С е р и я III. Исследование грамматического строя речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С е р и я III. Исследование грамматического строя речи



1. Повторение предложений (различной грамматической сложности – ребенок может повторить такой тип предложения, которым уже овладел в собственной речи)

Инструкция: послушай предложение, повтори его точно.

НАСТУПИЛА ОСЕНЬ

ПТИЧКА СВИЛА ГНЕЗДО

НАД ВОДОЙ ЛЕТАЛИ БЕЛЫЕ ЧАЙКИ

В САДУ БЫЛО МНОГО КРАСНЫХ ЯБЛОК

ЗЕМЛЯ ОСВЕЩАЕТСЯ СОЛНЦЕМ

РАННЕЙ ВЕСНОЙ ЗАТОПИЛО ВЕСЬ НАШ ЛУГ

ДЕТИ КАТАЛИ ИЗ СНЕГА КОМКИ И ДЕЛАЛИ СНЕЖНУЮ БАБУ

МЕДВЕДЬ НАШЕЛ ПОД БОЛЬШИМ ДЕРЕВОМ ГЛУБОКУЮ ЯМУ И СДЕЛАЛ СЕБЕ БЕРЛОГУ

ПЕТЯ СКАЗАЛ, ЧТО ОН НЕ ПОЙДЕТ ГУЛЯТЬ, ПОТОМУ ЧТО ХОЛОДНО

НА ЗЕЛЕНОМ ЛУГУ, КОТОРЫЙ БЫЛ ЗА РЕКОЙ, ПАСЛИСЬ ЛОШАДИ

Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза)

Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение, 0,5 – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения, 0,25 – пропуск частей предложения с искажением смысла и структуры, предложение не закончено, 0 – невоспроизведение

Верификация предложений

Оценка соответствия предложений нормам языка

Инструкция: я буду читать предложения, если услышите ошибку, исправьте ее.

ДЕВОЧКА ГЛАДИТ УТЮГОМ

ДОМ НАРИСОВАН МАЛЬЧИК

МАЛЬЧИК УМЫВАЕТСЯ ЛИЦО

СОБАКА ВЫШЛА В БУДКУ

БЕРЕЗКИ СКЛОНИЛИСЬ ОТ ВЕТРА

СОЛНЦЕ ОСВЕЩАЕТСЯ ЗЕМЛЕЙ

ПО МОРЮ ПЛЫВУТ КОРАБЛЬ

У НИНЫ БОЛЬШАЯ ЯБЛОКО

ХОРОШО СПИТСЯ МЕДВЕДЬ ПОД СНЕГОМ

НАД БОЛЬШИМ ДЕРЕВОМ БЫЛА ГЛУБОКАЯ ЯМА

 

Оценка:  1 балл – выявление и исправление ошибки, 0,5 – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов), 0,25 – ошибка выявлена но не исправлена, 0 – ошибка не выявлена

Составление предложений из слов в начальной форме

Инструкция:  я буду называть слова, составь из них предложения

¨ МАЛЬЧИК, ОТКРЫВАТЬ, ДВЕРЬ

¨ ДЕВОЧКА, ЧИТАТЬ, КНИЖКА

¨ ДОКТОР, ЛЕЧИТЬ, ДЕТИ

¨ РИСОВАТЬ, КАРАНДАШ, ДЕВОЧКА

¨ В, САД, РАСТИ, ВИШНЯ

¨ СИДЕТЬ, СИНИЧКА, НА, ВЕТКА

¨ ГРУША, БАБУШКА, ВНУЧКА, ДАВАТЬ

¨ ВИТЯ, КОСИТЬ, ТРАВА, КРОЛИКИ, ДЛЯ

¨ МИША, ДАТЬ, СОБАКА, БОЛЬШАЯ, КОСТЬ

¨ ПЕТЯ, КУПИТЬ, ШАР, КРАСНЫЙ, МАМА

 

Слова предъявляются до первого ответа

Оценка: 1 балл – предложение составлено верно, 0,5 – нарушен порядок слов, 0,25 –наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизм, незначительные смысловые неточности (ПЕТЯ КУПИЛ ШАР КРАСНЫЙ МАМЕ), 0 баллов – смысловая неадекватность или невыполнение.

