Особенности шведской модели социального государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности шведской модели социального государства



Шведская модель социального государства является чрезвычайно интересным историко-политическим феноменом. Формирование данной модели вызвано слиянием двух идеологий: капиталистической и социалистической. Шведы переняли особенности обеих общественно-экономических формаций. Однако прежде, чем говорить о чертах шведской модели социального государства, стоит остановиться на самой Швеции.

В культуре Швеции сформирована идея, согласно которой человек считает аморальным обогащаться за других людей. Каждый должен вносить свою лепту в благо страны и заботиться о малоимущих. Шведы стараются приносить максимальную пользу государству, так как они знают, что оно справедливо распределяет блага между гражданами. Пособия по безработице и инвалидности является одними из самых высоких в мире. Однако коренные шведы прибегают к ним в случае крайней необходимости, стараясь не пользоваться ими без реальной надобности.[6]

К работе шведы относятся как к осознанной деятельности. Поэтому у них четко разграничено личное и рабочее время. Семейные вопросы никак не влияют на трудовую деятельность. Отношения между подчиненными и начальством строятся по демократическим принципам, стараясь избегать авторитарности. Люди внутри компании общаться на «ты», этот аспект прописан в законе. Здесь можно увидеть связь с СССР, в котором после 1917 года равное обращение между начальником и подчиненными было принято на законодательном уровне.[7]

В Швеции все работающие граждане имеют ежегодный оплачиваемый отпуск, который длится пять недель. Несмотря на обеспеченность, большинство шведов проводят отпуск на родине, так как государство обеспечивает досуг. Среди шведов популярны для отдыха хорошо оборудованные кемпинги и туристические лагеря в лесах, горах и на озерах.

В шведском обществе сформировались особенности, влияющие на восприятие гражданами целей и задачи социального государства. Шведы возвели в настоящий культ социально-психологические и моральные этические основы существования социума.[8]

Шведская модель – это модель создания общества благосостояния с равенством и полной занятостью как главными целями, с универсальной, то есть распространяющейся на всех членов общества системой социального обеспечения, большим государственным сектором социальных услуг, с политикой солидарности в области заработной платы и активной занятости как сущностными компонентами.[9]

Такое определение шведской модели дал ее разработчик Рудольф Альфред Мейднер. Выделим ее основные черты.

· Шведская модель основывается на рыночной экономике. То есть, Швеция – капиталистическое государство, базирующееся на частной собственности на средства производства. В то время, как перераспределение ресурсов является функцией государства. Это ключевая особенность шведской модели.

· Отношения между капиталом и трудом в Швеции выстраивается по специфической системе. В рамках шведской модели социального государства существует централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием профсоюзов и предпринимателей в качестве основных действующих лиц, причем политика профсоюзов строится на принципах солидарности между разными группами трудящихся.

· Шведская модель формирует особое целеполагание и проведение экономической политики в государстве. Ключевыми аспектами в ней являются: абсолютная занятость населения и справедливое распределение доходов. Такая модель социального государства сформировала колоссальный государственный сектор, который, в свою очередь, занимается перераспределением значительных денежных средств на социальные и экономические цели. Помимо этого, в рамках данной модели проводится активная политика на высокоразвитом рынке труда. С 1930-х до середины 1990-х в Швеции удавалось поддерживать полную занятость и стабильные цены на рынке посредством проведения грамотной экономической политики государства. Однако после вступления в Европейский Союз это стало невозможным.

· Этническая, культурная и религиозная однородность населения. Эти факторы положительно повлияло на внедрение идей социального государства, так как в обществе отсутствовали разногласия по всем вопросам, кроме экономических.[10]

Говоря об особенностях шведской модели социального государства, необходимо отметить роль партии, установившей эту модель. Социал-демократическая рабочая партия Швеции пришла к власти в разгар Великой депрессии в 1932 году. В их политическую программу входили следующие постулаты:

- увеличение социальных расходов;

- введение всеобщих пенсий;

- пособие по безработице;

- создание новых рабочих мест посредством организации общественных работ;

- стимулирование экономики страны с помощью незначительного дефицита бюджета.[11]

Придя к власти, лидер Социал-демократической партии, Пер Альбин Ханнсон произнес речь, ставшей основой будущего Швеции:

«Настоящий хороший дом не знает привилегированных или униженных, в нем нет ни любимчиков, ни пасынков. Здесь никто не смотрит на другого сверху вниз, никто не пытается нажиться за счет других, а сильные не издеваются над слабыми. В этом доме правят равенство, забота, сотрудничество, взаимопомощь».[12]

Ханнсон, став премьер-министром Швеции, предложил идею «народного дома» представителям стокгольмской экономической школы в качестве базиса для будущей шведской модели.

