Кафедра гражданского права и процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра гражданского права и процесса



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра гражданского права и процесса

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«Арбитражный процесс»

 

 

Направление подготовки

030900.62 «Юриспруденция»

Профиль подготовки

____________________

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Дневная, заочная

 

 

                                                        

 

 

Сыктывкар - 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Рабочая программа дисциплины........................................                       3

 

1.1. Цель освоения учебной дисциплины.............................  ..                         5

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата      ...........                  6     1.3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины     6 1.4. Структура и содержание дисциплины....................................          8

 

2. Образовательные технологии....  ....................................  ....                     19         

 

3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов......                            23

 

3.1. Самостоятельная работа..............................................        23

3.2. Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям.......      24

3.3. Темы практических занятий, задания для решения практических ситуаций.....      25

3.4.  Вопросы, выносимые на зачет по курсу «Арбитражный процесс».............           47

3.5. Вопросы, выносимые на экзамен по курсу «Арбитражный процесс»........              48

3.6.Методические рекомендации по написанию курсовой работы   .............         49

3.6.1.Темы контрольных работ по курсу «Арбитражный процесс»..............            50    

3.7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины...........................................                   51

3.8.Формы контроля учебного процесса.................................               51

 

 

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.............             53

 

4.1. Словарь терминов..................................................         53

4.2.Источники для изучения учебной дисциплины...........................         55

 

 

5. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины....................          59

 

 

6. Карта обеспеченности литературой..........................................           60                    

 

 

                               

                                                                          

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра гражданского права и процесса

УТВЕРЖДЕНО

на заседании учебно-методической комиссии

юридического факультета

«___»_____________20__г.

Протокол №____

Председатель УМК ______________________

Фамилия И.О., подпись

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Арбитражный процесс»

Направление подготовки

Юриспруденция»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения:

Дневная: 3 курс

Блок дисциплин (в соответствии с учебным планом направления)

Семестр 6

Всего учебных занятий - 108 часов,3 зач.ед.

В том числе:

Аудиторные – 72 часов, из них:

Лекции – 20 часов, 0,55 зач.ед

Практические занятия – 52 часов, 1,4 зач.ед.

Самостоятельная работа -36 часов, 1 зач.ед.

Промежуточный контроль – зачет.

Заочная: 3 курс

Семестр 5, 6

Всего учебных занятий – 108 часов, 3 зач.ед.

В том числе:

Аудиторные – 10 часов, из них:

5 семестр:

Лекции: 2 часа, 0,05 зач.ед

Практические занятия: -

6 семестр:

Лекции: -

Практические занятия: 8 часов, 0,22 зач.ед.

Самостоятельная работа –89 часов, 2,47 зач.ед.

Форма текущего контроля – контрольная работа.

Промежуточный контроль – экзамен.

 

 

Сыктывкар 2012

Лист согласования и утверждения рабочей программы

 

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО в соответствии с целями и задачами ООП ВПО и учебного плана направления подготовки 030900.62 «Юриспруденция», квалификация (степень) выпускника – бакалавр.

 

Составитель рабочей программы – к.ю.н., доцент Осипова Л.В.

 

 

Сведения о рецензентах:

 

 

К.ю.н., доцент, зав. кафедрой гражданского права

И процесса ФГБОУ ВПО «СыктГУ» Коробко К.И.

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

 

 

Протокол заседания № ___ от «____» ________ 2012 г.

Заведующий кафедрой

к.ю.н., доцент ______________________________ Коробко К.И.

 

 

 

 


 

1.1. Цель освоения учебной дисциплины

 

1.1.1. Изучение дисциплины «Арбитражный процесс» направлено на подготовку бакалавров по направлению 030900.62 «Юриспруденция» к следующим видам профессиональной деятельности в сфере общественных отношений, при осуществлении правосудия по делам отнесенным к ведению арбитражных судов:

правоприменительная;

правоохранительная;

экспертно-консультационная;

педагогическая.

