С е р и я I . Исследование сенсомоторного уровня речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С е р и я I . Исследование сенсомоторного уровня речи



Методика

«Диагностика устной речи младших школьников»

 

Методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста

Отличие от традиционной диагностики:

ü результаты выражены в количественной форме

ü балльно-уровневая система оценки

 

Достоинства:

· удобна для диагностики

· удобна для уточнения структуры дефекта и оценки степени выраженности нарушений (через речевой профиль)

· удобна для построения индивидуальной коррекционной работы

· удобна для комплектования подгрупп для занятий

· удобна для отслеживания динамики речевого развития

 

Методика разработана в двух вариантах: полном и сокращенном (экспресс) Включает:

î 6 серий проб

î каждая проба оценивается отдельно

î высчитывается сумма балов за каждое задание, затем сумма за серию

î заключение делается на основе суммарного значения за все обследование

 

Полный вариант методики Т.А. Фотековой

Максимальное количество баллов – 200. При обработке результатов выводится процент успешности выполнения заданий.

Выделяются 4 уровня успешности выполнения:

4 - 100-80%

3 - 79,9-65%

2 - 64,9-50%

1 - 49,9% и ниже.

Чтобы получить индивидуальный речевой профиль следует:

 

  Количество баллов за серию х на 100 и: на максимально возможный результат

 

1, 3, 4 серия – 50

2, 5 серия – 10

6 серия – 30

 

Вычерчивание речевого профиля:

9 значений по оси Х (названия проб):


1 – фонематическое восприятие

2 – артикуляционная моторика

3 – звукопроизношение

4 – слоговая структура слова

5 – навыки языкового анализа

6 – грамматический строй речи

7 – словарь и словообразовательные процессы

8 – понимание лексико-грамматических отношений

9 – связная речь


 

Успешность выполнения
Названия проб
10 значений по оси У: (успешность выполнения проб в процентах) – 10, 20, 30, 40 …

   

 

 

Получив такой профиль можно определить:

î наиболее несформированные, неблагополучные компоненты речевой системы

î разработать индивидуальную коррекционную программу

 

С е р и я I. Исследование сенсомоторного уровня речи

Проверка состояния фонематического восприятия

Цепочки слогов с фонематически сходными звуками)

Инструкция: слушай и повторяй за мной:

 

БА-ПА                               ПА-БА

СА-ЗА                                           ЗА-СА

ЖА-ЩА                            ЩА-ЖА

СА-ША                             ША-СА

ЛА-РА                               РА-ЛА

МА-НА-МА                      НА-МА-НА

ДА-ТА-ДА                        ТА-ДА-ТА

ГА-КА-ГА                        КА-ГА-КА

ЗА-СА-ЗА                         СА-ЗА-СА

ЖА-ША-ЖА                     ША-ЖА-ША

ЦА-СА-ЦА                       СА-ЦА-СА

ЧА-ТЯ-ЧА                         ТЯ-ЧА-ТЯ

РА-ЛА-РА                        ЛА-РА-ЛА

 

Предъявление: 1 член пары (БА-ПА), потом второй член пары (ПА-БА). Слоги предъявляются до первого воспроизведения. Оценивается в целом.

Оценка: 1 балл – точное воспроизведение в темпе предъявления, 0,5 – 1 член правильно, второй с ошибкой, 0,25 – неточное воспроизведение обоих членов (перестановка, замена, пропуск), 0 – отказ от выполнения

 

2. Исследование артикуляционной моторики

Инструкция: смотри, как я делаю, и повторяй за мной движения

¨ губы в улыбке

¨ губы трубочкой

¨ язык лопаткой

¨ язык иголочкой

¨ язык чашечкой

¨ щелканье языком

¨ «вкусное варенье»

¨ «качели»

¨ «маятник»

¨ чередование «улыбка-трубочка»

 

В пробе следует:

- удерживать позу 3-5 секунд,

- последние 3 упражнения выполняют 4-5 раз.

