Основные положения по экспертным органам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения по экспертным органам



ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ЭКСПЕРТНЫМ ОРГАНАМ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА

 

Государственная экспертиза - действенное средство госу­дарственного регулирования социально-экономической, научно-технической, инвестиционной, природоохранной и другой дея­тельности в целях снижения риска и предотвращения возможного ущерба государственным интересам при принятии и реализации федеральных, региональных, отраслевых и межгосударственных программ и проектов. Она проводится государственными экс­пертными органами, функции которых определены законами РФ, постановлениями Правительства и другими законодательными актами.

Государственная экспертиза организуется на принципах обязательности ее проведения в установленном порядке, незави­симости, научной обоснованности и объективности выводов, уче­та общественного мнения, ответственности за обоснованность экспертного заключения и рекомендаций и осуществляется путем анализа и комплексной оценки проектов и программ. Ее функции возложены на следующие органы:

• Экспертный совет при Правительстве РФ;

• Главное управление государственной вневедомственной экспертизы (Главгосэкспертизу России);

• организации государственной вневедомственной экспер­тизы в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге;

• государственную экологическую экспертизу Минприро­ды РФ;

• государственную экспертизу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций МЧС России;

• государственную экспертизу условий труда;

• экспертизу Госгортехнадзора;

• отраслевые экспертные подразделения министерств и ве­домств;

• другие специально уполномоченные на то государствен­ные органы.

Экспертный совет при Правительстве РФ осуществляет экс­пертизу крупных социально-экономических, научно-технических, инвестиционных проектов и программ, имеющих важное государственное значение и вносимых на рассмотрение Правительства РФ; подготавливает заключения по региональным и федеральным социально-экономическим проблемам; взаимо­действует с экспертными органами министерств и ведомств РФ, соответствующими структурами органов исполнительной власти субъектов Федерации. Одновременно в структуре Минэкономики РФ предусмотрено подразделение, на которое возлагаются обя­занности рабочего органа указанного Совета. Экспертный совет участвует в подготовке законодательных и иных нормативных актов, международных договоров, а также в работе международ­ных организаций в пределах своей компетенции. Для осуществ­ления своих функций может создавать из числа членов Совета и привлекаемых в установленном порядке экспертов секции, рабо­чие группы, комиссии и исследовательские коллективы.

Круг вопросов, рассматриваемых Экспертным советом, мо­жет быть очерчен следующей проблематикой:

• проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов по вопросам программного планиро­вания развития Российской Федерации;

• проекты межгосударственных инвестиционных про­грамм, в которых участвует Российская Федерация;

• проекты комплексных и целевых федеральных социаль­но-экономических, инвестиционных, инновационных, научно-технических, технологических, конверсионных, экспортных и иных крупных программ, связанных с программным развитием Российской Федерации и ее субъектов;

• проекты генеральных планов развития территорий сво­бодных экономических зон;

• проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации;

• проекты генеральных схем расселения и территориальной организации производительных сил Российской Федерации;

• проекты соглашений о разделе продукции прм разработке месторождений минерального сырья, концессионных и других договоров, предусматривающих использование полезных иско­паемых и других природных ресурсов и отходов производств, на­ходящихся в ведении Российской Федерации или в совместном ведении с субъектами Федерации;

• технико-экономические обоснования инвестиций в объ­екты, имеющие важное народнохозяйственное значение или за­трагивающие интересы нескольких субъектов Российской Феде­рации;

• крупные проекты разработки новой техники и техноло­гий, требующие комплексного решения вопросов организацион­ного, нормативно-правового, финансового обеспечения плани­руемых работ;

• проекты создания крупных объектов за рубежом при тех­ническом содействии и финансовом участии Российской Феде­рации;

• иные виды документации, обосновывающей хозяйствен­ную и иную комплексную деятельность на федеральном уровне или затрагивающих интересы нескольких субъектов Российской Федерации.

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА

 

Общественная экспертиза - рассмотрение общественностью предпроектных проработок, технико-экономических обоснова­ний, проектов строительства и оценка их. Этот вопрос закреплен государственным требованием Закона РФ «Об охране окружаю­щей среды» от 19 декабря 1991 г.

Место размещения любого производства - это не только инженерное, но и политическое решение, которое затрагивает интересы населения и местных органов власти. Блага и негатив­ные последствия от проекта по-разному воспринимаются различ­ными слоями населения, так как кроме характеристики любого проекта в терминах прибыли и затрат есть еще другая категория восприятия - с точки зрения человеческих ценностей. В этих во­просах разброс точек зрения бывает необычайно широк, и поэто­му негативные последствия проекта по-разному оцениваются людьми. Выбор ценностей - это всегда выбор между двумя бла­гами. Например, экологическая и строительная политика - это балансирование между ценностями сохранения природы и блага­ми, которые несет экономическое развитие. Перед человеком и обществом всегда стоит проблема, какая ценность должна прева­лировать в конкретной ситуации в определенное время.