 

1.1.2. Целью учебной дисциплины «Арбитражный процесс» является формирование у бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для осуществления следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности (п. 4.4. ФГОС ВПО):

осуществления правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности;

осуществления правозащитной деятельности;

осуществления экспертно-консультационной деятельности по вопросам арбитражного процесса, основ судоустройства, организации и обеспечения функционирования судебной системы в России; толкования и применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;

педагогическая деятельность: преподавание правовых дисциплин; осуществление правового воспитания.

 

1.1.3. Бакалавр способен решать следующие профессиональные задачи:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с деятельностью участников арбитражного процесса;

экспертиза нормативных правовых актов;

правозащитная деятельность, совершать процессуальные действия в арбитражном суде первой инстанции, в суде апелляционной инстанции, в суде кассационной инстанции, в порядке надзора, по вновь открывшимся обстоятельствам;

консультирование граждан по вопросам арбитражного процесса, реализации и защиты их прав на судебную защиту;

обеспечение законности и правопорядка при осуществлении правосудия;

преподавание арбитражного процесса.

 

1.1.4.Формирование общекультурных и профессиональных компетенций по учебной дисциплине «Арбитражный процесс».

 

При изучении курса «Арбитражный процесс» студентам необходимо: во-первых, глубоко усвоить нормы, регулирующие арбитражный процесс; во-вторых, знать федеральные конституционные и федеральные законы, регулирующие деятельность арбитражных судов и других заинтересованных субъектов, связанную с осуществлением правосудия, отнесенным к ведению арбитражных судов; в-третьих, проработать учебную и научную литературу по данной дисциплине.

Именно на такое усвоение материала по курсу «Арбитражный процесс» нацелены предлагаемые программа, тематика практических занятий и контрольных работ, в соответствии с которыми и будет строиться курс лекций и практических занятий.

 Успешное изучение учебной дисциплины предполагает не только освоение лекционного материала и закрепление его на практических занятиях, но и самостоятельную работу, умение применять системный и сравнительный методы исследования предмета, ясно выражать свои мысли в устной и письменной формах.

 

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 

1.2.1.Учебная дисциплина «Арбитражный процесс» относится к базовой части профессионального цикла ООП.

1.2.2. Изучению арбитражного процесса предшествует овладение общенаучными, теоретико-правовыми и историко-правовыми знаниями, умениями и навыками.

Общенаучной основой изучения арбитражного процесса является философия, логика, экономика, социология. Студенты должны уметь применять знания в области философии, социологии, логики, экономики в конституционном праве, общенаучные методы познания государственно-правовых явлений. Предшествующие знания по дисциплине «Профессиональная этика» помогут студенту овладеть навыками оценки фактов и явлений с этической точки зрения. Кроме того до начала занятий по арбитражному процессу  студент должен овладеть основными информационными технологиями, применяемыми в юридической деятельности, научиться пользоваться электронными базами данных, получать и перерабатывать правовую информацию.

Теоретико-правовой основой конституционного права служат теория и история государства и права. «Входными» знаниями, необходимыми для овладения знаниями и навыками практической деятельности в области арбитражного процесса, являются: общая юридическая терминология; понятия и категории теории государства и права; общеправовые принципы; основные начала отрасли права; реализации права; юридическая техника.

Важное значение имеют исторические знания основных этапов развития арбитража в России, а также знание законов логики и умение их применять в конкретных правовых ситуациях.

 

1.2.3. Взаимосвязь с последующими дисциплинами

Полученные в результате изучения учебной дисциплины «Арбитражный процесс» знания, умения и навыки являются важной составной частью профессиональной подготовки юриста.

«Арбитражный процесс» вооружает студентов:

· способностью соотносить нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и других отраслей права с Арбитражным процессуальным кодексом, применять нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;

· способностью толковать нормы, регулирующие арбитражный процесс  с учетом базовых конституционных принципов и норм международного права;

· способностью руководствоваться принципами арбитражного процессуального права;

· навыками учета и систематизации правовых позиций Высшего Арбитражного суда  РФ, их применения в соответствующих правовых ситуациях.

