Текстовые нормы официально-делового стиля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Текстовые нормы официально-делового стиля.



Тест по изученной теме

1. Какие слова чаще всего используются в официально – деловом стиле речи:
а) однозначные
б) многозначные
в) научные термины

2. Назовите основную черту официально – делового стиля речи:
а) постоянное изменение
б) устойчивость
в) эмоциональная насыщенность

3. Назовите одно из основных ответвлений официально – делового стиля речи:
а) описание
б) рассуждение
в) собственно деловой

4. Назовите одно из основных ответвлений официально – делового стиля речи:
а) юридический
б) договор
в) повествование

5. Назовите одно из основных ответвлений официально – делового стиля речи:
а) служебная записка
б) постановление
в) дипломатический

6. Назовите одну из основных черт официально – делового стиля речи:
а) эмоциональная насыщенность
б) точность
в) простота

7. Назовите одну из основных черт официально – делового стиля речи:
а) простота
б) эмоциональная насыщенность
в) языковой стандарт

8. Что такое собственно деловой подстиль:
а) официальные документы
б) международные документы
в) судебные акты, законы

9. Что такое юридический подстиль:
а) научные статьи
б) официальные документы
в) судебные акты

10. Что такое юридический подстиль:
а) международные документы
б) законы
в) официальные документы

11. Что такое дипломатический подстиль:
а) международные документы
б) официальные документы
в) научные статьи

12. Назовите одну из важных особенностей официально – делового стиля:
а) отсутствие языковых штампов
б) отсутствие эмоционально окрашенной лексики
в) наличие эмоционально окрашенной лексики

13. Назовите одну из важных особенностей официально – делового стиля:
а) наличие языковых штампов
б) наличие эмоционально окрашенной лексики
в) отсутствие языковых штампов

14. К какому подстилю относится такой документ, как закон:
а) международному
б) дипломатическому
в) юридическому

15. К какому подстилю относится такой документ, как заявление:
а) собственно деловому
б) международному
в) юридическому

16. Функциональный стиль речи, средство письменного общения в сфере деловых отношений: в сфере правовых отношений и управления:
а) публицистический
б) официально – деловой стиль
в) художественный

17. Среди книжных стилей русского языка официально-деловой стиль выделяется своей относительной устойчивостью и:
а) постоянством
б) открытостью
в) замкнутостью

18. Официально-деловой стиль – это стиль:
а) книг
б) документов
в) журналов

19. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт, таких как:
а) тенденция к употреблению простых предложений
б) развернутость изложения
в) компактность изложения

20. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт, таких как:
а) развернутость изложения
б) широкое использование терминологии
в) редкое использование терминологии

21. Официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт, таких как:
а) частое употребление отглагольных существительных
б) частое употребление отглагольных прилагательных
в) редкое употребление отглагольных существительных

22. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт, таких как:
а) редкое употребление отглагольных существительных
б) повествовательный характер изложения
в) развернутость изложения

23. Официально-деловой стиль в целом характеризует:
а) редкое употребление отглагольных существительных
б) развернутость изложения
в) прямой порядок слов в предложении

24. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт, таких как:
а) тенденция к употреблению простых предложений
б) тенденция к употреблению сложных предложений
в) частое употребление отглагольных прилагательных

25. Официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт, таких как:
а) сильная индивидуализация стиля
б) тенденция к употреблению простых предложений
в) слабая индивидуализация стиля

26. Неоднородность тематики и разнообразие жанров позволяют выделить в рассматриваемом стиле одну из разновидностей:
а) официально-художественный стиль
б) официально-документальный стиль
в) официально-публицистический стиль

27. Неоднородность тематики и разнообразие жанров позволяют выделить в рассматриваемом стиле одну из разновидностей:
а) обиходно-деловой стиль
б) обиходно-бытовой стиль
в) официально-художественный стиль