Соучастие граждан в обсуждении проектов - это пример прямой демократии. Именно через демократию при обсуждении проектов лучше выявляются интересы населения, именно через эти процедурные нормы оказывается действенное влияние на ка­чество проекта и помощь в согласовании локальных, региональ­ных и государственных интересов. В условиях преобразования принципов управления нашим государством, отраслями народно­го хозяйства и проектным делом актуальным является скорейшее освоение опыта стран с развитой демократией в вопросах участия общественности в обсуждении проектов, предотвращения кон­фликтов, связанных с размещением новых объектов строительства, на начальных стадиях их проектирования. Соучастие граждан в обсуждении проектов, оказывающих серьезное воздействие на окружающую среду, - довольно трудоемкий процесс, требующий определенных знаний и соответствующих методических разрабо­ток. Эти вопросы будут рассмотрены далее.

КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

 

Комплексная экспертиза - рассмотрение и оценка качества различного рода материалов и документов, связанных с инвести­ционной деятельностью в строительстве: инвестиционных про­грамм, градостроительной документации, технико-экономичес­ких обоснований и проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений, которое осуществляется в полном объеме, преду­смотренном действующими нормативными требованиями по со­ставу и содержанию этой документации.

Общая экспертная оценка, выводы и рекомендации экспер­тизы формируются с учетом:

• эффективности проекта по результатам анализа основных технико-экономических показателей объекта строительства и его последующей эксплуатации;

• соответствия проектных решений архитектурно-строительным, экологическим, санитарно-гигиеническим и дру­гим требованиям государственных норм и правил;

• качества разработки каждого из разделов проектной до­кументации.

По результатам проведения комплексной экспертизы проекта со­ставляется сводное заключение с учетом предложений других специализированных экспертиз, а также результатов обществен­ного обсуждения.

 

ЛОКАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

 

Локальная экспертиза - рассмотрение и оценка качества от­дельных (самостоятельных) разделов инвестиционных программ, предпроектных обоснований инвестиций, градостроительной до­кументации, проектов строительства, отдельных технических решений и специальных вопросов, подлежащих обязательному обоснованию и проработке при проектировании (генерального плана и транспорта; технологических решений; материалов ин­женерно-геологических изысканий; инженерного оборудования; стоимости строительства и др.). По результатам локальной экс­пертизы экспертом или группой экспертов составляется локаль­ное заключение по соответствующему разделу (решению, вопро­су), с учетом которого подготавливается сводное экспертное за­ключение.

Принятие заключений у исполнителей и подготовка пред­ложений о включении (невключении) изложенных в них замеча­ний, выводов и рекомендаций в состав сводного заключения про­изводятся ведущим экспертом, несущим ответственность за проведение комплексной экспертизы по объекту в целом. Оконча­тельные выводы и рекомендации экспертизы принимаются руко­водством экспертного органа, а при рассмотрении наиболее крупных и сложных объектов, по которым оценка и анализ при­нятых проектных решений носят неоднозначный характер, выно­сятся на обсуждение и решение Экспертного совета. Локальные заключения могут передаваться заказчикам, проектным и другим заинтересованным организациям для использования при доработке проектов. В случае включения в сводное заключение выво­дов об обязательности выполнения замечаний локальной экспер­тизы они прилагаются к сводному заключению, являются его не­отъемлемой частью и имеют юридическую силу.

ВЫБОРОЧНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

 

Экспертиза выборочная - рассмотрение, проводимое специ­ально на то уполномоченными государственными органами в по­рядке выборочного контроля за качеством градостроительной до­кументации и проектов строительства. Может осуществляться как в целом по проекту, так и по отдельным его разделам, что за­висит от целей и вопросов, интересующих экспертный орган или его вышестоящую структуру государственного управления. По­рядок осуществления выборочного контроля за качеством градо­строительной документации и проектов строительства государст­венной вневедомственной экспертизой установлен постановлени­ем Госстроя России от 29.10.93 г. № 18-41. Объем документа­ции, подлежащей рассмотрению, определяется экспертным орга­ном. Эти материалы дополняются документом об утверждении проекта, заключением ранее рассматривавшего проект эксперт­ного органа и справкой о состоянии строительства. По результа­там выборочной экспертизы подготавливается экспертное заклю­чение, которое может быть как сводным, так и локальным, в за­висимости от поставленной целевой задачи рассмотрения, и осу­ществляется контроль за реализацией замечаний и предложений при дальнейшем проектировании и строительстве. В случае не­обходимости проверяющий экспертный орган может поставить вопрос о переутверждении проекта строительства, лишении ли­цензии или ограничении видов проектной деятельности органи­зации.

