Формирование идеи социального государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование идеи социального государства



В XXI веке социальное государство является неотъемлемой частью человеческой цивилизации. Идеи социального берут свое начало в XIX веке. Основоположниками данной концепции явились германские ученые: Лоренц Фон Штейн, Юлий Оффнер, Фридрих Науманн и Адольф Вагнер.

Немецкие исследователи стали разрабатывать концепцию социального государства из-за сложившейся в середине XIX века ситуации в Европе. В 1848 – 1849 годах в Австрийской империи, Германии, Франции и других европейских странах вспыхнули антифеодальные и национально-освободительные восстания. Европейские революции получили название «Весна народов». Концепция социального государства должна была послужить компромиссом между протестующим населением и правящим классом.

Идеи индивидуальной свободы, раскрепощающей личную инициативу человека, дали толчок развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства. Это послужило основой для усиления мощи буржуазных государств. Однако во второй половине XIX века стало усиливаться имущественное расслоение общества в европейских государствах. В этот исторических период идеи личную свободы стали отходить на задний план, и актуальность стали набирать идеи социального равенства. Государство вынуждено перейти от амплуа «ночного сторожа» к роли «заботливой матери». [1]

В такой историко-политической обстановке формируется понятие социального государства. Германский ученый Лоренц фон Штайн вводит в научный оборот термин «социальное государство» в 1850 году. Фон Штайн говорил, что социальное государство должно поддерживать абсолютное равенство в правах представителей всех классов и для отдельных самоопределяющихся личностей с помощью своей власти. Помимо этого, социальное государство должно способствовать экономическому и общественному развитию всех своих граждан, независимо от их происхождения.

Таким образом, главная цель социального государства – экономический и социальный прогресс. Его ключевой признак – равенство всех людей. Другим важным критерием выделения социального государства в особый тип стал государственный патернализм, обращенный на всех членов данного общества.[2]

В европейских странах стали издаваться первые законодательные акты социальной направленности: страхование здоровья и жизни, пенсии, компенсации за травмы и так далее.

Революционная угроза нарастала, поэтому германские политики и ученые активно искали пути изменений через реформы. Свое отражение эти изменения нашли в Конституции 1871 года, принятой после провозглашения Германской империи и победы над Францией. В этом документе была упомянута новая задача государства - «забота о благе немецкого народа». Канцлер Отто фон Бисмарк стал инициатором создания законодательства по социальным вопросам. С помощью него Бисмарк сумел смягчить социальные противоречия в немецком общества и ослабить революционный накал. В 1883 году были учреждены пособия по болезни, в 1884 году – страхование от несчастных случаев, в 1889 году – элементы пенсионного обеспечения, а в 1910 году – обязательное пенсионное страхование.

Германию смело можно считать родиной социального государства. Именно в Германии впервые стали появляться законы, регулирующие социальную защиту работающих граждан и весь комплекс социально-трудовых отношений. Законодательно регулировались: продолжительность трудовой деятельности, пенсионный возраст, уровень заработной платы, пособия и качество медицинской помощи.

Во время Первой мировой войны социальные условия жизни в странах-участницах резко ухудшились, поэтому идеи социального государства стали популярны по всей Европе. Помимо этого, возрастали требования рабочего класса. В России произошла Октябрьская социалистическая революция, в ходе которой к власти пришли большевики, провозгласившие социалистическое государство, вместо буржуазного.

События в России сподвигли правящий класс капиталистических стран пойти на компромисс с рабочими и крестьянами, которые только вернулись с фронтов Великой войны.

В странах Европы и в США начали вводить программы социального страхования, подняли расходы на медицинскую помощь и образование. Во многих странах началось строительство дешевого жилья.

Идеи социального государства нашли отражение в законодательстве капиталистических стран. Пенсионное обеспечение было введено в Италии в 1919 году, в Канаде в 1927 году и в США в 1935 году. Страхование по безработице появилось в Италии в 1919 году, в Швеции в 1934 и в Канаде в 1940 году.

