия можно проводить по любой астрономической теме.

    Методика проведения факультативных занятий существенно отличается от обычных уроков и кружковой работы. Она является связующим звеном между формами учебных и кружковых занятий, лекциями и семинарами, лабораторными и практическими работами.

    Вводное занятие по программе факультативного курса проводится в форме хорошо проиллюстрированной беседы. На нем освещаются успехи науки в данной области и обращается внимание учащихся на недостаточно изученные или совсем нерешенные проблемы, рисуется перспектива дальнейших научных открытий и роль будущих специалистов в их осуществлении. В заключительной части беседы характеризуется программа факультативного курса, рассказывается о возможных формах и методах занятий, проводятся организационные мероприятия. Эти занятия рекомендуется проводить один раз в неделю.

    В процессе дальнейших занятий преподаватель должен научить школьников технике записей лекций, проследить за правильностью оформления этих записей, привить навыки самостоятельного поиска нужной литературы и правильного ее конспектирования. Заключительное занятие по изученной теме проводится в форме отчетно-творческого семинара-дискуссии. Учащиеся выступают по определенным вопросам, дополняют и уточняют высказывания друг друга, спорят, дискутируют, находят истину. При этом широко используется материал конспектов, наблюдений, других научных источников. Учитель подводит итоги семинара и всей работы по данной теме. По степени активности учащихся на семинарах и занятиях выставляется тематический зачет каждому из них. На основе тематических зачетов выставляется результат за весь курс.

    Особое внимание на факультативных занятиях уделяется практической работе с картами и атласами, астрономическими календарями и справочниками, каталогами. И все это должно рассматриваться как подготовка к наблюдениям и обработке результатов наблюдений. Не менее трех занятий нужно посвятить практическим работам и наблюдениям, не считая эпизодических наблюдений, каких-либо небесных явлений.

    Методика проведения факультативных занятий позволяет решать задачу приобщения школьников к научным знаниям путем их обучения искусству самостоятельных занятий, что воспитывает творческую смелость и увлеченность делом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.01 с.)