Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы государства: рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.
Тип государства характеризуется его основными чертами, выражающими сущность данного государства.Существует множество подходов в типологии государств, основными являются: Рабовладельческое государство возникло в результате разложения первобытнообщинного строя и являлось исторически первой государственной организацией общества. Его экономическую основу составляла частная собственность рабовладельцев на орудия и средства производства и рабов. Основными классами были рабовладельцы и рабы. Механизм государства формировался строго по классовому признаку — власть принадлежала классу рабовладельцев. Основными функциями рабовладельческого государства являлись охрана рабовладельческой частной собственности и подавление сопротивления рабов, удержание их в повиновении и т.п. Феодальное государство — второй исторический тип государства, который возникает либо в результате постепенного разложения рабовладельческого строя и зарождения в его недрах зачатков феодализма, либо в результате разложения первобытнообщинного строя и возникновения на его основе феодализма (восточные и западные славяне и др.). Основу экономических отношений в государстве составляет феодальная собственность на землю. Основными классами в государстве были феодалы и крепостные крестьяне. Власть принадлежала земельным собственникам — феодалам. Функции государства были направлены на удержание крепостных крестьян в феодальной зависимости, охрану феодальной собственности на землю и средства производства и т.п. Капиталистическое государство — третий тип государства — появилось в результате буржуазных революций. Экономическую основу составили капиталистическая система хозяйствования и частная собственность на орудия труда и средства производства. Основными классами являются буржуазия и пролетариат. При капитализме не применяются внеэкономические средства принуждения к труду. Власть принадлежит собственникам средств производства. Функции капиталистического государства разнообразны и зависят от степени его развития. Многие современные капиталистические государства развиваются как демократические, социальные и правовые. Социалистическое государство — четвертый тип государства — возникает в результате социалистической революции. Его экономической основой является общественная собственность на орудия и средства производства. Частная собственность на орудия и средства производства ликвидируется. По своей сути социалистическое государство — это государство рабочих и крестьян, основанное на политической власти трудящихся.
Формы государства, форма государственного устройства, форма правления, политический режим. Унитарное, федеративное государство, конфедерация. Республика и монархия. Демократический и антидемократический политические режимы. Форма государства — это устройство и организация государственной власти, выраженные в форме правления, форме государственного устройства и политическом (государственном) режиме. Исходя из определения можно выделить формы, составляющие государство: форма правления, форма государственного устройства, политический режим. 1.Форма правления — это элемент формы государства, характеризующий способ организации высших органов государственной власти, порядок их образования и компетенцию, их взаимоотношения между собой и с населением. Форма правления: монархия и республика. (Монархия: абсолютная и ограниченная. Ограниченная: сословно-представительская, конституционная. Конституционная: дуалистическая и парламентарная.) Республика: парламентская, смешанная, президентская. Монархия — это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства, занимающему свой престол в порядке наследования и не несущему ответственности перед населением. Признаки монархии: наличие единоличного главы, бессрочность правления, наследование власти, пользование монарха титулом, сосредоточение в руках монарха всей полноты государственной власти. Перечисленные признаки характерны для классической абсолютной монархии, вместе с тем, в зависимости от объема властных полномочий, находящихся в руках монарха, выделяют два основных вида монархии: - абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха, бесконтрольностью власти. Монарх устанавливает полный контроль над всей территорией страны. Абсолютная монархия была характерна в период образования централизованных государств после феодальной раздробленности. На современном этапе она практически не сохранилась. Особой формой абсолютной монархии является теократическая монархия, в которой государственная власть сливается с религиозной, а во главе государства стоит религиозный лидер (глава церкви) (Ватикан); - ограниченная монархия. При данной форме правления деятельность монарха ограничена в законодательной сфере, существует представительный орган государственной власти (парламент). Выделяют два вида ограниченной монархии: - сословно-представительная монархия существовала в период развития феодального строя. В ней власть монарха была ограничена представительным органом, состоящим из духовенства, дворянства, зажиточных слоев городского населения (например, в России — земские соборы, в Англии — парламент, во Франции — Генеральные штаты и т.д.);