28. Также важно отметить, что в деловом стиле используется определенный набор языковых штампов, что сближает его с таким стилем:
а) публицистическим
б) художественным
в) научным

29. В официально – деловых текстах не употребляе(ю)тся:
а) риторические вопросы
б) деепричастные обороты
в) причастные обороты

30. Официально – деловую окраску имеет фразеологизм:
а) холодная война
б) актуальность темы
в) воспрянуть духом

Документ

Зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать. Документы объединены в унифицированные системы документации

Деловая бумага

Документ, имеющий хождение в административно-управленческой сфере

Реквизиты

Обязательные композиционные части, установленные законом и распорядительными документами (ГОСТом) для каждой разновидности документов

ФОРМУЛЯР

Совокупность и определённая последовательность реквизитов, характерных для той или иной разновидности документа и обеспечивающих его юридическую силу

Бланк документа

Стандартный лист бумаги с реквизитами, идентифицирующими автора (составителя) документа. Существуют два типа бланков: угловые и продольные, различающиеся расположением реквизитов, предваряющих текст письма

Адресант (составитель)

Реквизит, содержащий наименование организации-отправителя и/или лица, составившего/подписавшего документ

Адресат

Реквизит, содержащий наименование организации/лица, которому направляется данный документ. Как правило, располагается в верхнем правом углу

заголовок (Наименование документа)

Реквизит, отражающий коммуникативную цель адресанта. Позволяет судить о назначении документов; определяет состав реквизитов и структуру текста. Обычно печатается прописными буквами/с заглавной буквы

Дата документа

Реквизит, указывающий дату подписания документа, его утверждения; а также дату события, зафиксированного в документе. Способы датирования: цифровой и комбинированный

Подпись

Собственно подпись (сигнатура) составителя, отправителя, заверителя и др. В большинстве случаев предполагается расшифровка подписи

Канцеляризм

Слова и устойчивые словосочетания, грамматические формы и конструкции, традиционно употребляющиеся в официально-деловом стиле (в первую очередь в его административно-хозяйственном подстиле)

Стандартизация

 

 

Кодифицированные нормы

 

Кодификация

Установление в государственном масштабе оптимальных правил и требований по разработке и оформлению документов

 

– это нормы, которым должны следовать все носители литературного языка.

– это фиксация в разного рода словарях и справочниках, грамматике тех норм и правил, которые должны соблюдаться при создании текстов кодифицированных функциональных разновидностей (например, правильное ударение: договор, маркетинг, обеспечение, намерение).

 

Унификация

Приведение чего-либо (в данном случае документации) к единой системе, форме, единообразию

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ДОКУМЕНТА

Достоверность (объективность информации)

Отражение информативным содержанием фактического положение дел; непредвзятая оценка событий

Точность словоупотребления

Использование слов в строгом соответствии с их лексическим значением

Лаконизм формулировок

Целесообразное количество включаемой информации, необходимой и достаточной для реализации конкретной коммуникативной задачи. Краткое и чёткое речевое оформление содержания, заключающее в себе только необходимое для уяснения предмета речи

Безупречность в юридическом отношении

Правовая значимость, дающая основание служить доказательством в суде

Стандартность языка

Выражение мысли единообразным способом; использование устойчивых языковых оборотов при освещении типовых ситуаций делового общения

безличностно-нейтральный тон изложения

Стремление к обезличенной подаче информации: отсутствие или ограниченное употребление языковых средств выражения субъекта речи; практическое отсутствие оценочной лексики

Соответствие нормам официально-делового этикета

Выбор композиции и отбор языковых средств, соответствующих жанру.

 

Задание 2. При составлении и редактировании документов, ознакомиться с правилами составления и оформления отдельных видов документов (заявление, доверенность, автобиография, резюме). Выполнить упражнения1,2,3,4.

СОСТАВЛЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ

Отдельных видов

ДОКУМЕНТОВ

1. ЗАЯВЛЕНИЕ

Документ, содержащий просьбу, жалобу или предложение лица (работника, потребителя, клиента). Адресат - должностное лицо или организация.

