Глава I. Методы научного познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Методы научного познания



Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

Глава I. Методы научного познания……………..………………………………8

§ 1.1 Метод мозгового штурма…………………………………………………...9

§ 1.2 Метод синектики…………………………………………………………..11

§ 1.3 Теория решения изобретательных задач……………………………… 12

§ 1.4 Метод проб и ошибок……………………………………………………13

§ 1.5 Морфологический анализ………………………………………………..14

§ 1.6 Метод проектов…………………………………………………………..16

§ 1.7 Эвристический метод…………………………………………………….17

Выводы…………………………………………………………………………..18

Глава II. Организация научной работы школьников………………………….19

§ 2.1 Учебные лекции по астрономии, читаемые в планетарии……………..19

§ 2.2. Внеурочная деятельность по астрономии………………………………20

А) Массовая научно-просветительская работа……………………………….20

Б) Кружковая работа……………………………………………………………21

В) Факультативные занятия…………………………………………………….24

§ 2.3. Новейшие способы привлечения учащихся в науку……………………25

А) Student-opportunities или «Студент Возможности»……………………….25

Б) «НАСА напрягает студентов»………………………………………………27

В) NASA просит студентов дать название астероиду………………………..28

Выводы…………………………………………………………………………..28

Заключение………………………………………………………………………29

Список литературы……………………………………………………………..30

Приложение 1. Программа занятий астрономического кружка…………….31

Приложение 2. Методическая разработка внеклассного мероприятия урока-конференции на тему «Первый шаг человека в космос»…………………….39

Приложение 3. Резолюция международной конференции «Планетарий XXI века» ………………………………………………………..…………...……….49

Приложение 4. Список публикаций автора……………………………………52

Приложение 5. Список докладов автора……………………………………….53

Приложение 6. Рисунки на тему «Космонавтика»…………………………..54

 

 


ВВЕДЕНИЕ

    Люди старшего поколения навсегда запомнили великий день - 4 октября 1957 г., когда в нашей стране впервые в мире был выведен на орбиту искусственный спутник Земли (I ИСЗ). Свершилось то, что казалось невозможным. Мир буквально потрясло известие, что произошло это в нашей стране. Сейчас мало кто помнит, что "Правда" сообщила о запуске I ИСЗ довольно скромно, но бум возник сразу же (в западной прессе объявили, что началась космическая эра в истории человечества). Примечательной была почти немедленная реакция руководства администрации США: успех русских американцы напрямую связали с фундаментальностью и эффективностью советской системы образования и оперативно приступили к реформированию системы образования в США…

Незабываемы дни запуска I ИСЗ и полета Ю.А. Гагарина 12 апреля 1961 г. Это были дни всенародного ликования.

Блистательное начало эры практической космонавтики открывало перед астрономическим образованием прекрасные перспективы. Люди, проявлявшие огромный интерес к каждой космической миссии, хотели знать, что такое Космос и зачем нужны космические полеты. Сама мысль о полетах к «звездам» возникла из стремления людей узнать, что представляют собой небесные светила, могут ли они влиять на жизнь землян, как устроена Солнечная система и, что же такое Вселенная.

Ответы на некоторые из этих вопросов содержались в курсе дореволюционной «космографии», а затем - в курсе астрономии, которая была в советской школе обязательным учебным предметом и  оценка по астрономии входила в аттестат зрелости. Курс астрономии постоянно совершенствовался на основе новых идей[1], с большим трудом создавались «параллельные» учебные программы и современные учебники, формировалась система средств обучения с учетом появления информационных технологий[2]. Но в конце 90-х гг. тучи над школьной астрономией угрожающе сгустились, и потребовалось задуматься о том, как ее спасти[3].

В результате проведенного реформирования государственного «Стандарта образования» пострадали важнейшие учебные предметы физико-математического цикла и больше других - астрономия. Ее даже не упомянули в строке «естествознание», куда включили только физику, химию и биологию. Иными словами, «реформа» не была направлена не специально против школьной астрономии, но стала одной из роковых ошибок наступившего «сна разума», дискутировать с которым бесполезно.