- конституционная монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией в исполнительной и законодательной сферах. Законодательная власть в государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. Конституционная монархия делится на два вида — парламентарную и дуалистическую. Парламентарную монархию характеризуют следующие признаки: • власть монарха номинальна, ограничена во всех сферах государственной деятельности; • законодательная власть реализуется парламентом, монарх только формально одобряет и подписывает законы, не имея при этом права вето; • исполнительная власть осуществляется правительством, которое формируется партией, получившей во время выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, которые располагают вместе большинством голосов (лидер партии становится главой правительства); • указы монарха, как правило, готовятся правительством и не имеют силы без контрасигнации (подписи министра, означающей, что он принимает на себя ответственность за данный акт); • правительство за свою деятельность несет ответственность перед парламентом. Парламентарная монархия в настоящее время существует в Бельгии, Великобритании, Дании, Швеции, Испании, Норвегии, Нидерландах и некоторых других государствах. Дуалистическая монархия является переходной формой от абсолютной к парламентарной и характеризуется тем, что: • власть в государстве имеет двойственный характер — она разделена между правительством, которое формирует и возглавляет монарх, и парламентом; • монарх в силу исторических традиций и в соответствии с конституцией государства сохраняет обширные властные полномочия; • монарх имеет право роспуска парламента и право вето на законы. Дуалистическими монархиями являются Иордания, Марокко. Особой формой монархии является республиканская, или выборная монархия, где глава государства не наследует власть, а переизбирается через определенный промежуток времени, причем монархом может быть избран не любой гражданин, а только один из «местных монархов» — представителей субъектов федерации (Объединенные Арабские Эмираты (президент избирается из числа монархов эмиратов сроком на 5 лет), Малайзия (из девяти монархов каждые пять лет избирается король и вице-король).
Республика (от лат. respublica — общественное дело) — это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит избираемым на определенный срок органам, несущим ответственность перед населением. Признаки республики: выборность главы государства, ограничение полномочий гос. Органов и главы государства определенным сроком, использование институтов демократии в разных формах. Современные республики делятся на: - парламентская республика характеризуется верховенством парламента. Для нее характерны следующие признаки: • глава государства избирается парламентом либо специально созданной парламентом комиссией, он не имеет каких-либо существенных полномочий и зависит в своей деятельности от правительства; • правительство формируется из числа лидеров политических партий, имеющих большинство голосов в парламенте, оно остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства; • правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. Парламентскими республиками являются Италия, Германия, Австрия, Венгрия. - президентская республика характеризуется значительной властью президента. В ней: • президент избирается народом и совмещает функции главы государства и главы правительства; • президент, при определенном парламентском контроле, формирует правительство, которое несет перед ним ответственность; • парламент не имеет права выражать вотум недоверия правительству; • президент имеет широкие полномочия в политической, военной, социально-экономической областях, имеет право издавать нормативные правовые акты, занимающие важное место в системе законодательства, имеет право вето на законы, принимаемые парламентом. Типичными президентскими республиками являются США, Бразилия, Мексика, Аргентина. - смешанная республика характеризуется тем, что в ней сочетаются черты президентской и парламентской республик, сущность такой республики зависит от того, как парламент и президент делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству (Россия, Франция). Кроме названных выше, можно выделить еще нетипичную разновидность республики — монархическую республику, в которой глава государства несменяем и пользуется своей властью бессрочно. Такие республики существовали в Югославии, Филлипинах, Малави, КНДР, Туркмении.