общие правила оформления заявления

Заявление, как правило, составляется в рукописной форме на бумаге формата А-4 или трафаретном бланке. Содержит следующие реквизиты:

v Наименование адресата (с указанием должности, фамилии и инициалов) пишется вверху с отступом в треть строки*.

v Фамилия, имя, отчество заявителя пишется под адресатом без предлога от (более предпочтительный вариант) или с предлогом от.

v Наименование документа - слово Заявление - пишется в центре листа.

v Основной текст пишется с красной строки. Он содержит формулировку просьбы (жалобы, предложения) с краткой аргументацией существа дела и, возможно, с указанием конкретных сроков и условия желательного варианта решения.

v Указание на наличие необходимых прилагаемых к заявлению документов.**

v Дата, как правило, ставится слева, подпись заявителя - справа.

ФОРМА-образец ЗАЯВЛЕНИЯ

Должность

Ф.И.О.адресата (кому?) (кого?)

должность / статус

Ф.И.О. адресанта**

Заявление

Прошу + инфинитив глагола (выделить, разрешить, допустить, принять и т.д.)…

Конструкции для ввода аргументации: ввиду того что…, в связи с тем, что…, по причине…, на основании того что…, учитывая (что?)...

Необходимые документы прилагаются

Дата Подпись

 

Упражнение 1.

Вопросы и задания

1. Объясните, почему данные документы вызывают смех.
2. Найдите ошибки в приведенных выше документах, исправьте их соответственно официальному стилю.

Заявление студентки директору МПК

Дорогая Татьяна Николаевна!

Отпустите меня на три дня в деревню, так как пора копать картошку, а мои родители старенькие, сами не справятся, да и мне стыдно будет, что я не смогла помочь им.

С приветом, Ксения Петрова
25 сентября 2017 г.

Заявление директору от студента

Знаете ли, мне нужно завтра в поликлинику к зубному – талончик взять. Сами небось понимаете, что на учебу я вовремя никак не поспею. Татьяна Николаевна, миленькая, можно, я опоздаю? Я лучше потом задержусь и все-все сделаю до конца и сдам, честное слово! А?

Семенова

ДОВЕРЕННОСТЬ

Документ, содержащий информацию о предоставлении права доверенному лицу полномочия предпринять/предпринимать какое-либо действие (чаще всего получить что-либо) от лица доверителя и предназначенный для предъявления третьим лицам.

Адресат – учреждение, предприятие, учебное заведение и т. д.

Разновидности доверенности: официальная (служебная) и личная.

 

ФОРМА-ОБРАЗЕЦ ДОВЕРЕННОСТИ

Доверенность Я, Ф.И.О., паспорт серии ______ _________ выдан_____________ ___________________________, проживающий по адресу:___________________, (когда и кем) доверяю получить причитающуюся мне стипендию за______________ 20___года (месяц) (кому) Ф.И.О., паспорт серии _____ №__________ выдан ___________________ (когда и кем) _______________, проживающему (-ей) по адресу: ______________________. Дата Подпись Расшифровка подписи Подпись кого? (должность Ф.И.О.) удостоверяю (заверяю)* *.

Дата Подпись Расшифровка подписи

Композиция и информативно-смысловая модель автобиографии и резюме в принципе аналогичны. Разница в их информативном содержании обусловлена большей зависимостью содержания резюме от адресата (предполагаемого работодателя).

Упражнение 3.

Прочитайте доверенность, написанную детским писателем

К.И. Чуковским. Как вы думаете, можно ли так написать доверенность в официально-деловом стиле? Отредактируйте текст.

Доверенность

Пусть Воронину Сергею отдадут мою стипендию. Он как будто человек честный, и, надеюсь, денег моих не растратит.

 

АВТОБИОГРАФИЯ

Документ, содержащий жизнеописание какого-либо лица, составленное им самим. Адресат – учреждение (работодатель), учебное заведение и т. п.