Означает ли такой «подарок» гибель школьной астрономии? Надеюсь, что нет! Но, как и десятилетия назад, астрономической общественности России придется много потрудиться, чтобы астрономию окончательно не изгнали из школы. Необходимо, чтобы ее элементы разумно (а не формально и бессмысленно!) включались в большинство естественнонаучных и гуманитарных учебных предметов, чтобы развивалась школьная и внешкольная система дополнительного астрономического образования (факультативы по астрономии, начиная с начальной школы; астрономические кружки и общества, летние школы, конкурсы, олимпиады и т.д.). Сейчас в еще большей степени, чем раньше, необходима новая научная концепция астрономического образования. Ее основы были сформулированы Ефремом Павловичем Левитаном в 80-х гг[4], а затем часто трактовались другими авторами. А ведь за последние 10-15 лет наметилось перерастание методики преподавания (обучения) астрономии в дидактику астрономии[5]. Дадим ее наиболее строгое определение: предмет дидактики астрономии включает не только исследование путей и средств обучения астрономии (при непременном сотрудничестве учеников и учителя), но и теорию и философию астрономического образования, базирующихся на анализе достижений астрономии и космонавтики, а также на принципах и закономерностях общей дидактики и педагогической психологии.

Дидактика астрономии формируется в период становления новой педагогической парадигмы: традиционную схему «учитель-ученик-учебник» сменяет новая – «ученик-учебник-учитель», возвышающая роль учителя, который превращается из «источника информации» в умелого и тактичного руководителя учебной деятельностью школьников. В этих условиях от учителя астрономии, методистов требуются не только достаточно глубокое знание астрономии и понимание ее мировоззренческих аспектов, но и знание современной педагогики и психологии.

    В связи с исключением астрономии из базисных планов образовательных учреждений, центр тяжести изучения астрономии переместился в систему дополнительного образования.

Цель дипломной работы – разработка способов организации научно-исследовательской работы обучающихся по астрономии.

Задачи, которые необходимо решить в процессе работы:

1. рассмотреть основные методы научного познания,

2. исследовать, как каждый метод можно использовать на практике,

3. указать практические способы привлечения учащихся в астрономию,

4. ввести возможные направления научной деятельности по астрономии,

5. познакомиться с новыми методами обучения творчеству в астрономии,

6. организовать научную астрономическую конференцию в школе.

Метод исследования – педагогические эксперименты, практическое руководство учащимися при создании ими объектов интеллектуальной собственности.

    Современная астрономия является всеволновой и всекорпускулярной, экспериментальной и эволюционной наукой. Космические объекты наблюдаются во всех диапазонах их излучения, исследуются на протяжении всей эволюции и во взаимосвязи между собой. Средства космонавтики позволяют проводить прямое изучение космических тел, явлений и процессов.

    В результате продолжающейся научно-технической революции объем и роль астрономических знаний продолжают возрастать; возникают новые разделы астрономии, разрабатываются новые методы и инструменты науки, повышающие широту, точность и результативность астрономических наблюдений. Поэтому данная тема особо актуальна в современном мире.

    Все это обусловливает постоянную заинтересованность широких масс населения и особенно подрастающего поколения к астрономии и исследованиям космического пространства, делая знакомство с основными идеями астрономии нужным для каждого современного образованного человека. Астрономическое образование является существенным компонентом общего образования широких масс населения.

 

 


Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

 Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

o Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

o Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

o Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

o Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

· участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

· члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки. В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные.

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но через некоторое  время типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс. Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, копирайтер, один из основателей агентства BBD&O. Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики[6].

Метод синектики

Синектика (англ. Synectics - совмещение разнородных элементов) — методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная В. Дж. Гордоном. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. Один из эвристических методов.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

    В методе применены четыре вида аналогий — прямая, символическая, фантастическая, личная.

1. При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п.

2. Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) — весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.

3. При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.

4. Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения[7].

Метод проб и ошибок

    Метод проб и ошибок (в просторечии также: метод (научного) тыка) — является врождённым методом мышления человека. Также этот метод называют методом перебора вариантов.

    В 1898 году описан Э. Торндайком как форма научения, основанная на закреплении случайно совершённых двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается животным на решение аналогичных задач в аналогичных условиях, постепенно, хотя и не линейно, уменьшается, до тех пор, пока не приобретает форму мгновенного решения. Последующий анализ метода проб и ошибок показал, что он не является полностью хаотическим и нецелесообразным, а интегрирует в себе прошлый опыт и новые условия для решения задачи.