 

Оценка: 1 балл – правильное и точное выполнение, 0,5 – замедленное и напряженное выполнение, 0,25 – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, 0 – невыполнение.

 

С е р и я II. Исседование навыков языкового анализа

Выявление понятий ЗВУК, СЛОГ, СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сколько слов в предложении?

ДЕНЬ БЫЛ ТЕПЛЫЙ                       ОКОЛО ДОМА РОСЛА ВЫСОКАЯ БЕРЕЗА

Сколько слогов в слове?

ДОМ                КАРАНДАШ                       

Определи место звука в слове

¨ 1 звук: КРЫША

¨ 3 звук: ШКОЛА

¨ последний звук: СТАКАН

Сколько звуков в слове?

РАК     СУМКА    ДИКТАНТ

 

Ребенку дается 3 попытки с оказанием стимулирующей помощи „Подумай еще“

Оценка: 1 балл – правильный ответ с первой попытки, 0,5 – правильный ответ со второй попытки, 0,25 – с третьей попытки, 0 – неверный ответ с третьей попытки. Максимально – 10 баллов.

Верификация предложений

Оценка соответствия предложений нормам языка

Инструкция: я буду читать предложения, если услышите ошибку, исправьте ее.

ДЕВОЧКА ГЛАДИТ УТЮГОМ

ДОМ НАРИСОВАН МАЛЬЧИК

МАЛЬЧИК УМЫВАЕТСЯ ЛИЦО

СОБАКА ВЫШЛА В БУДКУ

БЕРЕЗКИ СКЛОНИЛИСЬ ОТ ВЕТРА

СОЛНЦЕ ОСВЕЩАЕТСЯ ЗЕМЛЕЙ

ПО МОРЮ ПЛЫВУТ КОРАБЛЬ

У НИНЫ БОЛЬШАЯ ЯБЛОКО

ХОРОШО СПИТСЯ МЕДВЕДЬ ПОД СНЕГОМ

НАД БОЛЬШИМ ДЕРЕВОМ БЫЛА ГЛУБОКАЯ ЯМА

 

Оценка:  1 балл – выявление и исправление ошибки, 0,5 – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов), 0,25 – ошибка выявлена но не исправлена, 0 – ошибка не выявлена

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Инструкция: один -- дом, а если много, то это -- дома


СТОЛ

СТУЛ

ОКНО

ЗВЕЗДА
УХО


 

Инструкция: один – дом, а много чего? … домов (Слова те же)

 

Максимальное число баллов за серию – 50.

Оценка: 1 балл – правильный ответ, 0,5 – правильный ответ после стимулирующей помощи, 0,25 – форма образована неверно, 0 – невыполнение

 

С е р и я IV. Исследование словаря и навыков словообразования

Инструкция: у кошки – котята, а у …

КОЗЫ --                СОБАКИ --               

ВОЛКА --             КУРИЦЫ --  

УТКИ --                 СВИНЬИ –

ЛИСЫ --                КОРОВЫ --  

ЛЬВА --                 ОВЦЫ –

 

Образование существительных в уменьшительной форме

Инструкция:  большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы:

СТОЛ                    СТУЛ                     ДОМ

СНЕГ                     ДЕРЕВО                   

 

3. Образование прилагательных от существительных:

а) относительных

Инструкция: кукла из бумаги – она бумажная

ШЛЯПКА ИЗ СОЛОМЫ           ВАРЕНЬЕ ИХ СЛИВЫ

КИСЕЛЬ ИЗ КЛЮКВЫ              ВАРЕНЬЕ ИЗ МАЛИНЫ   

ГОРКА ИЗО ЛЬДА                     ВАРЕНЬЕ ИЗ КЛУБНИКИ

САЛАТ ИЗ МОРКОВИ              ВАРЕНЬЕ ИЗ ЧЕРНИКИ   

ВАРЕНЬЕ ИЗ ВИШНИ              ЛИСТ ДУБА

СУП ИЗ ГРИБОВ                        ЛИСТ КЛЕНА

ВАРЕНЬЕ ИЗ ЯБЛОК                ЛИСТ ОСИНЫ                 

                                                       ШИШКА ЕЛИ

б) качественных

Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а …

ВОЛКА ЗА ЖАДНОСТЬ           МЕДВЕДЯ ЗА СИЛУ

ЗАЙЦА ЗА ТРУСОСТЬ              ЛЬВА ЗА СМЕЛОСТЬ

 