общие правила оформления автобиографии

Автобиография составляется от первого лица в произвольной форме, собственноручно, но без помарок и исправлений с обязательным освещением следующих вопросов:

v Дата и место рождения, социальное происхождение, гражданство.

v Пребывание в учебных заведениях (где и когда учился). Полученное образование, специальность.

v Начало трудовой деятельности, переход с одной работы на другую (когда, где, кем работал).

v Служил ли в рядах Вооружённых сил (когда, где, кем).

v Участие в общественной жизни. Награды, поощрения (если есть).

v Семейное положение, краткие сведения о ближайших родственниках.

v Другие сведения (по усмотрению составителя).

Автобиография
Я, Козлов Василий Иванович, родился 4 ноября 1969 года в г. Макеевке.
В 1976 году пошёл в первый класс средней школы №27 г. Макеевки. После окончания 9 классов в 1984 году поступил в торговый техникум г. Донецка, который окончил с золотой медалью.
В 1986 году поступил на физико-математический факультет Донецкого национального университета. Во время обучения в университете был старостой группы.
В 1991 году закончил полный курс упомянутого университета по специальности «Математика и информатика». После его окончания присвоена квалификация учителя математики и информатики. С октября 1991 года работаю учителем в средней школе №19 г. Макеевки.
Состав семьи:
жена — Козлова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы средней школы №107 г. Макеевки;
дочь — Козлова Маргарита Васильевна, 1991 года рождения.

15 ноября 2017 г. Подпись

 

Упражнение 4. Прочитав текст автобиографии, укажите в нём композиционные, логические, стилистические ошибки и отклонения. Отредактируйте текст.

 

Моя Автобиография. Меня зовут Куликова Наталья. Я родилась второго января тысяча девятьсот семьдесят шестого года в Уренском районе в семье умных людей, но простых рабочих. Моего папу зовут Юрий Васильевич, маму Валентина Васильевна. Еще у меня есть два брата: Илья и Николай. До пяти лет мое воспитание осуществлялось дома, потом - в детском саду. А в тысяча девятьсот восемьдесят третьем году я пошла в первый класс. Успешно и с радостью училась в школе. В тысяча девятьсот девяносто четвертом году окончила среднюю школу. После школы поступила в Нижегородский государственный технический университет на химико-технологический факультет. На это оказала свое влияние любимая учительница химии – Степанова Елена Николаевна. Куликова 05,09,2003 г.

 

 

РЕЗЮМЕ

Документ, предъявляемый лично или отправляемый/высылаемый при трудоустройстве и содержащий краткие сведения о биографических данных, образовательной подготовке, профессиональной деятельности, некоторых умениях и навыках, а также личных качествах человека. Адресат – потенциальный работодатель.

Резюме – это своего рода визитная карточка, аттестующая претендента на вакантную должность. Цель резюме – как можно более выигрышно (и в то же время объективно) представить себя как личность и свою трудовую биографию.

Резюме – сравнительно молодой жанр в русском деловом общении, именно поэтому применительно к нему пока не выработано единого стандарта и написание резюме является до некоторой степени творческим процессом. Тем не менее, существуют общие правила составления резюме и можно назвать типовые информативные блоки этого жанра деловой речи.

4.2. Самостоятельная работа студентов по выполнению заданий практического занятия.

4.2.1. Проведение словарного диктанта у доски. Анализ орфографических ошибок. Работа с лексическим значением слов.

Документирование, документ, деловая бумага, реквизиты, формуляр, бланк документа, адресант (составитель), адресат, заголовок (наименование документа), подпись, канцеляризм, стандартизация, унификация.

В заключении анализирую проведение работы и допущенные ошибки.

4.2.2.

1. Прежде, чем выполнить задания, следует прочитать правила оформления некоторых видов документов.