Если рассматривать абсолютно случайный перебор вариантов, то можно сделать следующие выводы:

Достоинства метода:

1. Этому методу не надо учиться.

2. Методическая простота решения.

3. Удовлетворительно решаются простые задачи (не более 10 проб и ошибок).

Недостатки метода:

1. Плохо решаются задачи средней сложности (более 20—30 проб и ошибок) и практически не решаются сложные задачи (более 1000 проб и ошибок).

2. Нет приёмов решения.

3. Нет алгоритма мышления, мы не управляем процессом думанья. Идет почти хаотичный перебор вариантов.

4. Неизвестно, когда будет решение и будет ли вообще.

5. Отсутствуют критерии оценки силы решения, поэтому неясно, когда прекращать думать. А вдруг в следующее мгновение придет гениальное решение?

    Считается, что для метода проб и ошибок выполняется правило — «первое пришедшее в голову решение — слабое». Объясняют этот феномен тем, что человек старается поскорее освободиться от неприятной неопределённости и делает то, что пришло в голову первым.

    Метод проб и ошибок лежит в основе принятия решений участниками рынка в условиях совершенной конкуренции, что является одной из главных причин постоянных кризисов[9].

 

Морфологический анализ

    Морфологический анализ (метод морфологического анализа) — основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании). Относится к эвристическим методам. 

    Метод разработан швейцарским астрономом Фрицем Цвикки. Благодаря этому методу он смог за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении.

    Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы для рассматриваемой системы. В итоге даётся ответ на более общий вопрос посредством поиска всевозможных вариантов частных решений, независимо от того, что в исходной задаче речь шла только об одной конкретной системе.

 

Метод проектов

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

    Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

    То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

    Разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе.

    Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными. В последнем случае группа обучаемых может вести работу над проектом в Интернете, при этом группы будут разделены территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, результаты которого представлены в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть само исследование[11].

 

Эвристический метод

    Эвристический метод обучения (от греч. эвристика - "отыскиваю", "нахожу", "открою") — частично-поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности.

    Целостная задача требует следующих умений: анализировать её условие; преобразовывать основные проблемы в ряд частных, подчинённых главной; проектировать план и этапы решения; формулировать гипотезу; синтезировать различные направления поисков; проверять решение и т.д. Система специально разработанных учебных задач помогает школьнику овладеть умением самостоятельно выполнять каждый из этапов решения.

    Наиболее выразительной формой эвристического метода является эвристическая беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы и которые требуют от учащихся осуществления небольшого поиска. Учитель направляет поиск, последовательно ставит проблемы, формулирует противоречия и т.д. Необходимо отличать эвристический метод от исследовательского метода, предполагающего поиск решения целостной проблемной задачи[12].

ВЫВОДЫ

В первой главе рассмотрены основные методы творческой работы исследователя: метод мозгового штурма, метод синектики, теория решения изобретательных задач, метод проб и ошибок, морфологический анализ, метод проектов и эвристический метод. Используя данные методы, можно сделать некоторые научно-значимые открытия. Большинство из этих методов удобно использовать при работе с группами учащихся.


А) Student - opportunities или «Студент Возможности»

В рамках этой программы был представлен Студенческий конкурс плакатов. В направлении «Астробиология» НАСА стало спонсором Студенческого Конкурса Плакатов на AbSciCon 2012 года. Как и в предыдущих AbSciCon конференций, это событие дало мотивацию, поощрения, и, прежде всего, признание astrobiologists будущего. На конкурсе выбирались победители: 1, 2, и 3-е место с призами в $1 500, $1000 и $500 соответственно.

Квалификационные требования были следующими:

§ Участники должны были быть зачислены в программу на момент представления тезисов.

§ Награда предназначалась, прежде всего, для студентов, обучающихся в аспирантуре. Однако, имея уровень бакалавра, студенты также могут участвовать в конкурсе.

§ Право открыто для граждан Америки и иностранных граждан.