 

Добавление предлогов в предложение

Инструкция: я назову предложение, в котором пропущено слово, найди это слово и вставь

¨ ЛЕНА НИЛИВАЕТ ЧАЙ … ЧАШКИ

¨ ПОЧКИ РАСПУСТИЛИСЬ … ДЕРЕВЬЯХ

¨ ЛОДКА ПЛЫВЕТ … ОЗЕРУ

¨ ЧАЙКА ЛЕТИТ … ВОДОЙ

¨ ПТЕНЕЦ ВЫПАЛ … ГНЕЗДА

¨ ДЕРЕВЬЯ ШУМЯТ … ВЕТРА

¨ ПОСЛЕДНИЕ ЛИСТЬЯ ПАДАЮТ … БЕРЕЗЫ

¨ ЩЕНОК СПРЯТАЛСЯ … КРЫЛЬЦОМ

¨ ПЕС СИДИТ … КОНУРЫ

¨ БОЛЬШАЯ ТОЛПА СОБРАЛАСЬ … ТЕАТРОМ

 

Используют два вида помощи: стимулирующая (Подумай еще) и вопрос к пропущенному предлогу (Наливает чай куда?)

Оценка:  1 балл – правильный ответ, 0,5 – правильный ответ после стимулирующей помощи, 0,25 – правильный ответ после наводящего вопроса, 0 – неэффективное использование помощи, невыполнение

 

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Инструкция: один -- дом, а если много, то это -- дома


СТОЛ

СТУЛ

ОКНО

ЗВЕЗДА
УХО


 

Инструкция: один – дом, а много чего? … домов (Слова те же)

 

Максимальное число баллов за серию – 50.

Оценка: 1 балл – правильный ответ, 0,5 – правильный ответ после стимулирующей помощи, 0,25 – форма образована неверно, 0 – невыполнение

 

С е р и я IV. Исследование словаря и навыков словообразования

Инструкция: у кошки – котята, а у …

КОЗЫ --                СОБАКИ --               

ВОЛКА --             КУРИЦЫ --  

УТКИ --                 СВИНЬИ –

ЛИСЫ --                КОРОВЫ --  

ЛЬВА --                 ОВЦЫ –

 

Образование существительных в уменьшительной форме

Инструкция:  большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы:

СТОЛ                    СТУЛ                     ДОМ

СНЕГ                     ДЕРЕВО                   

 

3. Образование прилагательных от существительных:

а) относительных

Инструкция: кукла из бумаги – она бумажная

ШЛЯПКА ИЗ СОЛОМЫ           ВАРЕНЬЕ ИХ СЛИВЫ

КИСЕЛЬ ИЗ КЛЮКВЫ              ВАРЕНЬЕ ИЗ МАЛИНЫ   

ГОРКА ИЗО ЛЬДА                     ВАРЕНЬЕ ИЗ КЛУБНИКИ

САЛАТ ИЗ МОРКОВИ              ВАРЕНЬЕ ИЗ ЧЕРНИКИ   

ВАРЕНЬЕ ИЗ ВИШНИ              ЛИСТ ДУБА

СУП ИЗ ГРИБОВ                        ЛИСТ КЛЕНА

ВАРЕНЬЕ ИЗ ЯБЛОК                ЛИСТ ОСИНЫ                 

                                                       ШИШКА ЕЛИ

б) качественных

Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а …

ВОЛКА ЗА ЖАДНОСТЬ           МЕДВЕДЯ ЗА СИЛУ

ЗАЙЦА ЗА ТРУСОСТЬ              ЛЬВА ЗА СМЕЛОСТЬ

 

Инструкция: если днем жара, то день жаркий, а если …

МОРОЗ                 ДОЖДЬ

СОЛНЦЕ              ВЕТЕР

СНЕГ                     ХОЛОД

 

в) притяжательных

Инструкция:  у собаки лапа собачья, а у …

КОШКИ                ЛЬВА                    ГНЕЗДО ОРЛА

МЕДВЕДЯ            ЛИСЫ                               КЛЮВ ПТИЦЫ

ЗАЙЦА                 БЕЛКИ                  РУЖЬЕ ОХОТНИКА

 

Оценка:  1 балл – правильный ответ, 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи, 0,25 – неверно образованная форма, 0 баллов – невыполнение. Максимальный балл за всю серию – 50.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.01 с.)