2. Внимательно прочитать задания к упражнениям (1,2,3,4), затем приступать к редактированию предложенных документов.

3. Составить правильно указанный вид документа.

Когда студенты выполнили задания самостоятельной работы, веду индивидуальную работу.

Студенты анализируют выполнение заданий, находят и исправляют допущенные ошибки в самостоятельных индивидуальных работах на основе образцов документов (на экране проектора). Как руководитель практического занятия анализирую ответы студентов. Даю возможность самостоятельно исправить ошибки.

Выборочно проверяю качество выполнения заданий.

Список литературы

1. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения: Практикум. Саратов, 2002.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Р/н/Д., 2001.

3. ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации: Унифицированная система организационно-распорядительной документации. М., 2003.

3. Делопроизводство: Учебник / Под ред. Т.В. Кузнецовой. М., 2004.

4. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. М., 2000.

2. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003.

Интернет ресурсы:

http://old.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2015/04/Metod.pdf

Приложение 1

Инструкция

К практической работе

 

ТЕМА: Официально-деловой стиль. Оформление деловых бумаг: заявление, резюме, доверенность, автобиография.

ЦЕЛЬ: обобщить и систематизировать теоретические знания по теме, ликвидировать пробелы в знаниях, овладеть практическими письменными и устными навыками официально-делового стиля; учиться оформлять документы различных жанров, грамматически правильно строить устное высказывание делового характера, используя специальные речевые клише;

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения: Практикум. Саратов, 2002.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Р/н/Д., 2001.

3. ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации: Унифицированная система организационно-распорядительной документации. М., 2003.

3. Делопроизводство: Учебник / Под ред. Т.В. Кузнецовой. М., 2004.

4. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. М., 2000.

2. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003.

Интернет ресурсы:

http://old.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2015/04/Metod.pdf

 

ЗАДАНИЕ 1

Упражнение 1.

Вопросы и задания (устно)

1. Объясните, почему данные документы вызывают смех.
2. Найдите ошибки в приведенных документах, исправьте их соответственно официальному стилю.

 

Заявление студентки директору МПК

Дорогая Татьяна Николаевна!

Отпустите меня на три дня в деревню, так как пора копать картошку, а мои родители старенькие, сами не справятся, да и мне стыдно будет, что я не смогла помочь им.

С приветом, Ксения Петрова
25 сентября 2017 г.

Заявление директору от студента

  Знаете ли, мне нужно завтра в поликлинику к зубному – талончик взять. Сами небось понимаете, что на учебу я вовремя никак не поспею. Татьяна Николаевна, миленькая, можно, я опоздаю? Я лучше потом задержусь и все-все сделаю до конца и сдам, честное слово! А?

                                                                                                 Семенова

Упражнение 4. (устно)

 

    Прочитайте доверенность, написанную детским писателем

К.И. Чуковским. Как вы думаете, можно ли так написать доверенность в официально-деловом стиле?

Доверенность

Пусть Воронину Сергею отдадут мою стипендию. Он как будто человек честный, и, надеюсь, денег моих не растратит.

Напишите эту доверенность в официально-деловом стиле.

Требования к ответу:

- полнота;

- правильность;

- опора на теоретические знания;

- логическая последовательность;

- культура речи;

-правильность оформления в тетради.

 

 

Критерии оценивания:

Оценка 5 (отлично)

-

-

Ответ полный, правильный, доказательный

логически последовательный. Студент проявил знания теоретического учебного материала, речь выразительная, правильная. Правильно оформил задание в тетради.

 

Оценка 4 (хорошо)

-

Ответ полный, правильный, но недостаточно

доказательный, так как недостаточно используются теоретические знания, речь выразительная, правильная. Правильно оформил задание в тетради.

 

Оценка 3 (удовлетворительно)

-

Ответ неполный, недостаточно доказательный, так как недостаточны теоретические знания. Речь непоследовательная, недостаточно логичная и выразительная. Допущены ошибки в оформлении документации.