Также секция «Астробиологии» НАСА осуществляет программу финансирования поездок и выделяет гранты для хорошо подготовленных студентов для участия их в конференции. Возмещаемые затраты включают расходы на транспортировку (авиабилет или затраты на топливо личного или взятого на прокат автомобиля), проживание, питание и текущие расходы, и на конференции, регистрационный взнос. В большинстве случаев, фактические расходы превышают объем реального финансирования.

Студенты, которым присуждаются гранты, могут быть привлечены для оказания помощи организаторам конференции с выполнением задач в ходе конференции. Эти задачи не препятствуют принимать  студентам участие в технических сессиях.

Получатели студенческих грантов на поездки уведомляются  о решении, статусе и требованиях. Получатели должны оплатить свои дорожные расходы, ВКЛЮЧАЯ РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ВЗНОС. Награда будет вручена после проведения конференции, как указано в уведомлении, которое подписывают студенты [13].

 

Б) «НАСА напрягает студентов»

НАСА организовало конкурс для студентов-старшекурсников, победители которого смогут выполнить эксперименты в микрогравитации на борту самолета "Weightless Wonder".

Этот конкурс является частью Микрогравитационной Программы НАСА. Перед молодыми исследователями стоит задача: спроектировать и подготовить эксперимент для микрогравитации. Во время своего полета, самолет выполнит около тридцати маневров, наподобие "американских горок". Таким образом, будут созданы периоды невесомости.

"Сегодняшние студенты станут теми самими людьми, которые будут жить на Луне и проводить там исследования", сказал Дуглас Гофорт, менеджер Микрогравитационной Программы НАСА в космическом Центре имени Джонсона. "Наш проект даем им хороший старт для этой подготовки, позволяя проводить проектирования и исследования в уменьшенной гравитационной лаборатории", добавил он.

НАСА принимало заявки для участия в конкурсе. Заинтересованные студенты должны были отправить письмо с уведомлением о своем участии. Этот дополнительный шаг необходим был для того, чтобы организаторы конкурса владели точной информацией о количестве реальных участников.

Отобранные участники могли пригласить личных аккредитованных журналистов для того, чтобы они зафиксировали проводимые эксперименты, а также все действия студенческих команд. Обязательное условие: все претенденты должны быть студентами дневной формы обучения, иметь американское гражданство и возраст не менее 18 лет.

С этим проектом НАСА продолжает свою традицию вкладов в национальные образовательные программы. Прямая выгода агентства состоит в том, что готовится новые кадры для своего штата сотрудников [14].

 

В) NASA просит студентов дать название астероиду

Американское космическое агентство объявило конкурс для студентов со всего мира, в рамках которого любой может предложить название для астероида, к которому в 2016 году отправится исследовательский зонд.

Сейчас небесное тело имеет кодовое название (101955) 1999 RQ36. Астероид располагается сравнительно недалеко от земной орбиты и может содержать ключ к загадке появления жизни на нашей планете. Если жизнь, как считают некоторые исследователи, действительно была занесена из космоса, то на этом астероиде могут находиться молекулы воды или других органических веществ.

В конкурсе могут принять участие студенты старше 18 лет. Они должны прислать на сайт NASA название, длина которого не превышала бы 16 символов. К названию необходимо приложить краткое обоснование того, почему было выбрано именно оно.

Как объясняют специалисты, искомый астероид является крайне важным научным телом и ему необходимо более интересное название. Зонд, который отправится к нему через 3 года, должен будет взять пробу грунта, а затем доставить ее на Землю.

Ученые отмечают, что главным призом в этом конкурсе, естественно, станет присвоение астероиду выбранного имени. Отбирать кандидатов будет команда экспертов из NASA, ESA и ряда авторитетных университетов[15].

 

ВЫВОДЫ

Во второй главе рассмотрены методы организации научной работы школьников по астрономии. Исследована эффективность новейших практических способов совершения открытий обучаемыми на основе материалов международных конференций. Разработана методика проведения конференции школьников по космонавтике. Составлена программа работы астрономического кружка для основной школы.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучены основные методы творческой работы исследователя: метод мозгового штурма, метод синектики, метод проб и ошибок, эвристический метод, метод морфологического анализа и другие.

Рассмотрены методы организации научной работы школьников по астрономии.

Исследована эффективность новейших практических способов совершения открытий обучаемыми на основе материалов международных конференций.

Разработана методика проведения конференции школьников по космонавтике.