Особо стоит отметить события, происходившие в США во время Великой депрессии. Экономический кризис 1929-1933 годов стал причиной нового витка развития идеи социального государства. Франклин Рузвельт объявил «Новый курс», благодаря которому в законодательстве США были закреплены права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей, помощь американским фермерам. Помимо этого, Франклин Рузвельт ликвидировал детский труд и сократил рабочий день. В рамках «Нового курса» в США были введены пенсии по старости.

Социальные потрясения во время Второй мировой привели к внедрению элементов политики социального государства в Великобритании. Уильям Генри Беверидж возглавил комиссию, которая в 1942 году заложила основы современной социальной политики Великобритании. «План Бевериджа» был часть политики «социального прогресса», в ходе которого вводились следующие изменения: расширение социального страхования для британцев, гарантированный единый национальный средний доход, обеспечение полной занятости населения, создание бесплатной системы здравоохранения, контроль цен и заработной платы. В дальнейшем, именно «План Бевериджа» послужит примером для многих социальных государств.[3]

До окончания Второй мировой войны многие страны внедрили в свое законодательство элементы социального государства. Однако, лишь в 1949 году Федеративная республика Германия в статье 20 Конституции зафиксировала принцип, провозгласивший Германию «демократическим и социальным государством». Этому сопутствовали кардинальные изменения в структуре основных компонентов государственного устройства: становление властных учреждений, служб, общественных организаций, изменения законодательной базы и другие важные нововведения.

В ФРГ произошли значимые изменения в социальной сфере: ликвидация безработицы, вызванной последствиями войны; профессиональная переквалификация рабочих; оптимизация трудового процесса и участие рабочих в управлении производством через наблюдательные советы и путем включения в правления рабочих директоров (своих представителей); выпуск народных акций и наращивание жилищного строительства; рынок был наполнен товарами для культурного досуга. Стоит отметить, что большая часть квартир, построенных после 1949 года, была социальной. Поэтому такое жилье продавалось населению по сниженным ценам. Благодарю тому, что ФРГ провозгласила себя социальным государством, население получило следующие преимущества: доступ к бесплатному образованию и здравоохранению, пенсионное обеспечение. Помимо того, было повышено финансирование образования, науки, культуры, здравоохранения и развитие сети общественного транспорта.

СССР формально не являлся социальным государством. Однако, стоит отметить, что подавляющие большинство принципов социального государства в Советском Союзе были учреждены задолго до провозглашения ФРГ и других стран социальными. Бесплатное образование и медицина, социальное жилье, участие рабочих в управлении производством и многое другое.

В конституциях европейских стран закреплялись идеи социального государства: в 1958 году во Франции, в 1972 году в Швейцарии, в 1973 году в Швеции, в 1978 году в Испании. Стоит отметить, что непосредственно «социальным государством» в конституциях провозглашены: Германия, Франция, Испания, Италия, Швеция и Португалия. А «государством всеобщего благоденствия»: Австрия, Великобритания, Швейцария и Норвегия.[4]

После распада СССР многие страны Восточной Европы начали провозглашать себя социальными государствами. Первыми были Польша, Чехия, Словакия и Венгрия. В 1993 году в Российской Федерации была принята Конституция, в 7 статье которой закреплено, что наша страна является социальным государством.

Итак, проследив историю формирования идеи социального государства, можно сделать выводы и дать определение понятию «социального государства».

Какими признаками должно обладать социальное государство:

· демократическое государственное устройство;

· мощный экономический базис государства, позволяющий направлять значительную часть бюджета на социальные нужды;

· поощрение нравственного развития граждан;

· сочетание рыночной модели хозяйствования с социально-ориентированной структурой экономики, в рамках которой существуют различные формы собственности;

· правовое государство, предусматривающее подчинение нормам права, направленным на защиту достоинства, прав и свобод человека;

· наличие гражданского общества, влияющего на политики государства;

· политика имеет социальную направленность, находящую свое отражение в разработке социальных программ и проектов, реализуемых на практике;

· формирование социальной справедливости и обеспечение равных прав для каждого гражданина социального государства;

· устоявшаяся система законодательной власти в сфере социальной помощи и поддержки населения;

· закрепление термина «социальное государство» или «государство всеобщего благоденствие» в главном законе или конституции страны.

Социальное государство – это модель государства, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.[5]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.011 с.)