Оценка 2 (неудовлетворительно)

-

В ответе не выявлены знания теоретического материала, в связи с чем ответ поверхностный, недостаточно правильный. Ответ не логичный, речь невыразительна, не последовательна. Допущены ошибки в оформлении документации.

 

 

ДОМАШЕЕ ЗАДАНИЕ (письменно)!!!

Составить автобиографию, резюме, доверенность (письменно). Выполнить задания тестирования (письменно). Прочитать фрагмент из фельетона В. Ардова «Суконный язык» и рассказ М.Зощенко «Обезьяний язык». Сформулировать проблемы, поставленные авторами (письменно).

ДОРОГИЕ РЕБЯТА, выполненные задания отправлять на личную почту kutskaya _45@ mail. ru или в ВК.

НЕ забывайте, пожалуйста, выполнять самостоятельные работы по русскому языку!

УДАЧИ!

СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ -до 28.04.20г.

 

Текстовые нормы официально-делового стиля.

Все мы так или иначе, чаще или реже сталкиваемся в своей жизненной практике с необходимостью подать заявление, составить доверенность и т.д. Первое, что необходимо сделать: уяснить характер официально-деловой ситуации и выбрать в соответствии с ней жанр документа.

Выбор жанра документа обусловливает необходимость знания формы (схемы) соответствующего документа. Что же такое документ? Всякий документ может быть рассмотрен как сумма постоянных элементов содержания (реквизитов) и их взаимосвязь (последовательность и расположение).

Обязательными реквизитами являются следующие:

Перечень реквизитов Комментарий
Адресат Наименование учреждения в форме именительного падежа(что?)
  Указание должности лица в форме дательного падежа (кому?)
  Ф.И.О. лица в форме дательного падежа (кому?)
Адресант Наименование отправителя документа в форме род.п. (чье, кого?) реже (от кого?)
Наименование документа Пишется посредине строки с прописной буквы на любом виде документа, кроме служебного письма, без точки.
Дата Записывается непосредственно под текстом личного документа, слева, арабскими цифрами из 6 знаков: число, месяц, год (04.05.07.)
Подпись Ставится непосредственно под текстом документа, на той же строке, что и дата, но справа.

В тексте документа обычно выделяются две смысловые части: в одной излагаются причины, основания и цели составления документа, в другой – выводы, предложения, просьбы, рекомендации, распоряжения. Для облегчения восприятия информации рекомендуется начинать документ с изложения существа вопроса: просьбы, предложения и т.д., а затем подкреплять их обоснованиями.

Форма документов разных видов унифицирована. Они составляются и оформляются на основе правил, изложенных в Единой государственной системе делопроизводства (ЕГСД).

В общем виде в официально-деловом стиле используются формы текстов трех типов: образцы-матрицы, образцы-модели, образцы-схемы.

Образцы-матрицы – самые жестко организованные типы текстов, отличающиеся строгой фиксированностью 3-х параметров: набора реквизитов, их последовательности, их пространственного расположения. Это, например, готовые бланки справки или анкеты. Составитель не сочиняет текст документа, а отвечает на вопросы (заполняет графы).

Образцы-модели- демонстрируют большую свободу при фиксированности двух основных параметров – реквизитов и их последовательности (заявления, деловые письма). Один «творческий» реквизит – формулировка просьбы и ее обоснования. Четкая схема особенно видна при пародировании формы документа, наполнении ее несвойственным деловой речи содержанием:

В Совет старейшин острова Итаки

                                    Одиссея, царя,

                                             Проживающего на

                                           Козьем холме, 15

заявление

            Прошу представить мне долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия в Троянской войне с 1 июня с.г.

Третий тип текстов представляет собой образец-схему. Это наименее жесткий тип организации документа, характеризуемого только одним параметром фиксированного набора реквизитов (как правило «шапки» документа), например, объяснительной записки.