 


Список литературы

 

1. Журнал «Земля и Вселенная», 1965, № 1

2. Журнал «Земля и Вселенная», 2002, № 6

3. Журнал «Земля и Вселенная», 2000, № 1

4. Журнал «Земля и Вселенная», 1986, № 5

5. Журнал «Земля и Вселенная», 2002, № 4

6. ru.wikipedia.org/ВикипедиЯ/Метод_мозгового_штурма

7. ru.wikipedia.org/ВикипедиЯ/Метод_синектики

8. ru.wikipedia.org/Теория_решения_изобретательских задач

9. ru.wikipedia.org/ВикипедиЯ/Метод_проб_и_ошибок

10.   ru.wikipedia.org/ВикипедиЯ/Морфологический_анализ

11.   ru.wikipedia.org/ВикипедиЯ/Метод_проектов

12.   ru.wikipedia.org/ВикипедиЯ/Эвристический­_метод

13.   tr-url/en-ru.ru/abscicon2012.arc.nasa.gov/student-opportunities/

14.  http://www.gomel-sat.net/687-nasa-napryagaet-studentov.html

15.  zemladom.org

16.  Фильмы для астрономического кружка http://www.astro.websib.ru/astro/astro-film

17.  Фильмы для астрономического кружка http://astronomy.net.ua/educational/

 


Приложение 1

Цель: воспитание патриотизма, гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны расширение кругозора учащихся, формирование мировоззрения учащихся, формирование творческих способностей и навыков индивидуальной работы.

Он сказал: «Поехали!» Он взмахнул рукой…

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

 

Ученик читает стихотворение.

Ладонью заслоняясь от света,

Сидит мальчишка.

Тишина.

И вдруг волшебное:

– Ракета

Достигла станции Луна.

И оторвавшись от тетрадок,

Сказал с достоинством:

– Порядок.

Как-будто так и быть должно.

Должно быть так,

А не иначе.

И удивительного нет,

Что это нами,

Нами начат

Штурм неразгаданных планет.

 

Ведущий 1. 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли.

6 апреля 2011г, в память о полете Ю.А.Гагарина, стартовал космический корабль “Гагарин”. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать “что тут особенного?”

Ведущий 2. Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса. 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле “Восток” совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.

Ведущий 1. Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии одни из самых ярких – имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева.

Ведущий 2. Сейчас вы можете узнать много нового о космических полетах, космонавтах и их биографиях. У нас присутствуют специалисты, которые готовы ответить на любой вопрос. Открываем пресс-конференцию.

Представляем:

Представитель правительства Российской Федерации;

Историк;
Физик;
Астроном;
Космонавт;
Инженер космической техники;

Эколог;
Врач.

Корреспондент 1. Свой вопрос хочу задать представителю правительства РФ. Что за законы приняты в рамках нашего государства к этому дню?

Представитель: 11 января – центр управления полётами ЦНИИ машиностроения. Здесь под председательством В.В.Путина прошло заседание Организационного комитета по подготовке и проведению празднования 50-летия полёта в космос Ю.А. Гагарина. “Для России всё, что связано с космосом – это не только традиционный приоритет, но и предмет национальной гордости, — подчеркнул Премьер-министр на заседании Оргкомитета. — Именно наши соотечественники – Циолковский, Королёв, Гагарин – сделали давнюю мечту людей о покорении космического пространства реальностью. Открыли, без преувеличения, грандиозные перспективы для научно-технического и социально-экономического развития всей земной цивилизации”. Королёв, Гагарин – сделали давнюю мечту людей о покорении космического пространства реальностью.

“Масштабное празднование юбилея первого полёта в космос – это возможность вновь выразить наше глубокое уважение ветеранам отрасли, людям, чья самоотверженная работа, настоящий научный, инженерный, трудовой подвиг обеспечили России статус великой космической державы. Это именно они заложили те традиции, которые и сегодня позволяют нам быть в числе лидеров мировой космонавтики”.

12 апреля 2011 года исполнилось 50 лет со дня первого полёта человека в космос.