Рассматривая особенности шведской модели социального государства, необходимо обозначить цель функционирования данной системы. Ее цель – социальное выравнивание общества Швеции. Достижению этой цели способствуют:

- всеобщее бесплатное здравоохранение, образование, социальное обеспечение и страхование. При этом, все эти системы являются государственными;

- политика солидарности в вопросе заработной платы;

- полная занятость населения, которая является не только инструментом социального выравнивания, но и самоцелью шведской модели;

- создание благоприятных экономической условий для развития государства.[13]

Отдельно стоит остановиться на сфере социального обслуживания в Швеции.

Сфера здравоохранения подчиняется Министерству здравоохранения и социальных услуг Швеции. Граждане страны обладают одинаковым доступом к услугам системы здравоохранения, так как она является всеобщей. Управление на местах осуществляют областные советы. Они же занимаются финансированием учреждений здравоохранения посредством налогов местного населения. Частные больницы также находятся в их ведении.

Министерство занятости Швеции контролирует рынок труда в стране. Данная структура отвечает за выплату пособий по безработице и в ее ведении находятся учреждение по предоставлению работы. Вопросами пенсионных выплат занимаются муниципальные советы.

Вопросами социального обеспечения занимается Агентство по социальному страхованию Швеции. Данная организация занимается выдачей пособий на детей до достижения ими 16 лет. Агентство производит выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пособий для престарелых и лиц с низкими доходами.

Итак, были рассмотрены особенности шведской модели социального государства. Эффективность политики Швеции можно объяснить тремя направлениями деятельности:

1. Политика солидарности в сфере заработной платы, целью которой является достижение равной оплаты труда за равный труд.

2. Модель прогрессивной системы налогообложения.

3. Развитая структура государственных услуг во всех сферах.

 

1.3 Эволюция социального государства на примере Швеции

Шведская модель социального государства своими корнями уходит в XVIII век. В церковно-приходских организациях Швеции действовали структуры благотворительного характера. В 1734 год руководство страны приняло закон, согласно которому каждый приход обязывался содержать «благотворительный дом».

В течение XIX века на территории Швеции было открыто огромное количество частных благотворительных организаций. В 1891 году государство издало закон, согласно которому государство стало оказывать помощь этим организациям. Таким образом, с конца XIX века государство начало выступать основным субъектом, финансирующим деятельность благотворительных организаций. Это позволяет нам сделать вывод о том, что уже в это время в политике Швеции прослеживаются первые черты социального государства. В 1913 году правительство Швеции принимает национальный пенсионный акт, одной из первых в Европе. Стоит отметить, что у Швеции есть специфические исторические факторы, которые присущи только ей:

1. Постоянной внешнеполитический нейтралитет с 1814 года. Швеция не участвовала ни в одной из мировых войн, не является членом НАТО и других военных организаций.

2. Произвела мирный переход к новой формации: от феодализма к капитализму.

3. В Швеции есть исторический опыт поиска консенсуса в обществе – без революций и гражданских войн.

4. Рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии Швеции, создавшей благоприятный и стабильный формат развития экономики с уникальным сочетание рыночной системы хозяйствования и социалистических элементов.

5. Национальные черты шведов: самодисциплина, высокая степень ответственности, низкая религиозность, рационализм, стремление избегать конфликтов, уважение личных границ и прагматизм.[14]

С 1932 года по наши дни, за исключением 1976-1982 и 1991-1994 гг. руководство страной осуществляла Социал-демократическая рабочая партия Швеции. Поэтому, говоря об эволюции социального государства, мы рассматриваем политику данной партии.[15]

В довоенный период 1932-1939 гг. руководство страны выводило Швеции из кризиса, в котором она оказалась из-за Великой депрессии. Программа выхода из экономической «депрессии» включала в себя:

- увеличение социальных расходов;

- внедрение всеобщих пенсий;

- установление пособий по безработице;

- стимулирование роста экономики с помощью незначительного дефицита государственного бюджета;

- проведение кейнсианской политики в экономике;

- создание новых рабочих мест с помощью организации общественных работ;

- поддержание цен на национальную сельскохозяйственную продукцию, ради которой им пришлось отказаться от зашиты интересов потребителей.

В 1934 году был издан закон, установивший общий порядок для частных компаний по вопросам функционирования и финансирования пособий по безработице.[16]

С 1930-х до середины 1990-х в Швеции удавалось поддерживать полную занятость и стабильные цены на рынке посредством проведения грамотной экономической политики государства. Однако после вступления в Европейский Союз это стало невозможным.[17]

Во время Второй мировой войны, с 1939 по 1945 гг., Швеция занимала нейтральную позицию. Однако стоит отметить, что эта мирной позиция сопровождалась активной торговлей с нацистской Германией, которой шведы поставляли руду и металл. Около 30% немецких бомб были сделаны из шведской стали. Поэтому во время Второй мировой войны Швеция только богатела.