2.Особенности языка служебных документов

К лексическим признакам делового стиля относятся:

1. канцеляризмы: ставить вопрос, настоящим доводится до вашего сведения, входящие-исходящие документы, уведомление;

2. архаизмы, т.е. устаревшие слова, вышедшие из активного употребления: оным удостоверяю, сей документ, каковая:

3. профессиональная терминология: недоимки, алиби, взимание налогов, отзыв лицензии, юридическое лицо, теневой бизнес;

4. большой набор стандартных выражений (словосочетаний): по истечении срока, в противном случае, в порядке обмена опытом, в порядке исключения, согласно вашей просьбе и т.д., в т. числе и избыточные формулы; настоящая справка, действительно проживает и др.

Особенностями морфологии являются:

1)существительные – названия людей по признаку, обусловленному каким –либо действием: налогоплательщик, наниматель, свидетель, истец;

2)существительные, обозначающие должности и звания употребляются только в форме мужского рода: инспектор Иванова, директор Петрова.;

3) преобладание существительных над другими частями речи;

5. большое количество отглагольных существительных: лишение, исполнение, нахождение, часто с префиксом не- невыполнение, несоблюдение, непризнание.;

6. преобладание имени существительного над местоимением: местоименные замены невозможны, повторы существительных присутствуют даже в рядом стоящих предложениях.;

7. расщепление глагола на сочетания глагол +существительное: предлагать – вносить предложение, помогать – оказывать помощь, оплачивать – производить оплату;

8. употребление сложных отыменных предлогов: в целях, в отношении, за счет, ввиду, в силу и т.д.

9. преобладание инфинитива над другими глагольными формами: выявить, предупреждать, обеспечить и т.д.;

10. преобладание формы глаголов настоящего времени (настоящее вневременное): за неуплату налогов взимается штраф.

Синтаксические признаки официально-делового стиля:

1)употребление словосочетаний со сложными отыменными предлогами для обозначения временных отрезков: по истечении, по достижении;

2)Употребление инфинитивных конструкций со значением долженствования: должны действовать, должны быть доведены;

3)употребление простых предложений с однородными членами (до 8, 10 и более однородных членов);

4) употребление пассивных конструкций: платежи вносятся квартиросъемщиками в указанное время.

5)нанизывание родительного падежа: Деятельность федеральных органов налоговой полиции осуществляется на основе принципов законности, уважения прав и свобод гражданина и т.д.

6) преобладание сложных предложений, в особенности сложноподчиненных с придаточным условия: при наличии спора о размерах причитающихся работнику сумм администрация обязана уплатить указанное в настоящей статье возмещение в том случае, если спор решен в пользу работника.

Неправильно составленные официально-деловые документы часто становятся предметом сатиры.

Н-р. «На вашу жалобу от 26 декабря 2006 года сообщаю, что водитель автомашины № 87-05 за обрызгивание грязью прохожих разобран на техкомиссии, где ему вынесено решение подвергнуть углубленной проверке правил движения».

«Игнорируя прямые и косвенные угрозы администрации, несушки неслись где попало и повсюду, что нарушало технику безопасности птичницы Боровиковой Л.А.».

Существует ряд ошибок, являющихся типичными для официально-деловой речи. К ним относятся:

1)немотивированное употребление заимствованных слов: апеллировать вм. обращаться, пролонгировать вм. продлить;

2)употребление архаизмов: в настоящем письме вм. В этом письме; каковой вм. Который, сего года вм. Этого года.;

3)тавтология(повторы); следует учесть следующее, значение этого нововведения означает;

4)неразличение паронимов: командировочный – командированный, познакомить с продукцией вм. ознакомить;

5)неправильное использование предлогов, связанное с незнанием значения, выражаемого предлогом (благодаря – указывает на причину, приведшую к положительным результатам, поэтому сочетание благодаря неправильным действиям Дэз ошибочно; с ошибочным выбором падежа существительного (предлог благодаря сочетается с дательным падежом, р.п. не правилен: благодаря удачной работы говорить нельзя.

