Основы возникновения. Юридические факты. Понятия. Виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы возникновения. Юридические факты. Понятия. Виды.



Юридические факты - понятие, виды

Юридический факт - это указанное в гипотезе нормы права конкретное жизненное обстоятельство, которое является основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Юридические факты относятся к так называемым юридическим предпосылкам возникновения правоотношений (норма права, правосубъектность, юридический факт).

Виды юридических фактов:

По характеру последствий:

правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;

По волевому признаку:

события, действия (бездействие).

Наступление событий не зависит от воли субъектов правоотношений (например, гибель застрахованного имущества от пожара или наводнения).

Действия (бездействие) - это внешнее выражение воли и сознания людей (например, составление завещания, дарение).

Действия подразделяются на правомерные (дозволенные) и неправомерные (запрещенные).

Среди правомерных действий различают: юридические поступки, то есть действия совершенные без цели породить определенные юридические последствия (например, находка чужой потерянной вещи) и - юридические акты, то есть действия, совершенные с целью породить соответствующие юридические последствия (например, заключение сделки, вынесение судом приговора).

Синонимом «неправомерного действия (бездействия)» является «правонарушение» (уголовное, административное и т.д.).

По характеру действия во времени:

факты однократного действия (например, возврат ссуды), факты-состояния (например, состояние в кровном родстве, в трудовом договоре, в браке, нетрудоспособность и т.п.) - это факты непрерывного юридического действия, которые вызывают множество правоотношений.

22

Субъекты правовых отношений

 
 

Воздействие норм права на общественные отношения выражается в наделении одних субъектов правами, получившими название субъективных, а других субъектов обязанностями, именуемыми юридическими. Взаимосвязь между субъективными правами и юридическими обязанностями субъектов правоотношения образует его содержание.

Исходя из вышесказанного, правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой (или нормами) права, участники которого наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, реализация которых обеспечена государственной поддержкой.

Будучи особым видом общественных отношений, правоотношение характеризуется определенным набором особых признаков. Оно имеет волевой и сознательный характер. Стороны правоотношения обладают правосубъектностью, т. е. право- и дееспособны, а сами правоотношения построены на взаимосвязи его участников посредством их взаимных прав и обязанностей.

Как сложное правовое явление правоотношение структурно включает в себя: субъекты (участников) правоотношения; объекты правоотношения; содержание правоотношения (субъективные права и юридические обязанности).

Понятие субъекта правового отношения тесно связано с понятием субъекта права. Субъекты права — это потенциальные участники правоотношений, это лица, которые лишь могут быть носителями юридических прав и обязанностей. Субъект правоотношения — это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правового отношения.

Таким образом, субъекты правоотношений — это участники правовых отношений, которые имеют определенные субъективные права и несут те или иные юридические обязанности. Субъекты правовых отношений подразделяются на две категории:

1. Юридические лица, как таковые. У них нет обособленных правовых статусов.

2. Государство (лицом назвать его можно чисто условно). Правовыми статусами здесь являются так называемые ветви государственной власти, например:

· Президент;

· Правительство;

· Законодательная власть;

· Судебная власть;

· Муниципальные образования.

Физические лица это всегда только люди, они с правовой точки зрения характеризуются правоспособностью и дееспособностью.
Юридические лица — коммерческие и некоммерческие организации всегда полностью правосубъектны, то есть они всегда обладают правоспособностью и дееспособностью в полной мере. Под юридическим лицом понимается организация, выступающая в гражданском обороте под собственным именем, имеющая на праве собственности или иных правах имущество, и может быть истцом и ответчиком в суде.
Государственные и муниципальные органы являются частью аппарата по управлению государством. Государственные органы — это созданные в соответствии с законом структурные подразделения государственного аппарата, которые наделены своей компетенцией. Компетенция государственных органов определяется через их предметы ведения. В административном праве совокупность предметов ведения иногда также называют юрисдикцией. Органы государственной власти вне своей юрисдикции имеют статус юридического лица.

Одно и то же лицо, представляющее взаимоисключающие интересы различных своих правовых статусов, одновременно является несколькими различными субъектами правовых отношений.

Для того чтобы участвовать в правоотношениях, необходимо обладать правоспособностью. Правоспособностью участников гражданских правоотношений наделяет государство, признавая тем самым их в качестве субъектов права.

Для того чтобы своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их, субъекты правоотношений наделяютсядееспособностью.

Иногда в научной литературе применяется термин «правосубъектность», объединяющий правоспособность и дееспособность. Правосубъектность определяется как «социально-правовая способность быть участником соответствующих правоотношений».

 

 Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая возможность субъекта иметь предусмотренные законом права и обязанности. Речь здесь идет о самой возможности обладать правами, а не о фактическом обладании ими.