 

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины                                 

Изучение дисциплины «Арбитражный процесс» обеспечивает формирование у выпускников бакалавриата по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

а) общекультурных (ОК):

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1).

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы, этики юриста (ОК-2).

- владение культурой мышления, способность к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3).

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4).

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8).

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

б) профессиональных (ПК):

- в нормотворческой деятельности:

• способность участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1).

- в правоприменительной деятельности:

• способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2).

• способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4).

• способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5).

• способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6).

• владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7).

- в правоохранительной деятельности:

• способность толковать различные правовые акты (ПК-15).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- юридическое содержание основных институтов арбитражного процесса, основные этапы становления и развития арбитражного процесса в России; гражданский правопорядок в российской системе права; принципы арбитражного процесса; правовое регулирование арбитражного судопроизводства; содержание методов правового регулирования арбитражного судопроизводства; систему арбитражного законодательства; систему источников арбитражного процессуального права в РФ; правовой статус субъектов арбитражных правоотношений; содержание юридической техники как инструмента регулирования арбитражных правоотношений; действие арбитражного законодательства в пространстве и во времени; роль и значение юридической практики в системе регулирования арбитражных правоотношений; систему межпредметных связей арбитражного процесса с другими отраслями (Гражданское право (общая часть, особенная часть), Гражданское процессуальное право, Особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел, Международное частное право) (ОК-1, ОК-2, ОК-3);

- навыки работы с правовыми документами в сфере арбитражного судопроизводства. (ОК-4);

уметь:

- оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения (ОК-8, ОК-9);

- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы (ПК-1, ПК-2, ПК-15);

- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов (ПК-5);

- давать квалифицированные юридические заключения и консультации (ПК-6);

- правильно составлять и оформлять юридические документы (ПК-7);

владеть:

- юридической терминологией (ПК-1, ПК-6, ПК-15);

- навыками работы с правовыми актами (ПК-7);

- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности (ПК-5, ПК-6).

 

 

1.4. Структура  и содержание дисциплины

Дневная (ДО)

Всего учебных занятий - 216 часов,6 зач.ед.

В том числе:

Аудиторные – 108 часов, из них:

Лекции – 16 часов, 0,4 зач.ед

Практические занятия – 38 часов, 1 зач.ед.

Самостоятельная работа -49 часов, 1,4 зач.ед.

КСР – 5 часов,

Промежуточный контроль – зачет.

Заочная (ОЗО)

Семестр 6

Лекции –2 часа, 0,1 зач.ед

Самостоятельная работа –87 часов, 2,4 зач.ед.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов очного отделения

Наименование темы

 

 

 

 

Количество часов по учебному плану

Формы текущего контроля

Формируемые компетенции

Макси-мальная нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

 

 