6) неправильное написание раздельное в следствии вместо слитного вследвствие, слитного втечении, вместо раздельного в течение.

Запомним следующие правильные конструкции:

Благодаря – чему?

Вследствие - чего?

Ввиду

В силу

По причине – чего?

В связи - с чем?

_________________значение причины.

Сообразно - чему?

В соответствии - с чем?

Согласно – чему?

Вопреки – чему?

_________________мотивы

во избежание – чего?

Во исполнение – чего?

В целях – чего?

С целью – чего?

___________________цель

в течение - чего?

В продолжение – чего?

Впредь – до чего?

По мере – чего?

____________________время

касательно – чего?

_____________________тематика

Контрольные вопросы

1. Какие качества характеризуют официально-деловой стиль?

2. Какие три подстиля в нем можно выделить?

3. Какие три типа форм текстов официально-делового стиля вы можете назвать? Чем они характеризуются?

4. Каковы основные особенности реализации языковых единиц в официально-деловом стиле?

5. Каких типичных ошибок надо избегать?

Тест по изученной теме

1. Какие слова чаще всего используются в официально – деловом стиле речи:
а) однозначные
б) многозначные
в) научные термины

2. Назовите основную черту официально – делового стиля речи:
а) постоянное изменение
б) устойчивость
в) эмоциональная насыщенность

3. Назовите одно из основных ответвлений официально – делового стиля речи:
а) описание
б) рассуждение
в) собственно деловой

4. Назовите одно из основных ответвлений официально – делового стиля речи:
а) юридический
б) договор
в) повествование

5. Назовите одно из основных ответвлений официально – делового стиля речи:
а) служебная записка
б) постановление
в) дипломатический

6. Назовите одну из основных черт официально – делового стиля речи:
а) эмоциональная насыщенность
б) точность
в) простота

7. Назовите одну из основных черт официально – делового стиля речи:
а) простота
б) эмоциональная насыщенность
в) языковой стандарт

8. Что такое собственно деловой подстиль:
а) официальные документы
б) международные документы
в) судебные акты, законы

9. Что такое юридический подстиль:
а) научные статьи
б) официальные документы
в) судебные акты

10. Что такое юридический подстиль:
а) международные документы
б) законы
в) официальные документы

11. Что такое дипломатический подстиль:
а) международные документы
б) официальные документы
в) научные статьи

12. Назовите одну из важных особенностей официально – делового стиля:
а) отсутствие языковых штампов
б) отсутствие эмоционально окрашенной лексики
в) наличие эмоционально окрашенной лексики

13. Назовите одну из важных особенностей официально – делового стиля:
а) наличие языковых штампов
б) наличие эмоционально окрашенной лексики
в) отсутствие языковых штампов

14. К какому подстилю относится такой документ, как закон:
а) международному
б) дипломатическому
в) юридическому

15. К какому подстилю относится такой документ, как заявление:
а) собственно деловому
б) международному
в) юридическому

16. Функциональный стиль речи, средство письменного общения в сфере деловых отношений: в сфере правовых отношений и управления:
а) публицистический
б) официально – деловой стиль
в) художественный

17. Среди книжных стилей русского языка официально-деловой стиль выделяется своей относительной устойчивостью и:
а) постоянством
б) открытостью
в) замкнутостью

18. Официально-деловой стиль – это стиль:
а) книг
б) документов
в) журналов

19. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт, таких как:
а) тенденция к употреблению простых предложений
б) развернутость изложения
в) компактность изложения

20. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт, таких как:
а) развернутость изложения
б) широкое использование терминологии
в) редкое использование терминологии

21. Официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт, таких как:
а) частое употребление отглагольных существительных
б) частое употребление отглагольных прилагательных
в) редкое употребление отглагольных существительных

22. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт, таких как:
а) р



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.19 с.)