В связи с этим Указом Президента России (тогда еще) Дмитрия Медведева 2011 год был объявлен у нас в стране Годом российской космонавтики. Полвека назад, 12 апреля 1961 года, произошло эпохальное событие. Радиостанции разных стран мира прерывали свои передачи, чтобы сообщить эту сенсационную новость. Наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин в корабле-спутнике “Восток” облетел планету и благополучно вернулся на Землю. Человек совершил первое космическое путешествие! И это всего лишь спустя три с половиной года, после того, как наша страна запустила первый космический спутник Земли. За прошедшие годы наша страна прошла огромный путь от 108 минут гагаринского полёта до создания и эксплуатации пилотируемых космических комплексов.

Корреспондент 2. Свой вопрос хочу задать историку. Расскажите, как началась дорога к космосу, кто стоял у истоков?

Историк: Леонардо Да Винчи разработал и описал первый ЭСКИЗ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1953) Основоположник космонавтики и ракетостроения. Обосновал возможность использования ракеты для полетов в космическое
пространство, к другим планетам Солнечной системы, в 1903 г. опубликовал труд “Исследование мировых пространств реактивными приборами”, впервые в мире описал основные элементы реактивного двигателя; впервые в мире описал основные элементы реактивного двигателя; вывел зависимость между весом топлива и весом конструкции ракеты; проанализировал поведение ракеты вне атмосферы; высказал идею бортовой системы ориентации по Солнцу или другим небесным светилам.

Приведу одно из высказываний К.Э. Циолковского “Сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка; за ними шествует научный расчет и, в конце концов, исполнение венчает мысль”. Ещё со времен Древней Греции существовали мифы о полетах – Икар и Дедал. Но уже на границе XIX–XX веков были заложены основы космонавтики как науки, основоположником которой считается Константин Эдуардович Циолковский. В начале своей работы он пишет – “Человечество не останется на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
Циолковский К.Э.

Идеи Циолковского создали лишь теоретическую базу для будущих полетов. Потребовалось ещё полвека развития науки и техники, чтобы эти идеи претворить в жизнь. Следует назвать и других пионеров космонавтики, русских и зарубежных:

· Одним из первых предложивших использовать ракету для полета человека в небо был молодой русский народоволец студент Николай Иванович Кибальчич. Всего за несколько дней до казни он разработал проект ракетного летательного аппарата. Кибальчичем руководило горячее желание оставить людям переполнявшую его идею.

· Жуковский Н. Е – "Отец русской авиации" профессор Н.Е. Жуковский родился (1847 – 1921гг.), принцип летательных аппаратов, разработанный им, сыграл важную роль в разработке конструкций орбитальных летательных аппаратов.

· Фридрих Артурович Цандер (1887 – 1933) – Советский ученый и изобретатель в области теории межпланетных полетов, реактивных двигателей.

· Мстислав Всеволодович Келдыш (10 февраля 1911, Рига — 24 июня 1978, Москва) —советский учёный в области математики и механики. Академик АН СССР (1946; член-корреспондент 1943), с 1953 член Президиума, в 1960—1961 вице-президент, в 1961—1975 президент, в 1975—1978 член Президиума АН СССР. Трижды Герой Социалистического Труда (1956, 1961, 1971). Член КПСС с 1949.

Он выступил одним из основоположников развёртывания работ по исследованию космоса и созданию ракетно-космических систем, возглавив с середины 50-х годов XX века разработку теоретических предпосылок вывода искусственных тел на околоземные орбиты, а в дальнейшем — полётов к Луне и планетам Солнечной системы. Руководил научно-техническим советом по координации деятельности НИИ и КБ по созданию первого ИСЗ; внёс большой вклад в осуществление программ пилотируемых полётов, в постановку научных проблем и проведение исследований околоземного космического пространства, межпланетной среды, Луны и планет, в решение многих проблем механики космического полёта и теории управления, навигации и теплообмена. Важное место в деятельности Келдыша занимало научное руководство работами, осуществляемыми в сотрудничестве с другими странами по программе “Интеркосмос”.

Юрий Васильевич Кондратюк(1897 – 1942), предложил при полетах к другим планетам выводить корабль на орбиту его искусственного спутника. Для посадки человека на другую планету и возвращения на корабль применить небольшой взлетно-посадочный корабль.

Сергей Павлович Королев – конструктор ракетных систем, Генеральный Конструкторцентр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.124 с.)