В том числе

 
Лекции Практические занятия  
1. Арбитражные суды, их функции и задачи   6 1 2 3 Устный опрос ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-8, ОК-9,ОК-4
2. Понятие арбитражного процесса и арбитражного процессуального права   6 1 2 3 Устный опрос ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-8,ОК-9
3. Принципы арбитражного процессуального права   6 1 2 3 Устный опрос ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-6
4. Подведомственность и подсудность экономических споров и иных дел арбитражным судам   6 1 2 3 Устный опрос, решение задач ОК-4, ПК-1, ПК-6, ПК-7
5. Участники арбитражного процесса   5,5 0,5 2 3 Устный опрос, решение задач ОК-1, ОК-2, ОК-3ОК-4
6. Иск   5,5 0,5 2 3 Устный опрос, решение задач, составление иска, отзыва на иск, составление определений ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-15, ПК-5,ПК-6,ПК-7
7. Доказательства   5,5 0,5 2 3 Устный опрос, решение задач, составление ходатайств, отзыва на иск, составление определений ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-15, ПК-5,ПК-6,ПК-8,ПК-9
8. Арбитражные расходы и штрафы   6 1 2 3 Устный опрос, решение задач, составление ходатайств ОК-4, ПК-1, ПК-2, Пк-4,ПК-15, ПК-6,ПК-7
9. Процессуальные сроки   6 1 2 3 Устный опрос, решение задач ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-4,ПК-15, ПК-6,ПК-7
10. Возбуждение дела в арбитражном суде   6 1 2 3 Устный опрос, решение задач, составление определений ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-4,ПК-15, ПК-6,ПК-7
11. Подготовка дела к судебному разбирательству. Разрешение споров в заседании арбитражного суда   6 1 2 3 Устный опрос, решение задач, составление определений ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-15, ПК-6,
12. Постановления арбитражного суда   5,5 0,5 2 3 Устный опрос, решение задач, составление определений ОК-4, ПК-1, ПК-2,ПК-4,ПК-5, ПК-15, ПК-7
13. Особенности судопроизводства по отдельным категориям дел   6 1 2 3 Устный опрос, решение задач. Написание заявлений, отзывов на заявления ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-15, ПК-4, ПК-6,ПК-7
14. Производство в суде апелляционной инстанции   6 1 2 2 Устный опрос, решение задач. Написание апелляционной жалобы ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-15, ПК-6,ПК-7
15. Производство в суде кассационной инстанции   6 1 2 2 Устный опрос, решение задач. Написание кассационной жалобы ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-15, ПК-6,ПК-7
16. Производство по пересмотру решений в порядке надзора   6 1 2 2 Устный опрос, решение задач. ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-4,ПК-5,ОК-8,ОК-9
17. Стадия пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений арбитражного суда, вступивших в законную силу   6 1 2 2 Устный опрос, Написание надзорного заявления. ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-15, ПК-6,ПК-7
18. Исполнение арбитражных судебных актов. Разрешение экономических споров третейским судом   6 1 4 2 Устный опрос, решение задач ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-15,ПК-6,ПК-7
Итого: 103 16 38 49    

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов заочного отделения

Наименование темы

 

 

 

 

Количество часов по учебному плану

Формы текущего контроля

Формируемые компетенции

Макси-мальная нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

 

 

В том числе

  Лекции Практические занятия   1. Арбитражные суды, их функции и задачи   5,5 0,5 1 4 Устный опрос ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-8, ОК-9,ОК-4 2. Понятие арбитражного процесса и арбитражного процессуального права   5,5 0,5 1 4 Устный опрос ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-8,ОК-9 3. Принципы арбитражного процессуального права   8 1 1 6 Устный опрос ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-6 4. Подведомственность и подсудность экономических споров и иных дел арбитражным судам   8 1 1 6 Устный опрос, решение задач ОК-4, ПК-1, ПК-6, ПК-7 5. Участники арбитражного процесса   7   1 6 Устный опрос, решение задач ОК-1, ОК-2, ОК-3ОК-4 6. Иск   6   1 5 Устный опрос, решение задач, составление иска, отзыва на иск, составление определений ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-15, ПК-5,ПК-6,ПК-7 7. Доказательства   5   1 4 Устный опрос, решение задач, составление ходатайств, отзыва на иск, составление определений ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-15, ПК-5,ПК-6,ПК-8,ПК-9 8. Арбитражные расходы и штрафы   4     4 Устный опрос, решение задач, составление ходатайств ОК-4, ПК-1, ПК-2, Пк-4,ПК-15, ПК-6,ПК-7 9. Процессуальные сроки   5   1 4 Устный опрос, решение задач ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-4,ПК-15, ПК-6,ПК-7 10. Возбуждение дела в арбитражном суде   5   1 4 Устный опрос, решение задач, составление определений ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-4,ПК-15, ПК-6,ПК-7 11. Подготовка дела к судебному разбирательству. Разрешение споров в заседании арбитражного суда   6     6   ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-15, ПК-6, 12. Постановления арбитражного суда   4     4   ОК-4, ПК-1, ПК-2,ПК-4,ПК-5, ПК-15, ПК-7 13. Особенности судопроизводства по отдельным категориям дел   6     6   ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-15, ПК-4, ПК-6,ПК-7 14. Производство в суде апелляционной инстанции   6     6   ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-15, ПК-6,ПК-7 15. Производство в суде кассационной инстанции   6     6   ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-15, ПК-6,ПК-7 16. Производство по пересмотру решений в порядке надзора   4     4   ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-4,ПК-5,ОК-8,ОК-9 17. Стадия пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений арбитражного суда, вступивших в законную силу   4     4   ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-15, ПК-6,ПК-7 18. Исполнение арбитражных судебных актов. Разрешение экономических споров третейским судом   4     4   ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-15,ПК-6,ПК-7 Итого: 202 2 10 87    