Послевоенный период был максимально благоприятным для Швеции. Политика социального государства привела к тому, что с конца 40-х до конца 60-х гг. экономической рост держался около 5% в год. Помимо этого, происходил постоянный рост частного сектора, так как государство поддерживало частную инициативу. Стоит отметить, что действия государства привели к повышению благосостояния населения Швеции.[18]

Граждане Швеции одобряли действия политиков тем, что с 1932 по 1976 гг. у власти находилась одна и та же партия, причем, демократически избираемая.

С 1945 по 1976 гг. Швеция была популярна во всем мире. Модель социального государства выступала в качестве «золотой середины» между тоталитарной системой социализма и либеральной буржуазной демократии. Именно в эти годы была окончательно сформирована комплексная система, состоящая из:

- мощного государственного сектора;  

- высокого уровня гражданского доверия;

- равномерного распределения национального дохода;

- низкого уровня безработицы;

- регулируемого государством рынком труда;

- лояльность населения к социальным реформам.[19]

В 1950-е годы Социал-демократическая рабочая партия Швеции оформила основы модели в профсоюзном движении. В дальнейшем именно эта модель была стержнем экономической политики руководства Швеции. Основополагающий постулат данной политики был следующий: нет причин для социализации средств производства и отказа от выгод эффективной рыночной системы производства в угоду идеологическим принципам.[20] 

Таким образом, шведы смогли найти грань между капитализмом и социализмом, реализовав ее в своей модели социального государства.

В 1961 году частные благотворительные организации были национализированы и превращены в региональные и муниципальные страховые компании, которые стали заниматься, помимо благотворительности, выплатой пенсий. В том же году частная система страхования по болезни была заменена государственной – общенациональной системой страховых компаний. Она была передана в ведение профсоюзов, находящихся под контролем государства.

Социальная модель государства в Швеции развивалась в 1960-е годы, основываясь на идее того, что децентрализованная рыночная форма производства является наиболее жизнеспособной. Государство не вмешивается в производственную деятельность фирм, но, при этом, активно вовлекается в политику на рынке труда, сводя к минимуму социальные издержки рыночной экономики.

Такая политика привела к росту производства частного сектора экономики, а государство активно перераспределяло прибыль посредством налогов. При этом, государство не вмешивалось в основы производства. Таким образом, частный бизнес процветал без вреда для обычных граждан. Потому что государство грамотно перераспределяло ресурсы, делая акцент на инфраструктурных элементах и коллективным денежных фондах.[21]

К 1970-м Социал-демократическая партия вывела термин «функциональный социализм». Под этим названием подразумевалась экономическая политика, в которой огромную роль играет государство. В вопросах перераспределения национального дохода через налоги и государственные расходы, которые достигали рекордных уровней.

Благодаря такой политике Швеция сохраняла один из самых низких уровней безработице во всей Европе до 1990-х годов. Стоит отметить, что в 1970-1980-е годы по всем странам Запада прокатилась волна безработицы, которая совершенно не затронула Швецию, политика которой сохранила высокий уровень жизни даже в таких тяжелых условиях.

В 1976-1982 и 1991-1994 гг. Социал-демократическая партия не находилась у власти. Однако в 1995 году они снова пришли к власти. В этом же году Швеция вступила в Европейской союз. Население Швеции сохранило свою национальную идентичность, частью которой является идеология социального государства. Но влияние сильной наднациональной системы, которой является ЕС, было невозможно избежать. Были внесены изменения в нормативно-правовую базу государственного регулирования, которая унифицировала шведские законы в рамках ЕС.[22]

В наши дни Швеция переживает кризис социального государства. В 2000-е годы началась череда проблем в сфере экономики, возник дефицит государственного бюджета. Девальвация кроны, рост занятости в государственном секторе и пакеты антикризисных мер не смогли значительно сократить его.

Сильное давление на шведскую экономику оказывает приток иммигрантов и беженцев. Социальная модель государства рассчитана на то, что все члены общества разделяют едины ценности, в том время, как мигранты из Ближнего Востока и Африки не желают их придерживаться. Значительная часть бюджета тратится на их пособия, что негативно сказывается как на экономике, так и на общественном мнении. Шведское общество не в состоянии ассимилировать их по двум причинам. Во-первых, Швеция исторически мононациональное и монокультурное государства. В отличие от таких народов, как, например, русские или испанцы, они не соприкасались с большим количество населения с другим менталитетом, религией и так далее. Во-вторых, население Швеции слишком мало для ассимиляции этих людей. В 2019 году в Швеции проживало чуть более 10 миллионов человек. Из них почти 2 миллиона – иммигранты.[23]

Модель социального государства Швеции прошло долгий эволюционный путь с 1932 по 2021 год. Рост благосостояния сменился кризисом, связанным как с экономикой, так и с демографией. Правительство Швеции предпринимает попытки для изменения экономической ситуации, однако, на данный момент положительные изменения незначительны. Руководство страны постоянно снижает количество получателей пособий, чтобы снизить нагрузку на бюджет, что негативно влияет на общественное мнение.[24]

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 1035; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.021 с.)