Все физические лица имеют равную правоспособность в области правовых отношений. Она возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью.

Дееспособность - это способность приобретать и осуществлять права и обязанности своими юридически значимыми действиями. Для физических лиц дееспособность наступает лишь с определенного возраста. Полная дееспособность в Российской Федерации наступает с достижения физическим лицом 18-летнего возраста. Возможна частичная дееспособность физических лиц в гражданско-правовых отношениях с 14 лет. Полностью недееспособными российский закон признает детей в возрасте до шести лет. Малолетние в возрасте от шести до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, следовательно, они также обладают частичной дееспособностью.

Гражданское законодательство предусматривает возможность признания несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, полностью дееспособным (эмансипация), если он работает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью, а также при вступлении в брак.

Физическое лицо может быть признано судом недееспособным, если вследствие расстройства психического здоровья оно не может понимать своих действий или руководить ими, либо ограниченно дееспособным, если оно вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

Фактически разновидностью дееспособности является деликтоспособность. Под деликтоспособностью понимается способность нести правовую ответственность за совершенное правонарушение (деликт). Несение ответственности предусматривает юридическую обязанность претерпевать определенные санкции, предусмотренные нормами права. В целом за уголовные преступления ответственность наступает с возраста 16 лет, а за наиболее тяжкие преступления — с 14 лет.

Для юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают одновременно с момента их создания и прекращаются в момент завершения мероприятий по их ликвидации.

По отношению к органам государства и местного самоуправления, к государству и муниципальным образованиям в целом понятия правосубъектности, правоспособности и дееспособности обычно не используются.

Для обозначения правосубъектности коллективных субъектов (обычно государственных органов) используется термин «компетенция», т. е. предметы ведения, в пределах которых государственный орган наделяется властными полномочиями для осуществления своих функций. 23?

25. Стадии и механизм правового регулирования[править | править вики-текст]

Стадии[править | править вики-текст]

Стадии правового регулирования выглядят следующим образом[25]:

правотворчество (создание нормы права) юридический факт возникновение правоотношения реализация права
      применение права (факультативная стадия)  


Первая стадия (правотворчество) — создаётся норма права, имеющая общее воздействие на общественные отношения, путём обозначения ориентиров о возможности наступления либо позитивных, либо негативных последствий, которое оказывает влияние на волю и сознание людей. Правовыми средствами являются норма права и источники права[26][27][28].

Вторая стадия (юридический факт + правоотношение) — происходит индивидуализация и конкретизация нормативных предписаний после наступления юридических фактов, то есть воплощение нормы права применительно к конкретному общественному отношению, где она начинает работать. На этой стадии правовыми средствами являются субъективные права и юридические обязанности[29][27][30].

Третья стадия (реализация права) — правовые предписания воплощаются в жизнь и имеют конкретный правовой результат, в том числе посредством правообеспечительной и правоохранительной функций. Правовыми средствами здесь являются акты использования права, исполнения обязанности или соблюдения запрета[31][32][30].

Четвёртая стадия (правоприменение) — деятельность компетентных органов, связанная с индивидуализацией предписаний нормы права и оформленная в виде акта применения права. Является факультативной стадией, субъекты прибегают к ней только в случае возникновения такой необходимости, когда реализация правовых предписаний невозможна без вмешательства со стороны компетентных органов (в основном сфере регулятивных и охранительных отношений: регистрация брака, принятие судебного решения). Правовым средством здесь является правоприменительный акт[26][33].

Механизм[править | править вики-текст]

Механизмом правового регулирования является совокупность специальных юридических средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Правовые средства выступают в качестве инструментов, используемых в процессе правового регулирования[34][35].

Основные правовые средства (являются основными на конкретной стадии правового регулирования)[36][37]:

· норма права;

· субъективные права и юридические обязанности;

· акты реализации права;

· правоприменительные акты.

Вспомогательные правовые средства (состоят в неразрывной связи с основными)[36][37]:

· нормативный правовой акт;

· акты толкования права;

· юридические факты;

· правосознание;

· правовая культура.

 26.

Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми. Правовая культура — совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними.

Правовая культура шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Таким образом, правовая культура состоит из следующих элементов:

§ идеологический элемент (правовая идеология);

§ психологический элемент (правовая психология);

§ поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие правовые ценности от поколения к поколению.

Правовая культура подразделяется на соответствующие виды: общества, социальной группы, личности.

Правосознание - это одна из приоритетных составляющих известной теоретической конструкции (теоретическое тело) более сложных форм правовых сознаний (например, национального "российского правового сознания", "белорусского правового сознания" др). Виды правосознания[править | править вики-текст]

· Индивидуальное правосознание — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

· Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

· Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

· Массовое — правосознание обширных масс людей.

· Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).


Структура правосознания:

1. Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе.

2. Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.

3. Третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

28. Правонаруше́ние — виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность.

Виды[ править | править вики-текст ]

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления.

Проступки могут быть дисциплинарными, процессуальными, международными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные правонарушения, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести. В странах англосаксонской правовой семьи распространено деление преступлений дополнительно на мисдиминоры и фелонии.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, гражданскую.

Субъектом уголовных правонарушений (преступлений) может быть индивид, достигший16, а в некоторых случаях 14 лет. В административном, трудовом и др. отраслях права субъектомсоответствующих правонарушений считается лицо, достигшее, по общему правилу, 16 лет (висключительных случаях - 14 лет). Гражданское законодательство РФ предусматривает ответственность вполном объеме с 18 лет, частично - с 14 лет (см. также Эмансипация). Особенностью гражданскихправонарушений является то, что их субъектом может быть не только физическое лицо, отвечающееуказанным признакам, но и организация.

  29. Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния. Юридическая ответственность — правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им противоправное деяние. Юридическая ответственность возникает вследствие правонарушения или общественно опасного деяния и представляет собой особое правоотношение. Факт правонарушения ставит субъекта (правонарушителя) в определенную юридическую связь с государством, в которой государство в лице компетентных органов выступает как уполномоченная сторона, а правонарушитель - как обязанная. При этом и уполномоченная, и обязанная стороны действуют в рамках закона, и реализация юридической ответственности осуществляется на основе права, конкретных санкций правовых норм, предусматривающих ответственность именно за данное правонарушение.

ВИДЫ

В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются:

· Конституционно-правовая ответственность — Предусмотрена для должностных лиц, государственных органов, депутатов. Применяется в порядке, определенном конституционным и избирательным законодательством.

· Дисциплинарная ответственность — Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей властью руководителя. Основные нормативно-правовые акты в Российской Федерации — Трудовой кодекс, Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил, Дисциплинарный Устав Органов Внутренних Дел.

· Административная ответственность — Применение государственными органами исполнительной власти, а так же органами местного самоуправления мер воздействия к виновным лицам. Основной нормативно-правовой акт — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках административной ответственности выделяют собственно административную, а также финансовую, налоговую ответственность и другие.

· Налоговая ответственность — Применение органами исполнительной власти мер воздействия к лицам, уклоняющимся от уплаты налогов. Налагается в соответствии с НК РФ. Поскольку она представляет из себя отдельный вид ответственности, привлечение лица к ней не освобождает его от привлечения также к административной или уголовной ответственности.

· Уголовная ответственность — Применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность — Уголовный кодекс Российской Федерации.

· Гражданско-правовая ответственность — Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Основной нормативный акт — Гражданский кодекс Российской Федерации.

· Материальная ответственность — Заключается в возмещении имущественного вреда, причиненного в результате неправомерных действий при исполнении трудовых обязанностей. Материальную ответственность несут работники за ущерб, причиненный предприятию, организации, учреждению, а также предприятия, учреждения, организации за ущерб, причиненный работникам увечьем или иным повреждением здоровья.

· Семейная ответственность — Применение судом мер к лицу, недобросовестно исполняющему обязанности, закрепленные в СК РФ. К мерам семейно-правовой ответственности могут быть отнесены лишь: лишение родительских прав, отстранение опекуна и попечителя от исполнения ими своих обязанностей, отмена усыновления (в случае виновного противоправного поведения усыновителя).

· Процессуальная ответственность — Может наступить в случае нарушения участником судебного процесса правил поведения в суде.

· Международная ответственность — Вид ответственности, применяемый международными организациями к публичным образованиям (как правило государствам) за нарушения норм международного права.

30.

Законность — политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и гражданестрого соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

31. Правопоря́док — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частейобщественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности.

Правопорядок характеризуется уровнем законности в государстве и степенью реализации прав и свобод граждан, а также исполнением ими и государственными органами возложенных законом обязанностей.

Основными признаками правопорядка являются:

· его регламентация правовыми нормами

· реальное воплощение содержания данных норм в жизни, урегулированность на их основе общественных отношений

· гарантированность государством.

К главным принципам правопорядка относятся:

· законность

· конституционность

· целостность

· структурность

· иерархичность

· нормативность

· справедливость

· подконтрольность

· простота

· гарантированность

32. Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и[прим. 1]фундаментальным принципам права[1][2][3]. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам илисудебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов[4][прим. 2]. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской юриспруденции[5] и «верховенством права» (англ. rule of law) в странах общего права[6]. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всехподзаконных актов и актов правоприменения[7]. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства[8].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.051 с.)