Роль звука в кино, телевидении и радиовещании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль звука в кино, телевидении и радиовещании



Лекция 1.3

ФУНКЦИИ ЗВУКОРЕЖИССЁРА

Кино и телевидение родились и развиваются на базе известных научно-технических открытий. Соединение новых технических возможностей с некоторыми выразительными средствами театра — движением, действием — привело к появлению нового - синтетического вида искусства. Этот синтез продолжается, так как изобразительный ряд воссоединился со звуковым.

Следовательно, кино и телевидение нашли свое выражение в единстве искусства и научно-технических достижений с одной стороны и в единстве изобразительных и звуковых средств — с другой. Эти единства основаны на глубоких внутренних связях, и каждая составляющая не просто дополняет, а часто во много крат усиливает общий эффект, делая создаваемые звукозрительные образы более жизненными, а кино- и телевизионные произведения—высокохудожественными.

Таким образом, кино и телевидение, а в звуковой части и радио-вещание, возникли на границе двух разнохарактерных областей человеческой деятельности — искусства и техники. Это привело к тому, что часто одни и те же явления рассматриваются с разных позиций. Инженеры, например, больше интересуются физической стороной звуковых процессов, тогда как музыканты — только их результатами. Первые из них оценивают явление по объективным, вторые — по субъективным его данным. Мы рассматриваем звукорежиссуру как со стороны технической, так и, безусловно, творческой.

Основная цель звукорежиссера — не только осуществление высококачественной звукопередачи, но и формирование качественных грамотных и высококультурных продуктов. Всё это может быть достигнуто только в результате синтеза творческих и технических средств.

Роль звука в кино, телевидении и радиовещании

Органы восприятия, и прежде всего органы зрения и слуха, позволяют человеку получить обширную информацию о явлениях, событиях и фактах, с которыми он сталкивается в жизни. Всё многообразие информации, принимаемой человеком, может быть им передано другим людям.

Стремление передать эту информацию в образном виде привело к рождению различных искусств, причем некоторые из них возникли как соединение нескольких способов образной передачи.

Так, в драматическом искусстве соединилась информация, передаваемая речью и движением, в балетном — движением и музыкой, и т. д.

Такой синтез находит наиболее яркое, выражение в художественных кино- и телефильмах, и не только потому, что в них используются многие виды передачи информации (изображение, движение, речь, музыка, шумы), Главное в том, как говорил А. Довженко, что кино теснейшим образом связано с действительностью, и в этом его могущество.

Образы, создаваемые в кино, становятся более реалистическими с использованием режиссёром музыки и речи в своих экранных произведениях. Речь в кино раскрывает глубину мысли, характер героя, идейную направленность каждого фильма. Музыка стала выразителем чувств и настроения героев, фактором эмоционального воздействия на зрителей.  Раздельное или совместное звучание речи, музыки, шумов образует единую звуковую картину, сливающуюся с изобразительным рядом фильма.

Органическое единство изображения и звука делает кинематографические образы исключительно выразительными, а события — реалистическими и яркими.

Хотя изображение, по сравнению со звуком — более эффективный носитель информации, и в кинематографе ему отводится главная роль, однако всё же - оно не может обеспечить жизненную полноту создаваемого им образа. Образ должен быть одновременно всё же и звуковым. Он синтетичен. Это есть очевидным фактом, хотя вопрос появления звука в кино в начале XX века долго оставался спорным.

Следует отметить, что некоторые из звукорежиссеров, говоря о телевидении, на первый план выдвигают звук. Далее - формулировка мысли: «В большинстве случаев изображение является только средством показа того, что нужно слышать... б о льшую часть программной информации несет звук».

Таким образом, значение звука в кино, телевидении и радиовещании очень велико. Более того, звуковая информация, осуществляемая с помощью технических средств, всё шире используется в искусстве, в науке и технике, в общественной и культурной жизни.

В случае одновременного с изображением действия роль звуков заметно расширяется. Появляется необходимость добиваться полного соответствия звука со зрительным образом и ситуацией передаваемого эпизода. Должны воссоздаваться звуковые впечатления, связанные с изменением масштаба изображения и движением исполнителей, с изменением интерьера, вида звукового сигнала, характера драматического или музыкального произведения.

Звук, предназначается для повышения зрительной выразительности: путем правильного и умелого сочетания изображения с речью, музыкой и шумами. Их общее эмоциональное воздействие на людей не складывается, а многократно усиливается, создавая незабываемые высоко-художественные образы.

Функции звукорежиссера (звукооператора)

Важное значение звука в создании звукозрительного образа в кинофильме или в телепрограмме налагает на звукорежиссера (звукооператора) большую ответственность. Это находит свое выражение, в тех обязанностях, которые сформулированы в должностных положениях. Они включают в себя подбор и специальную организацию звукового материала, соответствующего характеру кадра, сцены и общей идее фильма или художественной программы, а также обработку этого материала путем оперативного воздействия на отдельные элементы тракта звукозаписи, так, чтобы получить максимальную естественность звучания, связанную с полным использованием технических возможностей тракта и с доведением до слушателя художественного замысла композитора и исполнителей.

Из приведенной общей формулы следует, что основная цель звукорежиссера — осуществление звукопередачи на высоком техническом и художественном уровне. Она достигается путем управления рядом основных параметров передаваемых звуковых сигналов, таких, как уровень громкости, частотный спектр, направленные и временные свойства.

Управление может осуществляться как естественным образом, т. е. с помощью самих источников звука — на стадии создания исходных звучаний, так и искусственно — в процессе звукопередачи и обработки звука.