Инструкция: если днем жара, то день жаркий, а если …

МОРОЗ                 ДОЖДЬ

СОЛНЦЕ              ВЕТЕР

СНЕГ                     ХОЛОД

 

в) притяжательных

Инструкция:  у собаки лапа собачья, а у …

КОШКИ                ЛЬВА                    ГНЕЗДО ОРЛА

МЕДВЕДЯ            ЛИСЫ                               КЛЮВ ПТИЦЫ

ЗАЙЦА                 БЕЛКИ                  РУЖЬЕ ОХОТНИКА

 

Оценка:  1 балл – правильный ответ, 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи, 0,25 – неверно образованная форма, 0 баллов – невыполнение. Максимальный балл за всю серию – 50.

 

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Рассказ читается дважды

 

Оценка:

1. Критерий смысловой целостности:  5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья, 2,5 балла -- смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, искажения смысла или включение посторонней информации, 0 баллов -- невыполнение

2.   Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм, 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность в оформлении высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены, 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов, 0 баллов – пересказ недоступен.

3. Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления, 2,5 – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения, 1 балл – пересказ по вопросам, 0 баллов – пересказ не доступен

Суммируются баллы по всем трем критериям. Затем баллы за рассказ и пересказ складываются.

 

 

Пример обработки и анализа результатов обследования

Методика

«Диагностика устной речи младших школьников»

 

Методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста

Отличие от традиционной диагностики:

ü результаты выражены в количественной форме

ü балльно-уровневая система оценки

 

Достоинства:

· удобна для диагностики

· удобна для уточнения структуры дефекта и оценки степени выраженности нарушений (через речевой профиль)

· удобна для построения индивидуальной коррекционной работы

· удобна для комплектования подгрупп для занятий

· удобна для отслеживания динамики речевого развития

 

Методика разработана в двух вариантах: полном и сокращенном (экспресс) Включает:

î 6 серий проб

î каждая проба оценивается отдельно

î высчитывается сумма балов за каждое задание, затем сумма за серию

î заключение делается на основе суммарного значения за все обследование

 

Полный вариант методики Т.А. Фотековой

Максимальное количество баллов – 200. При обработке результатов выводится процент успешности выполнения заданий.

Выделяются 4 уровня успешности выполнения:

4 - 100-80%

3 - 79,9-65%

2 - 64,9-50%

1 - 49,9% и ниже.

Чтобы получить индивидуальный речевой профиль следует:

 

  Количество баллов за серию х на 100 и: на максимально возможный результат

 

1, 3, 4 серия – 50

2, 5 серия – 10

6 серия – 30

 

Вычерчивание речевого профиля:

9 значений по оси Х (названия проб):


1 – фонематическое восприятие

2 – артикуляционная моторика

3 – звукопроизношение

4 – слоговая структура слова

5 – навыки языкового анализа

6 – грамматический строй речи

7 – словарь и словообразовательные процессы

8 – понимание лексико-грамматических отношений

9 – связная речь


 

Успешность выполнения
Названия проб
10 значений по оси У: (успешность выполнения проб в процентах) – 10, 20, 30, 40 …

   

 

 

Получив такой профиль можно определить:

î наиболее несформированные, неблагополучные компоненты речевой системы

î разработать индивидуальную коррекционную программу

 

С е р и я I. Исследование сенсомоторного уровня речи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.065 с.)