 

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственная вневедомственная экспертиза при ком­плексном рассмотрении проектной документации взаимодейст­вует со своими территориальными органами, государственной экологической экспертизой, государственной экспертизой усло­вий труда, а также отраслевой экспертизой министерств, ве­домств и организаций. Сводное экспертное заключение подго­тавливается с учетом мнения этих органов или с их участием. За­ключение этой организации является обязательным документом при утверждении проектной документации и получении разре­шения на производство строительно-монтажных работ.

Экспертное заключение - документальная форма выражения результатов экспертизы. Состав и содержание предопределяются рядом методических пособий, требований и рекомендаций.

Экспертное заключение по проекту строительства объекта производственного назначения включает: наименование заказчи­ка, инвестора и источника финансирования; наименование ген-проектировщика и наличие у него лицензии на проектные рабо­ты; определение подрядной строительной организации; основа­ния для разработки (задание, государственные целевые програм­мы, схемы развития отраслей промышленности, предпроектные обоснования инвестиций в строительство и др.); основные дан­ные и принятые решения; замечания и предложения по принятым решениям и результаты экспертизы; выводы. Основные данные и принятые решения содержат оценку выполнения главных разде­лов проекта: хозяйственной необходимости и целесообразности строительства; выбора участка строительства; годовой мощности и номенклатуры продукции; основных технологических реше­ний; организации производства и управления; генплана, транс­порта; основных строительных решений; инженерного обеспече­ния; мероприятий ГО; охраны окружающей среды; противопожарной безопасности; организации строительства; стоимости строительства и экономической эффективности инвестиций.

Замечания и предложения по принятым решениям и резуль­таты экспертизы включают:

• соответствие заданию на проектирование, предпроектным обоснованиям инвестиций, основным техническим направ­лениям в проектировании объектов соответствующей отрасли;

• оценку состава и комплектности представленных мате­риалов, полноты и качества инженерных изысканий;

• оценку качества всех разделов проектной документации;

• предложения по повышению экономической эффектив­ности, эксплуатационной надежности и экологической безопас­ности за счет совершенствования технических решений, более рационального использования ресурсов: изменения (уменьшения, увеличения) стоимости и продолжительности строительства, уменьшения расхода потребляемых топливно-энергетических ре­сурсов, трудозатрат в строительстве, расхода основных строи­тельных материалов (металла, цемента, лесоматериалов) и др.

Делаются выводы о целесообразности строительства объек­та (предприятия, здания, сооружения). С учетом оценки качества проекта строительства в целом и внесенных в процессе эксперти­зы изменений и дополнений проект рекомендуется к утвержде­нию (приводятся рекомендуемые к утверждению технико-экономические показатели, состав которых определяется в зави­симости от рассматриваемой отрасли, подотрасли), отклоняется или возвращается на доработку.

При подготовке заключений на строительство объектов жилищно-гражданского и общественного назначения делаются ак­центы на анализе генплана, зонировании территорий; объемно-пространственных, архитектурно-планировочных и конструктив­ных решениях; выразительности объекта; изучении функций зда­ния и его частей, уровне комфортности; инженерном обеспече­нии; проверяются вопросы пожарной безопасности и обеспече­ния надежной эвакуации людей в экстремальных условиях; меро­приятия ГО; охрана окружающей среды; изучаются вопросы ор­ганизации и стоимости строительства; делаются выводы о целе­сообразности строительства с учетом экономической эффективности, эксплуатационной надежности и социального значения здания и сооружения.

Экспертная оценка проекта застройки микрорайона, кварта­ла, градостроительного комплекса складывается с учетом оценки:

• комплектности и полноты представленной для рассмот­рения проектно- сметной документации, обязательной для дан­ной стадии проектирования;

• качества проектных решений проекта застройки микро- района, квартала, градостроительного комплекса на основе экс­пертных оценок отдельных разделов проекта;

• эффективности проектных решений на основе анализа важнейших технико-экономических показателей проекта за­стройки микрорайона, квартала, градостроительного комплекса.

При подготовке экспертного заключения по результатам рассмотрения проектной документации на расширение, реконст­рукцию и техническое перевооружение объектов раздел «Основ­ные данные и принятые решения» следует дополнить сведениями об их состоянии.

В тех случаях, когда выявленные при рассмотрении проект­ной документации недостатки влекут за собой существенные из­менения и не могут быть устранены в процессе проведения экс­пертизы, в экспертном заключении указывается на необходи­мость доработки этой документации и устанавливается срок про­ведения работы. При повторном рассмотрении материалов после их доработки по замечаниям и предложениям экспертизы в раз­деле экспертного заключения «Основные данные и принятые ре­шения» должны приводиться сведения о внесенных изменениях и дополнениях, а также о достигнутой при их реализации эффек­тивности.

Контрольные вопросы

 

l.Ha какие органы возложены функции государственной эксперти­зы?