Первый из этих методов находит свое выражение в том, что под руководством режиссера, дирижера и звукорежиссера исполнители устанавливают такие соотношения звуковых параметров, при которых удается с максимальным приближением реализовать творческий замысел сценариста и композитора. Для такого управления используют выразительные средства речи и музыки, которые не могут быть строго конкретизированы. Поэтому процесс такого управления является чисто творческим.

К примеру, при записи аматорского вокального коллектива, в виду разных обстоятельств, у исполнителей нет возможности записываться отдельно по голосам, и руководителю коллектива и звукорежиссёру приходится творческим образом корректировать одновременное звучание многоголосья и в громкости, и в динамике звука и в прочем.

Второй метод осуществляется с помощью технических средств и связан с изменением характеристик звукопередающей системы. Эти характеристики выражают конкретные физические закономерности и поддаются объективной количественной оценке. Управление техническими характеристиками необходимо для повышения художественной выразительности звучаний. Следовательно, процесс управления в этом случае совмещает в себе функции творческого и технического характера.

Каждый из основных методов управления имеет ряд характерных для него практических способов и приемов, позволяющих наиболее эффективно изменять параметры звучания, добиваясь его высокого качества. Очевидно, такое изменение параметров должно осуществляться в соответствии с обстановкой, в которой развиваются действия исполнителей, и с учетом особенностей слухового восприятия.

Для выполнения этой задачи звукорежиссер (звукооператор) должен быть хорошо подготовлен к решению творческих и технических вопросов, уметь анализировать, правильно и объективно оценивать качество передаваемых звучаний. Он должен разбираться в литературе, понимать музыку, творческий замысел режиссера, композитора, исполнителей, связь между звуковой и зрительной составляющими телевизионного или кинематографического произведения, а также знать современные тенденции развития техники и искусства звукопередачи.

Требования, которые предъявляются к звукорежиссеру, вытекают из поставленных перед ним задач. А также указывают на необходимость его сотрудничества со специалистами смежных профессий.

Такое сотрудничество с режиссером фильма или программы необходимо для того, чтобы при составлении рабочего сценария и в процессе создания фильма добиваться включения в него только художественно оправданных звучаний, тесно связанных с изобразительным материалом. Сотрудничество с звукорежиссёра с композитором и дирижером позволяет обеспечить единство музыки и характера изображаемой сцены, позволяет правильно выбрать соотношение уровней громкости для солистов и отдельных групп инструментов в оркестре, позволяет согласовать по времени звучание музыки с поведением действующих лиц в кадре и так далее…

Сотрудничество с исполнителями обусловлено необходимостью оказания им помощи в выборе уровня громкости, темпа и динамики исполнения, устранения дефектов речи, особенно подчеркиваемых в процессе звукопередачи, определения возможных вариантов движения во время съемки изображения и т. д.

Связь с видеооператором нужна для того, чтобы при разработке мизансцен решить вопрос о количестве одновременно используемых микрофонов, их размещении и передвижении, о характере акустической обработки декораций, о согласованном переходе от одного плана съемки и записи к другому.

Звукорежиссёр должен быть связан с рядом производственных отделов и цехов студии. Так как для получения высококачественной фонограммы необходимо, чтобы запись звука всему фильму производилась в хорошо оборудованных и звукоизоляционных студиях.

Связь звукорежиссера с отделом декорационно-технических сооружений определяется необходимостью подвергать большие декорации дополнительной акустической обработке в том случае, когда их установка в павильоне или студии может заметно изменить акустические условия.

Наиболее тесные и длительные взаимоотношения связывают звукорежиссера с цехом звукотехники. В подготовительный период работы он составляет и направляет в цех заявку на аппаратуру, определяющую тип стационарной и передвижной звукозаписывающей аппаратуры, типы микрофонов и дополнительного оборудования.

Подготовка записанного звукового материала, его запись, контроль качества, отбор, перезапись связывает звукорежиссера с монтажным цехом.

Маньковский В. С.

М24 Основы звукооператорской работы: Учеб, посо-
бие. — М.: Искусство, 1985. — 240 с., ил.

Лекция 1.3

ФУНКЦИИ ЗВУКОРЕЖИССЁРА

Кино и телевидение родились и развиваются на базе известных научно-технических открытий. Соединение новых технических возможностей с некоторыми выразительными средствами театра — движением, действием — привело к появлению нового - синтетического вида искусства. Этот синтез продолжается, так как изобразительный ряд воссоединился со звуковым.

Следовательно, кино и телевидение нашли свое выражение в единстве искусства и научно-технических достижений с одной стороны и в единстве изобразительных и звуковых средств — с другой. Эти единства основаны на глубоких внутренних связях, и каждая составляющая не просто дополняет, а часто во много крат усиливает общий эффект, делая создаваемые звукозрительные образы более жизненными, а кино- и телевизионные произведения—высокохудожественными.

Таким образом, кино и телевидение, а в звуковой части и радио-вещание, возникли на границе двух разнохарактерных областей человеческой деятельности — искусства и техники. Это привело к тому, что часто одни и те же явления рассматриваются с разных позиций. Инженеры, например, больше интересуются физической стороной звуковых процессов, тогда как музыканты — только их результатами. Первые из них оценивают явление по объективным, вторые — по субъективным его данным. Мы рассматриваем звукорежиссуру как со стороны технической, так и, безусловно, творческой.

Основная цель звукорежиссера — не только осуществление высококачественной звукопередачи, но и формирование качественных грамотных и высококультурных продуктов. Всё это может быть достигнуто только в результате синтеза творческих и технических средств.

Роль звука в кино, телевидении и радиовещании

Органы восприятия, и прежде всего органы зрения и слуха, позволяют человеку получить обширную информацию о явлениях, событиях и фактах, с которыми он сталкивается в жизни. Всё многообразие информации, принимаемой человеком, может быть им передано другим людям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.016 с.)