Матрица соотнесения тем учебной дисциплины и формируемых в них общекультурных и профессиональных компетенций

Темы

Кол-во часов

Компетенции

ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-8 ОК-9 ПК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-15 Сумма компетенций Среднее время на формирование компетенции
1. Арбитражные суды, их функции и задачи   6 + + + + + +               6 1
2. Понятие арбитражного процесса и арбитражного процессуального права   6 + + +   + +               5 1,2
3. Принципы арбитражного процессуального права 6 + + + +     +       +     6 1
4. Подведомственность и подсудность экономических споров и иных дел арбитражным судам 6       +     +       + +   4 1,5
5. Участники арбитражного процесса   5,5 + + + +                   4 1,3
6. Иск. 5,5       +     + +     + + + 6 0,9
7. Доказательства 5,5       + + + + + + + +   + 9 0,6
8. Арбитражные расходы и штрафы 6       +     + + +   + + + 7 0,9
9. Процессуальные сроки 6       +     + + +   + +   6 1
10. Возбуждение дела в арбитражном суде 6       +     + + +   + + + 7 0,9
11. Подготовка дела к судебному разбирательству. Разрешение споров в заседании арбитражного суда 6       +     + +     +   + 5 1,2
12. Постановления арбитражного суда 5,5       +     + + + +   + + 7 0,8
13. Особенности судопроизводства по отдельным категориям дел 6       +     + + +   + + + 7 0,9
14. Производство в суде апелляционной инстанции 6       +     + +     + + + 6 1
15. Производство в суде кассационной инстанции 6       +     + +     + + + 6 1
16. Производство по пересмотру решений в порядке надзора 6       + + +     + +       5 1,2
17. Стадия пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений арбитражного суда, вступивших в законную силу   6       +     + +     + +   5 1,2
18.Исполнение арбитражных судебных актов. Разрешение экономических споров третейским судом   6       +     + +     + + + 6 1

 

 


 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» реализация компетентностного подхода с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием дисциплины и составляет 24 часа.

В учебном процессе процент аудиторных занятий определяется требованиями ФГОС ВПО с учетом специфики ООП и составляет 50%.

Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30% аудиторных занятий.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОБУЧАЮЩИЕ И КОНТРОЛИРУЮЩИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПОГРАММЫ

Информационно-коммуникационные технологии в сочетании с интерактивными и активными методиками преподавания направлены на улучшение учебного процесса. Они изменяют фундаментальную основу, требуя иного подхода к образовательному процессу. 

Современное обучение студентов в юридических вузах предполагает освоение ими нескольких уровней, к которым относятся как лекционные, так и практические занятия. На лекционных занятиях, студенты овладевают необходимым объемом знаний, благодаря передаче информации от преподавателя к студенту. Практические занятия помогают студентам более глубоко уяснить теоретический лекционный курс, овладеть основными юридическими понятиями и категориями, выработать навыки правильного изложения теоретического материала, умение правильно задавать и грамотно, четко отвечать на вопросы, применять свои теоретические знания для решения практических задач.