2.Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий организацию государственной власти в территориальных пределах государства, а также взаимоотношения между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает структуру данного государства, соотношение частей государства и их государственных органов, а также отношения между центральными и местными органами власти. Двумя основными формами государственного устройства являются унитарная и федеративная, реже встречается конфедерация. Унитарное государство — это единое целостное государство, административно-территориальные единицы которого не имеют статуса государственных образований. Признаки унитарного: Простое по составу государство, административно-территориальные единицы которого (округа, провинции, области, кантоны и т.д.) не обладают политической самостоятельностью, но могут решать определенные вопросы в социально-экономической и культурной сферах; Единая система государственных органов на территории государства, Единое гражданство у населения страны, единая судебная система. Унитарными государствами являются Япония, Дания, Венгрия, Белоруссия, Италия, Испания и многие другие. Федеративное государство — это сложное по составу союзное государство, части которого являются государственными образованиями. Признаки: Состоит из субъектов федерации, которые не наделены правом сецессии, т.е. не могут в одностороннем порядке выйти из состава федерации, субъекты федерации являются государственными образованиями и наделены определенной самостоятельностью в решении политических и иных вопросов (например, могут иметь свои конституции, свое гражданство, свою символику (герб, гимн, флаг), Система налогов формируется из федеральных поступлений и поступлений субъектов федерации (двухканальная система налогов). Существует два уровня высших государственных органов (законодательных, исполнительных и судебных) — федерации в целом и субъектов федерации, в том числе на уровне федерации действует двухпалатный парламент, одна из палат которого выражает интересы субъектов федерации и формируется из представителей соответствующих субъектов федерации. Конфедерация — это международно-правовой союз двух и более суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических, политических, социальных). Примерами конфедераций являются США (1781–1787 гг.), Сенегамбия, Объединенная Арабская Республика, которая включала Египет и Сирию (1958–1961 гг.) и др. Признаки: В основе создания лежит принцип добровольности, Создается на основе договора между государствами, Субъекты конфедерации имеют право сецессии, т.е. право свободного выхода из состава конфедерации, Субъекты конфедерации сохраняют собственный суверенитет практически в полном объеме, для решения задач, стоящих перед конфедерацией, высшими органами государств, входящих в конфедерацию, создаются специальные органы.
3. Политический (государственный) режим — это совокупность приемов, способов, средств и методов, при помощи которых осуществляется государственная власть. Демократический режим (демократия — от греч. demos — народ и kratos — сила, власть) — это политический режим, в основе которого лежит признание народа единственным источником и субъектом власти. Имеет следующие признаки: • законодательное закрепление и реальная реализация гарантированных прав и свобод человека и гражданина; • признание народа единственным источником власти и его участие в осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии, • легальность и легитимность государственной власти; • реальное осуществление принципа разделения властей; • работа правоохранительных и судебных органов направлена на защиту прав личности и основана на законности; • толерантное отношение к инакомыслию; Антидемократический режим — это политический режим, основанный на нарушении или полном пренебрежении правами и свободами человека и гражданина, установлении диктатуры одного человека или группы лиц. К нему относятся: тоталитарный режим (от лат. totalis— целый, полный), который характеризуется полным контролем государства над населением, всеми сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу такового. Характеризуется следующими признаками: • наличие единой официальной идеологии; • монополия власти на информацию, полный контроль над СМИ; • однопартийность, слияние государственного и партийного аппаратов; • высокая концентрация и централизация власти, «культ личности» вождя; • административно-командная система; • усиление карательных органов, массовый террор и применение незаконных насильственных методов к населению; • уничтожение инакомыслия; • подчинение экономики государству; авторитарный режим (от лат. auctoritas — власть) является более мягким, чем тоталитарный. Его главная отличительная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей — правящая элита, класс, партия, имеющий различные привилегии. Этот режим характеризуется: • отчуждением народа от власти и ее неподконтрольностью населению; • сосредоточением властных полномочий в руках главы государства или правительства, ограничением роли представительных органов; • признанием в ограниченном объеме прав и свобод граждан; • ограничением политического плюрализма (допускается многопартийность, но запрещаются оппозиционные партии), преследованием инакомыслия; • приоритетом интересов государства над личными интересами граждан; • потенциальной опорой на силу, но при этом принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников существующего строя.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.017 с.) |