2.Назовите основные задачи Экспертного совета при Правительстве РФ.

3.Перечислите главные задачи государственной вневедомственной экспертизы.

4.Назовите права государственной вневедомственной экспертизы.

5.С какой целью проводится государственная экспертиза в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций?

6.Что входит в компетенцию Государственной экспертизы проектов МЧС РФ?

7.Что осуществляет государственная экспертиза условий труда?

8.Какие функции выполняет государственная экспертиза труда?

9.Назовите основные задачи государственной отраслевой эксперти­зы.

Ю.Что такое общественная экспертиза?

11. Что оценивается при экспертизе градостроительной документа­ции?

12.Что такое комплексная экспертиза?

13.Что такое локальная экспертиза?

14.Что такое выборочная экспертиза:

15.Какими законами регламентируется деятельность экспертных ор­ганов в РФ?

16.Как осуществляется лицензирование экспертной деятельности?

17.Что такое «экспертное заключение»?

18.Назовите состав и содержание экспертного заключения.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ЭКСПЕРТНЫМ ОРГАНАМ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА

 

Государственная экспертиза - действенное средство госу­дарственного регулирования социально-экономической, научно-технической, инвестиционной, природоохранной и другой дея­тельности в целях снижения риска и предотвращения возможного ущерба государственным интересам при принятии и реализации федеральных, региональных, отраслевых и межгосударственных программ и проектов. Она проводится государственными экс­пертными органами, функции которых определены законами РФ, постановлениями Правительства и другими законодательными актами.

Государственная экспертиза организуется на принципах обязательности ее проведения в установленном порядке, незави­симости, научной обоснованности и объективности выводов, уче­та общественного мнения, ответственности за обоснованность экспертного заключения и рекомендаций и осуществляется путем анализа и комплексной оценки проектов и программ. Ее функции возложены на следующие органы:

• Экспертный совет при Правительстве РФ;

• Главное управление государственной вневедомственной экспертизы (Главгосэкспертизу России);

• организации государственной вневедомственной экспер­тизы в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге;

• государственную экологическую экспертизу Минприро­ды РФ;

• государственную экспертизу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций МЧС России;

• государственную экспертизу условий труда;

• экспертизу Госгортехнадзора;

• отраслевые экспертные подразделения министерств и ве­домств;

• другие специально уполномоченные на то государствен­ные органы.

Экспертный совет при Правительстве РФ осуществляет экс­пертизу крупных социально-экономических, научно-технических, инвестиционных проектов и программ, имеющих важное государственное значение и вносимых на рассмотрение Правительства РФ; подготавливает заключения по региональным и федеральным социально-экономическим проблемам; взаимо­действует с экспертными органами министерств и ведомств РФ, соответствующими структурами органов исполнительной власти субъектов Федерации. Одновременно в структуре Минэкономики РФ предусмотрено подразделение, на которое возлагаются обя­занности рабочего органа указанного Совета. Экспертный совет участвует в подготовке законодательных и иных нормативных актов, международных договоров, а также в работе международ­ных организаций в пределах своей компетенции. Для осуществ­ления своих функций может создавать из числа членов Совета и привлекаемых в установленном порядке экспертов секции, рабо­чие группы, комиссии и исследовательские коллективы.

Круг вопросов, рассматриваемых Экспертным советом, мо­жет быть очерчен следующей проблематикой:

• проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов по вопросам программного планиро­вания развития Российской Федерации;

• проекты межгосударственных инвестиционных про­грамм, в которых участвует Российская Федерация;

• проекты комплексных и целевых федеральных социаль­но-экономических, инвестиционных, инновационных, научно-технических, технологических, конверсионных, экспортных и иных крупных программ, связанных с программным развитием Российской Федерации и ее субъектов;

• проекты генеральных планов развития территорий сво­бодных экономических зон;

• проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации;

• проекты генеральных схем расселения и территориальной организации производительных сил Российской Федерации;

• проекты соглашений о разделе продукции прм разработке месторождений минерального сырья, концессионных и других договоров, предусматривающих использование полезных иско­паемых и других природных ресурсов и отходов производств, на­ходящихся в ведении Российской Федерации или в совместном ведении с субъектами Федерации;

• технико-экономические обоснования инвестиций в объ­екты, имеющие важное народнохозяйственное значение или за­трагивающие интересы нескольких субъектов Российской Феде­рации;

• крупные проекты разработки новой техники и техноло­гий, требующие комплексного решения вопросов организацион­ного, нормативно-правового, финансового обеспечения плани­руемых работ;

• проекты создания крупных объектов за рубежом при тех­ническом содействии и финансовом участии Российской Феде­рации;

• иные виды документации, обосновывающей хозяйствен­ную и иную комплексную деятельность на федеральном уровне или затрагивающих интересы нескольких субъектов Российской Федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.045 с.)