Передача знаний, выработка умений и навыков у студентов при изучении источников права будет гораздо эффективней, если преподаватель сможет использовать программные средства современных информационных технологий. Так как одним из способов достижения высокого уровня и качества как лекционных, так и практических занятий является применение для подготовки и проведения рассматриваемых занятий программных средств информационных технологий.   

Содержание многих юридических дисциплин меняется достаточно динамично. Это обуславливается процессом регулярного изменения действующего законодательства. В связи с этим рассматриваемый дидактический материал как на лекционных, так и на практических занятиях должен постоянно обновляться. Причем форма подачи научного материала должна быть современной, с использованием не только интерактивных методик преподавания, но и с применением, например, мультимедийной установки.

Мультимедийная установка позволяет достаточно удачно использовать приложения к Microsoft Office – программы MS Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word.

Затрачивая минимальное количество времени, в достаточно короткие сроки можно составить слайды с тезисами выступлений, схемы, таблицы, алгоритмы, а также обеспечить их необходимыми иллюстрациями. MS Power Point предлагает широкие возможности по оформлению презентации, с использованием не только текста научного материала, но и изображение различных диаграмм, кино-фото-аудио документов, таблиц. 

Выступление лектора на лекциях, дополняется показом слайдов с тезисами выступлений, схемами, диаграммами, таблицами, алгоритмами, кино-фото-аудио документами, что позволяет студентам синхронизировать вербальное и визуальное восприятие лекционного материала. Подобное сопровождение научного материала демонстрацией, позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Практические занятия проводятся в форме беседы, когда вся группа готовится по предложенным вопросам и участвует в обсуждении в равной мере. Уточнения, дополнения, комментарии, аргументированное опровержение сказанного выступающим – вот перечень возможностей проявить свои знания и свое понимание обсуждаемого вопроса каждым участником семинара. Именно на практических занятиях отрабатываются и проверяются, полученные на лекциях знания, после чего они превращаются в умения и навыки, которые студенты могут применить уже в будущей практической работе. Придать более живой характер практическим занятиям помогает применение слайдов, приготовленных не только с помощью MS Power Point, но и с помощью Microsoft Word, Microsoft Excel.

С помощью программы Microsoft Word можно разместить условия задачи или задания. При этом преподаватель не пересказывает содержимое задания, что сохраняет время занятия. Кроме того, в данной программе студентами готовятся образцы юридических документов.

С помощью Microsoft Excel возможно составление схем и таблиц по пройденным темам, а также проведение всевозможных расчетов, в том числе заработной платы.

Отдельно необходимо указать на выработку у студентов юридических вузов навыков работы с справочно-правовыми системами «Консультант Плюс», «Кодекс», «Гарант». Так как юридическая профессия требует умения от будущих юристов не только находить необходимую нормативно-правовую базу, судебную практику, но и грамотно применять ее, поэтому преподаватель должен помочь выработать подобный навык у студентов при работе с источниками права.

 

 

Табличный вариант пошагового отображения технологии образовательного процесса:

Тема

Вид занятия

Образовательные технологии

Компетенции

Традиционные Активные и интерактивные          

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Самостоятельная работа

Изучение в соответствии с государственной программой ФГОС ВПО учебной дисциплины «Арбитражный процесс» предполагает не только освоение лекционного материала и закрепление его на семинарских (практических) занятиях, но и самостоятельную работу, умение применять системный и сравнительный методы исследования предмета, ясно выражать свои мысли в устной и письменной формах.

Самостоятельная работа включает в себя:

- изучение источников арбитражного процессуального права, основной и дополнительной литературы, указанной в методических рекомендациях по различным темам курса;

- конспектирование различных работ при подготовке к семинарским занятиям по темам учебного курса;

- анализ научной литературы по проблемам арбитражного процесса;



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.126 с.)